Статья на тему "Инновационные технологии обучения и воспитания дошкольников"
статья (средняя, старшая, подготовительная группа)
В данной статье представлен обзор различных современных технологий для
обучение и воспитание дошкольников с точки зрения их применения
на практике в организации педагогического процесса в дошкольном образовательном
учреждение. Статья предназначена для воспитателей детских садов, педагогов дополнительного образования и заинтересованных родителей.
Ключевые слова: дошкольное образование, современные технологии, образовательная
система, эффективные способы, учитель, методы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
innovatsionnye_tehnologii_obucheniya_i_vospitaniya.docx | 22.54 КБ |
Предварительный просмотр:
ХМАО-Югра, г. Сургут
Воспитатель: Рудыка М.С.
Июнь 2023 г.
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
ДОШКОЛЬНИКОВ
В данной статье представлен обзор различных современных технологий для
обучение и воспитание дошкольников с точки зрения их применения
на практике в организации педагогического процесса в дошкольном образовательном
учреждение. Статья предназначена для воспитателей детских садов, педагогов дополнительного образования и заинтересованных родителей.
Ключевые слова: дошкольное образование, современные технологии, образовательная
система, эффективные способы, учитель, методы.
Основные направления модернизации системы образования - доступность, качество, оперативность - предъявляют повышенные требования к дошкольному образованию.
Уровень развития ребенка становится мерилом качества работы воспитателя и всего образовательная система в целом. Поэтому проблема поиска эффективных форм работы, применение которых обеспечит решение задач всестороннего развития личности ребенка в дошкольном учреждении, в соответствии с федеральными государственными требованиями, весьма актуально. И воспитатель дошкольного учреждения образование необходимо ориентировать на широкий спектр современных технологий.
Инновационные технологии – это система методов, приемов, приемов обучения, средств обучения, направленных на достижение положительного результата за счет динамичных изменений в личностном развитии ребенка в современных социокультурных условиях условия. Педагогические инновации могут либо изменить процессы воспитания и обучения, либо улучшить их. Инновационные технологии сочетают в себе прогрессивные креативные технологии и стереотипные элементы образования, доказали свою эффективность в процессе педагогической деятельности.
В понятие педагогической технологии входят:
– концептуальная основа;
– содержательная часть обучения (цели обучения и содержание учебного материала);
– технологическая часть (организация учебного процесса; методы и формы учебной деятельности;
методы и формы работы; диагностика).
По мнению Г.К. Селевко, любая педагогическая технология должна отвечать ряду основных методологических требований (технологических критериев):
Концептуальность предполагает опору на определенное научное понятие, в том числе на философское, психолого-дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.
Непротиворечивость включает в себя наличие всех признаков системы: логики процесса, взаимосвязи всех его части, целостность.
Управляемость позволяет диагностическое целеполагание, планирование, проектирование процесса обучения, пошаговую диагностику, варьирование средств и методов с целью корректировки результатов.
Под эффективностью понимается рентабельность, гарантия достижения определенного уровня обучения.
Воспроизводимость подразумевает возможность применения (повторение, воспроизведение) педагогической технологии в других образовательных учреждениях того же типа, другими предметами.
На основе анализа педагогических технологий, проведенного Г.Н. Селевко, в системе дошкольного образования можно выделить: развивающие технологии обучения, проблемные технологии обучения, игровые технологии, компьютерные (информационные) технологии.
Основные характеристики обозначенных педагогических технологий приведены в таблице 1.
Название | Цель | Суть | Механизм |
Технология проблемного обучения | Развитие познавательной активности, творческой самостоятельности детей | Последовательное и целенаправленное продвижение познавательных задач для детей, с решениями которых дети активно осваивают знания | Методы поиска; познавательные задачи |
Технология развивающего обучения | Развитие личности и способностей | Ориентация учебного процесса на потенциал человека и его реализацию | Вовлечение детей в различные виды деятельности |
Игровая педагогическая технология | Обеспечение личностно-активного характера, ассимиляции знаний, навыков, способностей | Самостоятельная познавательная деятельность, направленная на поиск, обработку, усвоение учебной информации | Игровые методы вовлечения учащихся в творческую деятельность |
Информационные технологии в дошкольной педагогике – это все технологии, использующие специальную техническую информацию: инструменты (компьютер, аудио, видео и т.д). Компьютеры стали широко использоваться в образовании, появился термин «компьютерное обучение».
Компьютерные технологии развивают идеи программированного обучения, раскрывают полностью новые, еще не исследованные технологические возможности, связанные с уникальными возможностями современных компьютеров и коммуникации.
Компьютерные (новые информационные) технологии обучения – это процессы подготовки и передачи информации обучающемуся с помощью компьютера.
Занятия с интерактивной доской предполагают несколько вариантов работы с дошкольниками: Дети по очереди подходите к интерактивной доске и выполняют необходимое действие (рисуют деталь, перемещают нужный объект и т. д.). С интерактивной доской одновременно работают несколько детей (2-3 ребенка), используя например, маркер, стилус или интерактивный ластик. Один дошкольник стоит у доски, а другие участники предлагают возможные варианты его действий (в старшем дошкольном возрасте). Один ребенок самостоятельно выполняет задание у доски. Дети, сидя за столами, дают задание ребенку, стоящему у доски (старшая дошкольная группа).
В средней группе дети выполняют задания, которые им дает воспитатель, а в старшей и подготовительные группах, дети уже способны самостоятельно придумывать действия или догадываться, какие действия необходимо выполнить. Какой вариант работы выберет воспитатель, зависит от целей и задач предстоящего занятия.
Также можно использовать интерактивные дидактические игры на сортировку, классификацию предметов, например, расположить овощи с одной стороны доски, а фрукты с другой. Еще один пример – задание по изучению растительности луга. Дети по очереди выходят к доске и изображают процесс рост травы на нем (снизу вверх). Это создаст газон. Затем можно предложить закончить цветы (воспитанники подходят по очереди и закрашивают цветок до стебля). Результаты на занятиях по математике более эффективны при использовании наглядного материала: дети могут перемещать на экране геометрические фигуры, считать предметы и т. д. С помощью интерактивных технологий, старшим дошкольникам легче освоить чтение и письмо (группировка картинок на экране в зависимости от твердого или мягкого звука в слове, определение места звука в слове по схеме - начало, середина или конец и др.).
Большой интерес у старших дошкольников вызовут игры-путешествия, которые проводятся в виде квеста. Например, игра «Путешествие по Байкалу» включает в себя карту маршрута, по которому дети будут проходить задания («Расставьте числа по порядку и мы узнаем, на чем будем путешествовать») и двигайтесь дальше по своему «путешествию».
Красочная презентация с прекрасным видом на озеро оставит у детей яркие впечатления.
В старшей и подготовительной группах каждый ребенок может пользоваться персональным компьютером, например, в учебных играх, выполнение индивидуальных заданий. Такие занятия должны проводиться в подгруппах по 4-8 человек. Образовательные игры и программы могут быть совершенно разными: помогающими в изучении иностранных языков, развивающими творческие способности, математические способности и т. д.
Занятие должно быть построено в 3 этапа: Вводная часть, в которой можно провести беседы о предстоящей работе, конкурсы или загадки и т. д. Основная часть, где дети выполняют задания непосредственно на компьютере. Заключительная часть, в которой делаются выводы о предпринятых действиях, фиксируют материал. Это может быть рисование, подготовка к выставке и т. д. Гимнастика для глаз нужна и для снятия напряжения.
По санитарным нормам общая продолжительность непрерывной работы дошкольника 5–7 лет за компьютером в течение одного занятия не должна превышать 7-10 минут.
Итак, принимая во внимание вышеизложенное, можно сделать вывод, что современные условия жизни диктуют инновационные подходы в обучении и воспитании дошкольников. Эти технологии целенаправленно развивают способности, высвобождающие мышление, подготавливают маленьких граждан во взрослую жизнь, способными делать самостоятельный выбор и принимать условия современного общества.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья «Использование инновационных технологий в музыкальном воспитании дошкольников»
Музыкальные занятия занимают особое место в ряду всех остальных. Именно на основе высокохудожественной музыки, в общении с ней развитие ребенка идет по качественно иному пути. Передо мной стоят вопрос...
Игровые технологии обучения и воспитания дошкольников
Игровой метод обучения дошкольников требует от педагога умения специально разрабатывать учебно-игровые диалоги.Все элементы игровых обучающих ситуаций: сюжет, ролевое поведение и игровые действия...
Презентация "Образовательный квест - современная игровая технология обучения и воспитания дошкольников"
Ознакомление с новыми интерактивными методами обучения и воспитания дошкольников...
СТАТЬЯ " ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ "
Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни....
Игровые технологии обучения и воспитания дошкольников
Игровые технологии обучения и воспитания дошкольников...
Статья "СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО"
Главная цель экологического воспитания – формирование экологической культуры, сознания, чувств, деятельности, благодаря чему формируется осознанное и трепетное отношение к объектам природы (сопе...
Статья «Использование инновационных технологий в музыкальном воспитании дошкольников»
Музыка – источник особой детской радости, и применение на музыкальных занятиях различных педагогических методов решает важнейшую задачу раннего музыкального воспитания детей – формирование...