МАСТЕР-КЛАСС «Использование театра «Би-ба-бо» в развитии диалогической речи дошкольников»
консультация (старшая группа)
Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение
детский сад№ 37 г. Новочеркасск
МАСТЕР-КЛАСС
«Использование театра «Би-ба-бо» в развитии диалогической речи дошкольников»
Подготовила: Кокоревич Р.Н.,
воспитатель
Мастер-класс для молодого специалиста в рамках наставничества
Тема: «Использование театра «Би-ба-бо» в развитии диалогической речи дошкольников»
Цель: обучение молодого специалиста применению театрализованной деятельности для развития диалогической речи детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Познакомить молодого специалиста с методами и приемами развития диалогической речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность.
2. Повысить уровень психолого-педагогической компетентности педагога.
3. Вызвать у начинающего педагога интерес к использованию театрализованной деятельности в работе с детьми.
Оборудование: ширма кукольного театра, куклы театра «Би-ба-бо», пальчиковый театр.
Ход мастер-класса:
Сегодня мы с вами превратимся в актеров кукольного театра, и Вы попробуете работать с куклой. Мы поговорим о роли кукольного театра в развитии диалогической речи дошкольника. Проблема развития диалогической речи остаётся одной из актуальных тем, так как речь возникает и развивается в процессе общения. Общение является необходимым условием формирования личности, её сознания и самосознания; это главнейший фактор психологического и речевого развития ребёнка.
Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования речи ребёнка, интеллектуального художественно-эстетического воспитания.
Через проведение театрализованных игр мы решаем целый ряд задач, которые являются общими для воспитанников всех возрастных групп:
- способствовать развитию таких качеств, как воображение, фантазия, мышление, память и наблюдательность;
- развивать стремление к саморазвитию и любознательности;
- формировать волевые черты характера;
- развивать и тренировать выразительность речи;
- способствовать раскрытию творческого потенциала.
Каждый ребенок приходит в коллектив со своим своеобразным характером, различными навыками, способностями, умениями и особым укладом в семье, не говоря уже о творческих талантах. Все они такие разные, но раз здесь собрались, то есть что-то общее. Я убеждена в том, что в самом начале работы необходимо показать ребенку, что вокруг друзья, люди, всегда готовые помочь ему. И в этом нам поможет игра «Ладошки» (выполняем вместе с педагогом).
Поднимите все ладошки
И потрите их немножко.
Дружно хлопните раз пять: (хлопают в ладоши)
1,2,3,4,5.
Продолжайте потирать! (потирают руки)
Мой сосед такой хороший!
Я ему пожму ладоши (пожимают руки с одной стороны)
И другой сосед хороший-
и ему пожму ладоши (пожимают руки с другой стороны)
Руки вверх поднять пора, (поднимают руки вверх)
Крикнем дружное: ура! (машут руками)
Сейчас мы приступим к практической части нашего мастер-класса. Работая с куклой нужно обязательно учитывать возрастные особенности детей. Рука у ребенка меньше руки взрослого, поэтому и куклу мы подбираем соответствующего размера.
Демонстрация куклы для ребенка и для взрослого.
Для работы с куклой мы пользуемся тремя пальцами: большим, указательным и средним.
- Я предлагаю Вам выбрать куклу и надеть ее на руку (куклы: кошка, лиса, заяц, волк, медведь)
- Объясните, пожалуйста, почему вы выбрали именно эту куклу?
Работа с куклой начинается со знакомства с ней. Ребенок ее разглядывает, пытается производить с ней разные действия. Посредством куклы, надетой на руку, ребенок говорит о своих переживаниях, тревогах, радостях, поскольку полностью отождествляет себя с куклой. Пока кукла лежит на столе, она является просто куклой, но стоит нам одеть ее на руку и она оживет.
- Предлагаю выполнить несколько движений с куклой.
Игровое упражнение «Кукловод»
- Вот как хлопаем в ладоши и киваем головой,
повернёмся мы направо,
повернёмся мы налево
и поклонимся не раз.
Вот так, вот так,
мы поклонимся не раз (все слова сопровождаются показом действий).
- Кукла у нас на руке ожила и начала не только двигаться, но и говорить, голосом своего героя. Все наши куклы это образы животных, которые живут в лесу. В лесу очень много интересных новостей. Я предлагаю вам голосом своего героя, рассказать любую лесную новость.
Упражнение «Новости в лесу».
- Упражнения такого характера помогают ребенку эмоционально и выразительно показать характер своего героя, составить небольшой рассказ и почувствовать себя уверенней, так как он говорит от лица персонажа.
Важно научить ребенка изменять тембр своего голоса. Предлагаю Вам выполнить следующее упражнение:
Дидактическое упражнение «Давай знакомиться». В этом упражнении можно использовать любую пальчиковую куклу – кошечку, Незнайку, зайку и так далее. Я возьму кошечку.
- (от лица кошечки, измененным голосом, обращаясь к воспитателю – поворачиваю куклу к себе лицом) Я хочу познакомиться с детьми. Что я должна сказать? А! Здравствуйте! А вы знаете, что знакомиться можно по - разному? (ответ)
- Меня зовут Кисонька-Мурысонька, а тебя как? (ответ)
- Моё имяКисонька - Мурысонька, а твоё как? (ответ)
- Я – Кисонька - Мурысонька , а ты кто? (ответ)
- А как зовут девочку рядом с тобой? (ответ)
В этом упражнении я повторяла готовый образец, изменяя лишь один элемент – своё имя (подстановочные упражнения).
Это упражнение направлено на социально-коммуникативное общение ребенка и на развитие диалогической речи.
Следующий этап работы с куклой – это работа над выразительностью реплик персонажей, художественной выразительностью образа. В качестве примера обыграем стихотворение «Кисонька – мурысонька». Диалог между куклами «Кошка» и «Заяц» (предлагаю надеть кукол на пальцы)
Кисонька-мурысонька
Заяц - Кисонька-мурысонька,
Где была?
Кошка - На мельнице.
- Кисонька-мурысонька,
Заяц - Что там делала?
Кошка - Муку молола.
Заяц - Кисонька-мурысонька,
Что из муки пекла?
Кошка - Прянички.
Заяц - Кисонька-мурысонька,
С кем прянички ела?
Кошка - Одна.
Заяц - Не ешь одна!
Не ешь одна!
Обращаю ваше внимание, что новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, она становится эмоционально выразительной.
В подготовительной группе, когда у детей накоплен опыт владения куклой, умение вести диалог, эмоционально и выразительно показывать характер героев мы переходим к следующему этапу - творческому. В этом процессе тоже очень важно участие воспитателя. Детям часто бывает сложно выбрать персонажи для своих сценок, придумать тему. В данной ситуации, я предлагаю использовать набор кукол кукольного театра, чтобы ребята могли выбрать себе своего персонажа.
- Я предлагаю Вам выбрать любую куклу и определиться со своим персонажем. А теперь придумайте ситуацию, в которой может участвовать ваш герой. В сценке могут участвовать несколько персонажей (вдвоем обговариваем ситуацию, одеваем кукол на руку и разыгрываем небольшую сценку).
Показ сценки.
Самостоятельное разыгрывание роли детьми позволяет формировать опыт нравственного поведения, умение поступать в соответствии с нравственными нормами, выразительно и эмоционально произносить диалог между героями, использую красивые обороты речи, эпитеты, сравнения.
Таким образом, у детей в группе с помощью театрализованной деятельности развиваются творческие и социально-коммуникативные способности, речь ребенка становится образной, эмоционально выразительной.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_kukolnyy_teatr.docx | 28.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение
детский сад№ 37 г. Новочеркасск
МАСТЕР-КЛАСС
«Использование театра «Би-ба-бо» в развитии диалогической речи дошкольников»
Подготовила: Кокоревич Р.Н.,
воспитатель
Мастер-класс для молодого специалиста в рамках наставничества
Тема: «Использование театра «Би-ба-бо» в развитии диалогической речи дошкольников»
Цель: обучение молодого специалиста применению театрализованной деятельности для развития диалогической речи детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Познакомить молодого специалиста с методами и приемами развития диалогической речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность.
2. Повысить уровень психолого-педагогической компетентности педагога.
3. Вызвать у начинающего педагога интерес к использованию театрализованной деятельности в работе с детьми.
Оборудование: ширма кукольного театра, куклы театра «Би-ба-бо», пальчиковый театр.
Ход мастер-класса:
Сегодня мы с вами превратимся в актеров кукольного театра, и Вы попробуете работать с куклой. Мы поговорим о роли кукольного театра в развитии диалогической речи дошкольника. Проблема развития диалогической речи остаётся одной из актуальных тем, так как речь возникает и развивается в процессе общения. Общение является необходимым условием формирования личности, её сознания и самосознания; это главнейший фактор психологического и речевого развития ребёнка.
Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования речи ребёнка, интеллектуального художественно-эстетического воспитания.
Через проведение театрализованных игр мы решаем целый ряд задач, которые являются общими для воспитанников всех возрастных групп:
- способствовать развитию таких качеств, как воображение, фантазия, мышление, память и наблюдательность;
- развивать стремление к саморазвитию и любознательности;
- формировать волевые черты характера;
- развивать и тренировать выразительность речи;
- способствовать раскрытию творческого потенциала.
Каждый ребенок приходит в коллектив со своим своеобразным характером, различными навыками, способностями, умениями и особым укладом в семье, не говоря уже о творческих талантах. Все они такие разные, но раз здесь собрались, то есть что-то общее. Я убеждена в том, что в самом начале работы необходимо показать ребенку, что вокруг друзья, люди, всегда готовые помочь ему. И в этом нам поможет игра «Ладошки» (выполняем вместе с педагогом).
Поднимите все ладошки
И потрите их немножко.
Дружно хлопните раз пять: (хлопают в ладоши)
1,2,3,4,5.
Продолжайте потирать! (потирают руки)
Мой сосед такой хороший!
Я ему пожму ладоши (пожимают руки с одной стороны)
И другой сосед хороший-
и ему пожму ладоши (пожимают руки с другой стороны)
Руки вверх поднять пора, (поднимают руки вверх)
Крикнем дружное: ура! (машут руками)
Сейчас мы приступим к практической части нашего мастер-класса. Работая с куклой нужно обязательно учитывать возрастные особенности детей. Рука у ребенка меньше руки взрослого, поэтому и куклу мы подбираем соответствующего размера.
Демонстрация куклы для ребенка и для взрослого.
Для работы с куклой мы пользуемся тремя пальцами: большим, указательным и средним.
- Я предлагаю Вам выбрать куклу и надеть ее на руку (куклы: кошка, лиса, заяц, волк, медведь)
- Объясните, пожалуйста, почему вы выбрали именно эту куклу?
Работа с куклой начинается со знакомства с ней. Ребенок ее разглядывает, пытается производить с ней разные действия. Посредством куклы, надетой на руку, ребенок говорит о своих переживаниях, тревогах, радостях, поскольку полностью отождествляет себя с куклой. Пока кукла лежит на столе, она является просто куклой, но стоит нам одеть ее на руку и она оживет.
- Предлагаю выполнить несколько движений с куклой.
Игровое упражнение «Кукловод»
- Вот как хлопаем в ладоши и киваем головой,
повернёмся мы направо,
повернёмся мы налево
и поклонимся не раз.
Вот так, вот так,
мы поклонимся не раз (все слова сопровождаются показом действий).
- Кукла у нас на руке ожила и начала не только двигаться, но и говорить, голосом своего героя. Все наши куклы это образы животных, которые живут в лесу. В лесу очень много интересных новостей. Я предлагаю вам голосом своего героя, рассказать любую лесную новость.
Упражнение «Новости в лесу».
- Упражнения такого характера помогают ребенку эмоционально и выразительно показать характер своего героя, составить небольшой рассказ и почувствовать себя уверенней, так как он говорит от лица персонажа.
Важно научить ребенка изменять тембр своего голоса. Предлагаю Вам выполнить следующее упражнение:
Дидактическое упражнение «Давай знакомиться». В этом упражнении можно использовать любую пальчиковую куклу – кошечку, Незнайку, зайку и так далее. Я возьму кошечку.
- (от лица кошечки, измененным голосом, обращаясь к воспитателю – поворачиваю куклу к себе лицом) Я хочу познакомиться с детьми. Что я должна сказать? А! Здравствуйте! А вы знаете, что знакомиться можно по - разному? (ответ)
- Меня зовут Кисонька-Мурысонька, а тебя как? (ответ)
- Моё имяКисонька - Мурысонька, а твоё как? (ответ)
- Я – Кисонька - Мурысонька , а ты кто? (ответ)
- А как зовут девочку рядом с тобой? (ответ)
В этом упражнении я повторяла готовый образец, изменяя лишь один элемент – своё имя (подстановочные упражнения).
Это упражнение направлено на социально-коммуникативное общение ребенка и на развитие диалогической речи.
Следующий этап работы с куклой – это работа над выразительностью реплик персонажей, художественной выразительностью образа. В качестве примера обыграем стихотворение «Кисонька – мурысонька». Диалог между куклами «Кошка» и «Заяц» (предлагаю надеть кукол на пальцы)
Кисонька-мурысонька
Заяц - Кисонька-мурысонька,
Где была?
Кошка - На мельнице.
- Кисонька-мурысонька,
Заяц - Что там делала?
Кошка - Муку молола.
Заяц - Кисонька-мурысонька,
Что из муки пекла?
Кошка - Прянички.
Заяц - Кисонька-мурысонька,
С кем прянички ела?
Кошка - Одна.
Заяц - Не ешь одна!
Не ешь одна!
Обращаю ваше внимание, что новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, она становится эмоционально выразительной.
В подготовительной группе, когда у детей накоплен опыт владения куклой, умение вести диалог, эмоционально и выразительно показывать характер героев мы переходим к следующему этапу - творческому. В этом процессе тоже очень важно участие воспитателя. Детям часто бывает сложно выбрать персонажи для своих сценок, придумать тему. В данной ситуации, я предлагаю использовать набор кукол кукольного театра, чтобы ребята могли выбрать себе своего персонажа.
- Я предлагаю Вам выбрать любую куклу и определиться со своим персонажем. А теперь придумайте ситуацию, в которой может участвовать ваш герой. В сценке могут участвовать несколько персонажей (вдвоем обговариваем ситуацию, одеваем кукол на руку и разыгрываем небольшую сценку).
Показ сценки.
Самостоятельное разыгрывание роли детьми позволяет формировать опыт нравственного поведения, умение поступать в соответствии с нравственными нормами, выразительно и эмоционально произносить диалог между героями, использую красивые обороты речи, эпитеты, сравнения.
Таким образом, у детей в группе с помощью театрализованной деятельности развиваются творческие и социально-коммуникативные способности, речь ребенка становится образной, эмоционально выразительной.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей Тема: “Влияние речевых упражнений на развитие диалогической речи дошкольников”
Консультация для воспитателей...
Внедрение инновационной технология Бизиковой О.А. "Развитие диалогической речи дошкольников в игре"
Усвоение диалогической речи дошкольниками характеризуется следующими критериями: общительность детей, использование детьми всего набора инициативных реплик (стимулов) и реплик-реакций на них, а также ...
Роль художественной литературы в развитии диалогической речи дошкольников
Основными в технологии О.А. Бизиковой «Развитие диалогической речи дошкольников в игре» являются игровые методы. Но они используются в сочетании с активизирующим общением воспитателя с детьми, чтением...
Создание традиционной игровой среды для реализации технологии О.А. Бизиковой «Развитие диалогической речи дошкольников в игре»
Важной для реализации игровой технологии О.А. Бизиковой «Развитие диалогической речи дошкольников в игре» является предметно-развивающая игровая среда. Она должна включать многофункциональный набор эл...
Комплекс занятий по развитию диалогической речи дошкольников в процессе ознакомления с природой.
Комплекс занятий по развитию диалогической речи дошкольников в процессе ознакомления с природой....
Развитие диалогической речи дошкольников с речевыми нарушениями
В предлагаемой консультации кратко рассказывается о важности развития диалогической речи ребёнка старшего возраста. А также предлагается ряд игр, способствующих развитию и формированию это...