"Федеральная рабочая программа воспитания"
методическая разработка

Рабочая программа воспитания Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения разработана в соответствии с Федеральной образовательной программой дошкольного образования, Федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования.

Рабочая программа воспитания является обязательной частью Основной образовательной программы дошкольного образования.

Программа воспитания основана на воплощении национального воспитательного идеала, который понимается как высшая цель образования, нравственное представление о человеке.

Деятельность воспитания направлена на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения.

Программа воспитания предусматривает приобщение детей к традиционным ценностям российского общества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_vospitaniya.pptm190.48 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Федеральная рабочая программа воспитания Рабочая программа воспитания является обязательной частью Основной образовательной программы дошкольного образования Программа воспитания основана на воплощении национального воспитательного идеала, который понимается как высшая цель образования, нравственное представление о человеке. Деятельность воспитания направлена на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения. Программа воспитания предусматривает приобщение детей к традиционным ценностям российского общества.

Слайд 2

Содержание воспитательной работы Направление воспитания Ценности Патриотическое Родина, природа Духовно-нравственное Милосердие, жизнь, добро Социальное Человек, семья, дружба, сотрудничество Познавательное Познание Физическое и оздоровительное Жизнь, здоровье Трудовое Труд Эстетическое Культура, красота

Слайд 3

Цель, задачи воспитания Цель : Личностное развитие каждого ребенка с учетом его индивидуальности и создание условий для позитивной социализации детей на основе традиционных ценностей российского общества. Задачи: Содействовать развитию личности, основанному на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимым; Способствовать становлению нравственности, основанной на духовных отечественных традициях, внутренней установки личности поступать согласно своей совести; Создавать условия для развития и реализации личностного потенциала ребенка, его готовности к творческому самовыражению и саморазвитию, самовоспитанию; Осуществлять поддержку позитивной социализации ребенка посредством проектирования и принятия уклада, воспитывающей среды, создание воспитывающих общностей.

Слайд 4

Направления воспитания Патриотическое направление Цель: содействовать формированию у ребенка личностной позиции наследника традиций и культуры, защитника Отечества и творца, ответственного за будущее своей страны. Основа патриотического направления – ценности: Родина и природа. Формирование у детей чувство патриотизма, воспитывая в них нравственные качества, интерес, чувство любви и уважения к своей стране и своему народу, ответственности, ощущение принадлежности к своему народу. Позиция наследника традиций и культуры – приобщение детей к истории, культуре и традициям нашего народа: отношение к труду, семье, стране и вере. Позиция защитника Отечества – развитие у детей готовности преодолеть трудности ради своей семьи, малой Родины. Позиция творца, ответственного за будущее своей страны – выполнение детьми конкретных каждодневных дел.

Слайд 5

Духовно-нравственное направление Цель: Формировать ценностное отношение детей к семье, другому человеку, развивать дружелюбие, умение находить общий язык с другими людьми. Основа духовно-нравственного направления – ценности: жизнь, милосердие, добро. Развитие ценностно-смысловой компетентности дошкольников на основе творческого взаимодействия в детско-взрослой общности, осваивая социокультурный опыт в его культурно-историческом и личностном аспектах. Социальное направление Цель: Формирование у детей ценностного отношения к семье, другому человеку, развитие дружелюбия, умение находить общий язык с другими людьми. Основа социального направления – ценности: семья, дружба, человек и сотрудничество. Формирование ценностно-смыслового отношения ребенка к социальному окружению, развитие умения детей проявлять личную социальную инициативу в детско-взрослых и детских общностях. Формирование нравственных качеств и идеалов, навыки культурного поведения, способности жить в соответствии с моральными принципами и нормами. Направления воспитания

Слайд 6

Познавательное направление Цель: Формирование ценности познания. Основа познавательного развития – ценность: познание. Формирование умственных качеств личности, самостоятельности и инициативности ребенка. Познавательное воспитание осуществляется в содержательном единстве с духовно-нравственным направлением воспитания. Воспитывать в детях ценностное, эмоционально-окрашенное отношение к миру, людям, природе, деятельности человека. Физическое и оздоровительное направление Цель: Формирование ценностного отношения детей к здоровому образу жизни, владение элементарными гигиеническими навыками и правилами безопасности. Основа физического и оздоровительного направления – ценности: жизнь и здоровье. Формирование в детях осознанного отношения к жизни как основоположной ценности и здоровью как совокупности физического, духовного и социального благополучия человека. Направления воспитания

Слайд 7

Трудовое направление Цель: Формирование ценностного отношения детей к труду, трудолюбию и приобщение ребенка к труду. Основа трудового воспитания – ценности: труд. Формирование привычки к трудовому усилию, к доступному напряжению физических, умственных и нравственных сил для решения трудовой задачи; желания самостоятельно выполнять трудовые поручения; стремления приносить людям пользу. Эстетическое направление Цель: Способствовать становлению у ребенка ценностного отношения к красоте. Основа эстетического направления – ценности: культура, красота. Воспитывать в детях любовь к прекрасному в окружающей обстановке, в природе, в искусстве, в отношениях, развитие у детей желание и умение творить. Направления воспитания

Слайд 8

Целевые ориентиры воспитания Целевые ориентиры воспитания - возможные достижения ребенка, представлены как обобщенные «портреты» ребенка к концу раннего и дошкольного возрастов.

Слайд 9

Основная цель деятельности ДОО – это сохранение уникальности и самоценности детства, как важного этапа в общем развитии человека. Исходя из данной цели для успешной реализации воспитательно-образовательного процесса, педагогическим коллективом были поставлены следующие приоритеты: - здоровье воспитанников детского сада: «Здоровый ребёнок – успешный ребёнок»; - развивающая деятельность (игровая, познавательная, исследовательская, творческая): «Чем разнообразнее деятельность ребёнка, тем успешнее его развитие»; - общение, как форма и средство развития и социализации; - приобщение к социокультурным и общечеловеческим ценностям: «Через прекрасное – к человечному» - полноценное проживание ребёнком дошкольного детства - создание атмосферы эмоционального благополучия; - сохранение единства образовательного пространства, сотрудничество с семьёй.

Слайд 10

Программа воспитания руководствуется принципами ДО, определенными ФГОС ДО, построена на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и опирается на следующие принципы: − принцип гуманизма. Приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности; воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования; − принцип ценностного единства и совместности. Единство ценностей и смыслов воспитания, разделяемых всеми участниками образовательных отношений, содействие, сотворчество и сопереживание, взаимопонимание и взаимное уважение; − принцип общего культурного образования. Воспитание основывается на культуре и традициях России, включая культурные особенности региона; − принцип следования нравственному примеру. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребенка, побудить его к открытому внутреннему диалогу, пробудить в нем нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребенку реальнуювозможность следования идеалу в жизни; − принципы безопасной жизнедеятельности. Защищенность важных интересов личности от внутренних и внешних угроз, воспитание через призму безопасности и безопасного поведения; − принцип совместной деятельности ребенка и взрослого. Значимость совместной деятельности взрослого и ребенка на основе приобщения к культурным ценностям и их освоения; − принцип инклюзивности. Организация образовательного процесса, при котором все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования.

Слайд 11

Программа воспитания учитывает условия, существующие в ДОО, индивидуальные особенности, интересы, потребности воспитанников и их родителей. Процесс воспитания в ДОО основывается на общепедагогических принципах, изложенных в ФГОС дошкольного образования: - поддержка разнообразия детства; - сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства - понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду; - личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия родителей (законных представителей), педагогических и иных работников ДОО и детей; - уважение личности ребенка. Обучение и воспитание объединяются в целостный процесс на основе духовно- нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. Программа воспитания реализуется в течение всего времени нахождения ребенка в детском саду: в процессе НОД, режимных моментах, совместной деятельности с детьми и индивидуальной работы.

Слайд 12

- Общие для всего детского сада событийные мероприятия, в которых участвуют дети всех возрастных групп. Взаимодействие дошкольников разных возрастов между собой создает благоприятные условия для формирования дружеских отношений, положительных эмоций, проявления уважения, самостоятельности. Это дает большой воспитательный результат, чем прямое влияние педагога. - Детская художественная литература и народное творчество традиционно рассматриваются педагогами ДОО в качестве наиболее доступных и действенных в воспитательном отношении видов искусства, обеспечивающих развитие личности дошкольника в соответствии с общечеловеческими и национальными ценностными установками. - Педагогический коллектив ДОО ориентирован на организацию разнообразных форм детских сообществ. Это творческие объединения, исследовательские лаборатории, детско - взрослые объединения (совместные творческие мастерские, родительские клубы). Данные сообщества обеспечивают полноценный опыт социализации детей. - В ДОО существует творческая группа педагогов, которая планирует разрабатывает общие мероприятия. - В ДОО создана система методического сопровождения педагогических инициатив семьи. Организовано единое с родителями образовательное пространство для обмена опытом, знаниями, идеями, для обсуждения и решения конкретных воспитательных задач. - Дополнительным воспитательным ресурсом по приобщению дошкольников к истории и культуре своей Отчизны и своего родного края являются патриотический уголок, интерактивная выставка по дням воинской славы. - Огромное значение в повышении качества воспитательной работы имеет создание родительских клубов и семейных творческих мастерских. Общая психологическая атмосфера, эмоциональный настрой группы, спокойная обстановка, отсутствие спешки, разумная сбалансированность планов – это необходимые условия нормальной жизни и развития детей. Традиции воспитательного процесса

Слайд 13

С труктурно-содержательная основа Программы воспитания - с оциокультурные ценности . Социальное партнерство - это отношения, организуемые образовательным учреждением между двумя и более равноправными субъектами, характеризующиеся добровольностью и осознанностью за выполнение коллективных договоров и соглашений и формирующиеся на основе заинтересованности всех сторон в создании психолого-педагогических и социокультурных условий для развития обучающихся, повышения качества образования.

Слайд 14

Общности ДОО Общность – система связей и отношений между людьми, основанная на разделяемых всеми ее участниками ценностных основаниях, определяющих ценности совместной деятельности. Профессиональная общность – это устойчивая система связей и отношений между людьми, единство целей и задач воспитания, реализуемое всеми сотрудниками ДОО. Сами участники общности должны разделять те ценности, которые заложены в основу Программы. Основой эффективности такой общности является рефлексия собственной профессиональной деятельности. Профессионально-родительская общность включает сотрудников ДОО и всех взрослых членов семей воспитанников, которых связывают не только общие ценности, цели развития и воспитания детей, но и уважение друг к другу. Детско-взрослая общность - характерно содействие друг другу, сопереживание, взаимопонимание и взаимное уважение, отношение к ребенку как к полноправному человеку, наличие общих симпатий, ценностей и смыслов у всех участников общности.

Слайд 15

Содержание Программы воспитания реализуется в ходе освоения детьми дошкольного возраста всех образовательных областей, обозначенных во ФГОС ДО Образовательная область Направление воспитания Ценности Социально-коммуникативное развитие Патриотическое, духовно-нравственное, социальное, трудовое «Родина», «Природа», «Семья», «Человек», «Жизнь», «Милосердие», «Добро», «Дружба», «Сотрудничество», «Труд» Познавательное развитие Познавательное, патриотическое «Человек», «Семья», «Познание», «Родина», «Природа» Речевое развитие Социальное, эстетическое «Культура», «Красота» Художественно-эстетическое развитие Эстетическое «Красота», «Культура», «Человек», «Природа» Физическое развитие Физическое и оздоровительное «Жизнь», «Здоровье»

Слайд 16

Задачи воспитания в рамках ОО «Социально-коммуникативное развитие»: - Воспитывать любовь к своей семье, к родному краю, родной природе, родному языку, культурному наследию своего народа; - Воспитывать уважительное отношение к ровесникам, родителям, соседям, другим людям вне зависимости от их этнической принадлежности; - Воспитывать ценностное отношение к нравственным и культурным традициям России; - Содействовать становлению целостной картины мира, основанной на представлениях о добре и зле, прекрасном и безобразном, правдивом и ложном; - Воспитывать социальные чувства и навыки (сопереживание, общительность, дружелюбие и т.д.); - Создавать условия для возникновения у ребенка нравственного, социально-значимого поступка, приобретения ребенком опыта милосердия и заботы; - Поддерживать трудовое усилие, привычки к доступному дошкольнику напряжение физических, умственных и нравственных сил для решения трудовой задачи; - Формировать способность бережно и уважительно относиться к результатам своего труда и труда других людей.

Слайд 17

Задачи воспитания в рамках ОО «Познавательное развитие»: - Воспитывать отношения к знанию как ценности, понимание значения образования для человека, общества, страны; - Приобщать к отечественным традициям и праздникам, к истории и достижениям родной страны, к культурному наследию народов России; - Воспитывать уважение к людям – представителям разных народов России независимо от их этнической принадлежности; - Воспитывать уважительное отношение к государственным символам страны; - Воспитывать бережное и ответственное отношение к природе родного края, родной страны, приобретение первого опыта действий по сохранению природы. Задачи воспитания в рамках ОО «Речевое развитие»: - Формировать формы речевого этикета, отражающие принятые в обществе правила и нормы культурного поведения; - Воспитывать отношение к родному языку как ценности, умения чувствовать красоту языка, стремление говорить красиво. Задачи воспитания в рамках ОО «Физическое развитие»: - Формировать у ребенка представления о жизни, здоровье и физической культуры в соответствии с возрастными особенностями; - Формировать эмоционально-ценностное отношение к здоровому образу жизни, интерес к физическим упражнениям, подвижным играм, закаливанию организма, к овладению гигиеническими нормами и правилами; - Воспитывать активность, самостоятельность, уверенность, нравственность, волевые качества.

Слайд 18

Задачи воспитания в рамках ОО «Художественно-эстетическое развитие»: - Воспитывать эстетические чувства (удивление, радость, восхищение и др.) к различным объектам и явлениям окружающего мира (природного, бытового, социокультурного), к произведениям разных видов, жанров и стилей искусства (в соответствии с возрастными особенностями); - Приобщать к традициям и великому культурному наследию российского народа, шедеврам мировой художественной культуры с целью раскрытия ценностей «Красота», «Природа», «Культура»; - Формировать становление эстетического, эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру для гармонизации внешнего мира и внутреннего мира ребенка; - Формировать целостную картину мира на основе интеграции интеллектуального и эмоционально-образного способа его освоения детьми; - Создавать условия для выявления, развития и реализации творческого потенциала каждого ребенка с учетом его индивидуальности, поддержка его готовности к творческой самореализации и сотворчеству с другими людьми (детьми и взрослыми).

Слайд 19

Формы совместной деятельности в ДОО Взаимодействие с родителями Взаимодействие с родителями (законными представителями) строится на принципах ценностного единства и сотрудничества всех субъектов социокультурного окружения ДОО События ДОО Событие – это форма совместной деятельности ребенка и взрослого, в которой активность взрослого приводит к приобретению ребенком собственного опыта переживания той или иной ценности. Этот процесс происходит стихийно, но для того, чтобы вести воспитательную работу, он должен быть направлен взрослым. Совместная деятельность в образовательных ситуациях Взаимодействие педагога с детьми в режимных моментах Организация предметно-пространственной среды ДОО Развивающая предметно-пространственная среда (далее – РППС) отражает федеральную, региональную специфику, а также специфику ДОО, отражает ценности, на которых строится программа воспитания, способствует их принятию и раскрытию ребенком. Социальное партнерство в ДОО Реализация воспитательного потенциала социального партнерства

Слайд 20

Реализация рабочей образовательной программы обеспечивается руководящими, педагогическими, учебно-вспомогательными работниками ДОО. В реализации программы участвуют иные работники детского сада, в том числе осуществляющие финансовую и хозяйственную деятельность, охрану жизни и здоровья детей. Детский сад укомплектован педагогическими кадрами полностью. Администрация ДОО считает важным направлением в своей деятельности постоянное повышение и совершенствование педагогического мастерства.

Слайд 21

Нормативно-методическое обеспечение 1. Конвенция о правах ребенка; 2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014, с изм. от 02.05.2015) «Об образовании в Российской Федерации»; 3. Федеральный закон 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». 4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р о Концепции дополнительного образования детей; 5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р о Стратегии развития воспитания до 2025 г.; 6. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» ( СаиПиН 2.4.3648-20); 7. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года № 2 « Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания" (СанПиН 1.2.3685-21); 8. Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования»; 9. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования; 10. Примерная программа воспитания.

Слайд 22

Требования к условиям работы с особыми категориями детей В основе процесса воспитания детей в ДОО лежат традиционные ценности российского общества. Для отдельных категорий воспитанников созданы особые условия, которые имеют особые образовательные потребности (дети с ОВЗ, с инвалидностью, из социально уязвимых групп, одаренные и другие категории). Для достижения целевых ориентиров в работе с особыми категориями детей созданы условия: - направленные на формирование личности взаимодействия взрослых с детьми, предполагающее создание таких ситуаций, в которых каждому ребенку с особыми образовательными потребностями предоставляется возможность выбора деятельности, партнера и средств; с учетом особенности деятельности, средств ее реализации, ограниченный объем личного опыта детей особой категории; - на формирование игры как важнейшего фактора воспитания и развития личности ребенка, создание условий для самоопределения и социализации детей на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения; - создание воспитывающей среды, способствующей личностному развитию особой категории дошкольников, их позитивной социализации, сохранению их индивидуальности, охране и укреплению их здоровья и эмоционального благополучия; - доступность воспитательных мероприятий, совместных и самостоятельных, подвижных и статичных форм активности с учетом особенностей развития и образовательных потребностей ребенка; - участие семьи как необходимое условие для полноценного воспитания ребенка дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями.

Слайд 23

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Положение о рабочей группе по разработке рабочей программы воспитания

В представленном материале приводится примерное Положение о рабочей группе по разработке рабочей программы воспитания дошкольного учреждения и План работы рабочей группы...

Выступление на педагогическом совете № 2 " Внедрение и реализация рабочей программы воспитания" от 25.11.2021 Тема: "Рабочая программа воспитания"

    Рабочая программа воспитания муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения города Нижневартовска детского сада №29 «Ёлочка», осуществляющей образо...

РМО воспитателей «Успешные практики в реализации задач программы воспитания». Выступление «Реализация рабочей программы воспитания в МДОУ детский сад «Солнышко» р.п. Дергачи. Физическое и оздоровительное направление воспитания» 21.04.2022 г.

Рабочая программа воспитания МДОУ детский сад «Солнышко» р. п. Дергачи утверждена приказом 30.08.2021г  № 69 «О включении в ООП ДО рабочей программы воспитания и календарного пл...

Итоги реализации рабочей программы воспитания и федерального проекта "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации" в ДОУ

Итоги реализации рабочей программы воспитания и федерального проекта "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации" в ДОУ за 2021-2022 уч.год...

Участие в онлайн семинаре региональной базовой площадки по апробации и внедрению рабочих программ воспитания дошкольного образования Оренбургской области «Воспитание бережного отношение к природе как образовательный ресурс патриотического воспитания»

Родина – это страна, где человек родился и живет, гражданином которой он является. Это ее земля, природа, богатства.Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. И...

Федеральная рабочая программа воспитания Государственного Бюджетного образовательного учреждения "Детский сад №3" компенсирующего вида

Федеральная рабочая программа воспитания составлена в соответствии с требованиями ФАП ДО и ФГОС  ДО. Содержит :целевой раздел, содержательный и организационный. Программа отражает специфику воспи...