Педагогическая находка
методическая разработка (старшая группа)
Педагогическая находка
«Приобщение старших дошкольников к истокам русской народной культуры через традиции русского народа»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ped._nahodka_2.docx | 25.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогическая находка
«Приобщение старших дошкольников к истокам русской народной культуры через традиции русского народа»
Пятерикова Олеся Рафаэльевна
Воспитатель
МДОУ «Детский сад «Василек»
р.п. Мулловка»
1 слайд: Добрый день уважаемые члены жюри, разрешите представиться: я Пятерикова Олеся Рафаэльевна, воспитатель детского сада МДОУ «Детский сад «Василек» р. п. Мулловка». Вашему вниманию предлагается моя педагогическая находка по приобщению старших дошкольников к истокам русской народной культуры, через традиции русского народа.
Моя работа направлена на формирование у детей дошкольного возраста общих представлений о культуре русского народа. Поговорки, пословицы, игры, колыбельные, народные инструменты, декоративно-прикладное искусство – все эти виды детской деятельности создают возможность ребенку соприкоснуться с историческим прошлым. Поэтому я работаю над этой темой, чтобы преподнести культуру и традиции русского народа как можно ярче и разнообразнее.
2 слайд: Работая на основе принципа «от простого к сложному», я поставила перед собой задачи:
- Знакомить детей с народной декоративной росписью. Формировать систему знаний о русской народной культуре.
- Приобщать детей к эстетической культуре русского народа. Формирование духовных качеств.
- Воспитывать познавательный интерес к народному искусству, уважение к труду и таланту мастеров, желание возродить лучшие традиции русского народа.
3 слайд: Я использую совместную деятельность воспитателя с детьми, нетрадиционные формы работы с родителями. Это и раздаточный материал в соответствии с темой, изготовление пособий и атрибутов для занятий и игр; чтение художественной литературы, занятия, дидактические игры, изобразительная деятельность, беседы, театрализованные игры. Участие родителей в работе по приобщению детей к истокам русской народной культуры.
4 слайд: На своих занятиях я знакомлю детей с русскими народными игрушками. Рассматриваем дымковские игрушки.
5 слайд: Вот, например: народная игрушка «Козлик», дети с удовольствием занимались ее росписью. Им очень понравилось украшать народную игрушку своими руками.
Таким образом, у детей развивается познавательный интерес к народному искусству, воспитывается уважение к труду и таланту мастеров.
6 слайд: Еще часто с детьми провожу дидактические игры по теме. Очень интересно и познавательно прошла дидактическая игра «Наша Родина», в которой ребята вместе с педагогом знакомились с элементами русского народного костюма и изделиями народного декоративно-прикладного искусства.
7 слайд: Дети всегда увлеченно слушают русские народные сказки, с удовольствием инсценируют их, придумывают свой сюжет на основе знакомых сказок. Дети самостоятельно распределяют роли, примеряют костюмы и разыгрывают сказки.
8 слайд: Интересно прошла инсценировка русской народной сказки «Репка». Дети долго обсуждали и делились впечатлениями о театрализованной игре.
9 слайд: Огромный эмоциональный подъем получили дети при обыгрывании сказки «Муха-Цокотуха». Дети готовились, разучивали роли, с волнением и трепетом ждали отклика от родителей, которые пришли к ним на развлечение.
10 слайд: Постоянно играю с детьми в народные игры и вожу с ними хороводы.
11 слайд: Одна из таких полюбившихся игр - игра «Ручеек», проведение которой способствует сплочению коллектива и формированию духовных качеств детей.
12 слайд: Большой интерес дети проявляют к русским костюмам. Поэтом с детьми я провела беседу, в которой было рассказано об истории костюма. Беседа сопровождалась показом иллюстраций русского народного костюма. Дети рассматривали костюмы.
13 слайд: Самым интересным моментом было то, когда дети примеряли на себя эти костюмы и исполняли в них колыбельные песни «Котенька-Коток» и «Ай, баюшки-баюшки, жил мужик на краюшке», которые они теперь поют своим младшим братикам и сестренкам.
14 слайд: Также с детьми старшей группы провожу занятия по приобщению детей к русским народным традициям, на котором ребята читают стихи, рассказывают пословицы и поговорки о доме, о семье, о труде и водят хороводы. Одним из наиболее полюбившихся детям стал хоровод «На горе-то калина», который также способствует формированию духовных качеств детей.
15 слайд: Совместно с детьми изготавливали народную куклу-оберег «Берегиня», в которой продолжили свое знакомство с декоративно-прикладным искусством. Ребята радовались своему результату, когда сделали куклу и создали ей яркий наряд. Таким образом, дети знакомятся с куклами наших бабушек, им прививается интерес и любовь к русскому народному творчеству.
16 слайд: Для родителей я провожу консультации. Совместно с родителями проходят праздники, викторины, конкурсы. Развлечения для всей семьи приносят массу положительных впечатлений и удовольствие. Подобные мероприятия сплачивают семьи, дают возможность взглянуть друг на друга в новой обстановке. Родители принимают активное участие в совместной деятельности с детьми.
17 слайд: Очень часто привлекаю родителей к совместной деятельности с детьми например вместе с детьми родители изготовливали инструменты – шуршалки, гремелки, бренчалки, шумелки. Народные музыкальные инструменты, песни игрового, плясового характера, частушки, хороводы, элементы народного театра – становятся основой всех обрядовых праздников. Родителя с удовольствием принимают в этом участие.
18 слайд: Так появились в нашем народном оркестре баночки из-под йогурта, заполненные горохом, инструменты из пластиковых бутылок и пробок, шуршалки из бумаги и так далее.
19 слайд: В нашей группе стало традицией проводить «Пятничные посиделки с родителями», на которых дети и родители занимаются совместной деятельностью. И чтобы привлечь родителей и детей к декоративно-прикладному искусству мы провели мастер-класс по изготовлению «Куклы-пеленашки». Родители со своими детьми с интересом изготавливали куклу-оберег, проявляли творческую активность, и даже, поиграли с игрушкой, спев ей колыбельную песню.
20 слайд: Интересной формой работы с родителями считаю организацию выставок, которая становится стимулом для совместной деятельности. В нашей группе была организована выставка декоративно-прикладного искусства, где дети и родители выставляли свои изделия ручной работы. В результате проведенного мероприятия, у детей формируется устойчивый интерес к культуре и традициям русского народа.
21 слайд: Самым запоминающимся мероприятием в моей работе стал фольклорный праздник «Ярмарка», в котором дети и родители приняли активное участие. Приобщение к народным традициям происходит в форме детского праздника, так как обряды, отражающие быт крестьянской деревни и явления природы, связанные со сменой времен года, передающие труд людей и отношения взрослых и детей, наиболее ярко представлены именно в народных праздниках. Участие в обрядах, играх, хороводах, новая красочная атрибутика, выступление коробейников, ряженых постепенно приобщает к русским национальным традициям.
У детей появился интерес к истории и традициям русского народа. Дети познакомились с жизнью и бытом русского народа, с изделиями народных художественных промыслов.
22 слайд: В процессе такой целенаправленной работы, через различные формы приобщения к истокам русской народной культуры, у детей формируются эмоционально-окрашенные чувства причастности к наследию прошлого, приобретается совокупность культурных ценностей, что способствует развитию духовности – интегрированного свойства личности, которое проявит себя на уровне человеческих отношений, чувств, нравственно-патриотических позиций.
В заключение хочу сказать, что необходимо приобщать детей ко всем видам национального искусства – от архитектуры до живописи, от пляски до сказки, от музыки до театра. И тогда будет развиваться личностная культура ребенка как основа его любви к Родине.
« Дерево крепко корнями, а Отчизна - сыновьями!
23 слайд: Спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Педагогическая находка" участницы конкурса педагогического мастерства "Воспитатель года Республики Тыва - 2019"
Конспект НОД в подготовительной к школе группе по художественно-эстетическому развитию "Подснежник"...
Педагогическое мероприятие "Маленький оркестр" (педагогическая находка)
Данное мероприятие будет проводиться с детьми старшего возраста в рамках муниципального этапа конкурса педагогического мастерства "Воспитатель года 2019". Цель - знакомство с необычными, нов...
"Педагогическая находка" педагогическое мероприятие с детьми «Безопасность дорожного движения»
Цель: Расширять представления детей о правилах дорожного движения Задачи:Расширять представления детей о дорожных знаках («Пешеходный переход, «Автобусная остановка», «Ост...
Педагогическая находка к конкурсу педагогического мастерства 2020 года. НОД по развитию речи «Рассказывание сказки Теремок»
конспект интегрированного занятия на конкурс педагогического мастерства по развитию речи с помощью мнемотаблиц...
Конкурсное задание первого (заочного) тура Городского профессионального конкурса педагогического мастерства «Педагог года - 2020г» в номинации «Воспитатель года -2020» «Педагогическая находка»
Конкурсное задание первого (заочного) тураГородского профессионального конкурса педагогического мастерства «Педагог года - 2020г»в номинации «Воспитатель года -2020»«Педа...
Педагогическая находка - Конспект педагогического мероприятия с детьми в старшей группе 5-6 лет "Путешествие в страну сказок", 2020 год
Педагогическое мероприятие по познавательному развитию (формирование элементарных математических представлений)...
Конкурс "Воспитатель года -2022" среди воспитателей детского сада. Педагогическая находка " «Технология «Лэпбукинг» и ее применение в педагогической практике»
Моя педагогическая находка«Технология «Лэпбукинг» и ее применение в педагогической практике»Главная особенность организации образовательной деятельности в ДОУ на современном эт...