Статья "СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО"
статья

Кузнецова Елена Станиславовна

Главная цель экологического воспитания – формирование экологической культуры, сознания, чувств, деятельности, благодаря чему формируется осознанное и трепетное отношение к объектам природы (сопереживание, жалость, забота, желание помочь, сохранить, сберечь).https://fond21veka.ru/publication/11/27/433736/

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovremennye_obrazovatelnye_tehnologii.docx315.93 КБ

Предварительный просмотр:

"Современные образовательные технологии по экологическому воспитанию дошкольников в соответствии с ФГОС ДО"

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования – в своей основе несет нацеленность на деятельностный подход. Экологическое воспитание возможно внедрять во все образовательные области:

-социально – коммуникативное развитие – изучение, освоение, принятие и применении норм морали, этических ценностей, принятых в том обществе, которое окружает ребенка. Происходит формирование положительного отношения к природе, эмоционального отношения. При этом формируются основы безопасного поведения не только в природе, но и в окружающем социуме;

-познавательное развитие – изучение объектов окружающего мира, исследование их признаков и качеств, позволяющее перейти на многообразие природных явлений по различным критериям (цвет, форма, размер). При этом следует отмечать, что при всем разнообразии объектов, все они населяют одну планету, а значит – едины;

-речевое развитие – чтение литературы, связанной с темой экологии и природы;

-художественное и эстетическое развитие- восприятие красоты мира и всех его объектов, формирование целостного эстетического вкуса по отношению к различным природным объектам и явлениям;

-физическое развитие – формирование полезных привычек, здорового образа жизни.

Главная цель экологического воспитания – формирование экологической культуры, сознания, чувств, деятельности, благодаря чему формируется осознанное и трепетное отношение к объектам природы (сопереживание, жалость, забота, желание помочь, сохранить, сберечь).

Для достижения цели необходимо решить несколько серьезных задач:

-воспитание всесторонне развитой, гармоничной личности;

-повышение интеллектуального уровня через мыслительную и познавательную активность;

-развитие творчества, критического мышления, фантазии, воображения;

-формирование бережного отношения к природе, навыков правильного поведения и обращения;

-поощрения творческого, нестандартного подхода в решении задач;

-закрепление полученных знаний через сказки, стихи;

-воспитание умения работать в команде, чувства единения, стремления к сохранению природы совместными усилиями.

Современное образование дошкольников в сфере экологического воспитания должно быть информативным, соответствующим возрасту, особенностям развития ребенка. Кроме того, важным аспектом должно быть полное соответствие требованиям системы ФГОС ДО.

Цель экологического воспитания детей дошкольного возраста – формирование бережного отношения к природе, её объектам, формам, явлениям. Достижение этой цели невозможно без создания целостного экологического воспитания, связанного со стремлением не только охранять и оберегать, но и активно восстанавливать утраченные природные ресурсы.

В дошкольных образовательных учреждениях необходимо создать условия для реализации компонентов экологического воспитания (познавательный, нравственный, деятельности).

Экологическое воспитание дошкольников имеет первостепенное значение еще и потому. Что на его основе базируются и другие аспекты деятельностного развития ребенка – двигательная активность, развитие психики, физическая активность.

Положения ФГОС ДО базируются на целевых ориентирах, сообщающих нам о том, что:

-ребенок должен проявлять любознательность, задавать вопросы не только родителям, сверстникам, но и педагогам;

-дошкольник заинтересован в возникающих вокруг него причинно– следственных связях, пытается объяснить их, понять и принять;

-дети дошкольного возраста склонны к наблюдению, экспериментированию, что делает его познавательную деятельность активной.

Именно поэтому, задачей экологического воспитания дошкольников является знакомство с элементарными представлениями и понятиями о живой и неживой природе, происходящих в ней явлениях.

Задача педагога – не просто передать имеющиеся знания, но научить добывать их, применять в повседневной жизни. Только развитие самостоятельности, умения мыслить, творчески подходить к решению заданий можно считать критерием достаточного освоения поставленной задачи.

Именно поэтому возникает острая необходимость в разнообразии современной системы дошкольного образования в области экологии.

 Осуществить её возможно в три этапа:

  1. Прямой и непосредственный контакт с природными объектами, результатом чего станет появление опыта, формирование положительного отношения к живым и неживым природным объектам;
  2. Ориентировка на сбор полезной и важной информации о природе, в ходе чего происходит накопление сведений о природных объектах, экологических представлений, а также – возможных способов применения их на практике;
  3. Практические контакты с природными объектами, формирование опыта, расширение спектра практических знаний и видов практической деятельности, обогащение поведенческого опыта при общении с природными объектами.

Высокую результативность при работе с дошкольниками, наряду с традиционными (беседа, наблюдение), показали следующие инновационные виды работ в сфере экологического воспитания:

-игровая экологическая деятельность – экскурсии, путешествия, экспедиции, походы, цель которых – получение новых знаний, расширение экологического кругозора, знакомство с животным и растительным миром.

-ролевая игра – позволяет смоделировать бытовые ситуации с учетом экологического аспекта. Например – распашка новых земель с точки зрения экологических норм (положительные и отрицательные стороны процесса. Дети должны прийти к выводу, что каждый процесс так или иначе приносит и пользу, и вред, поэтому необходимо заботиться о природе, чтоб снизить уровень негативного вмешательства. Следует отметить, что в таких играх необходимо использовать некий волшебный артефакт, способный «доставить» детей в то или иное место (в поле, на дно морское, в деревню и тд);

-дидактическая игра – позволяет детям проследить процесс от закладки до завершения (прорастание семени, развитие насекомого из яйца), узнать о разных видах приспособлений к условиям жизни (крылья, перепонки, клюв и тд). Раздаточный материал заставляет дошкольника мыслить, позволяет закрепить полученные знания и закрепить их;

-игры ребусы, опыты, исследования, позволяющие получить новые эмоции, впечатления о природных явлениях, формируют положительное отношение к окружающему миру;

-использование мультимедиа, дающее возможность услышать и увидеть «живые» природные и экологические объекты и явления;

-моделирование – позволяющее не только применить полученные знания, но и закрепить их, при создании модели (уменьшенной копии) реального объекта;

-применение ТРИЗ, позволяющее развивать стремление к самостоятельности в обучении, добыче новых знаний, стимулировать воображения, творчество.

Использование ТРИЗ является одним из наиболее эффективных методов в формировании гармоничной модели мира, создании ситуаций успеха, расширении кругозора дошкольника, возможности проявить нестандартное мышление, воображение.

Внедрение в воспитание дошкольников инновационных методов экологического воспитания позволяет повысить уровень образования, интерес к получению новых знаний. Дети, участвующие в экологических экскурсиях, играх, проявляют большую эмоциональную привязанность к природным объектам и явлениям, демонстрируют более высокий уровень знаний, креативное, нестандартное мышление, а значит – применение данных методов в дошкольном воспитании доказало свою эффективность.

Правильная организация экологического воспитания способствует всестороннему развитию ребенка, вовлеченность в различные виды деятельности.


Литература:

  1. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html
  2. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду//Первое сентября. - 2005.- № 17.- С.11-15.
  3. Куликовская, И. Э. Детское экспериментирование [Текст] / И. Э. Куликовская, Н. Н. Совгир. – М.: Изд-во педагогического общества России, 2011. _ С.79.
  4. Николаева, С. Н., Комарова И. А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа и литературными персонажами: Пособие для педагогов до школьных учреждений. — М.: Издательство ГНОМ и Д, 2005 г.
  5. Маханева М.Д. Экологическое развитие детей дошкольного возраста: Методическое пособие для воспитателей ДОУ и педагогов начальной школы. - М.: АРКТИ, 2004. - 320с.
  6. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников — М.: Академия. — 2005. — с.210. Зебзеева В. Д. О формах и методах экологического образования дошкольников / В. Зебзеева // Дошкольное воспитание. — 2004.-№ 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Инновации в экологическом воспитании дошкольников в соответствии с ФГОС ДОУ»

Развитие дошкольного образования, переход на новый качественный уровень не может осуществляться без разработки инновационных технологий. Постоянное использование в педагогической практике инновационны...

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО

Презентация "ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО"...

Экологическое воспитание дошкольников в соответствии с ФГОС

Экологическое воспитание - это сравнительно новое направление дошкольной педагогики. Оно возникло из актуальной проблемы современности - взаимодействия человека с природой и уже достигло наиболее ...

Современные образовательные технологии по экологическому воспитанию дошкольников в соответствии с ФГОС ДО

laquo;Ребенок про­являет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется при­чинно-следственными связями, пытается са­мостоятельно придумывать объяснения яв­лени...

Инновационные технологии и методы экологического воспитания дошкольников в соответствии с ФГОС. (Из опыта работы).

Особенности экологического воспитания дошкольников в соответствии с ФГОС ДОУ.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предполагает деятельностный подход к...