ПОДДЕРЖКА ДЕТСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ НОД ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
консультация

Татаринцева Алена Павловна

Как бы ни стремительно внедрялся в нашу жизнь прогресс, но дети продолжают любить рисовать, клеить, лепить. И педагоги стремятся увидеть в детских рисунках или предмет, или сюжет,  используя в работе разнообразные методики и  педагогические подходы. В настоящее время в методике изобразительной деятельности сложилась определенная система методов и приемов. Главная направленность этой системы — на развитие самостоятельности, инициативы и активности, которые должны повышать интерес к изобразительной деятельности, к овладению средствами и способами создания выразительных образов.          Инициативный ребенок должен уметь реализовать свою деятельность творчески, проявлять познавательную активность, стремиться к достижению цели без помощи взрослых.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx17.66 КБ

Предварительный просмотр:

ПОДДЕРЖКА ДЕТСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ  ПРИ ПРОВЕДЕНИИ НОД ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

     Как бы ни стремительно внедрялся в нашу жизнь прогресс, но дети продолжают любить рисовать, клеить, лепить. И педагоги стремятся увидеть в детских рисунках или предмет, или сюжет,  используя в работе разнообразные методики и  педагогические подходы. В настоящее время в методике изобразительной деятельности сложилась определенная система методов и приемов. Главная направленность этой системы — на развитие самостоятельности, инициативы и активности, которые должны повышать интерес к изобразительной деятельности, к овладению средствами и способами создания выразительных образов.          Инициативный ребенок должен уметь реализовать свою деятельность творчески, проявлять познавательную активность, стремиться к достижению цели без помощи взрослых. 

     Специфика работы с детьми по изодеятельности — не направлять ребенка шаг за шагом, а помочь ему почувствовать, поразмыслить сделать для себя открытие. При умелой помощи взрослого дети учатся самостоятельно видеть красоту в жизни, придумывать тему предстоящего изображения, выбирать материал для создания образа, способ изготовления поделки.    Организовывать  изобразительную деятельность надо так, чтобы занятия у детей вызывали позитивный настрой, желание творить, экспериментировать.

      В процессе изобразительной деятельности у дошкольников  формируются такие важные качества личности, как умственная активность, любознательность, самостоятельность, инициатива, которые являются основными компонентами творческой деятельности. Ребенок приучается быть активным в наблюдении, выполнении работы, учится проявлять самостоятельность и инициативу в продумывании содержания, подборе материалов, использовании разнообразных средств художественной выразительности, техники  изготовления поделок. Педагог должен предоставлять детям право выбора изобразительных материалов и инструментов, способов изготовления поделок, способов изображения предметов, сказочных и литературных персонажей, окружающего мира. При организации изобразительной деятельности на занятиях нужно стараться мотивировать детей  на достижение цели, выражая уверенность в том, что ребенок желает и может успешно выполнить задание. Подводить к  определению значимость деятельности, к примеру - изготовление поделок для малышей, подарков для родных, угощений для зверюшек и т.п.   Воспитатель должен  выражать личное переживание успеха, создавая эмоциональное предвосхищение результатами  деятельности «Я знаю, что именно  вы, ребята, сможете помочь Ивану-царевичу», «Дети, вы, конечно же, поможете Колобку найти дорогу домой?». Воспитатель  должен давать  задания, которые дети  старшего возраста выполняют небольшими группами, в парах, коллективно, где один из воспитанников будет ответственным за качество выполнения задания. Каждый раз ответственный меняется, чтобы каждый из детей побывал в этой роли. То, что каждый ребенок попеременно выступает то в роли проверяющего качество работы товарищей, то в роли исполнителя, способствует формированию ответственности, инициативы и добросовестности. Важно так же и наличие партнерской позиции взрослого, взаимное уважение между воспитателями и детьми.

При организации и проведении НОД по изобразительной деятельности рекомендуют  следующие направления  и  способы  поддержки детской инициативы:

- поощрение (в процессе деятельности: активности, творческого процесса), похвала, подбадривание (правильности осуществляемого ребенком действия, а не его самого);

- обеспечение благоприятной атмосферы, доброжелательность со стороны педагога, отказ педагога от высказывания оценок и критики в адрес ребенка;

- положительная оценка (как итогового, так и промежуточного результата);

- не критиковать результаты деятельности ребенка и его самого как личность;

- поощрять желание создавать что- либо по собственному замыслу; обращать внимание детей на полезность будущего продукта для других или ту радость, которую он доставит кому-то (маме, бабушке, папе, другу);

-косвенная (недирективная) помощь (подсказать желаемое действие, направить и т. д.);

- предложение альтернативы (другого способа, варианта действия);

Для самостоятельной продуктивной деятельности в группе оборудуется «Уголок творчества», который создан по принципу доступности  и мобильности.  В уголке собраны различные средства художественной деятельности и материалы (краски, мелки, карандаши, палитра, трубочки для раздувания, цветная и тонированная бумага, зубочистки, зубные щетки, и другие средства для нетрадиционной техники художественной деятельности). Все это способствует развитию воображения, уверенности, инициативности в освоении новых художественных способов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Изобразительная деятельность, как одно из условий поддержки детской инициативы"

Выступление на педагогическом совете  с презентацией по теме ""Изобразительная деятельность, как одно из условий поддержки детской инициативы"...

Поддержка детской инициативы, самостоятельности и индивидуальности в разных видах изобразительной деятельности

Поддержка детской инициативы, самостоятельности и индивидуальности в разных видах изобразительной деятельности                        ...

Поддержка детской инициативы, через создание условий для свободного выбора деятельности, участников совместной деятельности, создание условий для принятия условий игры, выражения эмоций.

Проблема формировния у детей самостоятельности была и остается в педагогике самой актуальной. А без самостоятельности не будет инициативы....