План по самообразованию «Сопровождение семейного воспитания на основе традиционных ценностей».
методическая разработка (подготовительная группа)
Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями; установление доверительных и партнерских отношений с родителями и вовлечение семьи в единое образовательное пространство.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobraz.docx | 118.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема самообразования: «Сопровождение семейного воспитания на основе традиционных ценностей».
Цель работы по данной теме. Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями; установление доверительных и партнерских отношений с родителями и вовлечение семьи в единое образовательное пространство.
Задачи:
- Создать атмосферу сотрудничества и установить партнёрские взаимоотношений в профессиональном общении с родителями воспитанников;
- Обеспечить преемственность воспитания в семье и в дошкольном образовательном учреждении;
- Оказывать помощь в овладении родителями психолого-педагогической культурой, гуманистическим подходом к ребёнку;
- Систематизировать уже известные формы и методы работы с родителями и отобрать наиболее эффективные приёмы.
Актуальность: За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Каждая из этих ветвей, представляя собой социальный институт воспитания, обладает своими специфическими возможностями в формировании личности ребенка.
Однако далеко не все семьи в полной мере реализуют комплекс возможностей воспитательного воздействия на ребенка. Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать ребенка, другие – не умеют это делать, третьи – не понимают, зачем это нужно. Во всех случаях необходима квалифицированная помощь дошкольного учреждения.
В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов.
В статье 63 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей».
Поэтому государственная политика в области воспитания – ориентирована на укрепление семьи.
Федеральная образовательная программа дошкольного образование: ориентир на воспитание (Приказ Министерства просвещения Российской федерации от 25.11.2022г №1028)
Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.
Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине.
Как сложно бывает достучаться до пап и мам!
Как нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять.
Как изменить такое положение?
Как заинтересовать родителей в совместной работе?
Как создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками воспитательного процесса?
Так как же привлечь родителей к работе в детском саду?
Сегодня все специалисты признают важность привлечения родителей к участию в работе детского сада, однако в реальных взаимоотношениях воспитателей и родителей существует определенная дисгармония. Педагоги и родители не умеют или не хотят слушать и принимать позицию другой стороны, пытаются навязать собственную точку зрения, заставить другого изменить установки взамен организации конструктивного диалога. Препятствовать же развитию этих взаимоотношений могут как личные, так и профессиональные факторы: нехватка времени, ощущение несостоятельности, этнические стереотипы, чувство обиды — все это может привести к формированию личных и профессиональных предубеждений, которые мешают семьям стать активными участниками в воспитании своих детей. Поэтому воспитатели должны проявить инициативу и понять, каким образом взаимодействовать с каждой отдельной семьей на благо ребенка. В этом ему поможет Федеральная рабочая программа воспитания
Индивидуальный план по самообразованию на 2023 – 2024 гг.
№ | Форма, способ изучения темы | Виды оформления работы | Сроки |
1. | 1.Изучение. Государственная политика в области воспитания – ориентир на укрепление семьи. Знакомство с нормативными документами. Федеральная рабочая программа воспитания. Раздел 29.3.51- работа с родителями. 3.Знакомство с опытом Института детства, семьи и воспитания -Социально - педагогическое сопровождение семейного воспитания на основе традиционных ценностей. -Знакомство с материалами на сайте Института воспитания по данной теме - формы совместной деятельности в соответствии с ФОП ДОУ - варианты проектирования совместной деятельности ДОУ с семьями воспитанников. -воспитательные практики -Программа «Азбука счастливой семьи» для образовательных организаций -Практическое руководство «Воспитателю о воспитании» 4. Просвещение родителей. -просветительский проект «Институт воспитания родителям» -Рекомендации – радио «Дача». Семейный час. -Пособие для родителей «От рождения до вуза» -Кинопедагогика. Платформа 0+.Воспитание. Детский сад. | Краткая аннотация | Сентябрь – октябрь ноябрь |
2. | Разработка перспективного плана работы с родителями | Перспективный план | Сентябрь Октябрь |
3. | Создание наглядно-информационных пособий | Папки-передвижки, родительский уголок, буклеты, стенгазеты, плакаты, фотоматериалы. | В течении года |
4. | Разработка конспектов родительских собраний, консультаций, сценариев развлечений и досугов для детей и родителей. | Конспекты, сценарии | В течении года |
6. | Использование новых форм работы с родителями. | В течении года | |
7. | Подготовить консультацию для педагогов ДОУ | Презентация – консультация «Эффективные формы и методы работы с родителями» | Март |
8. | Анализ собственной деятельности | Отчёт по самообразованию | Май |
Выход Темы:
- Отчёт по самообразованию
- Презентация для педагогов ДОУ «Эффективные формы и методы работы с родителями»;
Литература:
- Шатверян Т.С., Прищепа С.С. «Технология гармонизации детско-родительских отношений».
- Зверева О.Л., Кротова Т.В. // Общение педагога с родителями в ДОУ//
- Вместе с семьей: Пособие по взаимодействию дошкольных образовательных учреждений с родителями. / Т.Н. Дронова - 2-е изд.- М.: Просвещение, 2006. - 191 с.- (Детский сад и семья).
- Евдокимова Н.В., Додокина Н.В., Кудрявцева Е.А. Детский сад и семья: методика работы с родителями: Пособие для педагогов и родителей.
- Федеральная рабочая программа воспитания.
- Программа «Азбука счастливой семьи» для образовательных организаций
- Практическое руководство «Воспитателю о воспитании»
- Пособие для родителей «От рождения до вуза»
Система ценностей — основа планирования воспитательной работы
МЕСЯЦ | ЦЕННОСТЬ-ДОМИНАНТА |
Сентябрь | «Познание» |
Октябрь | «Труд» |
Ноябрь | «Семья» |
Декабрь | «Красота» |
Январь | «Здоровье» |
Февраль | «Дружба» |
Март | «Человек» |
Апрель | «Природа» |
Май | «Родина» |
Перспективный план по использованию нетрадиционных форм взаимодействия с родителями воспитанников в подготовительной группе на 2023-2024 год
Дата | Тематика | Формы проведения | Ответственные |
1 | 2 | 3 | 4 |
Сентябрь | «Познание» | 1.Родительское собрание в форме круглого стола «Задачи обучения и воспитания детей подготовительного дошкольного возраста»: 2.Показ соц.видеоролика «Дети Зеркало родителей» 3.Создание страничек «Энциклопедия почемучек» 4. Совет «Как приобщать детей к традициям семейного чтения» 5.Рекомендации по просмотру мультфильмов и чтению книг | Воспитатели Родители |
Октябрь | «Труд» | 1.Информация родителям о том, как подготовить текст благодарственных открыток 2.Выставка рукотворных открыток «Бабушкам и дедушкам спасибо говорим» 3.Совет «Как сделать бабушек и дедушек своими союзниками в воспитании ребёнка? 4.Совместный труд «Готовим вместе» 5.Рекомендации по просмотру мультфильмов и чтению книг | Воспитатели Родители |
Ноябрь | «Семья» | 1.Создание «Сундучка семейных игр». 2. Составление древа жизни (исследовательская деятельность) 3.Совет «Как научить ребёнка следовать правилам поведения в семье» 4.Консультация «Семейные традиции» 5.Рецепт «Азы домашнего рукоделия» 6.Рекомендации по просмотру мультфильмов и чтению книг | Воспитатели Родители |
Декабрь | «Красота» | 1.Экскурсия с родителями в зимний лес. 2.Фотоколлаж «Красота вокруг нас» 3. Консультация «Знакомим детей с традициями встречи Нового года в России» 4.Совместный труд «Ёлка для соседа» 5.Рекомендации по просмотру мультфильмов и чтению книг | Воспитатели Родители |
Январь | «Здоровье» | 1.Совет «Путь к здоровью ребенка лежит через семью» 2.Подготовка к фестивалю. Изготовление эмблем «Зимние виды спорта». 2.Участие в фестивале «Зимние забавы» 3. Рецепт «Делаем витаминный салат» 5.Рекомендации по просмотру мультфильмов и чтению книг | Воспитатели Родители Инструктор по физ.воспитанию |
Февраль | «Дружба» | 1.Совместная с родителями подготовка к празднику. Пошив мамами костюмов. 2.Создание атрибутов для макета «Пластилиновый город» 3.Конструирование из снега на улице «Снежная крепость» 4.Рецепт «Делаем блины для папы и дедушки» 5. Рекомендации по просмотру мультфильмов и чтению книг | Родители Воспитатели Музыкальный работник |
Март | «Человек» | 1.Совместная подготовка с родителями к празднику. Выступление пап и дочек. 2.Рекомендации «Возрождаем традиции домашнего театра» 3. Совет «Создание перчаточных кукол для домашнего театра» 4.Рецепт «Помогаем маме, бабушке» 5. Рекомендации по просмотру мультфильмов и чтению книг | Воспитатели Родители Музыкальный работник |
Апрель | «Природа» | 1.Консультация «Традиции эколого - эстетического воспитания на весенних прогулках» 2.Рецепт «Как сортировать мусор» 3.Посещение выставки художников 4.Выставка детских творческих работ «Сохраним красоту первоцветов» 5. Рекомендации по просмотру мультфильмов и чтению книг | Воспитатели Родители |
Май | «Родина» Наши успехи Итоги совместной работы за год и перспективы. Зеленый цветущий участок | 1.Родительское собрание Выступление родителей - рассказы о своих успехах за круглым столом. 2.Рекомендации «Традиция семейных путешествий по России» 3.Изготовление фотографий интересных мест родного города. 4.Рецепт «Делаем чище и краше родной дом» 5.Участие родителей в оформлении участка детского сада. 6. Рекомендации по просмотру мультфильмов и чтению книг | Воспитатели Родители |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План по самообразованию "Духовно-нравственное воспитание на основе отечественных традиций
Духовно- нравственное воспитание на основе отечественных традиций в первой младшей группе...
План по самообразованию "Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе традиций, народных праздников и обычаев русского народа"
План по самообразованию «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе традиций, народных праздников и обычаев русского народа» (старшая и подготовительная групп...
План по самообразования: Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе традиций русского народа.
Проблема духовно-нравственного воспитания растущего поколения всегда была актуальной. Цель работы по самообразованию: объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью п...
Моделирование воспитывающей культурной среды по патриотическому воспитанию на основе национальных ценностей.
Модель патриотического воспитания в ДОУ...
План по самообразованию "Духовно нравственное воспитание дошкольников через приобщение к народным и семейным традициям, праздникам и обычаям" 2024 - 2025 гг.
План по самообразованию "Духовно нравственное воспитание дошкольников через приобщение к народным и семейным традициям, праздникам и обычаям" 2024 - 2025 гг....
Перспективный план по самообразованию «Нравственно-патриотическое воспитание как основа гармоничного развития личности дошкольника».
Нравственно-патриотическое воспитание...
Всеобуч на тему: "Семейное воспитание и его нравственные ценности"
Формирование у родителей представления о семейных ценностях в современных семьях....