Педагогическая находка
методическая разработка (старшая группа)

Пятерикова Олеся Рафаэльевна

Педагогическая находка

«Приобщение старших дошкольников к истокам русской народной культуры через традиции русского народа»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ped._nahodka_2.docx25.92 КБ

Предварительный просмотр:

                                             

Педагогическая находка

«Приобщение старших дошкольников к истокам русской народной культуры через традиции русского народа»

                                                         

 Пятерикова Олеся Рафаэльевна

                           Воспитатель

                                                              МДОУ «Детский сад «Василек»

                                   р.п. Мулловка»                                                            

 

1 слайд: Добрый день уважаемые члены жюри, разрешите представиться: я Пятерикова Олеся Рафаэльевна, воспитатель детского сада МДОУ «Детский сад «Василек» р. п. Мулловка». Вашему вниманию предлагается моя педагогическая находка по приобщению старших дошкольников к истокам русской народной культуры, через традиции русского народа.

Моя работа направлена на формирование у детей дошкольного возраста общих представлений о культуре русского народа. Поговорки, пословицы, игры, колыбельные, народные инструменты, декоративно-прикладное искусство – все эти виды детской деятельности создают возможность ребенку соприкоснуться с историческим прошлым. Поэтому я работаю над этой темой, чтобы преподнести культуру и традиции русского народа как можно ярче и разнообразнее.

     2 слайд:  Работая на основе принципа «от простого к сложному», я поставила перед собой задачи:

  • Знакомить детей с народной декоративной росписью. Формировать систему знаний о русской народной культуре.
  • Приобщать детей к эстетической культуре русского народа. Формирование духовных качеств.
  • Воспитывать познавательный интерес к народному искусству, уважение к труду и таланту мастеров, желание возродить лучшие традиции русского народа.

3 слайд: Я использую совместную деятельность воспитателя с детьми, нетрадиционные формы работы с родителями. Это и  раздаточный материал в соответствии с темой, изготовление пособий и атрибутов для занятий и игр; чтение художественной литературы, занятия, дидактические игры, изобразительная деятельность, беседы, театрализованные игры. Участие родителей в работе по приобщению детей к истокам русской народной культуры.

   4 слайд:     На своих занятиях я знакомлю детей с русскими народными игрушками. Рассматриваем дымковские игрушки.

5 слайд: Вот, например: народная игрушка «Козлик», дети с удовольствием занимались ее росписью. Им очень  понравилось украшать народную игрушку своими руками.

Таким образом, у детей развивается познавательный интерес к народному искусству, воспитывается уважение к труду и таланту мастеров.

  6 слайд:    Еще часто с детьми провожу  дидактические игры по теме. Очень интересно и познавательно прошла дидактическая игра «Наша Родина», в которой ребята вместе с педагогом знакомились с элементами русского народного костюма и изделиями народного декоративно-прикладного искусства.

   7 слайд:  Дети всегда увлеченно слушают русские народные сказки, с удовольствием инсценируют их, придумывают свой сюжет на основе знакомых сказок. Дети самостоятельно распределяют роли, примеряют костюмы и разыгрывают сказки.

 8 слайд: Интересно прошла инсценировка русской народной сказки «Репка». Дети долго обсуждали и делились впечатлениями о театрализованной игре.  

9 слайд: Огромный эмоциональный подъем получили дети при обыгрывании сказки «Муха-Цокотуха». Дети готовились, разучивали роли, с волнением и трепетом ждали отклика от родителей, которые пришли к ним на развлечение.

   10 слайд:    Постоянно играю с детьми в народные игры и вожу с ними хороводы.

11 слайд: Одна из таких полюбившихся игр -  игра «Ручеек», проведение которой способствует  сплочению коллектива и  формированию духовных качеств детей.

 12 слайд:     Большой интерес дети проявляют к русским костюмам. Поэтом с детьми я провела беседу, в которой было рассказано об истории костюма. Беседа сопровождалась показом иллюстраций русского народного костюма. Дети рассматривали костюмы.

13 слайд: Самым интересным моментом было то, когда дети примеряли на себя эти костюмы и исполняли в них колыбельные песни «Котенька-Коток» и «Ай, баюшки-баюшки, жил мужик на краюшке», которые они теперь поют своим младшим братикам и сестренкам.

      14 слайд: Также с детьми старшей группы провожу  занятия по приобщению детей к русским народным традициям, на котором ребята читают стихи, рассказывают пословицы и поговорки о доме, о семье, о труде и водят хороводы. Одним из наиболее полюбившихся детям стал хоровод «На горе-то калина», который также способствует формированию духовных качеств детей.

  15 слайд:  Совместно с детьми  изготавливали народную куклу-оберег «Берегиня», в которой продолжили свое знакомство с декоративно-прикладным искусством. Ребята радовались своему результату, когда сделали куклу и создали ей яркий наряд. Таким образом, дети знакомятся с куклами наших бабушек, им прививается интерес и любовь к русскому народному творчеству.

   16 слайд:   Для родителей я провожу  консультации. Совместно с родителями проходят праздники, викторины, конкурсы. Развлечения для всей семьи приносят массу положительных впечатлений и удовольствие. Подобные мероприятия сплачивают семьи, дают возможность взглянуть друг на друга в новой обстановке. Родители принимают активное участие в совместной деятельности с детьми.

     17 слайд:  Очень часто привлекаю  родителей к совместной деятельности с детьми например вместе  с детьми родители изготовливали инструменты – шуршалки, гремелки, бренчалки, шумелки. Народные музыкальные инструменты, песни игрового, плясового характера, частушки, хороводы, элементы народного театра – становятся основой всех обрядовых праздников. Родителя с удовольствием принимают в этом участие.

18 слайд: Так появились в нашем народном оркестре баночки из-под йогурта, заполненные горохом, инструменты из пластиковых бутылок и пробок, шуршалки из бумаги и так далее.

  19 слайд:       В нашей группе стало традицией проводить «Пятничные посиделки с родителями», на которых дети и родители занимаются совместной деятельностью. И чтобы привлечь родителей и детей к декоративно-прикладному искусству мы провели мастер-класс по изготовлению «Куклы-пеленашки». Родители со своими детьми с интересом изготавливали куклу-оберег, проявляли творческую активность, и даже, поиграли с игрушкой, спев ей колыбельную песню.

 20 слайд:       Интересной формой работы с родителями считаю организацию выставок, которая становится стимулом для совместной деятельности. В нашей группе была организована выставка  декоративно-прикладного искусства, где дети и родители выставляли свои изделия ручной работы. В результате проведенного мероприятия, у детей формируется устойчивый интерес к культуре и традициям русского народа.

   21 слайд:     Самым запоминающимся мероприятием в моей работе стал фольклорный праздник «Ярмарка», в котором дети и родители приняли активное участие. Приобщение к народным традициям происходит в форме детского праздника, так как обряды, отражающие быт крестьянской деревни и явления природы, связанные со сменой времен года, передающие труд людей и отношения взрослых и детей, наиболее ярко представлены именно в народных праздниках. Участие в обрядах, играх, хороводах, новая красочная атрибутика, выступление коробейников, ряженых постепенно приобщает к русским национальным традициям. 

         У детей появился интерес к истории и традициям русского народа. Дети познакомились с жизнью и бытом русского народа, с изделиями народных художественных промыслов.

22 слайд: В процессе такой целенаправленной работы, через различные формы приобщения к истокам русской народной культуры, у детей формируются эмоционально-окрашенные чувства причастности к наследию прошлого, приобретается совокупность культурных ценностей, что способствует развитию духовности – интегрированного свойства личности, которое проявит себя на уровне человеческих отношений, чувств, нравственно-патриотических позиций.

В заключение хочу сказать, что необходимо приобщать детей ко всем видам национального искусства – от архитектуры до живописи, от пляски до сказки, от музыки до театра. И тогда будет развиваться личностная культура ребенка как основа его любви к Родине.

« Дерево крепко корнями, а Отчизна - сыновьями!

23 слайд: Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Педагогическая находка" участницы конкурса педагогического мастерства "Воспитатель года Республики Тыва - 2019"

Конспект НОД в подготовительной к школе группе по художественно-эстетическому развитию "Подснежник"...

Педагогическое мероприятие "Маленький оркестр" (педагогическая находка)

Данное мероприятие будет проводиться с детьми старшего возраста в рамках муниципального этапа конкурса педагогического мастерства "Воспитатель года 2019". Цель - знакомство с необычными, нов...

"Педагогическая находка" педагогическое мероприятие с детьми «Безопасность дорожного движения»

Цель: Расширять представления детей о правилах дорожного движения Задачи:Расширять представления детей о дорожных знаках («Пешеходный переход, «Автобусная остановка», «Ост...

Педагогическая находка к конкурсу педагогического мастерства 2020 года. НОД по развитию речи «Рассказывание сказки Теремок»

конспект интегрированного занятия на конкурс педагогического мастерства по развитию речи с помощью мнемотаблиц...

Конкурсное задание первого (заочного) тура Городского профессионального конкурса педагогического мастерства «Педагог года - 2020г» в номинации «Воспитатель года -2020» «Педагогическая находка»

Конкурсное задание первого (заочного) тураГородского профессионального конкурса педагогического мастерства «Педагог года - 2020г»в номинации «Воспитатель года -2020»«Педа...

Педагогическая находка - Конспект педагогического мероприятия с детьми в старшей группе 5-6 лет "Путешествие в страну сказок", 2020 год

Педагогическое мероприятие по познавательному развитию (формирование элементарных математических представлений)...

Конкурс "Воспитатель года -2022" среди воспитателей детского сада. Педагогическая находка " «Технология «Лэпбукинг» и ее применение в педагогической практике»

Моя педагогическая находка«Технология «Лэпбукинг» и ее применение в педагогической практике»Главная особенность организации образовательной деятельности в ДОУ на современном эт...