Организация проектной деятельности в ДОУ
статья

Ступакова Валентина Ивановна

               В современной педагогике метод проектов рассматривают как одну из личностно-ориентированных технологий обучения. Одно из достоинств этой технологии в том, что при её реализации каждому ребенку обеспечивается признание важности и необходимости его в коллективе. Он видит результаты своих усилий и усилий всей группы.В ходе совместной деятельности над проектом дети становятся добрее, смелее, решительнее, ответственнее. Участие родителей в реализации проекта пробуждают интерес к познанию самих себя и своих детей, повышает их компетентность в области воспитания детей дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ступакова В.И., старший воспитатель ГБДОУ №85

Приморского района Санкт-Петербурга

Организация проектной деятельности в ДОУ.

В связи с введением ФГОС одним из приоритетных и наиболее эффективных средств обучения и воспитания детей становится метод проектов. Он позволяет в полной мере обеспечивать развитие субъектов деятельности и инновационных процессов.

Метод проектов – это педагогическая технология, которая позволяет ребенку вести самостоятельную исследовательскую, познавательную, игровую, творческую, продуктивную деятельность, в процессе которой он познает себя и окружающий мир, воплощает новые знания в реальные продукты. В современной педагогике метод проектов рассматривают как одну из личностно-ориентированных технологий обучения.

Любой проект – продукт сотрудничества детей, воспитателей и родителей. Он позволяет развивать познавательный интерес к различным областям знаний, формировать коммуникативные навыки и нравственные качества. Участие в проекте помогает детям почувствовать свою значимость, ощутить себя полноправным участником событий, способствует усилению позиций «Я сам», «Я сделаю», «Я умею». У них появляется возможность проявить себя в различных видах деятельности, внести свою лепту в общее дело, проявить индивидуальность, завоевать определенное положение в группе.

В основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск. Обязательные составляющие проекта - детская самостоятельность (при поддержке педагога), сотворчество детей и взрослых.

Преимущества проектного метода воспитательно-образовательного процесса:

- является одним из методов развивающего обучения, т.к. в его основе лежит развитие познавательных навыков детей;

- повышает качество образовательного процесса;

- служит развитию  творческого мышления;

- способствует повышению компетентности педагогов.

В практике современных дошкольных образовательных учреждений используются следующие виды проектов:

  1. Исследовательские проекты предполагают проверку  предположения (гипотезы) с использованием научных методов познания (наблюдения, эксперимент). В младших группах выбор проекта осуществляет воспитатель, основываясь на интересах детей. В группах старшего дошкольного возраста выбор темы проекта может осуществлять как педагог, так и дети в соответствии со своими желаниями и уровнем развития.

2.        Творческие проекты связаны с подготовкой праздников, театральных представлений. Дети могут принимать участие в разработке отдельных фрагментов сценария, но, чаще всего, становятся исполнителями заданных взрослыми ролей. Творческие проекты предполагают соответствующее оформление результатов в виде детского праздника, детского дизайна.

3.        Игровые проекты - участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие отношения в определенных проблемных  ситуациях. Поскольку в основе таких проектов лежит сюжетно-ролевая игра, дети охотно включаются в проектную деятельность, легко осваивают свои роли, активно участвуют в развитии сюжета, с интересом собирают информацию и выполняют действия, необходимые для соответствия роли и достижения поставленных целей.

4.        Информационные проекты направлены на сбор и анализ информации о каком-либо объекте или явлении. Благодаря присущим детям любознательности, старшие дошкольники охотно включаются в информационные проекты в том случае, если им интересна проблема, лежащая в его основе.

5.        Практико-ориентированные (прикладные) проекты связаны с работой на достижение значимого результата, а результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников.

Работа над проектом происходит в несколько этапов:

I этап – организационно-подготовительный:

-подборка программно-методического обеспечения для реализации проекта;

- пополнение развивающей предметно-пространственной среды;

- подбор диагностического материала  для выявления знаний детей.

II этап - рефлексивно-диагностический:

-анализ педагогом  своих профессиональных возможностей и предполагаемых затруднений;

- выявление интереса и уровня знаний детей по теме проекта;

-формирование банка данных об уровне родительской компетентности по данной теме.

III этап - практический:

- коррекция индивидуальных планов педагогов, участвующих в проекте;

- реализация проекта через взаимодействие с коллегами и родителями, активное внедрение нетрадиционных форм работы с детьми, в т. ч. проектно-игровую деятельность ребенка;

- обобщение опыта работы;

- защита проекта.

IV этап — заключительный:

- анализ достижения целей и полученных результатов;

- определение дальнейших направлений реализации рассматриваемой в проекте проблемы в воспитательно-образовательном процессе ДОУ.

Для того чтобы проект стал результативным, воспитатель должен:

        -изучить тему проекта, подготовить развивающую предметно-пространственную среду;

- создать игровую мотивацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик;

- ввести детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на их личный опыт;

-  поддерживать их любознательность и устойчивый интерес к проблеме;

-  поддерживать детскую инициативу;

- рассматривать все предложенные детьми варианты решения проблемы (ребенок должен иметь право на ошибку и не бояться высказывать свое мнение);

- соблюдать принцип последовательности и регулярности в работе над проектом;

- в ходе работы над проектом создавать атмосферу сотворчества с ребенком, используя индивидуальный подход;

- ориентировать детей на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений на практике;

-  вовлекать родителей в совместную работу над проектом;

-  организовать презентацию проекта.

Внедрение педагогического проектирования в образовательную практику детского сада дает пролонгированный позитивный эффект: реализация одного проекта влечет за собой последующие проекты. Критерием успешности и результативности проектной деятельности можно считать рост степени самостоятельности детей при каждом этапе деятельности, также у детей возрастает самоорганизация, навыки познавательной творческой деятельности.

Таким образом, освоение педагогами технологии проектирования позволит повысить уровень их профессионального мастерства и создать в ДОУ условия для эффективной воспитательно - образовательной работы.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский проект Организация проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

Проектирование – это комплексная деятельность, участники которой автоматически: без специально провозглашаемой дидактической задачи со стороны организатора осваивают нов...

Методические рекомендации по организации проектной деятельности в ДОУ

Методические рекомендации составлены в помощь воспитателям ДОУ для организации проектной деятельности. Материал содержит план работы воспитателя по подготовке проекта, основные этапы работы над проект...

Семенар - практикум "Организация проектной деятельности в условиях детского сада. Типы проектной деятельности"

В условиях Федерального образовательного стандарта к образованию предъявляются принципиально новые требования. Главным результатом образования должно стать его соответствие целям опережающего...

Организация проектной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности Тема: «С луком дружат все спортсмены, любят взрослые и дети».

Данный проект – это организация работы по ознакомлению с ценностью и строением лука, пониманию его пользы для здоровья человека. Эта работа осуществлялась через поисково-исследовательскую деятел...

Статья на тему:"Организация проектной деятельности в образовательном процессе дошкольной образовательной организации"

В настоящее время, наиболее ярким, развивающим, интересным, значимым методом, как для взрослых, так и для детей дошкольного возраста является проектная деятельность – форма организации совместно...

Организация проектной деятельности в образовательном процессе дошкольной образовательной организации

В Законе РФ «Об образовании», национальной доктрине образования РФ, концепции модернизации российского образования обозначены современные требования, предъявляемые к образованию подрастающ...