ПРОЕКТИРОВАНИЕ «ГОВОРЯЩЕЙ» ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РАМКАХ ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)
Организация и создание РППС в детском саду - одно из главных составляющих условий функционирования ДОУ. С недавних пор в образовательном пространстве детского сада появилось новое понятие как «говорящая среда». Методическое пособие имеет практическую значимость для педагогов детских садов. Воспитатели могут использовать представленный материал при проектировании образовательной «говорящей среды» с детьми старшего дошкольного возраста и решать задачи современного дошкольного образования – создать пространство детской реализации, услышать «голос ребенка», развивать самостоятельность и инициативность, использовать в практике новые форматы детско-взрослого взаимодействия. Данное пособие показывает, как педагоги, работающие по программе «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ», могут самостоятельно проектировать «говорящую» образовательную среду в рамках тематического планирования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskoe_posobie.doc | 136.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическое пособие разработано в рамках реализации программы «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой
Кравцова Н.А.
ПРОЕКТИРОВАНИЕ «ГОВОРЯЩЕЙ» ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РАМКАХ ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
Организация и создание РППС в детском саду - одно из главных составляющих условий функционирования ДОУ. С недавних пор в образовательном пространстве детского сада появилось новое понятие как «говорящая среда».
Методическое пособие имеет практическую значимость для педагогов детских садов. Воспитатели могут использовать представленный материал при проектировании образовательной «говорящей среды» с детьми старшего дошкольного возраста и решать задачи современного дошкольного образования – создать пространство детской реализации, услышать «голос ребенка», развивать самостоятельность и инициативность, использовать в практике новые форматы детско-взрослого взаимодействия.
Данное пособие показывает, как педагоги, работающие по программе «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ», могут самостоятельно проектировать «говорящую» образовательную среду в рамках тематического планирования.
Камышин, 2022
Содержание
Пояснительная записка……………………………………………….. | 4 |
Методические рекомендации по проектированию «говорящей» образовательной среды с детьми старшего дошкольного возраста в рамках тематического планирования……………………………….... | 4 |
Методический материал по проектированию «говорящей» образовательной среды с детьми старшего дошкольного возраста в рамках тематического планирования…………………………………. | 6 |
Пример проектирования «говорящей» образовательной среды в рамках тематического планирования. Тема: «Женский день», «День защитника отечества»………………………………………….. | 6 |
Пример проектирования «говорящей» образовательной среды в рамках тематического планирования. Тема: «Космос» …………...... | 10 |
Пример проектирования «говорящей» образовательной среды в рамках тематического планирования. Тема «Насекомые»………….. | 16 |
Пример проектирования «говорящей» образовательной среды в рамках тематического планирования. Тема: «Новый год у ворот….. | 19 |
Пример проектирования «говорящей» образовательной среды в рамках тематического планирования. Тема «Посуда», «Мебель», «Наш быт»……………………………………………………………… | 22 |
Пример проектирования «говорящей» образовательной среды в рамках тематического планирования. Тема: «Мир театра» ……….. | 26 |
Пример проектирования «говорящей» образовательной среды приемной……………………………………………………………….. | 31 |
Литература……………………………………………………………… | 32 |
Пояснительная записка
«У ребенка сто рук, сто мыслей,
сто способов думать, играть и говорить.
Сто способов слушать, восхищаться, любить.
Сто радостных чувств, чтобы петь и понимать.
Сто миров, чтобы совершать открытия.»
Лорис Малагуцци
Почему нельзя оставить все как есть?
Современное дошкольное образование нацелено сегодня на создание оптимального образовательно-воспитательного процесса, связанного с организацией пространства детской реализации и пересмотре взгляда на взаимоотношения ребенка и взрослого. Сегодня уделяется большое внимание созданию мотивирующей развивающей предметно-пространственной среды, потому что правильно организованная образовательная среда в дошкольном учреждении предоставляет каждому ребёнку разные возможности для приобретения тех или иных качеств личности, возможности для всестороннего развития, а также наполняет образовательный процесс новым содержанием, помогает педагогам выстраивать его событийно или в соответствии с тематическим планированием, делает среду в группах живой.
Эти цели находят свое отражение и в инновационном издании программы дошкольного образования «От рождения до школы». Несмотря на то, что программа обеспечена учебно-методическим комплектом, работа по программе требует от педагога создания дополнительных методических материалов, необходимых в ежедневной работе. Так для создания «говорящей» образовательной среды в детском саду, способной обеспечить развитие самостоятельности ребёнка, сделать его полноценным субъектом образовательных отношений, педагогу необходимо подготовить информационный ресурс для детей, организовать новые форматы занятий и праздников, представляющие широкий выбор для детской деятельности, пересмотреть подходы к организации тематических недель в детском саду.
Методические рекомендации по проектированию «говорящей» образовательной среды с детьми старшего дошкольного возраста в рамках тематического планирования
Организация и создание РППС в детском саду - одно из главных составляющих условий функционирования ДОУ. С недавних пор в образовательном пространстве детского сада появилось новое понятие как «говорящая среда».
Актуальность этого понятия продиктована с одной стороны действующим нормативным полем – ФГОС ДО, с другой стороны посылами гуманной педагогики, которая транслирует ценности дошкольного детства, уникальности каждого ребёнка, его безграничные возможности и доверие взрослых к его ресурсам. Что же это такое? И как грамотно смоделировать «говорящую среду», понимая её ценность. Это новый взгляд на создание условий для детей, при котором есть необходимость пересмотреть свои подходы, приёмы проектирования среды группы. Прежде всего, нужно понять - это не просто наглядная, стендовая информация.
«Говорящая среда» - технология организации образовательного пространства в детском саду, где слышен «голос ребёнка». Данное пособие поможет окунуться в этот процесс и создать «говорящую среду» вместе со своими воспитанниками, оценив её преимущество.
Цель методического пособия оказать помощь воспитателям для совершенствования образовательно-воспитательного процесса в соответствии с образовательной программой, помощь в создании необходимых условий для творческого самовыражения детей, проявления их познавательной активности, инициативности, самостоятельности.
Методическое пособие представляет собой разработанный методический материал по проектированию «говорящей» образовательной среды в рамках тематического планирования, в котором показаны примеры совместного создания образовательного пространства и предполагаемые образовательные результаты организуемой деятельности. Предложены варианты создания мотивационных ситуаций, примеры развивающего диалога для организации взаимодействия взрослого и ребенка, возможные варианты деятельности детей в центрах активности и варианты продуктов детской деятельности по итогам тематической недели.
В методическом пособии представлены тематические недели, посвященные организации праздников или образовательных событий («Женский день», «День защитника Отечества», «Новый год у ворот»), тематические недели «Космос», «Неделя театра», «Посуда», «Мебель», «Наш быт», «Насекомые».
Для использования методического материала необходимы:
- магнитно-маркерная доска или мольберт, находящийся на уровне глаз ребенка;
- разноцветные маркеры; магниты;
- магнитные, пробковые листы, фланелеграфы, доски, мудборты
- веревочки, шнуры, тонкие канаты, ленты с прищепками для размещения продуктов детской деятельности;
- листы бумаги;
- материалы для творчества (краски, карандаши, цветная бумага, бросовый материал и т.д.);
- подобранная художественная, познавательная литература по теме;
- иллюстративный, информационный материал;
- индивидуальные рамки для детских работ на шкафчиках;
- цветной принтер.
Необходимость использования дополнительных материалов обуславливается решаемыми задачами.
Методическое пособие имеет практическую значимость для педагогов детских садов. Воспитатели могут использовать представленный материал при проектировании образовательной «говорящей» среды с детьми старшего дошкольного возраста и решать задачи современного дошкольного образования – создать пространство детской реализации, услышать «голос ребенка», развивать самостоятельность и инициативность, использовать в практике новые форматы детско-взрослого взаимодействия.
Данное пособие показывает, как педагоги, работающие по программе «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ», могут самостоятельно проектировать «говорящую» образовательную среду в рамках тематического планирования.
Представленный материал можно корректировать в соответствии с условиями группы.
Главное помнить, что всё, что мы создаём в детском саду, должно быть направлено на ребёнка, на его потребности и желания. ВАЖНО, чтобы ребёнок воспринимал детский сад, как приятное, позитивное место.
Методический материал по проектированию «говорящей» образовательной среды в рамках тематического планирования
Пример проектирования «говорящей» образовательной среды
в рамках тематического планирования
Тема: «Женский день», «День защитника отечества»
Старший дошкольный возраст (5-7 лет)
Что такое праздник? Каким он должен быть в детском саду?
Слышите «голос ребенка»? Для моих воспитанников праздник – это, прежде всего радостные эмоции, яркие воспоминания, а еще присутствие близких людей. Ценно ли это для нас, взрослых? Или нам важно очередное шоу, отчетный концерт? Предстоящий праздник (событие) будет читаться в «говорящей» образовательной среде группы. Мы продолжим нашу традицию украшать группу рисунками, поделками и т.д., выполненными руками детей. Дополним этот список атрибутами для танцев, игр, элементами костюмов.
И пусть это будет выглядеть с точки зрения взрослых не очень эстетично. Мы будем видеть, насколько значимо предстоящие событие для ребенка.
Ожидаемые образовательные результаты:
-инициативность,
-овладение основными культурными способами деятельности, необходимыми для осуществления различных видов детской деятельности,
-развитие творческой и познавательной инициативы,
-развитие самостоятельной деятельности ребенка,
--творческие способности воспитанников также проявляются в рисовании, придумывании сказок, танцах, пении и т. п. Ребята могут фантазировать вслух, играть звуками и словами. Хорошо понимают устную речь и могут выражать свои мысли и желания,
-любознательность,
-развитое воображение,
-умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, находить оптимальные пути решения,
-умение работать в команде, включая трудовую деятельность,
-способность действовать с учетом позиции другого и согласовывать свои действия с
остальными участниками процесса,
- воспитанники способны к волевым усилиям в разных видах деятельности, преодолевать сиюминутные побуждения, доводить до конца начатое дело.
Развивающий диалог. Создание мотивационной ситуации.
На утреннем круге дети могут обсудить подготовку к празднику (вспомнить, что было в прошлом году, что подарить маме, бабушке, папе, как и зачем украсить группу, какие атрибуты для костюмов они могут изготовить своими руками.) Будет замечательно, если дети распределят обязанности, назначат ответственных, составят правила.
Вариант диалога. «К нам скоро в гости придут ваши родители. Они хотят узнать, как мы тут с вами живем. Как будем их встречать? Что можно интересного придумать? Ведь радовать себя и своих близких очень приятно! К любому важному событию нужно готовиться, как следует!»
Варианты деятельности детей в центрах активности.
Центр сюжетно-ролевых игр: 23 февраля – самостоятельное изготовление игровых полей для игры с наборами солдатиков и т.д.
8 марта-игровая деятельность, подготовка атрибутов и обыгрывание сценки «Семья»
Центр конструирования: конструирование из различного материала (природного, бросового):
на 23 февраля конструирование из конструктора лего, из бумаги на конусной основе род войск, изготовление из втулок и коробок видов военной техники и т.д. с последующим обыгрыванием (игровая деятельность)
на 8 марта использование веток, ленточек, бусин, пуговиц, бумаги разной фактуры ит.д. – для украшения группы и приемной.
Центр изобразительного искусства: для реализации творческих замыслов детей предлагается различный изобразительный материал, используемый для оформления группового пространства – детский дизайн, в процессе которого идет активное общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками, изготовление открыток, поделок для родных, украшения для группы и т.д.
Центр познания: на магнитно – маркерной доске размещается подобранный совместно с детьми иллюстрационный материал по теме недели. Схемы или технологические карты изготовления поделок и атрибутов праздника, дидактический материал по теме недели, фотографии, на которых отображена деятельность детей в текущий период времени. Самостоятельно дети размещают рисунки по теме недели, делают разноцветными маркерами заметки и зарисовки.
Приемная: на мудборте для совместного обсуждения темы недели с родителями дети размещают продукты самостоятельной деятельности, размещают фотографии детской деятельности и др. Продукты творческой деятельности (рисунки, аппликации) дети вставляют в индивидуальные рамки, самостоятельно подписывают, что подчеркивает ценность каждого детского произведения.
По окончании тематической недели в группе может появиться:
- атрибуты и украшения к празднику сделанные своими руками;
- костюмы и отдельные элементы украшений (венки для девочек, галстуки для мальчиков) так же изготовленные детьми;
- атрибуты для сюжетно-ролевых и дидактических игр, придуманные и сделанные детьми,
- группа оформлена творческими работами детей;
- дидактический, иллюстрационный, фотоматериал, отобранный детьми в ходе тематической недели.
Пример проектирования «говорящей» образовательной среды
в рамках тематического планирования
Тема: «Космос»
Старший дошкольный возраст (5-7 лет)
Дошкольники всегда задают много вопросов о космосе, звёздах, космонавтах, так как данная тема, как всё неведомое, непонятное, недоступное глазу, будоражит детскую фантазию. Проектирование «говорящей» образовательной среды будет построено на том, что дети сами будут добывать информацию из различных источников, систематизировать полученные знания и применять их в различных видах детской деятельности (рисовать, лепить, строить, конструировать, моделировать, макетировать, записывать)
Ожидаемые образовательные результаты:
- инициативность,
- позитивное отношение к миру,
- позитивное отношения к самому себе, чувство собственного достоинства, уверенность в своих силах,
- овладение элементарными представлениями из области космонавтики,
- любознательность,
- развитое воображение,
- умение искать и выделять необходимую информацию,
- умение доказывать, аргументировано защищать свои идеи,
- умение работать в команде,
-целеполагание и планирование (способность планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели).
Развивающий диалог. Создание мотивационной ситуации.
Наш незаменимый помощник в создании мотивационной ситуации магнитно – маркерная доска, с расположенной над ней и под ней лентой с прищепками, здесь будет размещена в начале тематической недели перед утренним сбором, информация, направляющая детей на размышления.
На утреннем круге можно задать вопрос «Ребята, а кто из вас хочет стать космонавтом?», «А почему?», «Для чего тебе это?». Высказывания детей могут быть абсолютно разными. Дети вспомнят о космических пиратах, звездных воинах, инопланетных существ – героев их любимых мультфильмов. Стоит выслушать мнение и желание детей, обсудить это, правильно отреагировать на высказывания детей и мотивировать их на поиск правильных ответов о неизведанном.
«Ребята с древних времен взоры людей были устремлены в небо. Начиная с первых шагов по земле, человек ощущал свою зависимость от неба, его жизнь и все его дела во многом завесили от неба. Наши предки хорошо разбирались в «повадках» неба, для них оно было живым. А вы хотите разбираться в «повадках» неба? А вам это интересно? Что будем делать? Какие будут предложения?
Варианты деятельности детей в центрах активности.
Центр конструирования: постройки космических объектов, дети могут строить и придумывать разнообразные конструкции из модулей разного размера и материала, из конструктора лего. Создание макета из предложенных готовых наборов «Космос», с пополнением того, что дети изготовили сами и с помощью родителей.
Центр сюжетно-ролевых игр: сюжетно-ролевые игры с использованием сделанными детьми космическими атрибутами (космическая еда, ракеты, летательные аппараты, собаки-первые космонавты, космические тарелки, марсоходы и т.д.)
Центр изобразительного искусства: детям предоставляется возможность выбирать любой понравившийся материал для изготовления разнообразных поделок: картонные коробки, скотч, журналы, газеты, обои, любой бросовый материал. Это вызывает восторг у детей, развивает мыслительные процессы, умение фантазировать. Дети, применяя разнообразные виды изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация), совершенствуют умение работать по задуманному, опираться на образец, применять разные техники при работе.
Выставка макетов и поделок, сделанных детьми совместно с родителями.
Центр познания: на магнитно – маркерной доске размещается подобранный совместно с детьми иллюстрационный материал по теме недели. Схемы или технологические карты изготовления космических поделок и атрибутов для сюжетно ролевых игр, дидактический материал по теме недели, познавательные лэпбуки, фотографии космических объектов, фотографии, на которых отображена деятельность детей в текущий период времени. Самостоятельно дети размещают рисунки по теме недели, дидактический материал картинки, иллюстрации, фото, детские записи, схемы, рисунки и т.д.
Центр книги: дети могут закреплять навык чтения (для подготовительной группы), изготавливать книжки-самоделки, разыгрывать разные с сюжеты, рассматривать картинки, энциклопедии, что также способствует всестороннему развитию личности.
Приемная: на мудборте для совместного обсуждения темы недели с родителями дети размещают продукты самостоятельной деятельности, размещают фотографии детской деятельности и др.
Продукты творческой деятельности (рисунки, аппликации) дети вставляют в индивидуальные рамки, самостоятельно подписывают, что подчеркивает ценность каждого детского произведения.
По окончании тематической недели в группе может появиться:
-стенгазета «Мы в космосе»;
-макет «Этот далекий космос»;
-мини-энциклопедия «Загадки Вселенной», придуманная и сделанная совместно с детьми, дополненная рисунками, записями, вырезками из различных источников и фото;
-поделки, выполненные детьми совместно с родителями;
- высказывания детей о космосе на разные буквы алфавита, написанные самостоятельно.
Пример проектирования «говорящей» образовательной среды
в рамках тематического планирования
Тема «Насекомые»
Старший дошкольный возраст (5-7 лет)
Детям всегда интересно смотреть на полет шмеля, порхание бабочки, слушать стрекотание кузнечика, им хочется узнать - зачем же пчела кружит над цветком, как устроен муравейник, чем питается божья коровка. Насекомые могут летать, ползать по потолку вниз головой, бегать по воде… Кроме того, они способны ни с того ни с сего больно ужалить или незаметно заползти под одежду. Но насекомые могут превратиться из опасных страшилок в забавных и интересных друзей, если начать с ними общаться и творчески подойти к знакомству с ними. Они привлекательны и удивительны, они малозаметны из-за своих крошечных размеров и разнообразны, знания детей о них, к сожалению очень и очень скудны, но их влияние на нашу жизнь огромно. Остановитесь, оглянитесь вокруг… Любое насекомое, независимо от его размеров и роли в природе при внимательном изучении оказывается бесконечно интересным и занимательным.
На этом и будет построено проектирование «говорящей» образовательной среды: дети включатся в поисковую деятельность о жизни насекомых, их строении, способах передвижения, будут сами создавать и воплощать свои идеи в жизнь (рисовать, лепить, строить, конструировать, моделировать, макетировать).
Ожидаемые образовательные результаты:
-инициативность,
-овладение элементарными представлениями из области живой природы, естествознания,
-любознательность,
-развитое воображение,
-умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, находить оптимальные пути решения,
-умение работать в команде, включая трудовую и проектную деятельность,
- дети проявляют любознательность, задают вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуются причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытаются самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей.
Развивающий диалог. Создание мотивационной ситуации.
Незаменимым помощником в создании мотивационной ситуации является магнитно – маркерная доска – оборудование, имеющее широкий спектр использования. Она помогает объединить все методы обучения: наглядные, игровые, практические и словесные, что улучшает восприятие детьми получаемой информации. Здесь можно поместить дидактический материал по теме недели, картинки, иллюстрации, схемы, фото, детские записи, рисунки и т.д.
На утреннем круге дети могут вспомнить, что и кого они видели по дороге в детский сад. Что привлекло их внимание в насекомых? Может рассказ бабушки или папы о интересных случаях, связанных с насекомыми, о их пользе, а может и вреде. Либо рассказать собственные наблюдения за ними, о невероятном происшествии, в котором имели место быть насекомые.
Наша большая планета Земля очень гостеприимна. Она вмещает в себя миллионы созданий, среди которых живут и насекомые.
Скажите, можно ли представить нашу жизнь без насекомых? Они одни из первых появились на нашей планете, и было это за несколько тысяч лет до динозавров! Как вы считаете, это так? А вам это интересно? Давайте попробуем это выяснить!
Варианты деятельности детей в центрах активности.
Центр конструирования: дети имеют возможность строить и придумывать разнообразные конструкции из различного материала, создать цветочную поляну из конструктора лего. В нашем случае это: места обитания насекомых, муравьиные фермы, представить себя на месте, например, пчел, и смастерить целый улей и т.д.
Центр сюжетно-ролевых игр: сюжетно-ролевые игры с использованием сделанными детьми атрибутами (маски различных насекомых, муравьиные фермы, и т.д.)
Центр изобразительного искусства: детям предоставляется возможность выбирать любой понравившийся материал для изготовления макета и поделок: цветная бумаги и картон, картонные коробки, скотч, журналы, газеты, обои, любой бросовый материал. Это вызывает восторг у детей, развивает мыслительные процессы, умение фантазировать. Дети, применяя разнообразные виды изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация), совершенствуют умение работать по задуманному, опираться на образец, применять разные техники при работе.
Выставка поделок, рисунков, сделанных детьми совместно с родителями.
Центр познания: на магнитно – маркерной доске размещается подобранный совместно с детьми иллюстрационный материал по теме недели. Схемы поделок и атрибутов для сюжетно ролевых игр, дидактический материал по теме недели, фотографии насекомых, фотографии, на которых отображена деятельность детей в текущий период времени. Самостоятельно дети размещают рисунки по теме недели, дидактический материал картинки, иллюстрации, фото, детские записи, макеты, схемы, рисунки и т.д.
Центр книги: дети могут закреплять навык чтения (для подготовительной группы), делать зарисовки, записи, изготавливать книжки-самоделки, разыгрывать разные с сюжеты, рассматривать картинки, энциклопедии, что также способствует всестороннему развитию личности.
Приемная: на мудборте для совместного обсуждения темы недели с родителями дети размещают продукты самостоятельной деятельности, размещают фотографии детской деятельности и др.
Продукты творческой деятельности (рисунки, аппликации) дети вставляют в индивидуальные рамки, самостоятельно подписывают, что подчеркивает ценность каждого детского произведения.
По окончании тематической недели в группе может появиться:
-макет «Наши соседи - насекомые»,
-коллекция «Бабочки»,
-карты схемы с жизненным циклом некоторых насекомых (сделанные детьми),
-настольные игры (ходилки - бродилки),
-энциклопедия «Насекомые» (с рисунками, рассказами, интересными фактами -сделанная детьми)
Пример проектирования «говорящей» образовательной среды
в рамках тематического планирования
Тема: «Новый год у ворот»
Старший дошкольный возраст (5-7 лет)
Новый год - самый волшебный праздник. Ведь он пропитан ожиданием чуда, детскими восторгами, затаенными заветными желаниями. Задолго до самого праздника, дети ждут волшебства, праздника и Деда Мороза. Они каждый день спрашивают, сколько дней осталось до Нового Года. Отсюда и родилась идея проектирования «говорящей» образовательной среды с помощью адвент-календаря. Он поможет детям почувствовать течение времени, научиться его понимать и осознавать. И конечно же, он создает ту неповторимую атмосферу волшебства, которая бывает только в Новый год.
Ожидаемые образовательные результаты:
-дети проявляют инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании и др. Способны выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности, обнаруживают способность к воплощению разнообразных замыслов;
-активно взаимодействуют со сверстниками и взрослыми, участвуют в совместных играх. Способны договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты;
-дети обладают развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности. Способны к фантазии, воображению, творчеству, что интенсивно развивается и проявляется в игре. Умеют подчиняться разным правилам и социальным нормам, различать условную и реальную ситуации;
-творческие способности воспитанников также проявляются в рисовании, придумывании сказок, танцах, пении и т. п. Ребята могут фантазировать вслух, играть звуками и словами. Хорошо понимают устную речь и могут выражать свои мысли и желания;
-у детей развита крупная и мелкая моторика. Они могут контролировать свои движения и управлять ими, обладают развитой потребностью бегать, прыгать, мастерить поделки из различных материалов и т. п.;
-воспитанники способны к волевым усилиям в разных видах деятельности, преодолевать сиюминутные побуждения, доводить до конца начатое дело.
Развивающий диалог. Создание мотивационной ситуации.
Магнитно – маркерная доска – как незаменимый помощник в создании мотивационной ситуации, будет центром, где разместится адвент-календарь и карманы с заданиями.
На утреннем сборе можно рассказать детям о календаре ожидания праздника, обсудить с ними, для чего он нужен. Договориться о том, как дети будут с ним работать. В первый день они получают первое задание и зашифрованное послание от Деда Мороза. Далее каждый день, с заданиями они находят украшения на елку – элементы календаря, каждый из которых ведет к разгадке.
Варианты деятельности детей в центрах активности.
Центр сюжетно-ролевых игр: самостоятельное изготовление новогодних атрибутов к сюжетно ролевым играм (елочки, новогодние игрушки, новогодние продукты питания, элементы костюмов и т.д.), обыгрывание сценок к новогоднему утреннику.
Центр конструирования: конструирование из различного материала; еловые и сосновые ветки и шишки, новогодняя мишура, блески, пайетки, различные материалы для рукоделия из серии «новый год» ленточки, бусины, пуговицы, бумаги разной фактуры и т.д. – для украшения группы и приемной.
Центр изобразительного искусства: для реализации творческих замыслов детей предлагается различный изобразительный материал, используемый для оформления группового пространства – детский дизайн, в процессе которого идет активное общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками, изготовление открыток, поделок для родных, украшения для группы и т.д.
Центр познания: на магнитно – маркерной доске размещается подобранный совместно с детьми иллюстрационный материал по теме недели. Схемы или технологические карты изготовления поделок и атрибутов праздника, дидактический материал по теме недели, фотографии, на которых отображена деятельность детей в текущий период времени. Самостоятельно дети размещают рисунки по теме недели, делают разноцветными маркерами заметки и зарисовки.
Центр книги: дети могут закреплять навык чтения (для подготовительной группы), делать иллюстрации к понравившимся книгам, разыгрывать разные с сюжеты, рассматривать картинки, что также способствует всестороннему развитию личности.
Приемная: на мудборте для совместного обсуждения темы недели с родителями дети размещают продукты самостоятельной деятельности, размещают фотографии детской деятельности и др.
Приемная украшена детскими поделками.
Продукты творческой деятельности (рисунки, аппликации) дети вставляют в индивидуальные рамки, самостоятельно подписывают, что подчеркивает ценность каждого детского произведения.
По окончании тематической недели в группе может появиться:
-атрибуты и украшения к празднику сделанные своими руками,
-костюмы и отдельные элементы украшений так же изготовленные детьми,
-атрибуты для сюжетно ролевых и дидактических игр, придуманные и сделанные детьми,
- поделки для родных и друзей,
-дизайнерские объекты.
Пример проектирования «говорящей» образовательной среды
в рамках тематического планирования
Тема «Посуда», «Мебель», «Наш быт»
Старший дошкольный возраст (5-7 лет)
Игра – это метод обучения, самостоятельная технология для освоения каких-либо понятий, тем, разделов.
Проектирование «говорящей» образовательной среды будет построена на основе сюжетно-ролевой игры, где дети самостоятельно будут создавать атрибуты для сюжетно-ролевой игры по теме недели.
Именно в играх дети самостоятельны, выбирают игрушки и используют разные предметы, преодолевают те или иные трудности.
Ожидаемые образовательные результаты:
-инициативность,
-позитивное отношение к разным видам труда, ответственность за начатое дело,
-овладение универсальными предпосылками учебной деятельности — умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции,
- критическое мышление, способность к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения,
-любознательность,
-развитое воображение,
-умение общаться и взаимодействовать с партнерами по игре, совместной деятельности или обмену информацией,
-умение подчиняться правилам и социальным нормам.
Развивающий диалог. Создание мотивационной ситуации.
Магнитно – маркерная доска в группе используется как элемент образовательной деятельности. Она помогает ввести новый материал, закрепить и расширить полученный детьми опыт, сделать образовательную деятельность яркой и динамичной. Здесь мы поместим дидактический материал по теме недели, картинки, иллюстрации, фото, детские записи, рисунки и т.д.
На утреннем круге можно обсудить вопрос, для чего вообще нужен дом, мебель, предметы быта, посуда, продукты питания. Что люди со всем этим делают…? Что было бы, если бы этого не было…? и т.д.
Можно использовать игровые ситуации «Что было до…» Дыбиной О.В.
Мысль каждого ребенка важна, каждое высказывание внимательно слушаем, правильно на него реагируем и обсуждаем, в дальнейшем это положительно повлияет на обогащение детьми говорящей среды. Обязательно подводим итоги. «В чем, по-вашему, красота и уют дома, с помощью чего его создают?», «Для чего нужен магазин продуктов?» и т.д.
«Ребята есть проблема! Хочу посоветоваться с вами. Обратила внимание, что в нашем магазине давно не было завоза новых продуктов, совсем испортилась еда, в салон красоты очень давно не завозили современные средства для ухода, а в доме хочется сделать ремонт и поставить новую мебель и т.д… Что будем делать?»
Варианты деятельности детей в центрах активности.
Центр конструирования: различные постройки для обыгрывания, дети могут строить и придумывать разнообразные конструкции из модулей разного размера и материала, из конструктора лего.
Центр сюжетно-ролевых игр: сюжетно-ролевые игры с использованием сделанными детьми атрибутами (продукты питания, деньги, декоративная косметика, бумажный дом с мебелью и т.д.)
Центр изобразительного искусства: детям предоставляется возможность из обычной белой бумаги, карандашей, фломастеров и красок сделать атрибуты к сюжетно ролевым играм, а так же выбирать любой понравившийся материал для изготовления разнообразных поделок: картонные коробки, скотч, журналы, газеты, обои, любой бросовый материал. Это вызывает восторг у детей, развивает мыслительные процессы, умение фантазировать. Дети, применяя разнообразные виды изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация), совершенствуют умение работать по задуманному, опираться на образец, применять разные техники при работе.
Выставка макетов и поделок, сделанных детьми.
Центр познания: на магнитно – маркерной доске размещается подобранный совместно с детьми иллюстрационный материал и дидактический материал по теме недели, фотографии мебели, посуды, отдельных комнат в доме, фотографии, на которых отображена деятельность детей в текущий период времени. Самостоятельно дети размещают рисунки по теме недели, дидактический материал картинки, иллюстрации, фото, детские записи, схемы, рисунки и т.д.
Приемная: на мудборте для совместного обсуждения темы недели с родителями дети размещают продукты самостоятельной деятельности, размещают фотографии детской деятельности и др.
Продукты творческой деятельности (рисунки, аппликации) дети вставляют в индивидуальные рамки, самостоятельно подписывают, что подчеркивает ценность каждого детского произведения.
По окончании тематической недели в группе может появиться:
-самодельный домик для кукол с мебелью,
-самодельные атрибуты для сюжетно ролевых игр «Магазин» (продукты питании, деньги), «Салон красоты» (маски для лица, декоративная косметика и т.
Пример проектирования «говорящей» образовательной среды
в рамках тематического планирования
Тема: «Мир театра»
Старший дошкольный возраст (5-7 лет)
«Театр-искусство прекрасное. Оно облагораживает, воспитывает человека. Тот, кто любит театр по-настоящему, всегда уносит из него запас мудрости и доброты». (К. С. Станиславский).
Самым популярным и увлекательным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность. В театральной деятельности ребенок раскрепощается, передает свои творческие замыслы, получает удовлетворение от деятельности. Театрализованная деятельность способствует раскрытию личности ребенка, его индивидуальности, творческого потенциала. У ребенка появляется возможность выразить свои чувства, переживания, эмоции, разрешить свои внутренние конфликты. Проектирование «говорящей» образовательной среды будет заключаться в том, чтобы сделать жизнь детей интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества, театрализованной деятельности.
Ожидаемые образовательные результаты:
-создание благоприятных условий для раскрытия личности ребенка, его индивидуальности, творческого потенциала через приобщение детей к театральному искусству, к театрализованной деятельности,
-развитие речи, мимики, жестов,
-развитие инициативы, активности, самостоятельности,
-способность адекватно оценивать результаты своей деятельности,
-способность действовать с учетом позиции другого и согласовывать свои действия с
остальными участниками процесса,
-позитивное отношения к самому себе, чувство собственного достоинства, уверенность в своих силах.
Развивающий диалог. Создание мотивационной ситуации.
Магнитно – маркерная доска послужит как, неотъемлемая часть говорящей седы, здесь мы поместим разные виды бумажного театра, маркерами изобразим сюжеты сказок, а также рисунки и аппликации, сделанные детьми по мотивам различных сказок.
Утренний сбор: на днях познакомилась с человеком, он артист, работает в нашем драматическом театре. Стала расспрашивать о его профессии. Так много нового узнала и подумала, что работать быть артистом очень интересно и легко, а вы как думаете? А может быть проверим? Что мы знаем о театре, о том, кто ставит спектакль? Театр – это большое, красивое здание, там показывают спектакли. В театре есть артисты, они репетируют роли и играют в спектаклях. Спектакли бывают детские и для взрослых. Театры бывают разные (у нас в группе есть кукольный театр, пальчиковый и т.д.).
Что мы хотим узнать? Какие ещё бывают театры, чем они отличаются? Как артисты готовятся к постановке спектакля? Трудно ли быть артистом? Кто работает в театре и помогает ставить спектакли? Как зрители узнают, какой будет спектакль? Что такое декорации?
Что сделать, чтобы узнать? Поискать в Интернете. Встретиться с теми, кто работает в театре, с артистами, и спросить у них. Спросить у мамы и папы. Сходить в театр. Рассмотреть иллюстрации. А вы хотели бы быть артистами? Хотите сами создать свой театр (маски, декорации, костюмы).
Варианты деятельности детей в центрах активности.
Центр конструирования: постройки театральных объектов, дети могут строить и придумывать разнообразные конструкции из модулей разного размера и материала. Создание макета из предложенных готовых наборов «Настольный театр», «Пальчиковый театр», «Театр теней», «Театр на деревянном конструкторе», «Бумажный театр», с пополнением того, что дети изготовили сами и с помощью родителей.
Центр сюжетно-ролевых игр: сюжетно-ролевые игры с использованием сделанными детьми театральными атрибутами (маски, элементы костюмов и т.д.), обыгрывание сценок из сказок, придумывание сказок, изготовление декораций.
Центр изобразительного искусства: театр делают из разных подручных материалов, подойдут: бумага; одноразовая пластиковая посуда; фетр; рулончики от туалетной бумаги; носки; круглые коробки из-под сыра. Дети придумывают и изготавливают декорации.
Центр познания: магнитно – маркерная доска послужит как неотъемлемая часть говорящей седы, здесь мы поместим разные виды бумажного театра, маркерами изобразим сюжеты сказок, а также рисунки и аппликации, сделанные детьми по мотивам различных сказок. Схемы или технологические карты изготовления атрибутов для сюжетно ролевых игр и обыгрывания сценок, дидактический материал по теме недели, познавательные лэпбуки, фотографии разных видов театра, фотографии, на которых отображена деятельность детей в текущий период времени. Самостоятельно дети размещают рисунки по теме недели, дидактический материал картинки, иллюстрации, фото, детские записи, схемы, рисунки и т.д.
Центр книги: дети могут закреплять навык чтения (для подготовительной группы), изготавливать книжки-самоделки, разыгрывать разные сюжеты, рассматривать картинки, создавать свои картинки по знакомым сказкам, что также способствует всестороннему развитию личности.
Приемная: на мудборте для совместного обсуждения темы недели с родителями дети размещают продукты самостоятельной деятельности, размещают фотографии детской деятельности и др.
По окончании тематической недели в группе может появиться:
-альбом о театре, где собрана информация детьми и их родителями (стихи, загадки, рассказы, интересные факты, фото, рисунки.),
-фото альбом «Как мы в театр ходили!»,
-атрибуты, маски, костюмы, декорации к сказкам, сделанные детьми,
-настольный театр изготовленный детьми.
Литература
- Илюхина Ю.В. «Говорящая среда» в детском саду и как она влияет на воспитание детей. https://www.youtube.com/watch?v=FAiQZ8YBXlo
- От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования. / Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой. – 5-е изд. (инновационное), испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019.
- Образовательное событие как инновационная технология работы с детьми 3-7 лет: Методическое пособие/ Под ред О.А. Шиян – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020.
- Современный детский сад. Каким он должен быть/Под редакцией О.А. Шиян. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Примерное комплексное тематическое планирование организованной образовательной деятельности, с детьми старшего дошкольного возраста «Формирование элементарных математических представлений».
Примерное комплексное тематическое планирование организованной образовательной деятельности, с детьми старшего дошкольного возрастана март, , апрель, май месяц «Формирование элемента...
Примерное комплексное тематическое планирование организованной образовательной деятельности, с детьми старшего дошкольного возраста «Формирование элементарных математических представлений».
Примерное комплексное тематическое планирование организованной образовательной деятельности, с детьми старшего дошкольного возрастаНа СЕНТЯБРЬ, ОКТЯБРЬ, НОЯБРЬ месяц «Формирование эл...
Примерное комплексное тематическое планирование организованной образовательной деятельности, с детьми старшего дошкольного возраста «Формирование элементарных математических представлений».
Примерное комплексное тематическое планирование организованной образовательной деятельности, с детьми старшего дошкольного возрастаНа ДЕКАБРЬ, ЯНВАРЬ, ФЕВРАЛЬ месяц «Формирован...
Перспективный план использования дидактических игр по ознакомлению с окружающим с детьми старшего дошкольного возраста в рамках календарно - тематического планирования образовательной деятельности. (ОО «Социально-коммуникативное развитие») Тема: «Зна
В плане представлены дидактические игры по ознакомлению с профессиями в рамках комплесно-тематического планирования для детей старшего дошкольного возраста...
ПРОЕКТИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО ТЕМЕ «НАШ КРАСНОЯРСКИЙ КРАЙ»
В настоящее время положение России в мире таково, что переоценить значимость патриотического, духовно-нравственного воспитания наших детей трудно. Испокон века любовь к Отечеству была главной чертой р...
Конспект образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в рамках инновационной площадки «Картинная галерея В ДОУ» «Богатырь и его верный конь»
Конспект образовательной деятельности максимально направлен на реализацию задачи рабочей программы «Картинная галерея в ДОУ» для детей 5-6 лет по теме «Прошлое и настоящее» (ху...
Сценарий образовательной деятельности. С детьми старшего дошкольного возраста в рамках программы «Мой край родной» в рамках работы «STEAM- лаборатории». Тема: «Путешествие за город».
Сценарий реализации культурной практики Название культурной практикиМаршрутная игра в рамках STEAM – лабораторииВозраст детей5 летТема (с указанием культурного(-ых) объекта(-ов))Маршрутная ...