Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста в процессе формирования экологической культуры
статья (старшая группа)
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста в процессе формирования экологической культуры
Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы, быть самостоятельными, творческими личностями, но в последнее время наблюдается снижение познавательного интереса к окружающему миру: дети не умеют задавать вопросы, осуществлять самостоятельный поиск ответов на них. Уровень знаний не соответствует отношению детей к природе.
Исходя из этого целью моей педагогической деятельности стало:
- создание условий для развития познавательной активности у детей дошкольного возраста в процессе формирования экологической культуры.
Профессиональную деятельность выстраиваю в соответствии с нормативно-правовыми документами в области дошкольного образования, с учётом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников и приоритета детского сада для детей с аллергодерматозами, который изложен в Уставе дошкольного учреждения.
В Федеральном Государственном Образовательном стандарте Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания.
К стадиям познавательного развития относятся: любопытство, любознательность, развитие познавательного интереса, развитие познавательной активности.
Движущей силой познавательного развития ребенка является- познавательная активность, которая выражается в стремлении ребёнка к познанию, приобретению нового опыта, знаний, в преодолении трудности на пути, в приложении волевых усилий и энергии в умственной работе, в потребности новых впечатлениях.
Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры.
Предметно-развивающая среда в нашей группе организую с учётом требований Федерального Государственного образовательного стандарта, где прослеживаются все пять образовательных областей: с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Для развития познавательной активности использую современные педагогические технологии.
Игра - это ведущая деятельность детей, которая доставляет радость ребенку, поэтому познание природы, общение с ней, проходящие на ее фоне, особенно эффективны.
Использование здоровьесберегающих технологий способствуют не только укреплению здоровья, воспитания здорового образа жизни, но и обеспечивают накапливание конкретных представлений о предметах, явлениях природы, учат различать предметы и объекты природы, с которыми они взаимодействуют, познают сенсорные свойства – форму, цвет, величину, степень твёрдости, характер поверхности, гуманное отношение к живым существам.
В работе с детьми активно применяю информационно коммуникационные технологии. С помощью них подача материала становилась увлекательна и обширна. Это мультимедийные презентации, звуковые материалы, виртуальные путешествия и экскурсии, которые имеют ряд преимуществ перед традиционными экскурсиями: не покидая здания детского сада, можно посетить и познакомиться с объектами, расположенными далеко за пределами детского сада, города и даже страны, полюбоваться красотой природы своего края и разных уголков нашей Родины.
Технология исследовательской деятельности дает решение задач поискового характера, обеспечивающая познание свойств и связей объектов и явлений окружающего мира и освоение способов познания. Дети получают информацию не в готовом виде, а путем собственных наблюдений и исследований. Как следствие у детей развивается познавательный интерес.
На мой взгляд, социально значимой формой детской познавательной активности является технология проектной деятельности.
Работа по реализации проектов проходит через определенные этапы, она предполагает не только наличие и осознание какой-то проблемы, взятой из реальной жизни, но и процесс ее раскрытия, решения, что включает четкое планирование действий, наличие замысла или гипотезы решения этой проблемы, четкое распределение ролей между участниками образовательного процесса, при условии тесного взаимодействия. Результаты выполненных проектов предметные "осязаемые" т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая, конкретный практический результат, готовый к применению.
Свою проектную деятельность я начала использовать с детьми младшего дошкольного возраста. В этом возрасте проектная деятельность формируется на подражательно – исполнительском уровне, активную роль я брала на себя. Дети с желанием и интересом выполняли задания, предлагаемые мною в игровой форме.
В ходе проведения игрового Проекта «В гостях у матушки природы» у детей появился интерес к явлениям и объектам природы, навыком бережного отношения к растениям, птицам, насекомым и животным.
Для стимулирования познавательной активности детей младшего возраста, я провожу коллективные игры с интересными сюжетами, когда в исследовании над одной проблемой трудится вся группа детей. Игра, которая является основным видом деятельности детей, расширяет их кругозор, стимулирует познавательный интерес, где у детей вырабатывается привычка мыслить самостоятельно, появляется стремление к знаниям. В ходе реализации игрового проекта «На птичьем дворе» у детей пополнились знания о домашних птицах, характерных особенностях внешнего вида, их голосах.
В средней группе, активность воспитателя снижается. Дети принимают проблему, способны самостоятельно выбрать необходимые средства для достижения результата деятельности. В творческом проекте «Сказки королевы осени» у детей не только пополнились, знания и представления об осенних изменениях в природе, но и появилось желание самостоятельно заняться творчеством – сочинять небольшие рассказы об осени, иллюстрировать их, делать поделки из природного материала, работать сообща.
В исследовательском проекте «Волшебница вода» дети приобрели практические навыки, научились экспериментировать, анализировать, обобщать, делать выводы, что вода находится вокруг нас не зависимо от времени года в разном состоянии, вода необходима для всего живого
В совместной работе дети активно и дружно работали, доводили начатое дело до конца, тем самым развивая в себе коммуникативные, познавательные способности.
В старшем дошкольном возрасте стараюсь развивать и поддерживать творческую активность детей, создаю условия, позволяющих им самостоятельно определить цели и содержание предстоящей деятельности. В информационном проекте «Животные разных континентов» дети познакомились с разнообразием животного мира, их связью со средой обитания. Ребята сами собирали информацию и готовили доклад о выбранном животном.
В проекте «Хлеб –всему голова» расширились знания детей о хлебе, о процессе выращивания хлеба и профессиях людей, задействованных в этом процессе. Они с удовольствием рассматривали семена злаков, сажали наблюдали за ростом пшеницы, замешивали тесто и лепили печенье. Каждый раз, садясь кушать, они помнят, каким тяжелым трудом достается хлеб, и стараются бережно к нему относиться. Работа над проектом помогла сформировать знания детей о хлебе, как одном из величайших богатств на земле
Проект «Огород на окне» расширил знания детей о растениях. В ходе исследовательской деятельности они стали понимать простейшие взаимосвязи в природе. Ребята активно участвовали в посадке семян, поливке, рыхлению, получив при этом положительные эмоции, радость, восторг от новых знаний.
За сравнительно короткое время реализации проекта у детей сформировалось бережное отношение к растениям.
Реализуя проект «Помоги зимующим птицам» выявил недостаточный уровень знаний у детей о том, что зимнее время – это не только веселые праздники и забавы, но и крепкие морозы и зимующим птицам очень тяжело, они нуждаются в помощи. Работая над проектом дети многое узнали из жизни зимующих птиц и совместно с родителями изготавливали кормушки. Дети сделали вывод, что люди могут помочь птицам, развешивая кормушки и регулярно подсыпая корм, тем самым стали более гуманно общаться с птицами, проявлять о них заботу.
Долгосрочный познавательно –исследовательский проект подвел детей к умению замечать и видеть, какой удивительный мир нас окружает. Дети научились наблюдать за явлениями неживой природы, устанавливать простейшие взаимосвязи в природе. Какие условия необходимых для жизни всех живых существ на Земле.
С помощью родителей на участке детского сада создана метеостанция, изготовлены приборы для наблюдения за погодой.
Дети научились определять состояние погоды, работать с календарем природы. Наблюдения за погодой отмечали в дневнике наблюдений.
Познавательно-творческий проект «Мир растений» позволил детям расширить знания о природе родного края, о пользе растений. Ребята узнали, какие растения растут на участке детского сада и был сделан «Гербарий». Дети научились самостоятельно высаживать цветы в грунт и элементарным способам ухода за ними. Они наблюдали за появлением листочков и сделали вывод: Что свет, тепло, влага- является источником жизни для растений.
Родители охотно откликнулись на предложение участвовать в проектах.
Для родителей проводятся беседы и консультации, мастер-классы на экологические темы. Жизнь детей и родителей наполняется богатым содержанием.
Работа над проектами сблизила родителей. Они стали активнее участвовать в жизни группы, интересоваться работой детского сада. Повысилась их компетентность в развитии познавательной активности детей.
Регулярно интересные материалы и консультации публикую на сайте детского сада.
В рамках взаимодействия с педагогами детского сада были проведены консультации, мастер-классы.
По результатам педагогической диагностики отмечается положительная динамика развития познавательной активности детей дошкольного возраста. Созданные условия способствуют достижению положительной динамики результатов освоения образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых ДОУ.
Своей работой я подвожу детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может и должен сохранять и приумножать ее красоту!
Скачать:
Предварительный просмотр:
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста в процессе формирования экологической культуры
Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы, быть самостоятельными, творческими личностями, но в последнее время наблюдается снижение познавательного интереса к окружающему миру: дети не умеют задавать вопросы, осуществлять самостоятельный поиск ответов на них. Уровень знаний не соответствует отношению детей к природе.
Исходя из этого целью моей педагогической деятельности стало:
- создание условий для развития познавательной активности у детей дошкольного возраста в процессе формирования экологической культуры.
Профессиональную деятельность выстраиваю в соответствии с нормативно-правовыми документами в области дошкольного образования, с учётом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников и приоритета детского сада для детей с аллергодерматозами, который изложен в Уставе дошкольного учреждения.
В Федеральном Государственном Образовательном стандарте Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания.
К стадиям познавательного развития относятся: любопытство, любознательность, развитие познавательного интереса, развитие познавательной активности.
Движущей силой познавательного развития ребенка является- познавательная активность, которая выражается в стремлении ребёнка к познанию, приобретению нового опыта, знаний, в преодолении трудности на пути, в приложении волевых усилий и энергии в умственной работе, в потребности новых впечатлениях.
Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры.
Предметно-развивающая среда в нашей группе организую с учётом требований Федерального Государственного образовательного стандарта, где прослеживаются все пять образовательных областей: с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Для развития познавательной активности использую современные педагогические технологии.
Игра - это ведущая деятельность детей, которая доставляет радость ребенку, поэтому познание природы, общение с ней, проходящие на ее фоне, особенно эффективны.
Использование здоровьесберегающих технологий способствуют не только укреплению здоровья, воспитания здорового образа жизни, но и обеспечивают накапливание конкретных представлений о предметах, явлениях природы, учат различать предметы и объекты природы, с которыми они взаимодействуют, познают сенсорные свойства – форму, цвет, величину, степень твёрдости, характер поверхности, гуманное отношение к живым существам.
В работе с детьми активно применяю информационно коммуникационные технологии. С помощью них подача материала становилась увлекательна и обширна. Это мультимедийные презентации, звуковые материалы, виртуальные путешествия и экскурсии, которые имеют ряд преимуществ перед традиционными экскурсиями: не покидая здания детского сада, можно посетить и познакомиться с объектами, расположенными далеко за пределами детского сада, города и даже страны, полюбоваться красотой природы своего края и разных уголков нашей Родины.
Технология исследовательской деятельности дает решение задач поискового характера, обеспечивающая познание свойств и связей объектов и явлений окружающего мира и освоение способов познания. Дети получают информацию не в готовом виде, а путем собственных наблюдений и исследований. Как следствие у детей развивается познавательный интерес.
На мой взгляд, социально значимой формой детской познавательной активности является технология проектной деятельности.
Работа по реализации проектов проходит через определенные этапы, она предполагает не только наличие и осознание какой-то проблемы, взятой из реальной жизни, но и процесс ее раскрытия, решения, что включает четкое планирование действий, наличие замысла или гипотезы решения этой проблемы, четкое распределение ролей между участниками образовательного процесса, при условии тесного взаимодействия. Результаты выполненных проектов предметные "осязаемые" т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая, конкретный практический результат, готовый к применению.
Свою проектную деятельность я начала использовать с детьми младшего дошкольного возраста. В этом возрасте проектная деятельность формируется на подражательно – исполнительском уровне, активную роль я брала на себя. Дети с желанием и интересом выполняли задания, предлагаемые мною в игровой форме.
В ходе проведения игрового Проекта «В гостях у матушки природы» у детей появился интерес к явлениям и объектам природы, навыком бережного отношения к растениям, птицам, насекомым и животным.
Для стимулирования познавательной активности детей младшего возраста, я провожу коллективные игры с интересными сюжетами, когда в исследовании над одной проблемой трудится вся группа детей. Игра, которая является основным видом деятельности детей, расширяет их кругозор, стимулирует познавательный интерес, где у детей вырабатывается привычка мыслить самостоятельно, появляется стремление к знаниям. В ходе реализации игрового проекта «На птичьем дворе» у детей пополнились знания о домашних птицах, характерных особенностях внешнего вида, их голосах.
В средней группе, активность воспитателя снижается. Дети принимают проблему, способны самостоятельно выбрать необходимые средства для достижения результата деятельности. В творческом проекте «Сказки королевы осени» у детей не только пополнились, знания и представления об осенних изменениях в природе, но и появилось желание самостоятельно заняться творчеством – сочинять небольшие рассказы об осени, иллюстрировать их, делать поделки из природного материала, работать сообща.
В исследовательском проекте «Волшебница вода» дети приобрели практические навыки, научились экспериментировать, анализировать, обобщать, делать выводы, что вода находится вокруг нас не зависимо от времени года в разном состоянии, вода необходима для всего живого
В совместной работе дети активно и дружно работали, доводили начатое дело до конца, тем самым развивая в себе коммуникативные, познавательные способности.
В старшем дошкольном возрасте стараюсь развивать и поддерживать творческую активность детей, создаю условия, позволяющих им самостоятельно определить цели и содержание предстоящей деятельности. В информационном проекте «Животные разных континентов» дети познакомились с разнообразием животного мира, их связью со средой обитания. Ребята сами собирали информацию и готовили доклад о выбранном животном.
В проекте «Хлеб –всему голова» расширились знания детей о хлебе, о процессе выращивания хлеба и профессиях людей, задействованных в этом процессе. Они с удовольствием рассматривали семена злаков, сажали наблюдали за ростом пшеницы, замешивали тесто и лепили печенье. Каждый раз, садясь кушать, они помнят, каким тяжелым трудом достается хлеб, и стараются бережно к нему относиться. Работа над проектом помогла сформировать знания детей о хлебе, как одном из величайших богатств на земле
Проект «Огород на окне» расширил знания детей о растениях. В ходе исследовательской деятельности они стали понимать простейшие взаимосвязи в природе. Ребята активно участвовали в посадке семян, поливке, рыхлению, получив при этом положительные эмоции, радость, восторг от новых знаний.
За сравнительно короткое время реализации проекта у детей сформировалось бережное отношение к растениям.
Реализуя проект «Помоги зимующим птицам» выявил недостаточный уровень знаний у детей о том, что зимнее время – это не только веселые праздники и забавы, но и крепкие морозы и зимующим птицам очень тяжело, они нуждаются в помощи. Работая над проектом дети многое узнали из жизни зимующих птиц и совместно с родителями изготавливали кормушки. Дети сделали вывод, что люди могут помочь птицам, развешивая кормушки и регулярно подсыпая корм, тем самым стали более гуманно общаться с птицами, проявлять о них заботу.
Долгосрочный познавательно –исследовательский проект подвел детей к умению замечать и видеть, какой удивительный мир нас окружает. Дети научились наблюдать за явлениями неживой природы, устанавливать простейшие взаимосвязи в природе. Какие условия необходимых для жизни всех живых существ на Земле.
С помощью родителей на участке детского сада создана метеостанция, изготовлены приборы для наблюдения за погодой.
Дети научились определять состояние погоды, работать с календарем природы. Наблюдения за погодой отмечали в дневнике наблюдений.
Познавательно-творческий проект «Мир растений» позволил детям расширить знания о природе родного края, о пользе растений. Ребята узнали, какие растения растут на участке детского сада и был сделан «Гербарий». Дети научились самостоятельно высаживать цветы в грунт и элементарным способам ухода за ними. Они наблюдали за появлением листочков и сделали вывод: Что свет, тепло, влага- является источником жизни для растений.
Родители охотно откликнулись на предложение участвовать в проектах.
Для родителей проводятся беседы и консультации, мастер-классы на экологические темы. Жизнь детей и родителей наполняется богатым содержанием.
Работа над проектами сблизила родителей. Они стали активнее участвовать в жизни группы, интересоваться работой детского сада. Повысилась их компетентность в развитии познавательной активности детей.
Регулярно интересные материалы и консультации публикую на сайте детского сада.
В рамках взаимодействия с педагогами детского сада были проведены консультации, мастер-классы.
По результатам педагогической диагностики отмечается положительная динамика развития познавательной активности детей дошкольного возраста. Созданные условия способствуют достижению положительной динамики результатов освоения образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых ДОУ.
Своей работой я подвожу детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может и должен сохранять и приумножать ее красоту!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста в процессе детского экспериментирования
Дети дошкольного возраста по природе своей - пытливые исследователи окружающего мира на протяжении всего дошкольного возраста, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности реб...
"Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста в процессе проектно-исследовательской деятельности". Статья в журнал "Обруч"
Стремление к контакту и взаимодействию с окружающим миром, желание находить и решать новые задачи является одним из важнейших качеств человека. Ребенок с самого ро...
Материалы из опыта работы «Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста в процессе экспериментирования»
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ АДМИНИСТРАЦИИМУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КРЫМСКИЙ РАЙОНМУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕДЕТСКИЙ САД №1 ГОРОДА КРЫМСКА МУНИЦИПАЛЬНОГ...
«Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста в процессе детского экспериментирования»
Сообщение на тему: «Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста в процессе детского экспериментирования»...
Сообщение на тему Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста в процессе ведения наблюдений за природой и фиксация их в различной форме и виде
Сообщение на тему Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста в процессе ведения наблюдений за природой и фиксация их в различной форме и виде....
Индивидуальный план повышения профессионального уровня педагога на тему: Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста в процессе экспериментальной деятельности
Индивидуальный план педагога "Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста в процессе экспериментальной деятельности"...
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста в процессе опытно – экспериментальной и исследовательской деятельности
Дети дошкольного возраста — пытливые исследователи окружающего мира. Они познают его в игре, на прогулках, занятиях, в общении со сверстниками. Мышление ребенка начинается с вопроса, с удивления...