«ПОДДЕРЖКА ДЕТСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
статья по аппликации, лепке (старшая группа)

Статья посвящена актуальной теме развития инициативности. На современном этапе развития педагогической мысли особое внимание уделено поддержке инициативности дошкольников. В статье раскрыты различные аспекты поддержания детской инициативы, самостоятельности с целью развития способностей. Обобщен практический опыт на занятиях по художественно-эстетическому развитию. Ключевые слова: дошкольник, инициативность, активность, самостоятельность, психолого-педагогические условия, Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, изобразительная деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1728156849_soobschenie-iz-opyta-raboty.docx13.75 КБ

Предварительный просмотр:

СООБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

«ПОДДЕРЖКА ДЕТСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

“Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам”.

Ральф У. Эмерсон

Аннотация. Статья посвящена актуальной теме развития инициативности. На современном этапе развития педагогической мысли особое внимание уделено поддержке инициативности дошкольников. В статье раскрыты различные аспекты поддержания детской инициативы, самостоятельности с целью развития способностей. Обобщен практический опыт на занятиях по художественно-эстетическому развитию.

Ключевые слова: дошкольник, инициативность, активность, самостоятельность, психолого-педагогические условия, Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, изобразительная деятельность.

Детская инициатива, самостоятельность – целенаправленная деятельность, инициированная самими детьми, направленная на изменение своего статуса и положения в обществе, на удовлетворение своих интересов и прав, решение собственных проблем, а также на саморазвитие и образование [5]. Инициатива детей проявляется в свободной
деятельности детей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять и пр. в соответствии с собственными интересами является важнейшим источником эмоционального благополучия ребенка в детском саду.

В условиях реализации ФГОС ДО, в своей работе с детьми 4-5 лет стараемся обеспечить условия для развития детской самостоятельности, инициативы, творчества, создать в группе все благоприятные условия для развития личности каждого ребенка, оказывая при этом грамотное психолого-педагогическое сопровождение.

По-нашему мнению, развитие детской инициативы и самостоятельности в нашей группе особенно эффективно происходит при решении задач образовательной области «художественно – эстетическое развитие».

Высшей формой самостоятельности детей является творчество. Мы поставили перед собой задачу — развивать самостоятельность воспитанников, интерес к творчеству через изобразительную деятельность.

В своей работе используем парциальную авторскую программу «Цветные ладошки», целью которой является формирование у детей раннего и дошкольного возраста эстетического отношения и художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности посредством использования нетрадиционных техник рисования [4]. Задачи данной программы создают условия для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами, а так же воспитание художественного вкуса и чувства гармонии, самостоятельности и инициативности [4]. Реализацию задач осуществляем в дополнительной образовательной деятельности «Мастерская по художественно-эстетическому развитию «Семицветик»». Мастерская функционирует еженедельно. Занятия проходят во второй половине дня. Всё оборудование мобильно. Деятельность может носить как индивидуальный характер, так и коллективный. Иногда дети объединяются по два, три человека и, обсудив свой замысел, вместе создают художественный образ, декорации, изготавливают атрибуты для игры. В конце каждой деятельности ставятся цели и задачи, которые хотели бы решить сами воспитанники в следующий раз.

Художественная самостоятельная деятельность возникает почти всегда по инициативе детей и проходит, казалось бы, без непосредственного руководства воспитателя. Однако эффективность воспитания самостоятельности в изобразительной деятельности зависит от соблюдения педагогом определенных условий.

Одним из наиболее важных условий является разнообразие и вариативность работы с детьми. В работе с детьми используем разнообразные художественные материалы: восковые мелки, гуашь, акварель, пальчиковые краски, пластилин, соленое тесто, глину, природный, бросовый, нетрадиционный материал. Знакомим ребят с разными нетрадиционными техниками выполнения картин и поделок, таких как воскография, акварельная живопись, живопись пальцевая, печатание, отпечатывание, коллаж, монотипия, рисование кусочками поролона, куском ткани, мылом, щеткой, свечой, пластилином, нитками и т. д.

Другое важное условие: опора на личный опыт ребенка. Детям интереснее и доступнее изображать то, что им хорошо знакомо, что привлекает их внимание.

Немаловажным является организация личностно ориентированного взаимодействия педагога с ребенком, создание ситуации успеха для каждого ребёнка [1]. Поощрять стремление детей к экспериментированию с различными изобразительными средствами, относится к таким попыткам внимательно с уважением.

Следующее условие - создание и обогащение предметно-развивающей среды, обеспечивающей право самостоятельного выбора деятельности, проявление своей индивидуальности. В группе организуется зона самостоятельной художественной деятельности. Материалы и оборудование периодически меняются и дополняются. Такая среда позволит ребенку свободно реализовывать свои замыслы, будет способствовать развитию изобразительного творчества, проявлению самостоятельности [2, 18].

Очень важным педагогическим условием воспитания и развития детей самостоятельной и инициативной личностью является тесное взаимодействие с семьёй. Недостаточно просто ознакомить родителей с готовыми работами детей. Намного важнее, чтобы родители сумели поддержать интерес ребенка, отметить его успехи, индивидуальность в исполнении. Проявляли желание к участию в творческих процессах, происходящих в дошкольном учреждении, городе, Республике. Правильно организованная, слаженная работа с родителями воспитанников дает свои результаты в городских и республиканских творческих конкурсах.

В заключении хотелось бы добавить: «Творческая деятельность дает уникальную возможность превратить пассивного ребенка-созерцателя в активную личность» [3].

Использованная литература

  1. Веракса Н.Е. Инициатива в ДОУ. Номер журнала №5 2011 г.
  2. Детская инициатива: поддержка и развитие. // Детский сад: теория и практика №6, 2016 г. – 18 c.
  3. Котова Е.В., Кузнецова СВ., Романова Т.А. Развитие творческих способностей дошкольников: Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2010. — 128 с.
  4. Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2006 г.
  5. Модель Н. Поддержка детской инициативы и самостоятельности на основе детского творчества. Часть 3. М.: ТЦ Сфера, 2016.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы на тему "Поддержка детской инициативы и самостоятельности в проектной деятельности дошкольников"

Проблема формирования у детей самостоятельности и инициативности была и остается в нынешней педагогике одной из самых актуальных....

Презентация. Поддержка детской инициативы и самостоятельности в познавательной деятельности.

Поддерживайте инициативу, собственную активность ребёнка, даже если она кажется неуместнойДля поддержания детской инициативы успешны такие приёмы как: - моделирование ситуаций с участием персонажей; -...

«Поддержка детской инициативы и самостоятельности, через проектную деятельность в ДОУ»

laquo;Поддержка детской инициативы и самостоятельности, через проектную деятельность в ДОУ»«Расскажи – и я забуду»,Покажи – и я запомню,дай попробовать – и я пойму...

«Поддержка детской инициативы и самостоятельности в игровой деятельности»

laquo;Без игры нет и не может быть полноценногоумственного развития.Игра – это огромное светлоеокно, через которое в духовный мир ребенкавливается живительный поток представлений,понятий.И...

Поддержка детской инициативы и самостоятельности в игровой деятельности детей

Поддержка детской инициативы и самостоятельности в игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста...

Мастер-класс для педагогов ДОО «Поддержка детской инициативы и самостоятельности через игровую деятельность»

Мастер-класс посвящен актуальной теме развития инициативности; рассмотрены условия, содержание и формы игровой деятельности, оказывающие влияние на самостоятельность и инициативность дошкольников. ...