Организация проектной деятельности в ДОУ
статья
В современной педагогике метод проектов рассматривают как одну из личностно-ориентированных технологий обучения. Одно из достоинств этой технологии в том, что при её реализации каждому ребенку обеспечивается признание важности и необходимости его в коллективе. Он видит результаты своих усилий и усилий всей группы.В ходе совместной деятельности над проектом дети становятся добрее, смелее, решительнее, ответственнее. Участие родителей в реализации проекта пробуждают интерес к познанию самих себя и своих детей, повышает их компетентность в области воспитания детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Организация проектной деятельности в ДОУ | 20.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Ступакова В.И., старший воспитатель ГБДОУ №85
Приморского района Санкт-Петербурга
Организация проектной деятельности в ДОУ.
В связи с введением ФГОС одним из приоритетных и наиболее эффективных средств обучения и воспитания детей становится метод проектов. Он позволяет в полной мере обеспечивать развитие субъектов деятельности и инновационных процессов.
Метод проектов – это педагогическая технология, которая позволяет ребенку вести самостоятельную исследовательскую, познавательную, игровую, творческую, продуктивную деятельность, в процессе которой он познает себя и окружающий мир, воплощает новые знания в реальные продукты. В современной педагогике метод проектов рассматривают как одну из личностно-ориентированных технологий обучения.
Любой проект – продукт сотрудничества детей, воспитателей и родителей. Он позволяет развивать познавательный интерес к различным областям знаний, формировать коммуникативные навыки и нравственные качества. Участие в проекте помогает детям почувствовать свою значимость, ощутить себя полноправным участником событий, способствует усилению позиций «Я сам», «Я сделаю», «Я умею». У них появляется возможность проявить себя в различных видах деятельности, внести свою лепту в общее дело, проявить индивидуальность, завоевать определенное положение в группе.
В основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск. Обязательные составляющие проекта - детская самостоятельность (при поддержке педагога), сотворчество детей и взрослых.
Преимущества проектного метода воспитательно-образовательного процесса:
- является одним из методов развивающего обучения, т.к. в его основе лежит развитие познавательных навыков детей;
- повышает качество образовательного процесса;
- служит развитию творческого мышления;
- способствует повышению компетентности педагогов.
В практике современных дошкольных образовательных учреждений используются следующие виды проектов:
- Исследовательские проекты предполагают проверку предположения (гипотезы) с использованием научных методов познания (наблюдения, эксперимент). В младших группах выбор проекта осуществляет воспитатель, основываясь на интересах детей. В группах старшего дошкольного возраста выбор темы проекта может осуществлять как педагог, так и дети в соответствии со своими желаниями и уровнем развития.
2. Творческие проекты связаны с подготовкой праздников, театральных представлений. Дети могут принимать участие в разработке отдельных фрагментов сценария, но, чаще всего, становятся исполнителями заданных взрослыми ролей. Творческие проекты предполагают соответствующее оформление результатов в виде детского праздника, детского дизайна.
3. Игровые проекты - участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие отношения в определенных проблемных ситуациях. Поскольку в основе таких проектов лежит сюжетно-ролевая игра, дети охотно включаются в проектную деятельность, легко осваивают свои роли, активно участвуют в развитии сюжета, с интересом собирают информацию и выполняют действия, необходимые для соответствия роли и достижения поставленных целей.
4. Информационные проекты направлены на сбор и анализ информации о каком-либо объекте или явлении. Благодаря присущим детям любознательности, старшие дошкольники охотно включаются в информационные проекты в том случае, если им интересна проблема, лежащая в его основе.
5. Практико-ориентированные (прикладные) проекты связаны с работой на достижение значимого результата, а результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников.
Работа над проектом происходит в несколько этапов:
I этап – организационно-подготовительный:
-подборка программно-методического обеспечения для реализации проекта;
- пополнение развивающей предметно-пространственной среды;
- подбор диагностического материала для выявления знаний детей.
II этап - рефлексивно-диагностический:
-анализ педагогом своих профессиональных возможностей и предполагаемых затруднений;
- выявление интереса и уровня знаний детей по теме проекта;
-формирование банка данных об уровне родительской компетентности по данной теме.
III этап - практический:
- коррекция индивидуальных планов педагогов, участвующих в проекте;
- реализация проекта через взаимодействие с коллегами и родителями, активное внедрение нетрадиционных форм работы с детьми, в т. ч. проектно-игровую деятельность ребенка;
- обобщение опыта работы;
- защита проекта.
IV этап — заключительный:
- анализ достижения целей и полученных результатов;
- определение дальнейших направлений реализации рассматриваемой в проекте проблемы в воспитательно-образовательном процессе ДОУ.
Для того чтобы проект стал результативным, воспитатель должен:
-изучить тему проекта, подготовить развивающую предметно-пространственную среду;
- создать игровую мотивацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик;
- ввести детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на их личный опыт;
- поддерживать их любознательность и устойчивый интерес к проблеме;
- поддерживать детскую инициативу;
- рассматривать все предложенные детьми варианты решения проблемы (ребенок должен иметь право на ошибку и не бояться высказывать свое мнение);
- соблюдать принцип последовательности и регулярности в работе над проектом;
- в ходе работы над проектом создавать атмосферу сотворчества с ребенком, используя индивидуальный подход;
- ориентировать детей на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений на практике;
- вовлекать родителей в совместную работу над проектом;
- организовать презентацию проекта.
Внедрение педагогического проектирования в образовательную практику детского сада дает пролонгированный позитивный эффект: реализация одного проекта влечет за собой последующие проекты. Критерием успешности и результативности проектной деятельности можно считать рост степени самостоятельности детей при каждом этапе деятельности, также у детей возрастает самоорганизация, навыки познавательной творческой деятельности.
Таким образом, освоение педагогами технологии проектирования позволит повысить уровень их профессионального мастерства и создать в ДОУ условия для эффективной воспитательно - образовательной работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательский проект Организация проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста
Проектирование – это комплексная деятельность, участники которой автоматически: без специально провозглашаемой дидактической задачи со стороны организатора осваивают нов...
Методические рекомендации по организации проектной деятельности в ДОУ
Методические рекомендации составлены в помощь воспитателям ДОУ для организации проектной деятельности. Материал содержит план работы воспитателя по подготовке проекта, основные этапы работы над проект...
Семенар - практикум "Организация проектной деятельности в условиях детского сада. Типы проектной деятельности"
В условиях Федерального образовательного стандарта к образованию предъявляются принципиально новые требования. Главным результатом образования должно стать его соответствие целям опережающего...
Деловая игра для воспитателей и педагогов "Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию проектной деятельности и детского экспериментирования"
Конспект мероприятия представляет собой вопросы и задания для воспитателей детского сада по проблеме...
Организация проектной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности Тема: «С луком дружат все спортсмены, любят взрослые и дети».
Данный проект – это организация работы по ознакомлению с ценностью и строением лука, пониманию его пользы для здоровья человека. Эта работа осуществлялась через поисково-исследовательскую деятел...
Статья на тему:"Организация проектной деятельности в образовательном процессе дошкольной образовательной организации"
В настоящее время, наиболее ярким, развивающим, интересным, значимым методом, как для взрослых, так и для детей дошкольного возраста является проектная деятельность – форма организации совместно...
Организация проектной деятельности в образовательном процессе дошкольной образовательной организации
В Законе РФ «Об образовании», национальной доктрине образования РФ, концепции модернизации российского образования обозначены современные требования, предъявляемые к образованию подрастающ...