Сказкотерапевтические моменты в русской народной сказке "Заюшкина избушка"
план-конспект занятия (средняя группа)

Романова Ирина Викторовна

для воспитательной беседы о том, что такое неблагодарность, добросердечие, трусость и кто такой настоящий и самый большой друг

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zayushkinaizbushkaroditelyam.docx21.06 КБ

Предварительный просмотр:

Уважаемые родители!

На следующей неделе мы будем играть в сказку «Заюшкина избушка», делать к ней иллюстрации и разбираться, что такое неблагодарность, добросердечие, трусость и кто такой настоящий и самый большой друг.

Если ваши дети знают эту сказку, вы можете устроить домашний театр.

Роль Лисы пусть играет взрослый, а роль Петушка полезно сыграть ребенку, если бывает, что он не уверен в себе, тревожен. Увидев, что Лиса никого не боится, а от него убежала, ребенок испытает чувство уверенности в своих силах.

Ещё предлагаю вам посмотреть вместе с детьми мультфильм «Самый большой друг» и проверить, правильно ли ваш ребенок понял, кто же все-таки был самым большим другом для девочки.

https://www.youtube.com/watch?v=H2V62700k3s

Заюшкина избушка

        Жили-были Лиса и Заяц. У Лисы была избенка ледяная, у Зайца — лубяная.

-А что значит ледяная? (Ответы детей)

-А что значит лубяная?

-Это значит, из луба. Луб часть коры. Из него плели корзинки, лапти, а зайчик себе дом построил.

Пришла Весна-красна – у Лисы избенка растаяла, а у Зайца стоит по-старому.

Пришла Лиса к Зайцу и стала проситься к нему жить.

А как только Зайчик пустил её к себе, Лиса его и выгнала.

СКАЗКОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЙ МОМЕНТ

Лиса какая? (ответы детей)

А ещё она неблагодарная.

 Неблагодарный тот, кто не умеет отвечать добром на добро.

- Покажите, как она его толкнула.

- А вас толкает дружочек? Вам это нравится?

- Нет, это обидно! Когда нам обидно, то становится очень грустно.

Нам всегда бывает обидно, когда на добро отвечают злом.

Идет Зайчик по дороге и грустит.

СКАЗКОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЙ МОМЕНТ

Когда нам грустно, нам хочется, чтобы нас утешили. А еще, когда обидит дружочек, очень хочется, чтобы кто-то пришел на помощь.

Вдруг навстречу Зайчику бегут собаки.

- Тяф, тяф, тяф! Что, Зайчик, плачешь?

- Как мне не плакать? Была у меня избенка лубяная, а у Лисы ледяная. Попросилась она ко мне ночевать, да меня и выгнала.

- Не плачь, Зайчик! Мы твоему горю поможем.

СКАЗКОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЙ МОМЕНТ

Как вы думаете, почему собаки решили помочь Зайчику?

Как мы их назовем?

Да, они добрые. Хотели бы вы, чтобы у вас появились такие друзья? Вам нравится, когда дружочек за вас заступается?

Про таких друзей говорят, что у них доброе сердце,

они добросердечные.

Если вы будете утешать своих товарищей и помогать им, то с вами все будут дружить.

Вот и пошли они к избёнке. Собаки идут смелые такие…Залаяли собаки: «Тяф, тяф, тяф! Поди Лиса вон!»

А Лиса их не испугалась. Лапки на пояс положила, мордочку вверх задрала и отвечает:

- Как выскочу, как выпрыгну (грозим кулаком) – пойдут клочки по закоулочкам! Испугались собаки, задрожали.

- Покажите, как они испугались: лапками перед собой машут, рот открыт, хвостик поджали…и убежали.

СКАЗКОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЙ МОМЕНТ

А почему собаки испугались? Собак ведь было много, а Лиса всего одна.

Потому что Лиса пообещала, что «пойдут клочки по закоулочкам». Лиса пригрозила собакам. Когда нас пытаются напугать, обещая сделать что-то плохое, - это угроза. Угроза всегда звучит грозно, как гроза, и вызывает страх.

Так бывает, что твой друг пугается и убегает. И больше не защищает тебя.

- Накройте собаку ладошкой и отодвиньте её в левый верхний угол.

Подумайте, хотите ли вы дружить с такой собакой.

Снова идет по дороге Зайчик и плачет. Ему навстречу Медведь.

Говорит медведь толстым голосом:

- О чём, Зайчик, плачешь?

- Как мне не плакать? Была у меня избенка лубяная, а у Лисы ледяная. Попросилась она ко мне ночевать, да меня и выгнала.

- Не плачь, я твоему горю помогу.

- Нет, не поможешь. Собаки гнали – не выгнали, и тебе не выгнать.

- Нет выгоню.

Идут они к избёнке. Медведь лапы вверх поднял, рычит. Ух, как он сейчас за друга заступится!

- Поди, Лиса, вон!

А Лиса и вовсе не испугалась. Лапки на пояс положила, мордочку вверх задрала и отвечает:

- Как выскочу, как выпрыгну (грозим кулаком) – пойдут клочки по закоулочкам!

Медведь испугался, лапы опустил, к себе прижал и маленьким хвостиком задрожал. И убежал.

СКАЗКОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЙ МОМЕНТ

Чего испугался Медведь? Правильно, снова угроз. Бывает так, что дружочек нам погрозит кулаком, и мы боимся. И хвостик у нас дрожит. Скажите, а могла бы Лиса справиться с Медведем? Конечно нет. А Медведь увидел кулачок, и испугался. И не подумал, что он сильнее и может справиться с Лисой. Хотели бы вы дружить с тем, кто трусит и не защищает? И вы помните, если вы защищаете дружочка, то не надо бояться и убегать. Иначе с вами не захотят дружить.

Подумайте, хотели бы вы дружить с таким большим, но трусливым зверем?

        Опять идет Зайчик по дороге. Плачет пуще прежнего.

Ему навстречу Петушок.

- Ку-ка-реку! О чём, Зайчик, плачешь?

- Как мне не плакать? Была у меня избенка лубяная, а у Лисы ледяная. Попросилась она ко мне ночевать, да меня и выгнала.

- Пойдем, я твоему горю помогу.

- Нет, Петух, не поможешь. Собаки гнали – не выгнали. Медведь гнал – не выгнал. И тебе не выгнать.

- Нет, выгоню!

- Ой, какой маленький Петушок! Меньше Лисы и Медведя. Разве он прогонит Лису? (ответы детей)

Подошли они к избёнке. Петух крыльями забил и закричал:

- Кукареку! Иду на ногах в красных сапогах! Несу косу на плечах!

Хочу Лису посечи, слезай, Лиса, с печи! Поди, Лиса, вон!

        Лиса услыхала, испугалась, задрожала и говорит:

- Одеваюсь….

А Петух опять кричит:

- Кукареку! Иду на ногах в красных сапогах! Несу косу на плечах!

Хочу Лису посечи, слезай, Лиса, с печи! Поди, Лиса, вон!

        Лиса ещё больше испугалась и говорит:

- Обуваюсь…

А Петух третий раз кричит:

- Кукареку! Иду на ногах в красных сапогах! Несу косу на плечах!

Хочу Лису посечи, слезай, Лиса, с печи! Поди, Лиса, вон!

        Лиса выскочила из избёнки и умчалась прочь.

СКАЗКОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЙ МОМЕНТ

Почему Петух одержал верх над Лисой? Ведь он был меньше собак и медведя. (ответы детей)

Потому что он не испугался и тоже пригрозил ей. Петух говорил с Лисой так же грозно, как она с другими. Тут уж Лиса испугалась и убежала.

        А Петушок стал для Зайчика настоящим другом, потому что он пообещал помочь и выполнил обещание. Не испугался угроз.

        Когда вы услышите угрозу, не спешите бояться, а подумайте, может это просто угроза. Если вы не испугаетесь угроз, то обязательно одержите верх.

И стали Петушок с Зайчиком жить-поживать в лубяной избушке дружно и весело.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ТЕКСТ СКАЗКИ

Эта сказка учит нас тому, что, когда мы выбираем дружочка,

не надо смотреть на его красоту или большой рост.

Дружочек должен быть смелым и верным.

Не зря русская пословица говорит: друг познаётся в беде.

А если вы хотите, чтобы с вами дружили, то не бросайте друга в беде и приходите на помощь.

И тогда у вас будет много-много хороших друзей.

По материалам программы С.В. Макушкиной «Умные игры в сказках для малышей»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сказкотерапевтические моменты к русской народной сказке «Репка»

можно использовать для воспитательной беседы о дружбе и взаимопомощи...

Сказкотерапевтические моменты к украинской народной сказке "Рукавичка"

можно использовать для воспитательной беседы о дружбе...

Сказкотерапевтические моменты к русской народной сказке "Зимовьё зверей"

В связи с этой сказкой можно поговорить с ребенком на тему дружбы, одиночества и умения защитить себя от врагов....

Сказкотерапевтические моменты к русской народной сказке "Как коза избушку построила

можно использовать для воспитательной беседы о том, как надо искать себе друга и место для игры...

Сказкотерапевтические моменты к русской народной сказке "Как собака друга искала"

можно использовать для воспитательной беседы о том, как выбирать и беречь друзей...