Программа наставничества "Ступеньки к творчеству
методическая разработка
Цель программы - оказание помощи молодым педагогам в повышении квалификации, уровня профессионального мастерства и обобщении передового педагогического опыта, адаптации к коллективу коллег, детей, родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_nastavnichestva_stupenki_k_tvorchestvu.docx | 74.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Согласовано: Педагогический совет МБДОУ д/с №11 г Вязьмы Смоленской области Протокол № 2 от 26.11.2022 | Утверждено Заведующим МБДОУ № 11 г Вязьмы Смоленской области Приказ № 36 от 26.11.2022 |
Программа наставничества
«Ступеньки к творчеству»
в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детский сад №11 г Вязьмы Смоленской области
срок реализации 2020-2023 учебный год
Разработчик: Г.Д. Гуторова, методист
2020г
Пояснительная записка
В условиях модернизации системы образования в России значительно возрастает роль педагога, повышаются требования к его личностным и профессиональным качествам, социальной и профессиональной позиции. Молодые специалисты имеют те же должностные обязанности и несут ту же ответственность, что и коллеги с многолетним стажем работы, а воспитанники и их родители, администрация образовательного учреждения ожидает от них столь же безупречного профессионализма.
Перемены в обществе и образовании обусловили ряд социальных и профессиональных трудностей в процессе адаптации молодого педагога к трудовой деятельности. Период вхождения молодого педагога в профессию отличается напряженностью, важностью для его личностного и профессионального развития. От того, как он пройдет, зависит, состоится ли новоявленный воспитатель как профессионал, останется ли он в сфере дошкольного образования или найдет себя в другой сфере деятельности.
Каждый руководитель образовательной организации, заместитель заведующего по учебно-воспитательной работе, старший воспитатель осознаёт тот факт, что достижение желаемых результатов в воспитании, развитии и обучении дошкольников невозможно без оптимального подхода к работе с кадрами. Для эффективной организации воспитательно-образовательного процесса необходима высокая профессиональная компетентность педагогов.
Идея создания программы появилась в результате осознания необходимости сопровождения профессионально-личностного развития молодых воспитателей. При взаимодействии опытных и молодых педагогов происходит интеллектуальное единение, обмен опытом, развитие совместного творчества, развитие профессионального мастерства, самовыражения.
Программа наставничества нацелена на работу с молодым педагогом – воспитателем, имеющим опыт работы в дошкольном образовании менее трех лет.
Начиная свою работу в дошкольной образовательной организации, они испытывают потребность в общении с коллегами, в более глубоком знании психологии детей, методик дошкольного воспитания и обучения.
Овладение специальностью представляет собой достаточно длительный процесс, предполагающий становление профессиональных компетенций и формирование профессионально значимых качеств.
Начинающие педагоги слабо представляют себе повседневную педагогическую практику. Проблема становится особенно актуальной в связи с переходом на ФГОС ДО, так как возрастают требования к повышению профессиональной компетентности каждого специалиста. Решению этих стратегических задач будет способствовать создание гибкой и мобильной системы наставничества, способной оптимизировать процесс профессионального становления молодого педагога, сформировать у него мотивацию к самосовершенствованию, саморазвитию, самореализации. В этой системе должна быть отражена жизненная необходимость молодого специалиста получить поддержку опытного педагога-наставника, который готов оказать ему практическую и теоретическую помощь на рабочем месте, повысить его профессиональную компетентность.
Настоящая программа призвана помочь организации деятельности педагога наставника с молодым педагогом на уровне образовательной организации.
Срок реализации программы: 3 года
Цель программы - оказание помощи молодым педагогам в повышении квалифика-ции, уровня профессионального мастерства и обобщении передового педагогичес-кого опыта, адаптации к коллективу коллег, детей, родителей.
Задачи:
- Обеспечить теоретическую, психологическую, методическую поддержку молодых педагогов.
- Стимулировать повышение теоретического и практического уровня педагогов, овладение современными педагогическими технологиями.
- Способствовать планированию карьеры молодых специалистов, мотивации к повышению квалификационного уровня.
- Отслеживать динамику развития профессиональной деятельности каждого педагога.
Основные направления:
- Повышение профессионального мастерства молодых педагогов в моделировании воспитательно-образовательного процесса.
- Формирование навыка ведения педагогической документации.
- Изучение нормативных актов и инструктивных документов, обеспечивающих реализацию воспитательно-образовательного процесса.
- Развитие профессиональной компетенции.
- Изучение уровня профессиональной подготовки молодых педагогов и анализ результатов работы наставничества.
Условия эффективности работы:
- Взаимосвязь всех звеньев методической деятельности, её форм и методов.
- Системность и непрерывность в организации всех форм взаимодействия педагога наставника и наставляемого молодого педагога.
- Сочетание теоретических и практических форм работы.
- Анализ результатов работы (диагностика развития детей)
- Своевременное обеспечение педагогов педагогической и учебно-методической информацией.
Формы и методы работы педагога-наставника с молодыми специалистами:
- консультирование (индивидуальное, групповое);
- активные методы (семинары, практические занятия, взаимопосещение занятий, тренинги, собеседование, творческие мастерские, мастер-классы наставников).
Деятельность наставника:
- й этап – адаптационный. Наставник определяет круг обязанностей и полномочий молодого специалиста, а также выявляет недостатки в его умениях и навыках, чтобы выработать программу адаптации.
- й этап – основной (проектировочный). Наставник разрабатывает и реализует программу адаптации, осуществляет корректировку профессиональных умений молодого воспитателя, помогает выстроить ему собственную программу самосовершенствования.
- й этап – контрольно-оценочный. Наставник проверяет уровень профессиональной компетентности молодого педагога, определяет степень его готовности к выполнению своих функциональных обязанностей.
Ожидаемые результаты:
для молодого специалиста:
- Познание молодым педагогом своих профессиональных качеств и ориентация на ценности саморазвития.
- Качественные изменения во взаимоотношениях с коллегами, воспитанниками, родителями (законными представителями).
- Стремление взаимодействовать с установкой на открытость, взаимопомощь.
- Рост профессиональной и методической компетенции молодых воспитателей, повышение уровня их готовности к педагогической деятельности.
для наставника:
- эффективный способ самореализации;
- повышение квалификации;
- достижение более высокого уровня профессиональной компетенции.
для образовательной организации:
- успешная адаптация молодых специалистов;
- повышение уровня закрепляемости молодых специалистов в образовательном учреждении.
Принципы наставничества:
- добровольность;
- гуманность;
- соблюдение прав молодого специалиста;
- соблюдение прав наставника;
- конфиденциальность;
- ответственность;
- искреннее желание помочь в преодолении трудностей;
- взаимопонимание;
- способность видеть личность.
Этапы реализации программы.
Программа наставничества рассчитана на 3 года. Решение о продлении или досрочном прекращении реализации программы может быть принято с учетом потребности в данной программе.
Содержание программы реализуется последовательно. Этапы реализации программы:
- й этап – адаптационный. Наставник определяет круг обязанностей и полномочий молодого специалиста, а также выявляет недостатки в его умениях и навыках, чтобы выработать программу адаптации.
- й этап – основной (проектировочный). Наставник разрабатывает и реализует программу адаптации, осуществляет корректировку профессиональных умений молодого воспитателя, помогает выстроить ему собственную программу самосовершенствования.
- й этап – контрольно-оценочный.
этап. Адаптационный (Диагностический)
Задачи этапа: выявление профессиональных затруднений молодого педагога; разработка основных направлений работы с молодым педагогом.
Содержание этапа:
Педагог наставник анализирует профессиональную готовность молодого педагога по критериям:
- педагогическое образование;
- теоретическая подготовка (знание основ общей и возрастной психологии, педагогики, методики воспитания и обучения дошкольников);
- наличие опыта практической работы с детьми дошкольного возраста;
- ожидаемый результат педагогической деятельности;
- выявление особенностей личности педагога.
Для получения необходимых сведений могут быть использованы методы:
- опрос;
- собеседование;
- анкетирование;
- наблюдение за организацией воспитательно-образовательного процесса в группе.
В зависимости от результатов диагностического этапа молодые педагоги условно делятся на три группы:
- воспитатели, имеющие недостаточную теоретическую и практическую подготовку;
- воспитатели с достаточной теоретической подготовкой, но не имеющие опыта практической работы;
- воспитатели со слабо развитой мотивацией труда.
В зависимости от полученных данных, педагог наставник ставит цели работы, определяет содержание работы, выбирает методы и формы работы.
Примерные цели и формы работы:
Воспитатели, имеющие недостаточную теоретическую и практическую подготовку | Воспитатели с достаточной теоретической подготовкой, но не имеющие опыта практической работы | Воспитатели со слабо развитой мотивацией труда |
Содержание и цели работы | ||
Усвоение теоретического | Овладение навыками | Повышение интереса и |
материала, формирование | практической работы с | положительного |
навыков практической | педагогами, родителями. | отношения к |
работы. | педагогической | |
деятельности, помощь в | ||
осознании своей | ||
профессиональной | ||
значимости, степени | ||
ответственности за | ||
воспитание и обучение | ||
детей. |
Формы работы | |
Консультации | Дискуссии |
Семинары-практикумы | Круглые столы |
Беседы | Деловые игры |
Изучение методической литературы | Убеждения, поощрения |
Взаимопосещения | беседы |
Коллективные просмотры педпроцессов | |
Анализ педагогических ситуаций |
Таким образом, разрабатывается индивидуальный план профессионального становления молодого педагога на год. Результативность и эффективность реализации индивидуального плана профессионального становления анализируется педагогом наставником и молодым педагогом не реже 1 раза в 3 месяца. На основании результатов анализа в индивидуальный план профессионального становления молодого педагога могут вноситься изменения и дополнения.
этап. Основной (проектировочный).
Задача этапа: реализация основных положений Программы.
Содержание этапа:
- Создание благоприятных условий для профессионального роста начинающих педагогов;
- Взаимоподдержка и взаимопомощь;
- Координация действий педагогов в соответствии с задачами ДОУ и задачами воспитания и обучения детей;
- Разработка перспективных планов работы с детьми в соответствии с возрастными особенностями, требованиями ФГОС ДО и задачами реализуемых программ;
- Оказание методической помощи опытными педагогами начинающим;
- Помощь по подбору и использованию педагогически целесообразных пособий, игрового и дидактического материала;
- Оказание позитивного влияния на рост профессиональной компетентности начинающего педагога;
- Советы, рекомендации, разъяснения, поправки в педагогические действия.
этап. Контрольно-оценочный (Аналитический)
Задачи этапа: подведение итогов работы и анализ эффективности реализации этапов программы.
Содержание этапа:
- Анализ результатов работы молодого педагога с детьми;
- Динамика профессионального роста молодого педагога;
- Рейтинг молодого педагога среди коллег;
- Самоанализ своей деятельности за прошедший год;
- Перспективы дальнейшей работы с молодыми педагогами;
- Подведение итогов, выводы.
Формы работы педагога наставника с наставляемым молодым педагогом.
Для того, чтобы повысить профессиональное мастерство молодых педагогов, используются разные формы работы. Выбор форм работы зависит от этапа реализации программы, от личностных качеств педагогов, от уровня профессиональной подготовки молодых педагогов, от поставленных задач.
Формы работы с молодыми педагогами | ||
Организации - партнеры | Уровень образовательной организации | Муниципальный и региональный уровень |
1.Курсы повышения | 1.Диалог, беседа. | 1. Аттестация |
квалификации. | 2.Индивидуальная, групповая | |
2.Городские методические | консультация. | |
объединения. | 3.Самоанализ собственной | |
3.Семинары, | деятельности. | |
конференции, Фестивали. | 4.Обучающие семинары. | |
4.Вебинары. | 5.Практикумы. | |
5.Конкурсы | 6.Анкетирование, опрос. | |
профессионального | 7.Мастер-класс педагога | |
мастерства. | наставника. | |
6.Общение, обмен опытом | 8.Взаимопосещения, открытые | |
интернет-сообществах. |
|
План работы педагога-наставника на 2022-2023 учебный год по планированию, организации и содержанию деятельности индивидуальной работы с молодым специалистом
Цель: Создание социальной ситуации развития молодого педагога в процессе адаптации и закрепления его в системе образования.
Задачи:
- создать условия для адаптации молодого воспитателя в коллективе;
- создать условия для определения уровня профессиональной подготовки, для выявления затруднений в педагогической практике и оказания методической помощи;
- обеспечить развитие профессиональных навыков молодого педагога, в том числе навыков применения различных средств, форм обучения и воспитания, психологии общения с воспитанниками и их родителями;
- способствовать развитию потребности у молодого педагога к самообразованию и профессиональному самосовершенствованию.
Ожидаемые результаты:
- Успешная адаптации начинающего педагога в учреждении;
- Активизации практических, индивидуальных, самостоятельных навыков молодого педагога;
- Повышение профессиональной компетентности молодого педагога в вопросах педагогики и психологии;
- Обеспечение непрерывного совершенствования качества преподавания;
- Использование в работе инновационных педагогических технологий.
Планирование и организация работы | Работа с документацией | Контроль за деятельностью молодого специалиста | Формы и методы работы с молодым специалистом | Форма отчетности молодого специалиста |
Август | ||||
Диагностика проблем педагога Организационные вопросы. Изучение программ, пособий. Составление рабочей программы и календарно - тематического планирования. Групповая документация. | Изучение нормативно – правовой базы ДОУ (рабочая программа, рабочая программа воспитания, учебный план, план работы ДОУ на 2022- 2023 уч. год). | Оформление групповой документации. Оформление календарно- тематического планирования. Проверка выполнения программы. | Анкетирование: Профессиональные затруднения. Степень комфортности нахождения в коллективе. Практическое занятие. «Ведение групповой документации». | Оформление групповой документации. Составление календарно- тематического планирования |
Собеседование. | Изучение документации по организации образовательной деятельности. (Календарно- тематический план (ежедневный), перспективный план, план работы по профилактике правонарушений ). | Оформление рабочей программы. | ||
сентябрь | ||||
Организация оценки индивидуального развития детей. | Изучение документация по организации образовательной деятельности. (Карты развития, мониторинга детей). | Создание диагностических (проблемных) ситуаций. | Помощь молодому педагогу в проведении диагностического обследования детей Мониторинг детского развития. | Карта развития, мониторинга детей |
октябрь | ||||
Профессиональный рост педагога. | Изучение правовых документов: Закон РФ об образовании; ФГОС ДО. Должностная инструкция воспитателя. | Педагогическое самообразование: выбор темы, постановка целей и задач, подбор литературы по теме самообразования. Курсы повышения квалификации, вебинары, конференции, семинары, дистанционные конкурсы . | Консультация по самообразованию. Беседа «Конфликтные ситуации между детьми и способы их устранения». Обсуждение конкретных примеров. Поиск компромиссов и путей выхода из различных ситуаций между детьми | Составление плана по самообразован ию. Запись на курсы повышения квалификации |
ноябрь | ||||
Виды и организация режимных моментов в ДОУ | Изучение документация по организации образовательной деятельности. (табель посещаемости, утренний фильтр). | Посещение наставником режимных моментов в утренний отрезок времени. Организация утреннего приёма детей (общение с детьми и родителями, индивиду альная работа и игровая деятельность) Ответы на вопросы молодого педагога. | Мастер – класс «Виды и организация режимных моментов в ДОУ» Просмотр молодым педагогом режимных моментов. Показ режимных моментов в игровой форме. Проверить ведение | Методические рекомендации по организации и проведению режимных моментов. |
документации в группе. | ||||
декабрь | ||||
Составление сетки организации образовательной деятельности. | Изучение правовых документов: Закон РФ об образовании; ФГОС ДО. | Посещение образовательной деятельности молодого воспитателя с целью выявления затруднений, оказания методической помощи. | Взаимопосещение образовательной деятельности. Консультация «Организация обра зовательной деятельности». | Самоанализ образовательно й деятельности |
январь | ||||
Организация работы с родителями (законными представителями) воспитанников. | Изучение правовых документов: Семейный кодекс РФ. Документация по организации образовательной деятельности. (план работы с родителями, протоколы родительских собраний) . | Организация совместных занятий, досугов с родителями «Новогодние каникулы». | Помощь молодому педагогу в формировании у родителей практических навыков воспитания. Родительская гостиная: «Чем и как занять ребенка дома». Взаимопосещение родительского собрания. | Ведение документации |
февраль | ||||
Организация проектно- исследовательской деятельности воспитанников. | Изучение технологии исследовательск ой деятельности Савенкова.А.И. | Просмотр наставником опытно- экспериментальной деятельности во второй половине дня. Давать детям возможность проводить эксперименты самостоятельно. Обобщать полученные действия путем результата. | Беседа. Проектная деятельность в ДОУ как средство взаимодействия пед агогов ДОУ, детей и родителей. | Самоанализ, устранение замечаний по факту просмотра |
март | ||||
Инновационные технологии и процессы в обучении. Использование ИКТ технологий. | Изучение технологии социализации детей дошкольного возраста» Гришаева Н.П. | Анализ электронного портфолио наставника. Ознакомление с требованиями и вариантами оформления профессионального портфолио. | Мастер-класс. Показ наставником мероприятия «Рефлексивный круг». Проверить ведение документации в группе. | Заполнение документации |
апрель | ||||
Организация развивающей предметно- пространственной среды в группе. | Изучение | Обсуждение (принципы построения, наличие игровых зон, их оснащение, смена | Консультация по организации предметно- развивающей среды в группе. | Создание в группе РППС |
эпидемиологиче ские требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и | материала). Организация самостоятельной деятельности детей. | |||
май | ||||
Проведение мониторинга освоения образовательной программы воспитанниками. Итоги работы молодого специалиста по самообразованию за год. | Знакомство с правилами проведения педагогической диагностики, с диагностическим инструментарие м, способами фиксирования данных, с методами анализа и обобщения полученных данных. Оформление и заполнение отчетной документации. | Помощь в проведении мониторинга. Оказание помощи в составлении анализа воспитательной работы за год. Подведение итогов работы за год. Анкетирование. Оценка собственного квалификационного уровня молодым педагогом и педагогом наставником. | Заполнение индивидуальных образовательных маршрутов. Помощь молодому педагогу в составлении плана работы на летний период. Советы по организации планир ования и работы в летний период. | Отчет о результатах наставническо й работы, собеседование по итогам за год. Самоанализ, устранение замечаний |
План работы с молодыми педагогами
Сроки | Содержание мероприятий | Ответственный |
Сентябрь | 1. Создание приказа о наставничестве. Закрепление опытных педагогов за молодыми педагогами. 2. Разработка «Положения о группе наставников при педагогическом совете МБДОУ д/с №11 3. Сбор данных о молодом педагоге. Анкетирование молодых педагогов. 4. Планирование образовательной деятельности на неделю - «С утра до вечера» (планирование разных видов деятельности в течение дня). 5. Рабочая программа педагога. 6. Консультация по теме «Организация предметно-пространственной развивающей среды в группе». | методист наставник |
Октябрь-Ноябрь | 1. Анкетирование «Личностный паспорт воспитателя». 2. Выбор темы по самообразованию. Оказание помощи в составлении плана работы по теме самообразования. 3. Оказание помощи в подборе новинок методической литературы для самообразования. 4. Круглый стол по теме «Календарное планирование образовательной работы с детьми» (педагогические мероприятия, совместная деятельность). 5. Методика проведения занятий. 6. Контроль за планированием образовательной работы в группах молодых специалистов. 7. Совместная деятельность воспитателя и детей во второй половине дня. | методист
наставники
|
Октябрь-Декабрь | 1. Организация посещений молодыми воспитателями педагогических мероприятий опытных педагогов. 2. Круглый стол по теме: «Организация педагогического мониторинга по выявлению уровня усвоения программного материала воспитанниками группы. Оформление документации по педагогическому мониторингу». 3. Оказание помощи в составлении аналитических справок по результатам пед. мониторинга. 4. Специфика проведение праздников. Взаимодействие специалиста и воспитателя. 5. Взаимопосещение новогодних утренников. | наставники
|
Январь | 1. Организация посещений молодыми воспитателями педагогических мероприятий опытных педагогов. 2. Тренинг «Найди ошибку» (на развитие умения анализировать подготовку и организацию различных видов образовательной деятельности») 3. Круглый стол по теме «Формы, методы и приемы взаимодействия педагогов с родителями». 4. Контроль за планированием организации работы с родителями
|
методист педагоги – наставники
|
Февраль | 1. Организация посещений педагогами – наставниками педагогических мероприятий молодых воспитателей. 2. Круглый стол по теме: «Руководство развитием игровой деятельности детей» 3. Контроль за планированием работы по развитию игровой деятельности детей. | методист педагог – наставник
|
Март | 1. Организация посещений педагогами – наставниками педагогических мероприятий молодых воспитателей. 2. Индивидуальные консультации по планированию воспитательно – образовательной работы с детьми. Составление конспектов педагогических мероприятий молодыми педагогами. 3. Круглый стол по теме: «Возрастные особенности детей дошкольного возраста». | педагоги – наставники, методист
молодые педагоги
|
Апрель | 1. Организация посещений педагогами – наставниками педагогических мероприятий молодых воспитателей. 2. Тестирование молодых педагогов по выявлению знаний по реализуемой программе. 3. Отчеты молодых воспитателей по темам самообразования. | Методист, педагоги – наставники |
Май | Отчёт по наставничеству | наставники |
Заключение
Таким образом, можно констатировать, что для повышения эффективности работы с молодыми педагогами необходимы:
- Обоснованный выбор системы методической работы на основе аналитической деятельности;
- Работа на основе диагностики педагогических затруднений, учета творческой активности и информационных потребностей педагога;
- Взаимосвязь всех подразделений методической службы ДОУ, форм и методов методической работы;
- Оптимальное сочетание теоретических и практических форм;
- Оценка педагогического труда по результатам;
- Современное обеспечение методической литературой.
У молодого педагога сформируется потребность в постоянном пополнении педагогических знаний, сформируется гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать воспитательно – образовательный процесс, раскроется творческий потенциал.
Школа молодого воспитателя «Ступеньки к мастерству» поможет более успешно адаптироваться начинающим педагогам, позволит быстрее найти ответы на сложные для новичка вопросы, быстрее добиться успеха в работе с детьми.
«Со мной работали десятки молодых педагогов. Я убедился, что как бы человек успешно не кончил педагогический вуз, как бы он не был талантлив, а если не будет учиться на опыте, никогда не будет хорошим педагогом, я сам учился у более старых педагогов»
С.А. Макаренко.
Используемая литература
1. Аралова М.А. Формирование коллектива ДОУ. Психологическое сопровождение. М.2007.
2. Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ. М. 2004.
3. Белая, К.Ю. Методическая деятельность в дошкольной организации / К.Ю. Белая – М.: ТЦ Сфера, 2014.
4. Васильева А.И., Бахтурина Л.А., Кобитина И.И. Старший воспитатель детского сада. М.1990.
5. Вершинина, Н.Б. Современные подходы к планированию образовательной работы в детском саду: справочно-методические материалы / Н.Б. Вершинина. Т.И.Суханова – Волгоград: Учитель, 2008. .– 198 с. 3.
6. Виноградова, Н.А. Управление качеством образовательного процесса в ДОУ / Н.А. Виноградова, Н.В.Микляева – М.: АЙРИС ПРЕСС, 2007. – 176 с.
7. Голицина Н.С. Система методической работы с кадрами в ДОУ. М.2004.
8. Закаблуцкая Е. Молодой специалист и наставник /Электронный ресурс.
9. Журналы: «Управление ДОУ» № 1,4,5,8-2007. № 2,3,4-2004.
10. Интернет ресурсы:: http://www.resobr.ru/article/39808-organizatsiya-raboty-s-molodymi-pedagogami-v-dou http://nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-dou/2012/12/04/polozhenie-o-nastavnichestve
11. Круглова, И.В. Организация наставничества в школе [Электронный ресурс] .
12. Микляева, Н.В. Инновации в детском саду / Н.В. Микляева.
Положение О наставничестве в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детский сад №11 г Вязьмы Смоленской области 1. Общие положения 1.1. Наставничество в дошкольном учреждении — разновидность индивидуальной воспитательной работы с впервые принятыми воспитателями и другими педагогическими работниками, не имеющими трудового стажа педагогической деятельности в образовательных учреждениях или со специалистами, назначенными на должность, по которой они не имеют опыта работы. Наставник — опытный педагог, обладающий высокими профессиональными и нравственными качествами, знаниями в области методики дошкольного воспитания. Молодой специалист — начинающий воспитатель (или дугой педагогический работник), как правило, овладевший знаниями основ педагогики по программе педколледжа или вуза, проявивший желание и склонность к дальнейшему совершенствованию своих навыков и умений. Он повышает сбою квалификацию под непосредственным руководством наставника по согласованному плану профессионального становления. 1.2. Наставничество предусматривает систематическую индивидуальную работу опытного педагога по развитию у молодого специалиста необходимых навыков и умений ведения педагогической деятельности, оно призвано наиболее глубоко и всесторонне развивать имеющиеся у молодого специалиста знания в области дошкольного образования (ими предметной специализации), методики дошкольного воспитания 1.3. Правовой основой наставничества в дошкольном учреждении являются настоящее положение, нормативные акты Минобрнауки РФ, регламентирующие вопросы профессиональной подготовки воспитателей и специалистов образовательных учреждений. 2. Цели и задачи наставничества. 2.1. Целью наставничества в МБДОУ д/с №11 (далее по тексту детский сад) является оказание помощи молодым воспитателями (специалистам) в их профессиональном становлении, а также реализация идеи социально-педагогического партнерства. 2.2. Основными задачами наставничества в детском саду являются — привитие молодым специалистам интереса к педагогической деятельности и закрепление воспитателей и других педагогических работников в образовательном учреждении; — ускорение процесса профессионального становления воспитателя (или др. педагогического работника) и развитие способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанности по занимаемой должности; --- формирование профессиональных качеств молодого педагога, как личности, адаптированной к современной социокультурной ситуации мегаполиса; -- формирование системного подхода начинающих педагогов к анализу и планированию своей деятельности; --- укрепление традиций, направленных на сближение взаимопонимание и созидательную деятельность всех участников образовательного процесса и реализации идеи социального партнерства; --- удовлетворение потребностей в неформальном профессиональном общении; формированию потребности в непрерывном профессиональном совершенствовании; — адаптация к корпоративной культуре, усвоение лучших традиций коллектива детского сада и правил поведения в образовательном учреждении, сознательного и творческого отношения к выполнению своих должностных обязанностей; --- расширение социокультурных границ профессиональной деятельности молодых педагогов. 3. Организационные основы наставничества. 3.1. Наставничество организуется на основании годового плана детского сада. 3.2. Руководство деятельностью наставников осуществляют: Старший воспитатель, специалисты, воспитатели групп, в которых организуется наставничество. 3.3. Наставник подбирается из наиболее подготовленных воспитателей (или специалистов), обладающих высоким уровнем профессиональной подготовки, коммуникативными навыками и гибкостью в общении, имеющих опыт воспитательной и методической работы, стабильные показатели в работе, богатый жизненный опыт, способность и готовность делиться профессиональным опытом, системное представление об организации работы в едином образовательном пространстве ДОУ, стаж педагогической деятельности не менее пяти лет, в том числе не менее двух лет по данному направлению. Наставник должен обладать способностями к воспитательной работе и может иметь одновременно не более двух подшефных. 3.4. Кандидатуры наставников рассматриваются и утверждаются на педагогическом совете. 3.5. Назначение наставника производится при обоюдном согласии предполагаемого наставника и молодого специалиста, за которым он будет закреплен. Как правило, наставник прикрепляется к молодому специалисту на срок не менее одного года 3.6. Наставничество устанавливается над следующими категориями сотрудников образовательного учреждения: - впервые принятыми воспитателями (специалистами), не имеющими трудового стажа педагогической деятельности в дошкольных образовательных учреждениях; - выпускниками очных высших и средних специальных учебных заведений; - выпускниками непедагогических профессиональных образовательных учреждений завершивших очное, заочное или вечернее обучение и не имеющими трудового стажа педагогической деятельности в образовательных учреждениях; -педагогическими работниками, переведенными на другую работу, если выполнение ими служебных обязанностей требует расширения и углубления профессиональных знаний и овладения новыми практическими навыками; - воспитателями, нуждающимися в дополнительной подготовке для работы с детьми по инновационной технологии. 3.7. Замена наставника в случаях: — увольнения наставника; — перевода на другую работу подшефного или наставника; — привлечения наставника к дисциплинарной ответственности; — психологической несовместимости наставника и подшефного. 3.8. Показателями оценки эффективности работы наставника является выполнение целей и задач молодым воспитателем (или других педагогических работником ) в период наставничества. 3.9. За успешную работу наставник отмечается по действующей в детском саду системе поощрения. 4. Обязанности наставника: — знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных нормативных актов, определяющих права и обязанности молодого специалиста по занимаемой должности; — разрабатывать совместно с молодым специалистом план профессионального становления последнего с учетом уровня его интеллектуального развития, педагогической, методической и профессиональной подготовки; — изучать деловые и нравственные качества молодого специалиста, его отношение к организации детской деятельности, коллективу ДОУ, детям и их родителям, увлечения, наклонности, круг досугового чтения; — знакомить молодого специалиста с помещениями и пространственно-предметной развивающей средой детского сада; — вводить в должность (знакомить с основными обязанностями, требованиями, предъявляемыми к воспитателю, правилами внутреннего трудового распорядка, выполнением инструкции по охране жизни и здоровья детей, охраны труда и техники безопасности); —оказывать необходимую помощь; контролировать и оценивать самостоятельное проведение молодым специалистом непосредственно образовательной деятельности, досуговых мероприятий; — разрабатывать совместно с молодым специалистом План самообразования; — оказывать молодому специалисту индивидуальную помощь в овладении педагогической профессией, практическими приемами и способами качественной организации детской деятельности, — личным примером развивать положительные качества молодого специалиста, корректировать его поведение в коллективе, привлекать к участию в общественной жизни коллектива, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора; — участвовать в обсуждении вопросов, связанных с педагогической и общественной деятельностью молодого специалиста, вносить предложения о его поощрении или применении мер воспитательного и дисциплинарного воздействия; —периодически докладывать руководителю о процессе адаптации молодого специалиста, результатах его труда; — подводить итоги профессиональной адаптации молодого специалиста, составлять отчет по итогам наставничества с заключением о результатах прохождения адаптации, с предложениями по дальнейшей работе молодого специалиста. 5. Права наставника: — с согласия старшего воспитателя подключать для дополнительного обучения молодого специалиста других сотрудников детского сада; - требовать рабочие отчеты у молодого специалиста, как в устной, так и в письменной форме. ---Группа наставников обладает рекомендательным правом на повышение квалификационной категории и образовательного ценза; может ходатайствовать о выдвижении воспитателя (педагога) к участию в профессиональных конкурсах («Воспитатель года» и др.). 6. Обязанности молодого специалиста. 6.1. В период наставничества молодой специалист обязан: — изучать Закон РФ «Об образовании», нормативные акты, определяющие его служебную деятельность, структуру, штаты, особенности деятельности детского сада и функциональные обязанности по занимаемой должности; — выполнять план профессионального становления в установленные сроки; — постоянно работать над повышением профессионального мастерства, овладевать практическими навыками по занимаемой должности; — учиться у наставника передовым методам и формам работы, правильно строить свои взаимоотношения с ним; — совершенствовать свой общеобразовательный и культурный уровень; — периодически отчитываться о своей работе перед наставником и старшим воспитателем. 7. Права молодого специалиста. Молодой специалист имеет право: — вносить на рассмотрение администрации детского сада предложения по совершенствованию работы, связанной с наставничеством; — защищать профессиональную честь и достоинство; — знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения; — посещать внешние организации по вопросам, связанным с педагогической деятельностью; — повышать квалификацию удобным для себя способом. 8. Руководство работой наставника. 8.1. Организация работы наставников и контроль их деятельности возлагается на старшего воспитателя. 8.2. Старший воспитатель по работе обязан: — создать необходимые условия для совместной работы молодого специалиста с закрепленным за ним наставником; — организовать обучение наставников передовым формам и методам индивидуальной работы, оказывать им методическую и практическую помощь в составлении планов работы с молодыми специалистами; — изучить, обобщить и распространить положительный опыт организации наставничества в образовательном учреждении; — определить меры поощрения наставников. 9. Документы, регламентирующие наставничество. 9.1. К документам, регламентирующим деятельность наставников, относятся: — настоящее Положение; — планы работы наставников; — протоколы заседаний группы наставников, на которых рассматривались вопросы наставничества; — методические рекомендации и обзоры по передовому опыту проведения работы по наставничеству; — переписка по вопросам деятельности наставников.
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация программы по исполнительскому творчеству "Поём и аккомпанируем"
Программа по развитию творческой активности "Поём и аккомпанируем" для детей старшего дошкольного возраста, позволяющая в игровой форме обучить детей игре на музыкальных инструментах и нот...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по изобразительному творчеству в детском саду "Путешествие в тапочках, валенках, ластах, босиком, на ковре – самолете и в машине времени»
Данная программа создана на основе авторской программы художественного воспитания, обучения и развития детей дошкольного возрата "Цветные ладошки" - Изобразительная деятельность в детском саду И.А. Лы...
программа по художественному творчеству Мир глазами ребенка
В программе написаны основные цели и задачи курса по обучению детей рисованию, учебный план программа, подробное планирование, календарно-теметическое на весь год на все возраста начиная с младшего по...
Методическая разработка раздела образовательной программы по художественному творчеству "Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования"
Методическая разработка представлена для работы с детьми среднего дошкольного возраста и представляет собой цикл мероприятий по совместной деятельности педагога с детьми рисованием нетрад...
Программа "Гимнастика - радость, творчество, спорт!"
Тезисы Привлечь детей к занятиям физической культурой и спортом, развить интерес к данному виду деятельности и как следствие воспитать физически полноценное, здоровое подрастающее поколение...
Программа по изобразительному творчеству "Юные художники"
Программапоразвитию изобразительного творчества у дошкольников в процессе овладения нетрадиционными техниками рисования«Юные художники»...
Дополнительная образовательная программа по художественному творчеству «Умелые ручки». Разработана на основе программы И.А. Лыковой « Цветные ладошки».
Перспективный план составлен с опорой на педагогические технологии:• И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду», « Цветные лад...