Игровые технологии обучения и воспитания дошкольников
материал

Тимирова Виктория Радиковна

Игровой метод обучения дошкольников требует от педагога умения специально разрабатывать учебно-игровые диалоги.

Все элементы игровых обучающих ситуаций: сюжет, ролевое поведение и игровые действия воспитателя и детей имеют дидактическое начало и направлены на выполнение задач занятия. В рамках игры дети получают новые знания, выполняют исследовательские действия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovye_tehnologii_obucheniya_i_vospitaniya_doshkolnikov.docx18.66 КБ

Предварительный просмотр:

"Игровые технологии обучения и воспитания дошкольников"

Место и роль игровой технологии в учебном процессе (функции)

В обучении детей игра организуется взрослыми. Игровой метод обучения дошкольников требует от педагога умения специально разрабатывать учебно-игровые диалоги.

Все элементы игровых обучающих ситуаций: сюжет, ролевое поведение и игровые действия воспитателя и детей имеют дидактическое начало и направлены на выполнение задач занятия. В рамках игры дети получают новые знания, выполняют исследовательские действия.

Игровые персонажи (Незнайка, Карлсон и др.) включаются педагогом в учебно-игровое общение не для развлечения, а как условие, обеспечивающее выполнение дидактических задач, создают положительную познавательную мотивацию и поддерживают ее на протяжении всего занятия. Игровые персонажи не просто приходят в гости к детям, а обращаются к ним со своими проблемами, они нуждаются в помощи и знаниях детей. Проблемная ситуация, задаваемая персонажем, меняет позицию ребенка из обучаемого в обучающего. Смена позиции активизирует интеллектуальную деятельность детей, усиливает познавательную мотивацию.

Игра как форма организации и метод обучения детей дошкольного возраста формирует заинтересованное отношение детей к материалу занятия, создает положительный эмоциональный фон и возможность проявления способностей каждым ребенком. Помогает ему почувствовать собственные возможности и обрести уверенность в себе. К игре как методу обучения предъявляются следующие требования: создание игрового сюжета, мотивирующего детей на игровые цели; включенность каждого участника в игру; предоставление участникам игры возможности самостоятельного активного действия;

  • игровые задания должны быть сложными, но доступными детям;
  • пути и средства достижения целей должны быть вариативными.

При использовании игрового метода обучения дошкольников могут возникнуть такие трудности: дети могут увлечься игрой и легко перейти от цели к мотиву, в этом случае игра теряет свое образовательное содержание, превращается только в развлечение.

В обучении дошкольников необходимо рациональное сочетание игровых и неигровых методов.

Место и роль игровой технологии в учебном процессе во многом зависят от понимания педагогом функций игры. Самая главная функция — обучающая. Она обеспечивает усвоение знаний и умений и развитие интеллектуальных функций (памяти, мышления, внимания, воображения).

Мотивационная функция способствует созданию благоприятной атмосферы на занятии, превращает занятие в увлекательное приключение.

Коммуникативная функция объединяет детей, способствует установлению эмоциональных контактов, формирует навыки общения

Диагностическая функция выявляет проблемы в развитии детей, позволяет педагогу изучать особенности личности ребенка в раскрепощенной форме

Релаксационная функция снимает напряжение при интенсивном обучении.

Коррекционная функция вносит позитивные изменения в структуру личности ребенка.

Основной потребностью детей дошкольного возраста является игра. Дети живут и самовыражаются в играх. Поэтому основной формой занятий должна быть игра, в которой дети осваивают новые умения, отношения с другими детьми. Дошкольник легко учиться в игре. Д.Б. Эльконин выделил четыре линии влияния игры на психическое развитие ребенка: развивается мотивационно-потребностная сфера; преодолевается познавательный и эмоциональный эгоцентризм; развивается произвольность поведения; развиваются умственные действия.

Игровая технология обучения поддерживает и укрепляет физическое и психическое здоровье детей. Поэтому важной профессиональной задачей является освоение воспитателями дошкольных учреждений игровых технологий обучения детей.

В литературе игра рассматривается, как:

  1. особое отношение личности к окружающему миру;
  2. особая деятельность ребенка, которая изменяется и развертывается как его субъективная деятельность;
  3. социально заданный ребенку и усвоенный им вид деятельности;
  4. деятельность, в ходе которой происходит развитие психики ребенка;
  5. социально-педагогическая форма организации детской жизни.

Прежде всего, игра – порождение деятельности, посредством которой человек преобразует действительность, изменяет мир. Суть игры – в способности, отображая, преображать действительность. В игре впервые формируется и проявляется потребность ребенка воздействовать на мир, стать «хозяином своей деятельности.

Сущность игры заключается в том, что в ней важен не результат, а сам процесс, процесс переживаний, связанный с игровыми действиями. Хотя ситуации, проигрываемые ребенком, воображаемы, но чувства, переживаемые им, реальны.

Эта специфическая особенность игры несет в себе большие воспитательные возможности, так как, управляя содержанием игры, включая в сюжет игры определенные роли, учитель может программировать определенные положительные чувства играющих детей.

Возрастные особенности игры дошкольников.

Младший дошкольный возраст: дети еще не умеют строить развернутую сюжетную игру, играют индивидуально - каждый сам по себе, по возможности соблюдая «дисциплину расстояния». Ребенок сосредоточен на своих действиях и мало обращает внимание на действия других. Время от времени, пресытившись собственной игрой, ребенок посматривает на то, как играют другие. Интерес к сверстнику как раз и приводит к попытке установить определенные отношения. Появляются легкие контакты, но они еще не изменяют самого существа игры — ребенок играет сам по себе. Состав участников игр (по данным А.П. Усовой) у 3-х-летних детей 2-3 человека, их продолжительность - 3-5 минут, после чего дети одной группы присоединяются к другим группам. Таким образом, возникают новые объединения. За 40-50 минут можно наблюдать до 25 таких перегруппировок.

Средний дошкольный возраст: с развитием игровых умений и усложнением игровых замыслов дети начинают вступать в более длительное общение. Глубже проникая в жизнь взрослых, ребенок обнаруживает, что эта жизнь протекает в общении, во взаимодействии с другими людьми (мама беседует с папой, подает обед, следит за поведением, т.д.). Стремление воспроизвести в игре взаимоотношения взрослых приводит к тому, что ребенок начинает нуждаться в партнерах, возникает необходимость договориться с другими детьми вместе организовать игру. Объединения в играх - от 2 до 5 детей. Продолжительность совместной игры доходит иногда до 40-50 минут, хотя в половине случаев группировка сохраняется около 15 минут. В этом возрасте дети уже согласовывают свои действия друг с другом, проявляется распределение обязанностей, хотя возникает оно чаще по ходу самой игры.

Старший дошкольный возраст: игра у детей проходит «вместе», а не «рядом». Отмечается большое разнообразие тематик, ролей, игровых действий, правил, особая роль отводится соблюдению правил, впервые появляется лидерство, у детей начинают развиваться организаторские способности. Наблюдается предварительное (до начала игры) коллективное планирование игры, распределение ролей и коллективный подбор игрушек. В ходе игры дети контролируют действия друг друга, указывают, как должен вести себя ребенок, взявший на себя определенную роль. Усиливается связь между членами игровой группы; коллективы играющих детей становятся более многочисленными и существуют сравнительно долго. Продолжительность игры в этом возрасте - от нескольких часов до нескольких дней.

Таким образом, игра - ведущая деятельность дошкольника, которая оказывает значительное влияние на психическое развитие ребенка. Игра изменяется и достигает к концу дошкольного возраста высокого уровня развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование новых игровых технологий для валеологического воспитания дошкольников

Валеологическое воспитание невозможно без изучения стро­ения человеческого организма. Но необходимо учитывать особеннос­ти восприятия детей дошкольного воз­раста. Важно заинтересовать ре­бенка этой те...

«Квест – современная игровая технология обучения и развития дошкольников»

Мастер - класс раскрывает как можно использовать квест - технологии в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста...

Презентация "Образовательный квест - современная игровая технология обучения и воспитания дошкольников"

Ознакомление с новыми интерактивными методами обучения и воспитания дошкольников...

Игровые технологии обучения и воспитания дошкольников

Игровые технологии обучения и воспитания дошкольников...

Игровые технологии обучения и воспитания дошкольников

К игре как методу обучения предъявляются следующие требования: создание игрового сюжета, мотивирующего детей на игровые цели; включенность каждого участника в игру; предоставление участникам игры возм...