Артикуляционная гимнастика –основной инструмент речевого развития дошкольников
методическая разработка (старшая группа)
Произношение звуков - это сложный двигательный навык. Уже с младенчества малыш проделывает бесконечное количество разнообразных артикуляторно-мимических движений языком, губами, челюстью и сопровождаются эти движения диффузными («нечленораздельными») звуками. Такие движения являются первым этапом в развитии речи ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
artikulyatsionnaya_gimnastika-osnovnoy_instrument_rechevogo_razvitiya_doshkolnikov.docx | 166.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Артикуляционная гимнастика –основной инструмент речевого развития дошкольников
Подготовила: учитель-логопед Потапова С.В.
Правильная, хорошо развитая речь является основным показателем готовности ребенка к обучению в школе. Недостатки в речи могут привести к неуспеваемости, неуверенности в своих силах и т.д. Поэтому необходимо как можно раньше научить ребенка следить за правильностью речи.
Произношение звуков - это сложный двигательный навык. Уже с младенчества малыш проделывает бесконечное количество разнообразных артикуляторно-мимических движений языком, губами, челюстью и сопровождаются эти движения диффузными («нечленораздельными») звуками. Такие движения являются первым этапом в развитии речи ребенка.
Для того, чтобы ребенок правильно произносил звуки родного языка, ему необходимо научиться управлять речевыми органами. К основным речевым органам относятся:
-нижняя челюсть
-мягкое нёбо
-губы
-щёки
-язык
Важную роль в формировании правильного произношения звуков играет четкая, точная, координированная работа артикуляционного аппарата (губ, языка, нижней челюсти, мягкого нёба). Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи — язык, губы, нёбо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических. Процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы). Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно.
Поэтому необходимым инструментом в развитии и укреплении артикуляционного аппарата для правильного произношения звуков является АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА.
Артикуляционная гимнастика-это комплекс специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности, дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.
Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков – фонем – и коррекции нарушений звукопроизношения. Она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.
Артикуляционную гимнастику необходимо выполнять ежедневно по 5-7минут, 2раза в день, в зависимости от усидчивости и возраста ребенка; обязательно перед зеркалом. Каждое упражнение выполняется по 5раз.
Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой
1.Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой, некоторые дети могут сами научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста
2.Дети со сложными нарушениями звукопроизношения, смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнет заниматься логопед: их мышцы уже будут подготовлены
3.Артикуляционная гимнастика также будет полезна детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят: «каша во рту»
4.Занятия артикуляционной гимнастикой позволяет всем: и детям, и взрослым-научиться говорить правильно, четко и красиво.
Необходимо знать и помнить: четкое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Артикуляционная гимнастика-залог успешного речевого развития.
Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подви...
Основные элементы речевого развития дошкольников на примере второй младшей группы.
В статье рассматриваются аспекты речевого развития...
Нетрадиционные приёмы артикуляционной гимнастики для правильного речевого развития детей дошкольного возраста
В слайд-презентации раскрыты нетрадиционные приемы развития артикуляционной моторики....
Артикуляционная гимнастика - как средство речевого развития детей старшего дошкольного возраста
Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет:•- улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость);•- улучшить подвижность артикуляционных орг...
Общение как основное средство речевого развития дошкольников
Данная статья о речевом развитии детей....
План работы по теме самообразования «Сказки о Веселом Язычке, или артикуляционная гимнастика как средство речевого развития детей младшего дошкольного возраста».
В настоящее время с вступлением федерального государственного образовательного стандарта, особую актуальность приобретает проблема развития речи детей дошкольного возраста.Дошкольный возраст — э...
Мастер - класс "Игры на липучках как эффективный инструмент речевого развития дошкольников. От идеи до липучки"
Предложен материал для педагогов ДОУ по использованию игр на липучках в речевом развитии дошкольников....