Поддержка детской инициативы, самостоятельности и индивидуальности в разных видах изобразительной деятельности
статья на тему
Поддержка детской инициативы, самостоятельности и индивидуальности в разных видах изобразительной деятельности
Самостоятельность - способность
суждениям, обладание инициативой,
Ушаков Д.Н.
Нынешние ориентиры модернизации системы российского образования – доступность, качество и эффективность – предъявляют повышенные требования к дошкольному образованию.
Предназначение дошкольного образования на современном этапе состоит не только в формировании определенной суммы знаний, но и в развитии базовых способностей личности, ее социальных и культурных навыков, основ культурно целесообразного поведения, здорового образа жизни. Поэтому разработка стратегии развития дошкольных образовательных услуг в ДОУ – является актуальной и важной задачей на данный момент времени.
В условиях реализации Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования задача по воспитанию личности инициативной, самостоятельной, творческой, является одной из приоритетной.
Исследования психологов доказывают, что в этот период открываются благоприятные возможности для формирования основ самостоятельности, творчества (Александр Владимирович Запорожец, Александр Григорьевич Ковалев, Алексей Николаевич Леонтьев, Анна Александровна Люблинская). По данным ученых изобразительная деятельность в дошкольном возрасте является наиболее эффективной для развития инициативы и самостоятельности детей. Изобразительная деятельность, возникающая по инициативе самого ребенка, выражает его интересы, склонности, а самое главное, способствует проявлению его способностей. Самостоятельная художественно-творческая деятельность способствует развитию самостоятельности, инициативы, активности, творческих проявлений, интереса к собственной художественной деятельности.
Основными видами изобразительной деятельности дошкольников являются рисование, аппликация, конструирование, лепка и ручной труд. Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений ребенка об окружающем мире. Поэтому общие задачи, стоящие перед изобразительной деятельностью, конкретизируются в зависимости от особенностей каждого вида, своеобразия материала и приемов работы с ним. Использование различных видов изобразительной деятельности дает ребенку широкую возможность в проявлении своих творческих задатков, в формировании личности инициативной, самостоятельной, индивидуальной.
Так в рисовании, работая по тематическому блоку «Пейзаж», рассматривание пейзажей с детьми начинаем уже с младшего дошкольного возраста. У детей возникает желание рисовать и они воплощают свои эмоции от увиденного и пережитого в свои первые пейзажи, так появляются пейзажные этюды: « Почки и листочки», «Дождик, дождик :кап-кап-кап!», «Ветер», «Вьюга-завируха», «Ненастье» и др. Дети уже в младшем дошкольном возрасте проявляют самостоятельность в выборе разного материала и проявляют инициативу в изображении элементов пейзажной живописи. Потребность в самостоятельности возникает у малыша очень рано, важно не пропустить этот момент, помочь ребёнку проявить свою индивидуальность, предоставить ему выбор и помочь раскрыть то, что заложено в каждом малыше природой. У детей старшего дошкольного возраста индивидуальность в изображении пейзажа проявляется более ярко. Каждый ребенок по своему видит изменения в природе, ощущает красоту и неповторимость природы в разное время года и отражает это в своей работе. Так дети старшего дошкольного возраста изображают природу в переходных сезонных состояниях: начало осени, золотая осень, поздняя осень. Проявляется индивидуальность и в выразительных средствах живописи-колорите, композиции, рисунке. Один ребенок изображает зиму белоснежную, а у другого зима в фиолетовых оттенках. Индивидуальность проявляется и в построении композиции.Для поддержки детской инициативы и самостоятельности используем прием незавершенных композиций, экспериментирование с цветом, где дети самостоятельно смешивают краски и находят нужный оттенок, выбирают фон и материал для передачи образа. Детская самостоятельность и инициатива поддерживается через коллективные композиции, где дети выбирают партнера, работают в паре, подгруппе.
В детских работах можно увидеть, какой дует ветер, как летят и кружатся осенние листья, несет их легкий прохладный ветерок или пронзительный злой северный ветер. Своим работам дети самостоятельно придумывают названия «Ласковое утро», «Грозный вихрь», «Северное сияние» и др. Результатом проведенной работы по ознакомлению дошкольников с пейзажной живописью стала выставка детских работ «Красивые уголки нашего города». В своих работах дети проявили индивидуальный почерк, самостоятельность при выборе сюжета, материалов и средств, способность к интерпретации художественных образов. Не случаен и выбор сюжета, каждый ребенок изображает свой любимый уголок города, а значит, у него зарождаются любовь и чувство патриотизма к своему родному краю.Каждый вид изобразительной деятельности наряду с общим эстетическим воздействием оказывает специфическое влияние на ребенка. Как показывает опыт работы педагогов нашего детского сада применение в аппликации нетрадиционных техник способствует не только развитию художественного воображения и эстетического вкуса, творческого мышления, пространственного восприятия, но и развитию детской инициативы и самостоятельности. Мы используем разные виды аппликации, которые различаются по форме (объемные, плоские), цвету (одноцветные, двуцветные) и тематике (предметная, декоративная, сюжетная). Для их создания мы используем цветную бумагу, пластилин, ткань, солому. Дети с удовольствием используют в сочетании с аппликацией технику оригами. В качестве необычных материалов для аппликации используем клейкие модули: клейкие листочки и клейкие ленты, бумажную мозайку. Дети с помощью цветочков, стрелочек, звездочек оформляют как объемные, так и плоские аппликации, тематические открытки, настенные панно. Работа с необычным материалом позволяет дошкольникам проявлять фантазию, креативность, творческий подход, учит мыслить нестандартно.
Лепка вызывает интерес практически у детей всех возрастов. Педагоги нашего ДОУ используют различный материал : пластилин, тесто, гипс, глину и различные техники работы с данными материалами.Нетрадиционная техника работы с пластилином «Пластилинография» активно используется в практике работы нашего ДОУ. («Пластилинография» («графия» - создавать, изображать, «пластилин» - материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла). Принцип данной нетрадиционной техники заключается в создании лепной картины с изображением выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности. Предметный материал занятий представляет собой последовательность тщательно подобранных, постепенно усложняющихся изделий. Каждое новое изображение базируется на уже изученном, содержит знакомые формы и выполняется уже известными ребенку приемами, но при этом дополнено новыми, более сложными, еще не знакомыми ему элементами. Темы близки и понятны ребенку – это предметы, с которыми он сталкивается ежедневно и хорошо знает: игрушки, сладости, овощи, фрукты, грибы, насекомые, птицы, древние и сказочные животные, обитатели подводного царства. Дети с удовольствием самостоятельно придумывают новые, интересные темы для картин. Первые успехи обязательно вызовут у детей желание создавать композиции в собственном, самостоятельном творчестве, проявлять инициативу, индивидуальность, так как эта техника является необычной, привлекающей к себе внимание и интерес. В своей работе используем такие виды пластилинографии как обратная пластилинография, пластилиновая мозайка, модульная пластилинография. Детям предоставляется большой выбор разнообразного пластилина. В пластилинографии используем те же приемы, что и в лепке: придавливание, примазывание, сглаживание, сплющивание. Цвета легко смешиваются между собой и получаются дополнительные оттенки, что помогает ребенку развить цветоощущение. Родители, посетив выставку объемных картин в детском саду активно откликнулись и посетили мастер-классы, где вместе с детьми создавали пластилиновые шедевры. Многие из родителей создали свои уголки творчества в домашних условиях, что привело к проявлению самостоятельности в творчестве детей. Системность и поэтапность в работе с пластилином при создании объемных картин позволяет детям проявить оригинальность, самостоятельно довести дело до завершенного конца.
Предлагаем вашему вниманию мастер-класс на тему «Пластилинография»
Данный мастер – класс может быть полезен родителям, воспитателям и учителям в работе с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
Цель: развитие самостоятельности, инициативы, индивидуальности посредством пластилинографии.
Материал для работы: пластилин; цветной картон; маркеры; стержни от шариковой ручки; стека; фоторамки.
Выберите себе незавершенные композиции, по желанию вы можете нанести свой рисунок: предмет, цветок, гриб, бабочку и пластилин. В данном случае мы предоставляем большой выбор пластилина. Сейчас я расскажу о нескольких видах пластилинографии, а вы сами выберите себе тот вид, который вам больше всего понравился.
1. Обратная пластилинографии – изображение лепной картины с обратной стороны прозрачной поверхности или витражная.
Данный вид пластилинографии используется на стекле, изображение получается с другой стороны, поэтому называется обратная пластилинография. Т.к. на стекле детям дошкольного возраста работать нельзя, можно использовать пластик или оргстекло.
При обратной пластилинографии поверхность для работы нужно предварительно тщательно вымыть с мылом или моющим средством для стекла. Перенесите рисунок на поверхность при помощи маркера или витражного контура, а затем заполните элементы рисунка пластилином. Для этого нужно подобрать по размерам кусочек пластилина и хорошо размять его в руках, а затем размазать по стеклу. Размазывать можно пальцами или стеком, тщательно придавливая его к поверхности, чтобы получился тонкий слой. Новый цвет нужно наносить последовательно и отдельно. По контуру полученную работу можно оклеить полосками, чтобы получилась аккуратная рамка, или вставить в готовую рамку.
2. Модульная пластилинографии – изображение лепной картины с использованием различных элементов -валиков, шариков, косичек, дисков.
Данная техника более сложная, так как необходимо владение всеми приемами лепки. Для начала нужно перенести понравившейся рисунок на лист картона и заполнить каждый участок картинки пластилином соответствующего цвета, что можно сделать маленькими шариками, жгутиками или целыми деталями, придав краям нужную форму при помощи стеки.
3. Мозаичная пластилинографии – изображение лепной картины с помощью шариков из пластилина или шарикового пластилина.
Такая техника наиболее простая, так как элементы все одинаковые – пластилиновые шарики. Необходимо лишь красиво сочетать цвета и аккуратно заполнить пространство, не выходя за контур. Вы можете приступить к работе и выбрать любую технику пластилинографии.
Пока наши коллеги работают, я расскажу о других видах пластилинографии.
Существует еще несколько видов пластилинографии.
3. Прямая пластилинографии – изображение лепной картины на горизонтальной поверхности.
В данной технике работы работают в основном все дети, начиная с раннего возраста. Для раннего возраста можно подготовить контурный рисунок более простой, без мелких деталей, а в старшем возрасте дети могут нанести самостоятельно более сложные композиции, с мелкими деталями. Рисунок заполняется более мягким пластилином, например восковым. Он хорошо размазывается и прекрасно смешивается. Такую технику нужно выполнять выполнять на листе плотного картона, но в таком случае необходимо предварительно оклеить поверхность скотчем. Размазывать пластилин по картону лучше всего руками, так как материал под давлением ложится ровным слоем на поверхность, таким образом достигается эффект мазка масляными красками.
4. Контурная пластилинографии –изображение предмета при помощи жгутиков.
Данная техника больше походит для старшего возраста, так как требует усидчивости и кропотливой работы. Контурный рисунок заполняется жгутиками, которые предварительно раскатываются самим ребенком или заранее готовятся воспитателем. Для этого необходимо поместить пластилин в шприц, а шприц поместить в горячую воду, чтобы пластилин подтаял. Через 2-3 минуты можно выдавливать пластилин, так можно подготовить совершенно одинаковые жгутики, которыми впоследствии заполняется пространство.
5. Многослойная пластилинография – объемное изображение лепной картины с последовательным нанесением нескольких слоев. Преимущества данной техники в том, что на плоскости можно выполнить очень красивый и яркий сюжет. Такая техника подходит для изображения неба, гор, лес и других пейзажных сюжетов, когда один слой сверху закрывается другим. Некоторые детали пластилиновой картины могут иметь сложный контур. В таком случае нужно наложить пластилиновую лепешку и удалить излишек пластилина при помощи стеки.
Если в картине представлены элементы, которые трудно вылепить, то их повторяют тонким слоем пластилина на бумаге, вырезают ножницами и прилепляют на основу с помощью тонких пластилиновых валиков, таким образом добиваясь 3-Д эффекта.
6. Фактурная пластилинография-изображение больших участков картины на горизонтальной поверхности с более выпуклым изображением ( барельеф, горельеф, контррельеф)
Барелье́ф (фр. bas-relief —низкий рельеф) Барельеф — распространённый вид украшения архитектурных сооружений, разновидность скульптурного выпуклого рельефа, в котором изображение выступает над плоскостью фона не более, чем на половину объёма. Если более — рельеф называется горельефом (высокий рельеф). Картину можно сделать рельефной разными способами – формированием элементов при помощи стека, лепкой отдельных деталей, которые будут выступать на поверхности. Контррельеф (от лат. contra — против и «рельеф») — вид углублённого рельефа, представляющий собой «негатив» барельефа. Такой вид углубленного рельефа можно добиться при помощи валиков с нанесенным рисунком. Необходимо раскатать пластину, предварительно выровнять ее при помощи скалки, а затем нанести узор валиком или штампиком. Как оформить и хранить пластилиновые картины. Плоские пластилиновые картины лучше всего поместить под стекло в рамку, паспарту или хранить под прозрачной пленкой. Пластилиновые картины не должны деформироваться, подвергаться попаданию прямого солнечного света и нагреванию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
232856_2.ppt | 2 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Что такое « Пластилинография »? Пластилинография — это нетрадиционная техника лепки, которая выражается в «рисовании» пластилином более или менее выпуклых по объёму (барельефных) изображений на горизонтальной поверхности.
Что такое пластилин? Пластилин (итал. plastilina, от др.-греч. πλαστός — лепной) — материал для лепки. Изготавливается из очищенного и размельченного порошка глины с добавлением воска, сала и красителей. Служит для выполнения различных фигур и изображений.
Материалы, используемые в пластилинографии Пластилин (разных цветов). Пластиковые дощечки для выполнения работ. Стеки. Картон (однотонный и цветной),желательно плотный. Можно также творчески использовать любые плотные поверхности: дерево, стекло, пластик. Бросовый материал - для создания игровых фантазийных изображений: бумага разной фактуры , фантики от конфет, семечки, зернышки, пуговицы, пластиковые ёмкости и т.д.
Шариковый пластилин Плавающий пластилин Масса для лепки
совершенствовать зрительное восприятие. способствовать познавательно-творческому и сенсомоторному развитию: развивать восприятие формы, фактуры, цвета, веса, пластичности материала; развивать мелкую моторику кисти руки, синхронизацию действий обеих рук; развивать фантазию, воображение, пространственное мышление; формировать эмоционально-волевую сферу детей, развивать навыки самоконтроля за выполняемыми действиями. способствовать социализации детей : развития у них трудовых навыков планирования работы по реализации замысла, умения предвидеть результат и достигать его, при необходимости - вносить коррективы в первоначальный замысел. Задачи :
Прямая пластилинография-изображение картины на горизонтальной поверхности Обратная -изображение с другой стороны(витражная)
Контурная пластилинография-изображение картины по контуру , с помощью жгутиков Многослойная- нанесение пластилина несколькими слоями
Модульная пластилинография-нанесение множества готовых элементов Мозаичная –нанесение одинаковых элементов(шариков)
Фактурная –более выпуклое изображение (рельеф, барельеф)
* Можно закрашивать шаблон пластилином; * процарапывать зубочисткой рисунок на слое пластилина; * лепить объёмную картину – барельеф; * делать пластилиновую картину. Иногда для лепки удобно использовать готовые прочные формы – баночки, бутылочки, пластмассовые яйца, коробочки. Они служат прочной и удобной основой. А также позволяют избежать лишней работы. Лепка по форме Рисование пластилином
Когда образ создаётся из отдельных частей, как из деталей конструктора (отсюда и название).Этим способом начинают лепить уже в 2-3 года(пирамидка. бусы. Заборчик, колодец) Объединяет два способа: конструктивный и скульптурный. Называют пластическим или лепка из целого куска, когда ребёнок моделирует форму – основу разнообразными движениями: оттягивает, загибает, сминает, прищипывает там, где нужно: сверху, по бокам, снизу. Конструктивный способ Скульптурный способ Комбинированный способ Техника лепки – разнообразна, но при этом доступна даже маленьким детям.
Раскатывание Скатывание Оттягивание Сплющивание Вдавливание Загибание Оформление работы
«Азбука лепки» - приём скатывания формы шара: играем с пластилином в «Волшебный колобок» Слегка вытянуть с обеих сторон и раскатать овоид или эллипс- воздушный шарик, дыня. Оттянуть с одной стороны- груша, матрёшка. Сплющить между ладонями в диск-колесо, лепёшка. Раскатать в конус - мороженое, пирамида. Сплющить с одной стороны в полусферу- пряники, жуки. Сделать углубление пальцами или карандашом - шляпка гриба, чашка, ваза.
«Азбука лепки» - приём раскатывания формы цилиндра: играем с «колбаской» Совместно с детьми, выполняем движения ладонями рук вперед - назад ( до получения детали нужной формы и размера ) с одновременным проговариванием следующего текста: «Едет, едет паровоз – две трубы и 100 колес: « Чух, чух, чух, чух, чух! » (особенно актуально на начальном этапе освоения основных формообразующих движений ).
1 этап Зрительно-тактильное обследование предмета- определение особенностей его строения: частей и деталей, из которых он состоит.
Зарисовка изображения, определение количества пластилина 2 этап
3 этап Непосредственное создание пластилинографи-ческого изображения, используя приёмы «Азбуки лепки» и производные от них приемы техники пластилинографии.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ Чтобы была завершённость занятия, обязательно подводится краткий итог Самостоятельная оценка работы с помощью: карточек – символов; схемы; смайликов и др. Создание сюжетной композиции, выставка и общая оценка работ педагогом Оценка работы соседом; героем из сюрпризного момента
Спасибо за внимание!
Список источников « Пластилиновая страна Лепилка » Селивон В.А. Минск: «Поппури», 2010. «Программа 4 вида» под ред. Плаксиной Л.И. http : //www.Lenagold.ru http : //strandetstva.ru «Пластилинография: анималистическая живопись» Давыдова Г.Н., изд-во : Скрипторий 2003.Год выпуска 2008. http : //detskiysad.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПОДДЕРЖКА ДЕТСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УЧЕТОМ ПОЛОРОЛЕВОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ.
Стендовый доклад по обобщению опыта развития инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности младших дошкольников с учетом гендерного развития...
Развитие творчества детей через сочетание разных видов изобразительной деятельности
Чем разнообразнее, интереснее средства, приёмы, техники изобразительной деятельности, их сочетание, тем ярче и индивидуальнее будут работы ребёнка....
Детско-родительский проект, использование и объединение разных видов театральной деятельности драматизация.
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является «взаимодействие с семье...
Детский совет – как средство развития и поддержки детской инициативы, самостоятельности.
Данный проект является результатом применения педагогической технологии «Детский совет» как средства развития и поддержки детской инициативы, самостоятельности....
Консультация для педагогов: "Способы поддержки детской инициативы, самостоятельности и творчества"
В Федеральном государственном образовательном стандарте выделены основные линии личностного развития ребенка дошкольного возраста: самостоятельность, инициативность, творчество. Самостоятель...
Методическая разработка на тему: «Сюжетно-ролевая игра как средство поддержки детской инициативы, самостоятельности и ответственности в старшем дошкольном возрасте».
Значение сюжетно-ролевой игры в развитии самостоятельности и ответственности....
Организация условий для деятельности по поддержке детской инициативы(Самостоятельности)
Организация условий для деятельности по поддержке детской инициативы(Самостоятельности)...