ПРОЕКТ «Скоро в школу мы пойдем!»
проект (подготовительная группа)
-Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме;
- Обогащать воспитательный опыт родителей;
-Повысить эффективность педагогического просвещения родителей в вопросах готовности к школьному обучению;
-Познакомить детей со школой и профессией учителя;
- Осуществлять связи ДОУ со школой в вопросах преемственности.
Участники проекты: педагоги ДОУ, дети подготовительной группы, родители, учителя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ПРОЕКТ «Скоро в школу мы пойдем!» | 69 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ
«Скоро в школу мы пойдем!»
Паспорт проекта
Название - «Скоро в школу» Вид проекта творческо – информационный Продолжительность проекта – долгосрочный (сентябрь-май) Участники проекта – воспитатели, родители, дети, учителя начальных классов.
Актуальность проблемы
Поступление в школу – серьёзный этап в жизни каждого ребёнка. И не секрет, что многие дети испытывают трудности в период адаптации к школе, новому распорядку дня, коллективу, учителю. Нелегко приходится и родителям. За лето ребёнок вырос, ему необходимо купить ранец, обувь, одежду, учебники.
Но при всём уважении к родительским хлопотам можно с уверенностью сказать, что у будущего школьника забот куда больше, чем у папы с мамой: он открывает для себя совершенно новый мир.
Что такое учиться? Весело это или скучно? Трудно или легко? Прежде всего, это ответственность. Теперь ребёнок должен забыть слово «хочу» ради слова «надо». В первом классе он начинает свою общественно-трудовую жизнь.
Начальный период обучения связан с перестройкой образа жизни и деятельности ребёнка. В качестве основных проблем, с которыми ему придётся столкнуться в школе, можно выделить:
-смену режима дня и питания,
-смену воздушного режима (пребывание в помещении в течение более длительного времени, чем в детском саду,
-непривычно высокий уровень шума на перемене,
-увеличение времени, проводимого без движения, сидя за столом;
-смену стиля общения с взрослыми (учитель зачастую не ориентирован на опеку, похвалу и защиту);
-необходимость полного самообслуживания в одевании и раздевании;
-необходимость организовать своё рабочее место за партой;
-требования правильно реагировать на звонки с урока на урок, следовать правилам поведения на уроке, сдерживать и произвольно контролировать двигательную, речевую и эмоциональную реакцию;
-необходимость устанавливать контакты с незнакомыми сверстниками;
-возможный неуспех в деятельности;
-увеличение объёма интеллектуальной нагрузки.
Поступление в школу – качественно новый этап в развитии ребёнка, связанный с изменением социальной ситуации и личностными преобразова-ниями, которые Л. С. Выготский назвал кризисом семи лет.
Период адаптации в школе занимает от месяца до полугода. Все жизненные ситуации, связанные с поступлением в школу, их переживания требуют от ребёнка пересмотра, а иногда и серьёзной корректировки созданной им картины мира.
Главное, что необходимо ребёнку, - положительная мотивация к учению. Большинство будущих первоклассников хотят идти в школу, но у них складывается определённое представление, которое можно сформулировать примерно так: настоящий школьник – это счастливый
обладатель портфеля и школьной формы, старательный исполнитель школьных правил, он слушает учителя, поднимает руку и получает оценки.
Причём «оценка» и «пятёрка» для будущего первоклассника почти одно и то же. Ребёнок уверен, что будет хорошим учеником, т. к. видел, что мама купила для него всё необходимое к школе. Подобные детские надежды таят в себе большую опасность: ребёнок воспринимает школу как очередную игру, которая может оказаться совсем не такой привлекательной, если не превратится со временем в учебное сотрудничество с учителем и сверстни-ками.
Отношение ребёнка к школе формируется до того, как он в неё пойдёт. И здесь важную роль играет информация о школе и способ её подачи родителями и воспитателями ДОУ. Многие родители стараются создать привлекательный образ школы: «ты у нас отличником будешь», «тебя появятся друзья», «учителя любят таких умненьких, как ты».
Взрослые полагают, что тем самым они прививают ребёнку заинтере- сованное отношение к школе. В действительности же будущий школьник,
настроенный на радостную увлекательную деятельность, может надолго потерять интерес к учёбе, испытав даже незначительные негативные эмоции. Причин для переживания подобных эмоций школа предоставляет предостаточно:
-неудачи на фоне кажущейся всеобщей успешности,
-трудности в поиске друзей среди одноклассников,
-расхождение оценки учителя и привычной родительской похвалы и т. д.
Иногда родители и воспитатели используют образ школы как устрашение, не задумываясь о последствиях: «за такое поведение тебя в школе сразу в хулиганы запишут», «ты же двух слов связать не можешь, как ты будешь на уроках отвечать». Такие напутствия вряд ли воодушевят ребёнка.
Таким образом, исключительно позитивный или, напротив, негативный образ школы не принесут пользы. Важно настроить ребёнка на ежедневный труд и внушить ему, что он сможет всё, если постарается.
В настоящее время школа решает сложные задачи образования и воспитания подрастающего поколения. Успехи школьного обучения в немалой степени зависят от уровня подготовленности ребёнка в дошкольный период.
В психолого-педагогических исследованиях рассматриваются вопросы специальной и общей психологической готовности ребёнка к школе. По мнению учёных, одной из сторон психологической готовности является личностная готовность дошкольника к предстоящему обучению, которая выражается в мотивах учения, отношении детей к школе, учителю, школьным обязанностям и положению ученика, в способности сознательно управлять своим поведением.
И высокий уровень интеллектуального развития детей не всегда совпадает с их личностной готовностью к школе. У дошкольника может быть
не сформировано положительное отношение к новому образу жизни, изменениям условий, правил, требований, что является показателем отношения к школе. Это несоответствие отмечают и учителя школ.
В литературе по данной проблеме ряд авторов подчёркивает необходимость воспитания положительного отношения к школе как условия успешного обучения в дальнейшем. Да и практика сегодня нацелена преимущественно на интеллектуальную подготовку детей к школе, мало внимания уделяется формированию внутренней позиции школьника.
Не случайно вопросы подготовки детей к школе, преемственности в работе в числе главных тем для обсуждения специалистами, практиками дошкольных учреждений и школ. Для их решения предлагаются разные формы работы с детьми и взаимодействия с родителями.
Учитывая то, что в последнее время в практике дошкольного образования отдаётся предпочтение методу проектов, подготовка детей к школе на основе данного метода представляется наиболее эффективной.
Цель:
Повысить уровень индивидуального развития и развить интерес воспитанников к школе. Сформировать положительное отношение к предстоящему обучению, подготовить к принятию новой социальной роли — позиции «школьника», повысить грамотность и компетенцию родителей, педагогов по вопросу подготовки детей к школе.
Задачи:
-Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме;
- Обогащать воспитательный опыт родителей;
-Повысить эффективность педагогического просвещения родителей в вопросах готовности к школьному обучению;
-Познакомить детей со школой и профессией учителя;
- Осуществлять связи ДОУ со школой в вопросах преемственности.
Участники проекты: педагоги ДОУ, дети подготовительной группы, родители, учителя.
ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ПРОГРАММЫ:
1. От простого к сложному.
2. Принцип взаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами детской активности.
3. Научность и Доступность.
4. Системность знаний.
5. Цикличности: построение содержания программы с постепенным усложнением от возраста к возрасту.
6. Всесторонность, гармоничность в содержании знаний, умений, навыков.
7. Активность и самостоятельность.
Технологии:
-Игровое обучение
-Принцип индивидуального подхода.
Методы:
-Наглядный (показ, образцы поделок, иллюстрации);
-Словесный (беседа, пояснение, вопросы, художественное слово);
-Практический.
Формы работы по развитию детского творчества:
-Совместная деятельность воспитателя с ребенком.
- Самостоятельная деятельность детей.
-НОД.
-Загадывание загадок.
- Разнообразные виды гимнастик.
- Рассматривание фотографий (по теме).
- Беседы по иллюстрациям и картинкам.
-Чтение рассказов, сказок, стихов.
- Пение песен.
- Дидактическая игра.
- Подвижная игра.
- Раскрашивание гуашью и красками.
Ожидаемые результаты:
-Обогащение представлений детей об обучении в школе и профессии учителя.
- Положительное отношение детей к школе и желание учиться.
- Повышение родительской компетентности в вопросах предшкольной подготовки.
- Повышение знаний о деятельности в дошкольном образовательном учреждении через сотрудничество с педагогами, совместную деятельность с детьми в реализации проекта.
- Укрепление связей между детским садом и семьей
Этапы работы над проектом:
Подготовительный этап.
Выявить уровень знаний детей о школе через беседу;
Формулировка цели и задач проекта;
Составление плана основного этапа.
Создание картотек.
Подборка методического материала.
Изготовление и приобретение атрибутов, наглядного материала, дидактических игр.
Основной этап.
Планирование работы с детьми
Формы работы Сроки
Экскурсия к зданию школы
Беседа «Первое сентября в школе»
НОД по ИЗО «Школа моей мечты»
НОД по развитию речи: рассказывание по картине «В школу»
Загадки о школе
Дидактическая игра по развитию речи «Грибок»
Чтение художественной литературы
Разучивание пословиц
Рассматривание картины «Школа»
Сентябрь
Беседа «Каким будет мой первый день в школе?»
Конструирование «Школа»
НОД: аппликация «Букет для учителя»
Беседа «Профессия – учитель»
Сюжетно – ролевая игра «Школа»
Загадки о буквах, книгах, цифрах
Чтение стихотворения Л. Чадовой «Школьный учитель!»
Октябрь
Беседа «Как обращаться с книгой»
Игровая ситуация «Мы встречаем друзей – школьников»
Рисование «Мой будущий портфель»
Разучивание пословиц о школе
Дидактическая игра «Учим буквы и цифры»
Загадки о школьных принадлежностях
Сюжетно – ролевая игра «Школа»
Дидактическая игра «Собери портфель»
Разучивание стихотворения В. Берестова «Буквы печатные».
Рассматривание картины «На уроке».
Ноябрь
Общение «Что такое урок?»
НОД по развитию речи: рассказывание по картине «На уроке»
Дидактическая игра «Составь предложение»
Дидактическая игра по р. м. м. р «Волшебные палочки»
Работа в тетради в клетку «Продолжи узор»
Разучивание поговорок
Сюжетно – ролевая игра «Школа»
Работа в прописи «Выполни по образцу»
Сенсорное развитие «Выложи цифру» (крупа)
Декабрь
НОД: лепка «Сделай букву»
Беседа «По дороге в школу»
Дидактическая игра по развитию речи «Начало, середина, конец»
Дидактическая игра «Выложи фигуру»
Загадки о цифрах
Викторина «Что такое школа?»
Работа в тетради в клетку «Дорисуй предмет»
Работа в тетради в косую линию «Штриховка»
Чтение художественной литературы: стихотворение В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо».
Январь
Экскурсия в спортивный зал школы «Весёлые старты»
Сюжетно – ролевая игра «Школа»
Дидактическая игра «Первоклассник»
Работа в тетради в клетку «Обведи рисунок по клеточкам и раскрась»
Работа в прописи «Выполни простую штриховку»
Беседа «Что такое спортивный зал?»
Загадки о спортивном инвентаре.
Разучивание чистоговорок
Оформление выставки в книжном уголке по теме: «Школа. Школьные принадлежности».
Пластинография «Буква».
Игра – соревнование «Скоро в школу» ( игры, эстафеты и т.д.)
Февраль
Беседа «Правила поведения во время урока.»
Экскурсия в школу « В класс на урок»
Общение «Что такое класс?»
Конструирование «Спортивная площадка в школе»
Работа в тетради в клетку «Напиши по точкам»
Работа в прописи «Проведи прямые линии»
НОД: рисование «Школьные принадлежности»
Разучивание скороговорок
Дидактическая игра «Третий лишний»
Рассказы родителей о школьных годах.
Загадки о буквах.
Чтение стихотворения В. Викторова (перевод с испанского) «Буква А».
Март
Беседа об уроках, переменах и школьном звонке
Вечер загадок «Скоро в школу»
Дидактическая игра «Собери портфель»
Разучивание стихотворения
Загадки о школе
Дидактическая игра «Сосчитай» Организация в группе весенних посадок на тему «Школьный огород» Апрель Дидактическая игра «Назови фигуру» Сюжетно – ролевая игра «Школа» Ручной труд «Закладки для книг», «Книжки – малышки» Работа в прописи «Обведи по точкам». Задание в тетради «Выполни штриховку в разных направлениях». Тестирование «Хочу ли я в школу». Экскурсия в школьный музей. Май Выставка рисунков на тему«Мы хотим в школу» Мониторинг «Уровень подготовленности ребенка к школе» Интеллектуальная игра «Мы – школьники» Развлечение «Прощай, детский сад!» Планирование работы с родителями Сентябрь Папка – передвижка «Родителям будущих первоклассников!». Консультация «Ошибки, которые совершать нельзя!» Памятка «Готов ли мой ребенок к школе?» Октябрь Родительское собрание «На пути в школу»
Консультация «Детская застенчивость».
Памятка «Как помочь избежать некоторые трудности».
Памятка «Рекомендации родителям»
Папка – передвижка «Что такое мнемотехника?»
Ноябрь
Папка – передвижка «Как помочь первокласснику адаптироваться к школе»
Консультация «Книга в жизни ребенка».
Памятка «Что должен уметь будущий школьник».
Декабрь
Консультация «Ваш ребёнок идёт в школу».
Папка – передвижка «Роль семьи в воспитании ребенка».
Памятка «Какой багаж знаний должен быть у будущего первоклассника.»
Январь
Папка – передвижка «Особенности воспитания нравственности дошкольника»
Анкетирование «Знаете ли вы своего ребёнка?»
Консультация «Самоуважение. Как его воспитать?»
Фотовыставка «Родители в школьной форме»
Февраль
Памятка «Как готовить домашнее задание!»
Родительское собрание с приглашением учителей.
Макет «По дороге в школу»
Папка – передвижка «Правила дорожного движения»
Консультация «Как научить ребенка
постоять за себя»
Семинар-практикум для родителей "Готовимся к школе вместе"
Март
Консультация «Готов ли ваш ребенок к школе?»
Памятка «Садимся за уроки».
День открытых дверей. Просмотр НОД.
Папка – раздвижка «12 советов родителям будущего первоклассника!»
Анкетирование «Как помочь учиться»
Апрель
Итоговое родительское собрание
Игра «Счастливый случай».
Памятка «Родителям будущих первоклассников».
Папка - передвижка «А вы готовы к школе?».
Май
Заключительный этап.
Мониторинг детей по подготовке к школе.
Обобщение материала.
Выставка творческих работ детей.
Викторина «Что такое школа?».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Скоро в школу мы пойдем!"
Практика сегодня преимущественно напцеленак на интеллектуальную подготовку детей к школе, мало внимания уделяется формированию внутренней позиции школьника. Учитывая то, что в последнее время в практи...
Проект "Скоро в школу мы пойдем"
Переход из детского сада в школу – важная ступень в жизни каждого ребёнка. Оказываясь на этом этапе в новых социальных условиях, дети часто бывают к ним не готовы, что, безусловно, сказывается н...
Проект "Скоро в школу мы пойдем"
Проект«Скоро в школу мы пойдем» Продолжительность проекта: долгосрочный (1 год) Тип проекта: познавательно – практико - ориентированный Участники проекта: дети подготовительной гр...
Проект "Скоро в школу мы пойдем!"
Пзнавательно-творческий проект для детей подготовитльной к школе группы....
Мини проект: "Скоро в школу я пойду"
Проект скоро в школу я пойду...
Проект "Скоро в школу я пойду"
В дошкольном возрасте важно настроить ребенка на ежедневный труд и внушить ему, что у него все получиться, если он постарается. И поэтому, реализуя данный проект, сделан упор на формирование у детей з...
Проект "Скоро в школу мы пойдем"
проект познавательно - игровой для подготовительной группы...