Развитие произвольного внимания при подготовке детей к школе
консультация (подготовительная группа)

Орлянская Татьяна Валерьевна

Сознательно заботясь о развитии внимания, родители сами должны быть внимательны к своему ребенку, его занятиям, его жизни. Внимание – это не раз и навсегда данное качество. Внимание можно и нужно развивать! Ведь развитию внимания способствует вовлечение его в любую целенаправленную деятельность: сбор камешков, грибов, мозаики, ракушек или конструктора – все это развивает внимание.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл orlyanskaya_t.docx25.18 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление педагога Орлянской Т.В.

на родительском собрании,

посвященном теме самообразования

«Развитие произвольного внимания

у детей старшего дошкольного возраста»

КАК ПОМОЧЬ ДЕТЯМ СТАТЬ ВНИМАТЕЛЬНЕЕ.

РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ

К ШКОЛЕ

Цель: показать родителям важность и значимость проблемы развития детского внимания

Задачи:

- предложить к заполнению анкету «Мой ребенок: внимательный или не очень»;

- познакомить родителей с понятием «внимание» и его основными свойствами;

- познакомить их с методами и приемами развития внимания дошкольников;

- изучить в ходе собрания упражнения и игры по развитию внимания;

- разработать рекомендации для родителей с целью оказания ими помощи своему

  ребенку

Форма проведения: творческая лаборатория за круглым столом

Оборудование: плакаты «Гений – это внимание. Не важно, кто это сказал, важно, что это так», «Самому ребенку развить произвольные процессы трудно. Главные помощники в этом – мама и папа», магнитофон, телевизор, жетоны, видеофрагменты, карточки с упражнениями

Ход собрания

Звучит релаксационная музыка. Родители занимают места согласно взятому жетону (красный, синий, желтый, зеленый, елочка), в результате чего образуются пять рабочих групп.

- Сегодня мы собрались вместе, чтобы обсудить проблемы, связанные с успешностью учебно-познавательной деятельности наших детей, во многом связанной с познавательными процессами. Сегодня мы постараемся решить проблему, связанную с одним из этих процессов – вниманием.

До проведения собрания мы запустили анкету, чтобы узнать, насколько актуальна, затронутая нами тема.

Внимание – это форма организации познавательной деятельности, основное условие осуществления познавательного процесса. Выделяют три основных вида внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное.

Непроизвольное внимание возникает как бы само собой, без усилий воли. Именно этот вид характерен для познавательной деятельности дошкольников (в сознании маленьких детей фиксируется то, что ярко, эмоционально)

С возрастом, в процессе игры, обучения, общения с взрослыми начинает формироваться произвольное внимание. Оно требует от ребенка волевых усилий для своего возникновения. Приходится делать не то, что хочется, а то, что необходимо.

В процессе игры, обучения, работы могут возникнуть интерес, увлеченность, вдохновение, которые обычно снимают волевое напряжение. В этом случае говорят о возникновении третьего вида внимания – послепроизвольного.

- Прошу вас продолжить фразу: «Внимательный ребенок – это …» (работа в группах, время выполнения задания – 2 минуты).

Если внимание хорошо развивается, то соответственно развиваются и такие его важные свойства, как концентрация, устойчивость, распределение, переключение, увеличение объема усвоенной информации, а также возникает привычка быть внимательным.

Особенности внимания у детей 5 – 7 лет

Характерной особенностью внимания ребенка дошкольного возраста является то, что оно вызывается внешне привлекательными предметами. Сосредоточенным внимание остается до тех пор, пока сохраняется интерес  к воспринимаемым объектам: предметам, событиям, людям.

Внимание в дошкольном возрасте редко возникает под влиянием какой-либо поставленной цели. Следовательно, оно является непроизвольным.

Появлению и развитию произвольного внимания предшествует формирование регулируемого восприятия и активное владение речью. Чтобы совершенствовать способности дошкольника к саморегуляции своей познавательной активности, необходимо:

1) развивать все его познавательные способности (мышление, восприятие, память, воображение);

2) тренировать способности к сосредоточению сознания (переключаться с одного предмета на другой, развивать устойчивость внимания, совершенствовать объем внимания).

В 6 – 7-летнем возрасте, когда процессы возбуждения начинают уравновешиваться процессами торможения, развивается произвольное внимание. Чтобы дошкольник учился произвольно управлять своим вниманием, его надо просить больше рассуждать вслух.         Если ребенок 4 – 5-летнего возраста будет постоянно называть вслух то, что он должен держать в сфере своего внимания, то он сможет произвольно и в течение довольно длительного времени удерживать свое внимание на тех или иных предметах и их деталях и свойствах.

Шестилетние дети способны активно и продуктивно заниматься одним и тем же делом 10 – 15 минут. Шестилетки в 3 – 4 раза реже, по сравнению с детьми 3 лет, отвлекаются на посторонние объекты.

Устойчивость внимания зависит от индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста. Нервные  и болезненные дети чаще отвлекаются, чем спокойные и здоровые.

Развитие познавательных способностей ребенка, тренировка сосредоточенной деятельности ребенка позволяет развивать произвольное внимание, все его свойства. Хотя следует отметить, что избирательность внимания не нуждается в особом  развитии, так как представляет собой проявление потребностей, интересов, желаний и влечений личности.

- Как вы понимаете выражения:

концентрировать внимание – это …

переключать внимание - это …

распределять внимание – это …

устойчивость внимания – это … (обсуждение в группах)

Важно, когда ребенок может сосредоточить свое внимание и удерживать его на изучаемом объекте, при необходимости быстро переключать свое внимание с одного объекта на другой.

Одной из главных проблем начальной школы является недостаточное развитие у школьников процессов произвольного внимания. Поэтому развитие произвольного внимания становится важным направлением работы при подготовке детей к школе.

В семье этому тоже уделяется недостаточно внимания. А ведь произвольное внимание – это привычка, воспитание которой начинается в семье. Умение переключать внимание помогает переключаться на различные виды деятельности, которые предлагает педагог в ходе непосредственно организованной образовательной деятельности. И если ребенок не умеет длительное время заниматься одним и тем же делом, не умеет играть с игрушками, не имеет интересов и увлечений, все это может привести к несформированности произвольного внимания и впоследствии к проблемам в учебной деятельности. 

Давайте рассмотрим индивидуальные особенности внимания старших дошкольников:

- устойчивое, но слабо переключаемое внимание: дети могут долго и старательно

  решать одну учебную задачу, но с трудом переходят к следующей;

- легкая переключаемость внимания в процессе работы, но так же и легкая отвле

  каемость на посторонние моменты;

- хорошо организованное внимание сочетается с малым объемом работы;

- легко отвлекаемое внимание;

- устойчивое непроизвольное внимание: дети сосредотачивают внимание на инте-

  ресных особенностях изучаемого материала.

Наша главная задача – помочь нашим детям. Поэтому предлагаю вам сейчас познакомиться в группах с наиболее эффективными средствами развития внимания.

В каждую группу раздаются карточки с описанием упражнений и игр для развития внимания. В течение 10 – 15 минут каждая группа знакомится с их содержанием. Затем 1-2 игры или задания проигрывают перед другими группами родителей. Необходимо определить, к какому свойству внимания можно отнести данные игры, какие игры больше всего понравились и почему (обосновать) и можно ли самим вместе с детьми придумывать  интересные игры, которые будут направлены на развитие внимания. (Например: восстанови слово (акабос, теломас, цяаз…), нарисуй точки так, как показано в образце, сосчитать в тексте количество слов со звуком п и др.)

Для развития произвольного внимания необходимо устранять лишние раздражители (радио, телевизор, компьютер и др.) Учить ребенка преодолевать трудности, связанные с использованием внимания. Большую роль играет отношение к деятельности, которой должен заниматься ребенок, развивать интерес к ней. Через каждые полчаса надо делать перерывы и переключаться на другие виды деятельности.

Сознательно заботясь о развитии внимания, родители сами должны быть внимательны к своему ребенку, его занятиям, его жизни. Внимание – это не раз и навсегда данное качество. Внимание можно и нужно развивать! Ведь развитию внимания способствует вовлечение его в любую целенаправленную деятельность: сбор камешков, грибов, мозаики, ракушек или конструктора – все это развивает внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностический инструментарий к программе "Использование песка в формировании образа буквы и развития произвольной саморегуляции при подготовке детей к школе"

Диагностичекий  материал,  который  автор  использует  в  работе   при  подготовке  детей  к  обучению  в  школе....

« РАЗВИТИЕ РУЧНОЙ УМЕЛОСТИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ»

научно-методическая разработка по развитию ручной умеости при подготовке детей к школе...

Развитие мелкой моторики при подготовке детей к школе

Одной из основных задач дошкольного воспитания является создание условий для формирования у детей готовности к обучению в школе. Среди многих видов учебной деятельности начинающего школьника овладение...

Мастер - класс "Дидактические игры, способствующие развитию произвольного внимания и памяти детей младшего дошкольного возраста"

Дидактические игры занимают большое место в практике ДОУ. Они являются самостоятельной формой обучения в детском саду. Главная особенность дидактических игр состоит в том, что задание предлагается в и...