Перспективный план наставника с молодым педагогом
календарно-тематическое планирование
Перспективный план наставника с молодым педагогом
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nastavnichestvo.docx | 32.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Утверждаю:
Заведующий МБДОУ
«Детский сад №62 «Каравай»
Приказ №57-адм от «30» августа 2022 г.
____________ Васюхина Т.А.
Перспективный план работы наставника-воспитателя
Лебедевой Ольги Викторовны
с молодым специалистом
Волковой Александрой Игоревной
на 2022-2023 уч. год
Подготовила: воспитатель Лебедева О.В.
Смоленск, август 2022 г.
Пояснительная записка
В условиях модернизации системы образования в России значительно возрастает роль педагога, повышаются требования к его личностным и профессиональным качествам, социальной и профессиональной позиции. Молодые специалисты имеют те же должностные обязанности и несут ту же ответственность, что и коллеги с многолетним стажем работы, а воспитанники и их родители, администрация образовательного учреждения ожидает от них столь же безупречного профессионализма. Перемены в обществе и образовании обусловили ряд социальных и профессиональных трудностей в процессе адаптации молодого педагога к трудовой деятельности. Период вхождения молодого педагога в профессию отличается напряженностью, важностью для его личностного и профессионального развития. От того, как он пройдет, зависит, состоится ли новоявленный воспитатель как профессионал, останется ли он в сфере дошкольного образования или найдет себя в другой сфере деятельности. Каждый руководитель образовательной организации, старший воспитатель (методист) осознаёт тот факт, что достижение желаемых результатов в воспитании, развитии и обучении дошкольников невозможно без оптимального подхода к работе с кадрами. Для эффективной организации воспитательно-образовательного процесса необходима высокая профессиональная компетентность педагогов. Идея создания программы появилась в результате осознания необходимости сопровождения профессионально-личностного развития молодых воспитателей. При взаимодействии опытных и молодых педагогов происходит интеллектуальное единение, обмен опытом, развитие совместного творчества, развитие профессионального мастерства, самовыражения. Программа наставничества нацелена на работу с молодым педагогом–воспитателем, имеющим опыт работы в дошкольном образовании менее трех лет. Начиная свою работу в дошкольной образовательной организации, они испытывают потребность в общении с коллегами, в более глубоком знании психологии детей, методик дошкольного воспитания и обучения.
Овладение специальностью представляет собой достаточно длительный процесс, предполагающий становление профессиональных компетенций и формирование профессионально значимых качеств.
Начинающие педагоги слабо представляют себе повседневную педагогическую практику. Проблема становится особенно актуальной в связи с переходом на ФГОС ДО, так как возрастают требования к повышению профессиональной компетентности каждого специалиста. Решению этих стратегических задач будет способствовать создание гибкой и мобильной системы наставничества, способной оптимизировать процесс профессионального становления молодого педагога, сформировать у него мотивацию к самосовершенствованию, саморазвитию, самореализации. В этой системе должна быть отражена жизненная необходимость молодого специалиста получить поддержку опытного педагога-наставника, который готов оказать ему практическую и теоретическую помощь на рабочем месте, повысить его профессиональную компетентность. Настоящая программа призвана помочь организации деятельности педагога наставника с молодым педагогом на уровне образовательной организации.
Срок реализации программы: 1 год.
Цель работы:
помощь молодому специалисту в адаптации к коллективу коллег, детей, родителей; повышение квалификации, уровня его профессиональных знаний и умений; поиск выхода из сложных ситуаций; развитие в нем уверенности в собственных силах и укрепление в правильности решения выбрать профессию воспитателя детского сада.
Задачи:
- оказание методической помощи молодому специалисту в повышении уровня организации воспитательно-образовательной деятельности;
- изучение нормативно-правовой документации;
- помощь в ведении документации воспитателя (перспективный и календарный план воспитательно-образовательной работы, план по самообразованию, мониторинг и т.д.);
- применение форм и методов в работе с детьми;
- организация ООД, помощь в постановке целей и задач;
- использование здоровьесберегающих технологий во время ООД и других режимных моментах;
- механизм использования дидактического и наглядного материала;
- углубленное изучение инновационных технологий;
- общие вопросы организации работы с родителями.
Формы и методы работы с молодым специалистом.
- Индивидуальные
- Консультирование
- Беседы
- Анкетирование
- Наблюдение
- Тестирование
- Участие в конкурсах
- Самообразование
- Самообучение в информационном пространстве интернет
- Групповые
- Семинары
- Практикумы
- Участие в конкурсах
- Дискуссии
- Выставки
Взаимодействие наставника и молодого специалиста
Наставник:
развивает свои деловые качества, повышает свой профессиональный уровень в процессе взаимообучения.
Молодой специалист:
получает знания, развивает навыки и умения, повышает свой профессиональный уровень и способности; развивает собственную профессиональную карьеру; учится выстраивать конструктивные отношения с наставником.
Ожидаемый результат:
По итогам данной работы воспитатель приобретет ряд профессиональных умений:
- аналитические умения, позволяющие проводить анализ выполняемых в педагогическом взаимодействии с ребенком требований, оценивать данные требования;
- умения применять психолого-педагогические знания в воспитательно-образовательной работе с ребенком;
- умение планировать, подготавливать и осуществлять процесс воспитательно-образовательной работы с ребенком;
- умение анализировать индивидуальные качества ребенка, под руководством специалиста осуществлять педагогическую диагностику, психологический анализ индивидуальных особенностей ребенка и организовывать психолого-педагогическую поддержку развития ребенка;
- прогностические умения, позволяющие учитывать специфику индивидуальности ребенка в воспитательно-образовательном процессе;
- умение анализировать развивающую среду в дошкольном образовательном учреждении и создавать эстетически грамотно организованную и психологически комфортную развивающуюся среду в нем;
- умение использовать современные инновационные технологии в образовательно-воспитательном взаимодействии с ребенком и др.
Планирование на 2022-2023 уч. гг.
№п/п | Содержание деятельности/задание | Формы взаимодействия | Сроки/ период выполнения | Отметка о выполнении | Результат, продукт деятельности |
1 | Знакомство с основными документами, регламентирующими деятельность ДОУ: - Федеральным законом «Об образовании»; - Федеральным государственным образовательным стандартом; - Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребёнка Российской Федерации»; - Конвенцией ООН о правах ребёнка; - Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами для ДОУ; - Уставом учреждения; - Локальными актами учреждения. | Консультации, ответы на интересующие вопросы. | Сентябрь |
|
|
2 | Оформление документации группы | Консультация, оказание помощи | Сентябрь |
| Составление перспективного и календарного планов |
3 | Знакомство с мониторингом развития воспитанников | Подбор диагностического материала | Сентябрь | Карты наблюдения | |
4 | Самообразование педагога, выбор темы | Консультирование, помощь в ведении портфолио педагога | Октябрь | Определение темы, создание портфолио | |
5 | Современные подходы к взаимодействию ДОО и семьи. Родительское собрание | Помощь в организации и проведении собрания, обсуждение | Октябрь | Выступление на родительском собрании | |
6 | Ведение документации педагога, формы планирования образовательного процесса | Консультация, оказание помощи | Ноябрь |
| |
7 | Методика проведения образовательной деятельности, разработка конструктов | Взаимопосещение образовательной деятельности и режимных моментов, помощь в разработке конструктов | Ноябрь |
| Конструкты ОД |
8 | Составление конструкта и проведение образовательной деятельности молодым педагогом | Посещение ОД и режимных моментов молодого педагога, обсуждение | Декабрь |
| Конструкт образовательной деятельности |
9 | Психолого-педагогические основы установления контакта с семьями воспитанников. Подготовка к новогодним мероприятиям | Составление плана работы с детьми и родителями, разработка проекта | Декабрь |
| Проект «Здравствуй, Новый год!» |
10 | Анализ педагогических ситуаций, стилей педагогического общения. | Дискуссия на тему: «Трудная ситуация в работе с детьми и ваш выход из нее» | Январь |
|
|
11 | Углубленное знакомство с локальными документами, приказами ДОУ | Знакомство с основными документами, регламентирующими деятельность ДОУ | Январь |
|
|
12 | Основные проблемы в педагогической деятельности молодого специалиста | Консультация, планирование, обмен опытом, помощь наставника | Февраль |
| |
13 | Использование современных технологий в воспитательном процессе. Использование в работе проектов. | Консультация, планирование, обмен опытом | Февраль | Проект «Защитники Отечества» и «Милые мамы» | |
14 | Использование современных технологий в образовательном процессе | Мастер-класс «Нетрадиционные техники рисования в работе с дошкольниками», ответы на интересующие вопросы | Март |
|
|
15 | Организация и руководство творческими играми детей | Консультация «Развития взаимоотношений у детей со сверстниками в театрализованной деятельности», наблюдение за работой молодого специалиста | Март | Подготовка к конкурсу театрализации | |
16 | Причины и возникновение конфликтных ситуаций, и урегулирование в процессе педагогической деятельности | Обсуждение, консультация | Апрель | ||
17 | Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями | Консультация, разработка материалов для родителей | Апрель | Мероприятие для родителей | |
18 | Организация педагогического мониторинга | Консультация, ответы на интересующие вопросы, оказание помощи | Май | Карты наблюдения | |
19 | Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе и на прогулочном участке | Консультация, мастер-класс, обсуждение | Май |
| Пополнение РППС |
20 | Подготовка к летнему оздоровительному периоду | Консультация, ответы на интересующие вопросы, оказание помощи | Май |
|
|
21 | Подведение итогов работы | Самоанализ молодого педагога | Май |
|
|
Заключение
Таким образом, можно констатировать, что для повышения эффективности работы с молодыми педагогами необходимы:
- обоснованный выбор системы методической работы на основе аналитической деятельности;
- работа на основе диагностики педагогических затруднений, учета творческой активности и информационных потребностей педагога;
- взаимосвязь всех подразделений методической службы ДОУ, форм и методов методической работы;
- оптимальное сочетание теоретических и практических форм;
- оценка педагогического труда по результатам;
- современное обеспечение методической литературой.
У молодого педагога сформируется потребность в постоянном пополнении педагогических знаний, сформируется гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать воспитательно-образовательный процесс, раскроется творческий потенциал.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Программа-анкета для изучения трудностей в работе педагога
(самооценка, оценка)
Воспитатель__________________________________________________
Виды и элементы педагогической деятельности | Степень затруднения | ||
очень сильно | сильно | средне | |
Тематическое планирование |
|
|
|
Перспективное планирование |
|
|
|
Планирование воспитательно-образовательной работы |
|
|
|
Планирование работы по самообразованию и повышению педагогического мастерства |
|
|
|
Планирование с учетом ФГОС |
|
|
|
Овладение содержанием новых программ, методик |
|
|
|
Использование разнообразных форм, методов и приемов на занятиях |
|
|
|
Предоставление самостоятельности и проявления активности детей в течение любого вида деятельности |
|
|
|
Использование методов развивающего обучения |
|
|
|
Использование новых педагогических технологий |
|
|
|
Организация исследовательской деятельности детей |
|
|
|
Осуществление индивидуального подхода к детям в процессе воспитания, обучения и развития |
|
|
|
Осуществление дифференцированного подхода к детям в процессе воспитания, обучения и развития |
|
|
|
Организация свободной деятельности детей |
|
|
|
Организация развивающей среды в соответствии с рекомендациями и требованиями программы |
|
|
|
Выявление типичных причин низкого уровня усвоения программного материала |
|
|
|
Учет и диагностика |
|
|
|
Обобщение своего опыта |
|
|
|
Внедрение передового опыта и рекомендаций психолого-педагогической науки |
|
|
|
Работа с родителями |
|
|
|
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ПЛАН ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
педагога-наставника и молодого педагога
Информация об участниках взаимодействия
| Информация о педагоге-наставнике | Информация о молодом педагоге |
ФИО
|
|
|
Дата рождения
|
|
|
Должность
|
|
|
Образование |
|
|
Педагогический стаж
|
|
|
Стаж работы по профилю педагогической деятельности |
|
|
Стаж работы в данном учреждении |
|
|
Квалификационная категория
|
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план работы наставника с молодым педагогом
План работы для стажистов...
Перспективный план работы наставника с молодым педагогом
Развитие профессиональных умений и навыков молодого педагога....
Перспективный план работы наставника с молодыми педагогами
Цель работы: развитие профессиональных умений и навыков молодого педагога Задачи: оказание методической помощи молодому педагогу в повышении уровня организации учебно – воспитательной деятельност...
Перспективный план работы с молодыми педагогами
Пкрспективный план...
план наставника с молодым педагогом на 2019 - 2020
план по группе...
Перспективный план работы с молодым педагогом педагога-наставника на 2021 - 2022 учебный год
Перспективное планирование медагога-наставника с молодым специалистом....
Перспективный план работы с молодым педагогом
Оказание помощи начинающему воспитателю в его профессиональном становлении....