Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста в процессе детского экспериментирования
методическая разработка (окружающий мир, старшая группа) по теме
Дети дошкольного возраста по природе своей - пытливые исследователи окружающего мира на протяжении всего дошкольного возраста, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая нами понимается не только, как процесс усвоения знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактическим руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1.docx | 32.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное -учреждение детский сад №93 комбинированного вида Красногвардейского района
Санкт-Петербурга.
«Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста в процессе детского экспериментирования».
воспитатель: Анисимова Т.А.
Санкт-Петербург 2013г.
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста в процессе детского экспериментирования.
То, что я услышал, я забыл.
То, что я увидел, я помню.
То, что я сделаю, я ЗНАЮ.
Это китайское изречение надо помнить, потому что усваивается всё прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.
Дети дошкольного возраста по природе своей - пытливые исследователи окружающего мира на протяжении всего дошкольного возраста, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая нами понимается не только, как процесс усвоения знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактическим руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.
По мнению академика Н.Н. Поддьякова, «...в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно взаимодействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения». Процесс познания - творческий процесс, и наша задача - поддержать и развивать в ребенке интерес к исследованиям, создать необходимые для этого условия.
Уже много лет в нашей группе особое внимание уделяется экологическому воспитанию. Есть одно условие воспитания экологической культуры - необходимость ставить детей в поисковые ситуации, чтобы они активно, творчески приобретали опыт, познавали и осваивали окружающий мир. Для этого, чтобы знания детей о природе были осознанными, я решила формировать наиболее эффективный метод познания у дошкольников - детское экспериментирование.
В нашей группе сформирована предметно-развивающая среда для экспериментирования. Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности оборудованы •экологическая лаборатория и центр науки.
Дети учатся на занятиях ставить цель, решать проблемы, выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем, делать выводы. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы.
В процессе экспериментирования ребенок получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность (почему? зачем? как? что будет, если?), почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем. При этом воспитатель - не учитель - наставник, а равноправный партнер, соучастник деятельности, что позволяет ребенку проявлять собственную исследовательскую активность.
Толчком к началу экспериментирования может послужить удивление, любопытство, выдвинутая кем-то проблема, просьба.
Для поддержания интереса экспериментирования практикуются задания детям, в которые проблемные ситуации моделируются от имени сказочного героя куклы. В уголке экспериментирования «живут» персонажи, персонажи, придуманные вместе с детьми.
Познавательные занятия с элементами экспериментирования с детьми среднего возраста часто строятся на стремлении вызвать удивление от открытий, поэтому удивляются вместе с детьми и удивляют их Хрюша- Удивлюша, Утенок-Удивленок.
Дети старшего дошкольного возраста задают много вопросов: «Отчего?», «Почему?», «Зачем?». Часто этим же занимается и озорная девочка Почемучка, живущая в старшей и подготовительной группе.
Эти герои «участвуют» в опытах и экспериментах, решают возникшие проблемы, приносят интересные вещи новым исследователям.
В костюмах героев появляются соответствующие детали: рюкзачок для нужных и интересных вещей у Утенка-Удивленка, яркая косынка у Почемучки все это способствует развитию наблюдательности, познавательной активности, повышению интереса к экспериментальной деятельности.
Эти герои вместе с детьми составляют правила работы с различными материалами, которые очень просты и легко запоминаются:
Например, с водой:
Коль с водой имеем дело
Рукава засучим смело,
Пролил воду — не беда:
Тряпка под рукой всегда.
Фартук - друг: он нам помог,
И некто здесь не промок.
Сейчас я работаю с детьми 4-5 лет, а именно в этом возрасте количество вопросов возрастает, потребность получить ответ экспериментальным путем укрепляется. Благодаря накоплению личного опыта, действия ребенка становятся более целеустремленными и обдуманными. В средней группе впервые начинают проводиться эксперименты по выяснению причин отдельных явлений, например: «Почему этот камушек нагреется сильнее?» - «Потому что он имеет черный цвет»; «Этот платок высох быстрее, почему?» - «Потому что мы его повесили на батарею».
Организация работы ведется по взаимосвязанным направлениям:
1. Живая природа (растения, животные, характерные особенности факторов внешней среды и др.)
- Неживая природа (вода, воздух, почва, звук, магнетизм и т.д.)
- Человек (функционирование организма, рукотворный мир: материалы и их свойства и др.)
Результаты опытов дети фиксируют в экологических тетрадях. В начале года при фиксации опытов используем готовые формы, но в конце года постепенно начинаем применять рисунки, которые делаем на глазах детей.
При проведении опытов исследуем модели, алгоритмы действий. Знакомя детей с водой, мы с помощью опытов выясняем, что вода прозрачна, у нее нет вкуса и запаха, она не имеет формы, а принимает форму сосуда, в который она налита. С помощью опытов дети выясняют, что некоторые предметы могут плавать на поверхности воды, а другие тонут. Также при помощи опытов дети узнали. что вода бывает жидкая, твердая, газообразная. Лед и снег тоже вода. Вода испаряется. Вода есть в воздухе, но мы ее не видим. Вода нужна всем и т.д.
С помощью опыта мы выяснили, как происходит круговорот воды и природе. Держим холодное стекло над паром, а потом наблюдаем, что па стекле образовались капельки воды. Мы вместе с детьми сделали вывод, что при попадании пара на холодное стекло пар опять превращается в воду.
При знакомстве детей с воздухом, мы с помощью опытов выясняем, ч то воздух невидим, воздух имеет вес, воздух необходим всем: растениям, животным, человеку. Без него они погибнут. Если воздух грязный, то человек может заболеть. Чтобы быть здоровым необходимо дышать чистым, свежим воздухом, проветривать помещение. Ветер -это движение воздуха, в воде ест ь воздух и т.д.
Изучая свойства песка, дети приходят к выводу, что он бывает сухой, сыпучий, мокрый и принимает любую нужную форму. Песок хорошо пропускает воду, а вот глина - плохо. Нальем воды в стакан с песком и в стакан с глиной, и будем наблюдать. Вода в песок впитывается быстро, а в глину очень медленно, часть воды остается сверху на глине. Пели рассмотреть песок с помощью увеличительного стекла, то можно увидеть, что он состоит из мелких зернышек - песчинок. В песке каждая песчинка лежит отдельно. Затем рассмотрим комочек глины. Глина состоит из мелких частичек, которые как будто прилипли друг к другу. Поэтому глина так плохо пропускает воду.
При знакомстве детей с почвой с помощью экспериментальных действий подводим детей к пониманию, что почва имеет разный состав. Рассматривая с помощью лупы лесную почву и почву с участка детского сада, дети обращают внимание на то, что в лесной почве много перегноя. В лесу растений больше, в почве больше питания для них.
Ознакомление детей и развитие у них интереса к физическим явлениям, знакомство с основными видами и характеристиками движения, создание условий для развития у детей представлений о Солнечной системе и др., занимает особое место в детском экспериментировании.
С помощью экспериментов знакомим детей с измерительными приборами: весы, мерный сосуд, линейка, термометр, учим способам использования измерительных приборов. Измеряем температуру воды холодной и теплой. Знакомим с единицами измерения времени: часы, сутки, педели. При знакомстве с землей и ее месте в солнечной системе проводим эксперимент: вращение Земли вокруг Солнца с помощью глобуса, вращающегося по круговой орбите вокруг зажженной лампочки, символизирующей Солнце.
Приходим к выводу, что Земля движется вокруг Солнца, которое освещает и обогревает ее неравномерно. С помощью эксперимента узнаем, почему происходит смена дня и ночи, смена времен года.
При знакомстве детей со звуком и слухом учим слушать звуки от различных источников, на разном расстоянии, различной громкости и т.д.
Знакомя детей с магнитом, формируем представление о свойствах магнита, об использовании свойств магнита человеком.
Детское экспериментирование - это не изолированный от других вид деятельности. Оно тесно связано со всеми видами деятельности, а именно: наблюдение, труд, развитие речи, изобразительная деятельность, формирование элементарных математических представлений и др.
Детское экспериментирование необъятно и интересно. Дети с огромным интересом занимаются этим видом деятельности.
Чтобы работа была более результативной и эффективной проводим работу с родителями. Даны рекомендации по проведению опытов дома с водой, воздухом, растениями и др. (заметки для родителей).
Проведена беседа с родителями на темы:
- «Особенности экспериментирования в средней группе».
- «Воз и маленькая тележка чудес» (опыты и эксперименты дома).
Наглядная информация для родителей - педагогический журнал:
- «Что нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию»;
- «Особенности детского экспериментирования»
- Под ред. Л.Н.Прохоровой «Организация экспериментальной деятельности дошкольников». Москва. 2008г.
- П.Тутушева, А.Е.Чистякова «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста», Санкт-11етербург, Детство-ПРЕСС. 2007г.
- И. Э.Куликовская. НЛ 1.Совгир «Детское экспериментирование». Москва. 2008г.
- О.В. Дыбипа. Н.П.Рахманова. В.В.Щетинина «Неизведанное рядом». Москва, 2002г.
- А.И.Иванова «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду». Москва, 2003г.
- Под ред. Л.Н.Прохоровой «Экологическое воспитание дошкольников». Москва, 2008г.
- Т.А.Шорыгина «О космосе», Москва. 20051.
- О.А.С королупова, «Покорение космоса». Москва, 2003г.
- О.А.Скоролупова. «Вода», Москва. 2003г.
- О.А.Скоролупова. «Зима». Москва. 2003г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста в процессе проектно-исследовательской деятельности". Статья в журнал "Обруч"
Стремление к контакту и взаимодействию с окружающим миром, желание находить и решать новые задачи является одним из важнейших качеств человека. Ребенок с самого ро...
Материалы из опыта работы «Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста в процессе экспериментирования»
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ АДМИНИСТРАЦИИМУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КРЫМСКИЙ РАЙОНМУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕДЕТСКИЙ САД №1 ГОРОДА КРЫМСКА МУНИЦИПАЛЬНОГ...
«Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста в процессе детского экспериментирования»
Сообщение на тему: «Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста в процессе детского экспериментирования»...
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста в процессе экспериментирования
Известно, что дошкольный возраст — возраст становления и развития наиболее общих способностей, которые по мере взросления ребенка будут совершенствоваться и дифференцироваться. Одна из наиболее ...
Конспект непосредственной образовательной деятельности Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста в процессе экспериментирования (Экспериментирование в старшей группе)
конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром "Свойства воздуха"...
Публикация «Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста в процессе экспериментирования»
Публикация...
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста в процессе экспериментирования
Дошкольный возраст — возраст основного становления и развития наиболее общих способностей, которые по мере взросления ребенка будут совершенствоваться и дифференцироваться. Одна из наиболее важн...
Комментарии
Спасибо!
Спасибо!