Сообщение на тему Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста в процессе ведения наблюдений за природой и фиксация их в различной форме и виде
консультация по окружающему миру (старшая группа) на тему
Сообщение на тему Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста в процессе ведения наблюдений за природой и фиксация их в различной форме и виде.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение детский сад №8 «Елочка» Уренского муниципального района Нижегородской области
Сообщение на тему:
«Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста в процессе ведения наблюдений за природой и фиксация их в различной форме и виде»
Выполнила: Удалова О.Н.
2016г.
Наблюдение — это сложный вид психической деятельности, включающий различные сенсорные и мыслительные процессы и опирающийся на эмоционально-волевые стороны личности ребенка. Развитая деятельность наблюдений характеризуется наличием качеств, обеспечивающих их высокую результативность: умение понять познавательную задачу, принять план наблюдения, отвечать на вопросы взрослых, самостоятельно ставить кратковременные цели наблюдения, использовать освоенные способы познания в новых условиях.
Разнообразие, яркость, красота природы, наглядность ее связей и зависимостей обеспечивают доступность их понимания детьми и оказывают существенное влияние на совершенствование их мыслительной деятельности, что проявляется в развитии логичности, самостоятельности мышления. Дети старшей группы находят и правильно определяют словом причинную и временную зависимость, последовательность, взаимосвязь предметов и явлений природы, т.е. элементарно объясняютнаблюдаемое. Дети сопоставляют, сравнивают, делают выводы. Это создает предпосылки для формирования таких ценных качеств связной речи, как достоверность, доказательность, последовательность, четкость. Дети рассуждают, рассказывают, описывают.
Процесс познания природы во всем ее многообразии способствует пониманию и использованию в связной речи различных грамматических категорий, обозначающих названия, действия, качества и помогающих анализировать предмет и явление со всех сторон.
Организованные с детьми наблюдения за природой, я как воспитатель решила в единстве ряд задач: у детей сформировались знания о природе, они научились наблюдать, развилась наблюдательность.
В течение года мы с детьми наблюдали;
За растениями; за крапивой, за одуванчиком, за мать-и-мачихой, за цветником расположенным на нашем участке детского сада, за подорожником, за березой, елью, сосной.
Наблюдение за березой в осеннее время мы с Аришей Орловой зарисовывали. Сначала листочки на дереве желтели, затем они опадали, и последняя зарисовка была, дерево было без листочков. Такой способ фиксации наблюдения продолжает развивать интерес детей к изобразительной деятельности. Обогащает сенсорный опыт, развивает органы восприятия: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус; закрепляет знания об основных формах предметов и объектов природы.
Развивает эстетическое восприятие, учит созерцать красоту окружающего мира. Учит передавать в изображении не только основные свойства предметов (форма, величина, цвет), но и характер детали, соотношение предметов и их частей по величине, высоте, расположению относительно друг от друга. Развивает способность наблюдать, всматриваться в явления и объекты природы, замечать их изменения (например: как изменяется цвет у листьев березы). Учит передавать положение предметов в пространстве на листе бумаги, обращать внимание детей на то, что предметы могут по-разному располагаться на плоскости (например: дерево в ветренный день - наклоняется). Это не самый легкий способ фиксации наблюдения, т.к. у детей недостаточно развиты изобразительные умения, в зависимости от возраста. Нам необходимо еще над этим работать. (художественно – эстетическое развитие: изобразительная деятельность: рисование). Можно иногда использовать шаблонные формы для рисования при такой фиксации для поддержания интереса и желания детей.
За животными и насекомыми; кошка, собака, птицы которые прилетали на наш участок, мухи, комары, пауки, божья-коровка, муравьи. В наблюдении за птицами применяли способ фиксации : подсчитывание количество объектов на участке детского сада (птиц прилетело на кормушку). Такой способ фиксации применялся неоднократно. для сравнения, в какой день птиц прилетело больше, а в какой меньше. Этот способ фиксации позволяет развить у детей счет в пределах 10. Упражнять детей в понимании того, что число не зависит от величины предметов, расстоянии между предметами, формы, их расположения, а также направления счета: справа налево, слева направо, с любого предмета. Познакомили с количественным составом числа из единиц в пределах 5 на конкретном материале: 5 – это один, еще один, еще один, еще один и еще один. Сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10 на основе сравнения конкретных множеств; получать равенство из неравенства (неравенство из равенства), добавляя к меньшему количеству один предмет или убирая из большего количества один предмет («7 меньше 8, если к 7 прибавить один предмет, будет 8, поровну», «8 больше 7; если из 8 предметов убрать один, то станет по 7, поровну»). (познавательное развитие: формирование элементарных математических представлений).Подсчитанное число мы запоминали – тренировали память, на следующий день вспоминали. Но можно также использовать либо зарисовку. Либо размещение конкретных изображений птиц на кормушке-плакате в уголке природы ( это даст еще установить разнообразие прилетных птиц, а если еще насыпать разный корм на разные кормушки то и взаимосвязь с питанием). Либо фиксацию цифр, а затем можно придумывать с ними задачи .( Вчера на кормушку прилетело…., сегодня…Сколько всего птиц прилетело за 2 дня –(при доступных данных)
За объектами неживой природы; ветер, солнце, небо, облака, дождь, различные веточки, камни, песок, снег, сосульки и т.д.
Нами проводились наблюдения, инициаторами которых были дети, например, идя на участок детского сада на дорожке дети нашли красивые камушки и начали их рассматривать, какие они красивые, разноцветные, гладкие, твердые и т.д. Для того, чтобы дети не потеряли интерес я стала задавать им вопросы. Как вы думаете, откуда здесь такие красивые камушки? Какими свойствами обладают камни? Как это можно установить (доказать)? Где еще можно встретить похожие камушки? Что мы с вами можем с ними сделать? Фиксация шла через рассказывание «Расскажи про камушек, который тебе понравился» , «Придумай про него историю». Такие наблюдения позволяют ребенку развить речевое развитие. Развивает речь как средство общения. Поощряются попытки ребенка делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями, уточнять источник полученной информации.. Обогащать речь детей существительными, глаголами, прилагательными. (речевое развитие: развивающая речевая среда, грамматический строй речи, звуковая культура речи, связная речь).
За объектом которых является человек. Наблюдали за трудом Сергея Алексеевича, как он сбивал сосульки с крыши детского сада, как он пилит, строгает, приколачивает. Сразу рождались вопросы. Для чего он это делает? Что произойдет, если вовремя не убрать сосульки с крыши? К чему это приведет? Здесь бы . конечно. Напрашивалась фиксация в форме фотографирования. Которое потом можно было использовать и в беседах по правилам безопасности, и по весне. И по профессии, но поскольку наблюдение было стихийное, незапланированное. Его не оказалось, и фиксация была в форме рассказа детей младшему воспитателю после прогулки.
Так же наблюдали за трудом младшего воспитателя, как в групповом помещении, так и на улице. Детям нравится наблюдать за трудом взрослых. Они даже сами подходят и задают вопросы. Что делает Елена Владимировна? А зачем? И дети проявляют свою инициативу, самостоятельно предлагая свою помощь. Такой вид наблюдения помогает расширять представления детей о труде взрослых, результат труда, его общественной значимости. Формировать бережное отношение к тому, что сделано руками человека. Прививать детям чувство благодарности к людям за их труд, (социально-коммуникативное развитие: трудовое воспитание: уважение к труду взрослых). Здесь фиксация тоже была в форме рассказов детей , но теперь думаю. Что надо на день дошкольного работника эти рассказы записать и предложить детям оформить книгу рассказами, рисунками и подарить ее Елене Владимировне.
Дети стали внимательнее, сами начинают замечать изменения в предметах и явлениях природы, интересоваться взаимосвязями в природе между объектами. Хочу попробовать такую форму работы как наблюдения, выполняемым детьми самостоятельно ( или с небольшой помощью взрослого, если она требуется) по заранее полученным заданиям или по детским возникающим вопросам и интересам.
В процессе работы над темой и ежедневной организации наблюдений убедилась в том, что чем больше практических методов при организации наблюдений , тем выше познавательный интерес у детей. По фиксации наблюдений необходимо больше использовать такие формы как
- фотографии, схематичные зарисовки, циферблаты со стрелкой. Использование условных знаков позволяет создавать рисунки в закодированном виде. Например: ведение календарей погоды (лучше всего значки придумывать вместе с детьми).
Для наблюдений линейных размеров используем линейку, полоски бумаги, палочки, длина которых соответствует размеру избранного объекта(трава на участке, цветы, рассада, ростомер для детей).
Планы-схемы создаются для регистрации перемещения объектов или их взаимного расположения
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста в процессе детского экспериментирования
Дети дошкольного возраста по природе своей - пытливые исследователи окружающего мира на протяжении всего дошкольного возраста, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности реб...
"Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста в процессе проектно-исследовательской деятельности". Статья в журнал "Обруч"
Стремление к контакту и взаимодействию с окружающим миром, желание находить и решать новые задачи является одним из важнейших качеств человека. Ребенок с самого ро...
Материалы из опыта работы «Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста в процессе экспериментирования»
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ АДМИНИСТРАЦИИМУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КРЫМСКИЙ РАЙОНМУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕДЕТСКИЙ САД №1 ГОРОДА КРЫМСКА МУНИЦИПАЛЬНОГ...
«Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста в процессе детского экспериментирования»
Сообщение на тему: «Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста в процессе детского экспериментирования»...
Индивидуальный план повышения профессионального уровня педагога на тему: Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста в процессе экспериментальной деятельности
Индивидуальный план педагога "Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста в процессе экспериментальной деятельности"...
Индивидуальный план работы. Тема: "Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста в процессе экспериментальной деятельности".
Индивидуальный план работы. Тема: " Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста в процессе экспериментальной деятельности"....
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста в процессе опытно – экспериментальной и исследовательской деятельности
Дети дошкольного возраста — пытливые исследователи окружающего мира. Они познают его в игре, на прогулках, занятиях, в общении со сверстниками. Мышление ребенка начинается с вопроса, с удивления...