Соотношение общих и специальных педагогических способностей
презентация
Способности - индивидуально-психологические особенности человека, проявляющиеся в деятельности и являющиеся условием успешности ее выполнения. От способностей зависит скорость, глубина, легкость и прочность процесса овладения знаниями, умениями и навыками, но сами они к ним не сводятся. Обычно виды способностей различают по их направленности, или специализации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sootnoshenie_obshchih_i_spetsialnyh_pedagogicheskih_sposobnostey.pptx | 2.28 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Способности - индивидуально-психологические особенности человека, проявляющиеся в деятельности и являющиеся условием успешности ее выполнения. От способностей зависит скорость, глубина, легкость и прочность процесса овладения знаниями, умениями и навыками, но сами они к ним не сводятся. Обычно виды способностей различают по их направленности, или специализации.
Общие способности - такие индивидуальные свойства личности, которые обеспечивают относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями и осуществлении различных видов деятельности. Специальные способности - система свойств личности, которые помогают достигнуть высоких результатов в какой-либо области деятельности.
Педагогические способности Педагогические способности - это такое психическое свойство личности, которое проявляется в чувствительности к принятым требованиям педагогической системы, к специфике их отражения соответствующими учащимися и к возможным способам воздействия на учащихся для получения желаемого результата.
Признаки педагогических способностей: целостность, взаимосвязанность, связь со средой. Уровень интеллекта определяет успешность адаптации к разным сферам деятельности, видам занятий, которыми потенциально может овладеть человек: чем интеллект выше, тем шире диапазон деятельности. В творческой способности проявляется человеческая уникальность, и не случайно она определяется окружающими его влияниями в большей мере, чем общий интеллект. Общими способностями являются абстрактные качества, не отнесенные к конкретным требованиям и условиям.
Структура и динамика педагогических способностей В структуру педагогических способностей входят следующие качества: умение передачи детям знаний в краткой и интересной форме; умение понимать учеников, базирующееся на наблюдательности; творческий склад мышления; находчивость; организаторские качества.
К группе педагогических способностей в первую очередь относятся: • педагогическая наблюдательность; • педагогическое воображение; • требовательность как черта характера; • педагогический такт; • организаторские способности; • простота, ясность и убедительность речи. Если в структуре личности педагога гармонически сочетается несколько способностей при ведущей роли педагогических, то можно говорить о талантливости педагога. Сочетание способностей обеспечивает достижение очень высоких результатов в педагогической работе. Отличие педагогических способностей от педагогических умений заключается в том, что педагогические способности - это особенности личности, а педагогические умения - это отдельные акты педагогической деятельности, осуществляемые человеком на высоком уровне.
Специальные способности Специальные способности (музыкальные, художественные, артистические и др.) включаются в сферу педагогической деятельности лишь при определенных условиях, а именно: при наличии педагогической направленности и педагогических способностей. В практической деятельности специальные способности получают дальнейшее развитие.
В случае отсутствия педагогической направленности и педагогических способностей специальные способности тормозятся, не развиваются в повседневном труде, и человек тяготится педагогической деятельностью. Сочетание способностей обеспечивает достижение очень высоких результатов в педагогической работе.
Общие способности Общие способности человека - интеллект, склонность к творчеству, обучаемость - определяют продуктивность соответствующих видов активности, которые проявляет учитель в своей профессиональной деятельности. Уровень интеллекта определяет успешность адаптации к разным сферам деятельности, видам занятий, которыми потенциально может овладеть человек: чем интеллект выше, тем шире диапазон деятельности.
Общие педагогические способности В настоящее время концепция педагогических способностей, развиваемая Н.В. Кузьминой, представляет собой наиболее полную системную трактовку. В этой концепции все педагогические способности соотнесены с основными аспектами (сторонами) педагогической системы. Педагогическая система определяется как множество взаимосвязанных структурных и функциональных компонентов, подчиненных целям воспитания, образования и обучения подрастающего поколения и взрослых людей. Многочисленные психолого-педагогические исследования, проведенные Н.В. Кузьминой, показали, что саморазвитие педагогов обеспечивается достаточно высоким уровнем сформированности у них таких общих способностей, как: - гностические; - проектировочные; - конструктивные; - коммуникативные; - организаторские
Гностические способности состоят в специфической чувствительности педагога к способам изучения учащихся в связи с целями формирования у каждого нравственного, трудового, интеллектуального фонда личности, обеспечивающего ему саморазвитие даже при попадании в неблагоприятную среду ( Ксензова Г.Ю., 1999;). Проектировочные педагогические способности состоят в особой чувствительности педагогов к конструированию "педагогического лабиринта", т.е. того педагогического маршрута, по которому нужно вести учащегося от незнания к знанию, чтобы ему было не просто интересно, но и полезно, экономно и глубоко, трудно и легко, напряженно и "творчески".
Конструктивные педагогические способности состоят в особой чувствительности к тому, как построить предстоящее занятие, встречу, урок во времени и пространстве, чтобы продвинуться на пути к искомому конечному результату: с чего начать, какую систему заданий-задач предложить, как организовать их выполнение, как провести оценивание. Коммуникативные педагогические способности проявляются в специфической чувствительности педагога к способам установления с учащимися и развития педагогически целесообразных взаимоотношений на основе завоевания у них авторитета и доверия и обеспечиваются: - способностью к идентификации, т.е. отождествлению себя с учащимися; - чувствительностью к индивидуальным особенностям учащихся (их интересам, склонностям, способностям); - хорошей интуицией, которая является важной характеристикой творческого мышления, проявляемой в антиципации, т.е. в предвосхищении искомого педагогического результата, уже при выборе стратегий воздействия; - суггестивными свойствами личности или способностью к внушению (Митина Л.М., 1994).
Организаторские педагогические способности состоят в особой чувствительности педагога: - к продуктивным-непродуктивным способам организации взаимодействия учащихся с объектами деятельности и познания в учебное и внеучебное время; - продуктивным-непродуктивным способам организации взаимодействия учащихся в группах и коллективах; - продуктивным-непродуктивным способам обучения учащихся самоорганизации; - продуктивным-непродуктивным способам организации собственного взаимодействия с учащимися; - продуктивным-непродуктивным способам самоорганизации собственной деятельности и поведения.
Существенен вывод исследователей школы Н.В. Кузьминой, что педагогические способности предполагают высокий уровень развития общих способностей (наблюдательности, мышления, воображения) и что другие способности включаются в сферу педагогической деятельности лишь при наличии педагогической направленности и педагогических способностей в условиях их дальнейшего развития. Кроме того, выделены три типа сочетания педагогических и других специальных способностей: педагогические способности, которые либо помогают, либо нейтральны, либо мешают педагогической деятельности.
Список литературы Дружинин В.Н. Психология общих способностей. М., 1995. Кашапов М.М. Психология педагогического мышления. Монография. СПб., 2000. Маркова А.К. Психология профессионализма. - М.,1998. Рогов Е.И. Учитель как объект психологического исследования. - М.: ВЛАДОС, 1998. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш . пед . учеб. заведений / В.А. Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. Л., 1985. Кузьмина Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения профтехучилища
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Специальные творческие способности
способности к изображению и способность к художественно-творческому выражению...
общая и специальная артикуляционная гимнастика
общая и специальная артикуляционная гимнастика...
Состояние общего и специального образования
Материал для самообразования...
Мониторинг усвоения контрольных нормативов для оценки общей и специальной физической подготовленности по спортивной гимнастике.
Работа предназначена в первую очередь тренерам - преподавателям, инструкторам по физической культуре и воспитателям дошкольных образовательных учреждений. Рассчит...
Статья. "Проблема физического развития в общей и специальной психолого-педагогической литературе"
Проблема физического развития в общей и специальной психолого-педагогической литературе"1.1. Двигательные качества как психолого-биологические характеристики движений человека1.2. Особенности развития...
«Специальные педагогические способности воспитателя ДОУ»
Об исключительной роли воспитателя в воспитании и образовании детей, в развитии их богатого духовного мира писали и говорили многие выдающиеся педагоги. Именно на воспитателя возложена миссия реализац...
Общие основы специальной педагогики
Специальная педагогика под ред.Н.М.Назаровой .Учебное пособие...