Педагог-наставник:должность или миссия?
методическая разработка (старшая группа)

Рассуждения учителя - логопеда в "Год педагога и наставника"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Эссе учителя-логопеда на тему 

«Педагог – наставник : должность или миссия?»

В нашем современном мире существует огромное количество разных профессий. Некоторые из них появились совсем недавно, а другие – очень много лет назад. Одной из самых старейших профессий является профессия учителя.
Учитель – это тот человек, который необходим всем и каждому. Без учителя не будет ни врача, ни инженера. Все профессии важны для существования в цивилизованном мире. Но, важнее работы учителя нет. Быть учителем очень нелегко. Необходимо обладать очень многими качествами: талантом, добротой, терпением, умом и любовью к детям. Хороший учитель будет любить не только свой предмет, но своих учеников.

Мои мысли, чувства, дела, переживания и радости связаны с дошкольным образованием вот уже 38 лет, и чем старше я становлюсь, тем больше убеждаюсь в правильности, когда – то выбранного мною профессионального пути. Я хорошо помню своих воспитателей, а главное доброжелательную атмосферу любви и заботы, которой они нас окружали. Им удавалось сделать наше пребывание в детском саду увлекательным и интересным. 

Я с детства хотела работать в детском саду, моя мечта осуществилась. Мне повезло, что рядом со мной были профессионалы своего дела, и от каждого я старалась перенять самое интересное, ценное, нужное, значимое для меня и моей деятельности. Педагогический опыт приходил поэтапно – вместе с опытом формировалось и педагогическое кредо – «Будь собой! Никогда не сдавайся, иди вперед, а если упал – поднимайся!». И вот уже я, педагог, с огромным педагогическим багажом за плечами, которым могу поделиться со своими молодыми коллегами.

Педагог – наставник, каким он должен быть? Конечно же, компетентным и мобильным, способным оказать квалифицированную методическую помощь. Помочь не только знанием и умением, но и добрым словом, советом. Наставник, на мой взгляд, должен обладать такими человеческими качествами, которые помогут расположить к себе молодых педагогов и раскрыться им в профессии. Это педагог, способный помочь начинающим педагогам адаптироваться в коллективе, в профессиональном становлении и личностном развитии.

Наставничество очень актуально в наше время. Оно помогает многим найти себя и не сбиться с пути. Наставник всегда «смотрит» с высоты своего опыта, а значит, может помочь начинающему педагогу избежать ошибок, которые делал он сам

Взаимодействуя с педагогами, убеждена, что наставник и наставляемый являются равноправными участниками образовательного процесса. Наставник старается многому научить своих педагогов, но и сам многому учится у них. Самое главное для него, принимать любого начинающего педагога таким, какой он есть, уметь понимать его внутренний мир, отношение к детям, к работе. Стараться предугадывать возможные осложнения в педагогическом процессе и своевременно предупреждать их, незамедлительно и правильно разрешать сложные педагогические ситуации, обладать педагогическим чутьем, уметь управлять педагогическим процессом без принуждения, с легкостью, быть в нем простым, обычным, но нужным человеком.

Важно помнить, что в наставничестве выигрывают все стороны, кто-то получает умения и навыки, опыт и уверенность, другие – профессионально подготовленные кадры. А должность это или миссия решает каждый для себя самостоятельно.

Миссия у наставника и педагога общая - дарить свою любовь и заботу детям!

И как приятно слышать слова благодарности от бывших воспитанников и их родителей, понимая, что в детском саду работают только увлеченные люди, которым можно доверять детей. Как приятно осознавать, что ты причастен к успехам своих выпускников, к выбору профессии. И вдвойне приятно быть их наставником. Случайных людей в нашей профессии не бывает. Не приживаются.

Я благодарна судьбе за то, что в выборе профессии не ошиблась.

Я – счастливый человек. Я искренне верю в свое призвание, как в основное дело своей жизни и умею отдаваться ему в полной мере. Я не утратила оптимизма и все ещё осваиваю, ищу, пробую, творю… Я живу, люблю, радуюсь каждому дню, который приносит мне новые открытия, дарит мне новые встречи, дает возможность ощутить себя нужной частью этого мира.



Предварительный просмотр:

В Федеральном государственном стандарте дошкольного образования обозначены целевые ориентиры на этапе старшего дошкольного возраста, которые предполагают развитие у детей любознательности и познавательной мотивации, формирование познавательных действий, становление сознания, развитие воображения и творческой инициативы.

В условиях современного мира познавательный интерес, активность - есть важнейшие характеристики личности. Познавательный интерес (интеллект) -сам по себе у ребенка не развивается, только от взрослого, который находится рядом с ребенком, зависит формирование познавательного интереса у детей. Это зависит от того, как взрослый общается с ребенком, как организует, руководит процессом познания, какие методы, приемы, принципы использует, какая предметно-развивающая среда окружает ребенка от самого рождения до школы. Только работа в системе дает хороший результат.

Познавательная активность отражает определенный интерес дошкольников к получению новых знаний, умений и навыков, внутреннюю целеустремленность и постоянную потребность использовать разные способы действия к накоплению, расширению знаний и кругозора.

Познавательная активность – это стремление к наиболее полному познанию предметов и явлений окружающего мира. Это – сложное личностное образование, которое складывается под влиянием разнообразных факторов: субъективных – это любознательность, усидчивость, воля, мотивация и т.д.; объективных – это окружающие условия, личность педагога, приемы и методы обучения.

К возможным средствам развития познавательной активности на логопедических занятиях можно отнести:

- решение проблемных ситуаций;

- поисковые задания;

- эксперимент;

- презентации.

Как определить уровень познавательного интереса у старших дошкольников?

- Если ребенок применяет на практике знания, имеет сильный, глубокий, устойчивый, разносторонний познавательный интерес. Если ребенок активный, мотивированный, самостоятельный – то уровень познавательного интереса высокий.

- Если ребенок проявляет избирательный интерес к чему-либо, к причинно-следственным связям, к выявлению закономерностей, делает все нехотя, ждет постоянно похвалы, старается угодить взрослому, интерес не постоянный, эпизодический – то уровень познавательного интереса средний.

- Если ребенок самостоятельно не включается в процесс занятия, не отвечает по собственному желанию, волевые качества не развиты, присутствует простое, поверхностное любопытство; часто отвлекается, невнимательный, присуща эпизодическая бездеятельность, познавательная инертность – то познавательная активность на низком уровне.

Определив уровень познавательной активности ребенка, я подбираю дидактические игры для работы с детьми индивидуально и в подгруппе.

Дидактическая игра в логопедической практике способствует развитию лексико-грамматических средств речи в рамках лексической темы. Исследовательский интерес ребенка можно пробудить, демонстрируя яркие необычные эффекты, используя зеркало, электрический фонарик, магнит.

Игры «Поймай слово» (удочка), «Собери картинку» (пазлы)

Постановке и автоматизации звуков. Очень часто у детей логопедических групп нарушено речевое дыхание, страдает сила выдоха, направленность струи, дифференциация дыхания.

Игры «Подуй на вертушку», «Задуй мяч в ворота», «Подуй в бутылочку»,  «Подуй в дудочку»

Развитию сенсорных представлений (цвет, размер, форма.)  Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт.

Игра «Волшебный мешочек», «Определи на слух» (колокольчики, шумовые игрушки)

Овладению звуко-буквенным анализом и звуко-слоговым составом слова.  Например: создадим проблемную ситуацию:

- К нам пришел новый мальчик Алеша и он говорит так - павук (паук), вутка (утка), лотапа(лопата), сокаба (собака), манина (малина), мимон (лимон), скакан (стакан) и т.д.

- Слово рассыпалось на слоги – помогите собрать слово: ку-ки-би,

са-ги-по, по-но-ле, ко-но-ле ит.д.

- Слова в предложении поссорились. Помогите помирить их.

В землянику Оксана уронила траву. (Оксана уронила землянику в траву.)

- Загадывание загадок - добавлялок:

И красива, и пушиста,

Хвост и лапки моет чисто,

Меж деревьев словно стрелка

Пролетает смело …(белка)

В чаще, голову задрав,

Воет с голоду …(волк)

Длиннее шеи не найдешь,

Сорвет любую ветку ...(жираф)

Кто в лесу дрожит под елкой,

Чтоб не встретиться с двустволкой?

Скачет полем, осмелев.

Этот зверь зовется …(лев) - (заяц)

-Игра «Подбери рифму и сочини двустишие»

мишка – книжка (В коробке мишка – под ним книжка)

спица – синица (У мамы спица, а на ней синица)

 коза – стрекоза (Гуляет коза, а над ней стрекоза)

- Собери пазл  из картинок на определенный звук.

- Игра «Испорченный телефон» (в левую и правую сторону),

Развитию и совершенствованию высших психических функций (память, мышление, внимание).

Игры «Найди отличия», «Наложенные предметы», « Определи последовательность действий», «Цепочки слов по лексической теме», «Ассоциации» (картинка - кошелек)

Тренировке тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук (оказывает стимулирующее влияние на развитие речедвигательных зон коры головного мозга, что в свою очередь стимулирует развитие речи)

Упражнения «Коза и зайчик», «Указательный пальчик и мизинчик», « Пальчики здороваются»

Развитию связной речи. (Диалогической и монологической)

На логопедических занятиях дети с удовольствием разыгрывают мини-диалоги и мини-сценки, используя различного рода куклы (настольные театры, пальчиковые куклы, куклы бибабо)

Использование ИКТ на логопедических занятиях позволяет :   

Активизировать познавательную деятельность детей

Индивидуально подходить к каждому ребёнку, используя разноуровневые задания

Повышать интерес к обучению (мотивация)

Осуществлять дифференцированный подход

Эффективно отрабатывать навыки чтения, письма, развития творческих способностей

Формировать привычки учебной деятельности (планирование, рефлексия, самоконтроль)

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе: «Педагог – наставник: должность или миссия»

КОНКУРС «Педагогический дебют - 2023»НОМИНАЦИЯ«Педагог – наставник»ЭССЕ: «Педагог – наставник: должность или миссия»...

Эссе «Педагог-наставник: должность или миссия?» "Педагогический дебют 2023

Эссе  на тему:«Педагог-наставник: должность или миссия?»...

Эссе "Педагог-наставник: должность или миссия?"

2023 год объявлен Президентом годом наставника и педагога, Год тех людей, кому близка дорога любви к детям, кто учит, воспитывает, развивает детей.Наставничество – одна из наиболее эфф...

Эссе. "Педагог - наставник: должность или миссия"

Эссе. Номинация «Наставник». Тема «Педагог-наставник: должность или миссия»...