Статья. "Проблема физического развития в общей и специальной психолого-педагогической литературе"
статья по теме
Проблема физического развития в общей и специальной психолого-педагогической литературе"
1.1. Двигательные качества как психолого-биологические характеристики движений человека
1.2. Особенности развития физических качеств у детей дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diplom.docx | 25.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Проблема физического развития в общей и специальной психолого-педагогической литературе
1.1. Двигательные качества как психолого-биологические характеристики движений человека
Двигательные действия - это целенаправленная деятельность человека, осуществляемая посредством системно-организованного комплекса движений для достижения заданной результативности. По образному выражению Н.А. Бернштейна, «в норме человек производит не простые движения, а всегда действия».(Бернштейн Н. А.; 1966:67) Действия человека всегда имеют цель. Из действий человека складывается его двигательная деятельность.
В практике физического воспитания особенности проявления двигательной деятельности принято называть двигательными (физическими) качествами. ( Гужаловский А.А.,1979)
Развитие физических качеств - важная задача физического воспитания. Уровень физического развития ребенка в значительной мере определяется развитием его двигательных качеств в разные периоды детства.
В настоящее время широко обсуждаются вопросы генетической и социальной обусловленности уровня работоспособности ребенка, его двигательных качеств. Одной из распространенных является точка зрения о взаимообусловленности социальных и биологических факторов в развитии детей. Согласно такому утверждению, психофизические качества представляют собой проявление двигательных возможностей человека, которые во многом зависят от его врожденных анатомо-физиологических, биохимических, психологических особенностей. Однако под влиянием систематического, целенаправленного процесса воспитания и обучения можно существенно влиять на развитие этих качеств.
Двигательные навыки и умения, сформированные у детей до 7 лет, составляют фундамент для дальнейшего совершенствования их в школе, облегчают овладение более сложными движениями и позволяют в дальнейшем достигать высоких результатов в любительском и даже профессиональном спорте (в случае если ребенок начнет заниматься тем или иным видом спорта профессионально).
Двигательные качества - это сложный комплекс биологических и психических свойств организма, которые определяют силовые, скоростно- силовые и временные характеристики движения человека. (Кузнецова З. И. 1987:157) Уровень их развития определяется не только физическими, но и психическими факторами, в частности, степенью развития интеллектуальных и волевых качеств.
В основе неодинакового развития способностей лежит иерархия разных врожденных (наследственных) анатомо-физиологических и психических задатков (Лях, 1996):
* анатомо-морфологические особенности мозга и нервной системы (свойства нервных процессов – сила, подвижность, уравновешенность; индивидуальные варианты строения коры и др.);
* физиологические особенности (особенности сердечно-сосудистой и дыхательной систем – максимальное потребление кислорода, показатели периферического кровообращения и др.);
* биологические (особенности биологического окисления, обмена веществ, энергетики мышечного сокращения и др.);
* телесные (длина тела и конечностей, масса тела, масса мышечной и жировой ткани и др.);
* хромосомные (генные);
* психодинамические (темперамент, характер, особенности регуляции и саморегуляции психических процессов). (Котлярова Л. И.; 1948: 28)
Двигательные качества связанны с типологическими особенностями проявления свойств нервной системы (силой - слабостью, подвижностью - инертностью и т.д.), которые выступают в структуре качеств в виде природных задатков.
Каждое качество обусловливает несколько различных возможностей. Например, быстродействие обеспечивается слабой нервной системой, подвижностью возбуждения и уравновешенностью. Такие связи характерны только для быстроты. Наличие разных типологических особенностей у разных людей частично обусловливается тем, что у одних людей лучше развиты одни качества (или их компоненты), у других иные. Выигрывая в проявлении одних двигательных качеств, человек проигрывает в других. Физические (двигательные) качества можно разделить в зависимости от их структуры на простые и сложные. Чем большее число анатомо-физологических и психических факторов обусловливает качество, тем оно сложнее. Но сложные качества, такие, например, как ловкость, меткость прыгучесть, не являются суммой простых. Сложное качество - это интегрированная межанализаторная качественная особенность двигательного действия. (Зарин А.;2007: 24)
Основными двигательными качествами человека принято считать ловкость, быстроту, гибкость, равновесие, глазомер, силу, выносливость. При выполнении любого упражнения в той или иной степени проявляются все двигательные качества, но преимущественное значение приобретает какое- нибудь одно из них.
С развитием силы, быстроты, ловкости увеличиваются длина, высота прыжка, дальность метания. Выносливость позволяет детям, не уставая, выполнять физические упражнения, проходить большие расстояния. Точность попадания в цель при метании, точность приземления при прыжках, соблюдение направления в ходьбе, беге свидетельствуют о наличии хорошего глазомера. Ребенок не смог бы выполнять даже элементарные упражнения, не говоря уже о более сложных видах
деятельности, если бы у него не были развиты в той или иной степени основные двигательные качества.
Формирование двигательных качеств, навыков и умений тесно связано с интеллектуальным и психическим развитием ребенка с воспитанием нравственно-волевых черт личности.
Рассмотрим сущность основных двигательных качеств.
Ловкость - это способность человека быстро осваивать новые движения и их сочетания, а также перестраивать их в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки. (Гаврилушкина О. П.; 2005: 27)
Основными параметрами измерения ловкости считают пространство и время. Выделяют три ступени развития ловкости.
Первая ступень характеризуется пространственной точностью и координированностью движений, при этом не имеет значения скорость их выполнения.
Второй ступенью ловкости является тонкая пространственная точность и тонкие пространственные координации, которые могут осуществляться в сжатые сроки.
Третья высшая ступень проявляется уже не в стандартных, а в переменных условиях (В.С. Фарфель, 1996).
Понятие ловкость характеризуют быстрота реакции на сигнал, координация движений — быстрота усвоения нового, осознанность выполнения и использования двигательного опыта.
Основными измерителями ловкости как двигательного качества являются пространство и время. Ловкие движения - это движения, очень тонкие по своей пространственной точности и координированности, которые должны укладываться в определенные, подчас очень сжатые временные рамки.
К развитию ловкости приводит систематическое разучивание с детьми новых упражнений. При этом повышается пластичность нервной системы,
улучшается координация движений и развивается способность овладевать новыми, более сложными упражнениями.
В подвижных играх детям приходится непрерывно переключаться от одних движений к другим, заранее не обусловленным; быстро, без всякого промедления решать сложные двигательные задачи, сообразуясь с действиями своих сверстников. Ловкость развивается при выполнении упражнений, проводимых в усложненных условиях, требующих внезапного изменения техники движения (бег между предметами, подъемы на лыжах на горку и спуски с нее и др.), с использованием различных предметов, физкультурного инвентаря, оборудования; с дополнительными заданиями, при коллективном выполнении упражнений с одним предметом (обруч, шнур).
Быстрота - способность человека выполнять движения в минимальный для данных условий отрезок времени. (Еркомайшвили И. В.; 2005: 29)
Высокая пластичность нервных процессов, сравнительная легкость образования и перестройки условнорефлекторных связей у детей создают благоприятные условия для развития быстроты и других физических качеств.
Выделяют три основные формы проявления быстроты: латентное время двигательной реакции; скорость отдельных движений; частота движений. Эти формы относительно независимы друг от друга.
Быстрота развивается в упражнениях, выполняемых с ускорением (ходьба, бег с постепенно нарастающей скоростью), на скорость (добежать до финиша как можно быстрее), с изменением темпа (медленный, средний, быстрый и очень быстрый), а также в подвижных играх, когда дети вынуждены выполнять упражнения с наивысшей скоростью (убегать от водящего). Развитию быстроты способствуют скоростно-силовые упражнения: прыжки, метание (толчок при прыжке в длину и в высоту с разбега, бросок при метании совершается с большой скоростью). Для развития быстроты целесообразно использовать хорошо освоенные
упражнения, при этом учитывать физическую подготовленность детей, а также состояние их здоровья.
Быстрота проявляется через совокупность скоростных способностей, включающих: быстроту двигательных реакций; скорость одиночного движения, не отягощенного внешним сопротивлением; частоту (темп) движений. Многие физические способности, характеризующие быстроту, являются составными элементами других физических качеств, особенно ловкости. Быстроту воспитывают посредством решения многообразных двигательных задач, успех решения которых определяется минимальным временем выполнения двигательного действия. При этом используются физические упражнения, в которых это качество проявляется в наибольшей мере, например бег на короткие дистанции, ряд подвижных и спортивных игр, метание облегченных снарядов, отдельные детали спортивных упражнений, выполняемых в высоком темпе или импульсивно, резко. Важно отметить, что среди всех физических качеств скоростные труднее всего поддаются тренировке.
Гибкость как физическое качество представляет собой способность достигать наибольшей величины размаха (амплитуды) движений отдельных частей тела в определенном направлении. (Еркомайшвили И. В.; 2005: 32)
Проявление гибкости зависит от многих факторов, в частности: анатомических (эластичности мышц, связок, суставных сумок), физиологических (степени возбудимости растягиваемых мышц; изменения ритма движения; изменения исходного положения), психологического состояния; от внешнего физического воздействия (массажа, разминки); внешней температуры; возраста. (В.С. Фарфель)
Различают активную и пассивную гибкость. Активная гибкость характеризуется величиной амплитуды движений при самостоятельном выполнении упражнений благодаря мышечным усилиям. Пассивная гибкость отличается максимальной величиной амплитуды движений, достигаемой при действии внешних сил (снарядов, усилий партнера). Разница между этими видами гибкости называется «резервной растяжимостью» или «запасом гибкости».
Различают так же общую и специальную гибкость. Общая гибкость характеризуется подвижностью во всех суставах тела и позволяет выполнять разнообразные движения с большой амплитудой. Специальная гибкость - это предельная подвижность в отдельных суставах, определяющая эффективность спортивной или профессионально- прикладной деятельности.
В методической литературе выделяются два пути тренировки гибкости: во-первых, накопление разнообразных двигательных навыков и умений; во-вторых, совершенствование способности перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющейся обстановки.
Гибкость развивается при выполнении физических упражнений с большой амплитудой, в частности общеразвивающих. Упражнения на гибкость целесообразно сначала выполнять с неполным размахом, например сделать 2-3 полунаклона, а потом уже полный наклон, 2- 3 полуприседания, затем - глубокое приседание.
Важным качеством необходимым человеку, чтобы передвигаться в помещении и на улице, не задевая предметы, друг друга, успешно справляться с обязанностями, необходимыми при разных работах, является равновесие.
Равновесие - способность человека сохранять устойчивое положение во время выполнения разнообразных движений и поз на уменьшенной и приподнятой над уровнем земли (пола) площади опоры. (Еркомайшвили И. В.; 2005:34)
Равновесие развивается в большей степени в упражнениях, выполняемых на уменьшенной и приподнятой площади опоры (катание на коньках, велосипеде), также в упражнениях, требующих значительных усилий, чтобы сохранить устойчивое положение тела (метание на дальность, прыжок в длину с места и с разбега и др.).
Сила как физическое качество представляет собой способность преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет мышечного напряжения. (Еркомайшвили И. В.; 2005: 37)
Проявление физической силы обусловливается интенсивностью и концентрированием нервных процессов, регулирующих деятельность мышечного аппарата. От развития силы во-многом зависит уровень развития других психофизических качеств.
Проявление силы действия человека зависит также от соотношения фаз движения и дыхания. Наибольшая величина силы действия проявляется при натуживании и наименьшая - при вдохе. Различают абсолютную и относительную силы действия. Абсолютная сила определяется максимальными показателями мышечных напряжений без учета массы тела человека, а относительная - отношением величины абсолютной силы к собственной массе тела.
Для характеристики степени развития силы как двигательного качества надо исходить не из любого проявления силы, а лишь из такого, где силовые возможности проявляют себя в полной мере.
Для измерения силы мышц применяются свойства упругой пружины. Измеряются те упругие силы, которые возникают в пружине при ее сжатии (или растяжении) с помощью мышечной силы.
Сила кисти является одним из показателей общего физического развития, ее активное развитие на уроках физкультуры является одной из форм компенсации двигательной недостаточности детей с ограниченными возможностями. С возрастом мышечная сила кисти увеличивается, причем это связано с нарастанием мышечной массы тела. (Еркомайшвили И. В.; 2005: 39)
Развитие силы мышц может быть достигнуто благодаря увеличению веса предметов, применяемых в упражнениях (набивной мяч, мешочки с песком и др.); использованию упражнений, включающих поднятие собственной массы (прыжки), преодоление сопротивления партнера (в
парных упражнениях). Интенсивность выполняемых упражнений, массу предметов (мешочков с песком и др.), дозировку физической нагрузки следует повышать постепенно.
Выносливость - выражается в совокупности физических способностей, поддержании длительности работы в различных зонах мощности: максимальной, субмаксимальной (околопредельной), большой и умеренной нагрузок. Каждой зоне нагрузок присущ свой своеобразный комплекс реакций органов и структур организма. (Еркомайшвили И. В.; 2005: 35)
Существуют разные определения выносливости. Так, например, под выносливостью понимается способность противостоять утомлению. (Катаева А.А.; 1998:47). С другой стороны выносливость - это «способность организма совершать продолжительную мышечную работу мощностью от 60 - 90% от максимальной благодаря преодолению трудностей, возникающих в связи со сдвигами во внутренней среде организма при напряженной мышечной работе». (Мотылянская Р.Е; 2001: 53)
Мерой выносливости является предельное время, в течение которого возможно осуществление мышечной деятельности данной формы и данной интенсивности. В практике физического воспитания выделяют несколько видов выносливости: общую выносливость, выносливость при выполнении силовой работы, выносливость при выполнении циклических движений, а также при статических напряжениях. Наиболее распространенной формой мышечной деятельности для развития выносливости, служат такие виды движений циклического характера, как бег и ходьба. При этом развитие выносливости в данных видах физических движений зависит в основном от мощности выполняемой работы. В настоящее время принято выделять четыре основные группы относительной мощности: умеренную, большую, максимальную и субмаксимальную.
Таким образом, двигательные качества - это сложный комплекс биологических и психических свойств организма, которые определяют
силовые, скоростно-силовые и временные характеристики движения человека. Основными двигательными качествами человека принято считать ловкость, быстроту, гибкость, равновесие, глазомер, силу и выносливость. Развитие различных двигательных качеств имеет свою специфику в каждом возрастном периоде, поэтому в следующем параграфе речь пойдет об особенностях развития двигательных качеств у детей дошкольного возраста.
1.2. Особенности развития физических качеств у детей дошкольного возраста
Для того чтобы целенаправленно влиять на развитие личности ребенка посредством включения его во все усложняющиеся формы двигательной активности, нужно быть уверенным, что он обладает достаточным для этого уровнем развития физических качеств. Однако анализ программных и методических материалов по физическому воспитанию в дошкольных учреждениях, организации этого процесса на практике свидетельствует о том, что основное внимание в процессе физического воспитания уделяется обучению основным движениям, в связи с чем развитию физических качеств детей уделяется недостаточное внимание. В результате дети не получают необходимой физической нагрузки, которая оказывала бы существенное влияние на развитие их физических качеств и укрепление здоровья. Такой методический подход можно объяснить боязнью навредить, поскольку вопросы доступности и оптимальности параметров физической нагрузки для детей дошкольного возраста исследованы пока недостаточно.
Вместе с тем ряд исследований и многолетний опыт практической работы с детьми дошкольного возраста свидетельствуют о том, что возможности здорового детского организма в этом плане весьма велики. (В.А. Гуляйкин ; Ю.И. Гончаров ; А.М. Кравчук).
В дошкольном возрасте (от 3 до 7 лет) происходит дальнейшее физическое развитие и совершенствование интеллектуальных возможностей ребенка. Движения его становятся свободными, он хорошо разговаривает, мир его ощущений, переживаний и представлений богаче и разнообразнее. Важно, что физические нагрузки в этом возрасте необходимы, но они должны быть посильными, и приучать к ним в ходе физического воспитания необходимо постепенно и осторожно.
К старшему дошкольному возрасту двигательные возможности ребенка заметно расширяются. Дети в этом возрасте овладевают умением управлять своим вниманием, у них формируется интерес не только к результату, но и к способу выполнения различных заданий, желанию научиться их выполнять, умение оценивать успешность собственной деятельности, выявлять и исправлять свои ошибки.
Двигательная активность оказывает влияние на формирование психофизиологического статуса ребенка. Существует прямая зависимость между уровнем физической подготовленности и психическим развитием ребенка, двигательная активность стимулирует перцептивные, мнемические и интеллектуальные процессы, ритмические движения тренируют пирамидную и экстрапирамидную системы. Для детей, имеющие большой объём двигательной активности в режиме дня, характерен средний и высокий уровни физического развития, адекватные показатели состояния ЦНС, экономичная работа сердечно-сосудистой и дыхательной систем, повышенная иммунная устойчивость, низкая заболеваемость простудными заболеваниями.
Увеличение на 6-7-м году жизни подвижности, силы и уравновешенности процессов возбуждения и торможения ЦНС, а также функциональная зрелость мышечной системы обеспечивает значительное повышение уровня развития быстроты двигательных действий. Скрытый период двигательной реакции с возрастом укорачивается, время реакции руки меньше, чем время реакции ноги. В данном возрасте упражняемость детей в разнообразных бытовых, игровых движениях оказывает тренирующее воздействие на данные группы мышц и двигательные центры коры головного мозга.
Наряду с быстротой в старшем дошкольном возрасте активно развивается мышечная сила. В то же время, следует отметить, что в старшем дошкольном возрасте детям не всегда удается мобилизовать мышечные усилия в нужный момент, поэтому результаты проявления чистого качества силы при выполнении движений сложны даже для детей этого возраста. Значительно успешнее дети выполняют задания, которые дают возможность комплексного проявления работы нескольких мышечных групп - например, бросок набивного мяча. В данном возрасте в основном используются упражнения, требующие совместного проявления силы и быстроты движения (метания, прыжки).
Экспериментальные исследования развития выносливости у детей старшего дошкольного возраста показали, что время деятельности, в течение которого дети могут поддерживать заданную интенсивность, заметно возрастает. При этом отсутствуют внешне выраженные признаки утомления. Развитие детей в данном возрасте и их двигательная активность предъявляют высокие требования к кардио-респираторной системе детского организма. Повышение уровня кардио-респираторной выносливости (аэробный компонент) позволяет увеличить показатели общей работоспособности организма, увеличить силу нервной системы, благотворно влиять на развитие иммунной системы организма и опорно-двигательного аппарата. При этом утверждается, что между уровнем аэробной выносливости и устойчивостью организма к респираторным заболеваниям существует прямая зависимость: чем больше уровень выносливости, тем больше устойчивость организма к простуде.( Змановский Ю.Ф.,1995)
Развитие силы и выносливости обеспечивает повышение уровня физической работоспособности. Как показывают исследования, режим двигательной активности влияет на данный показатель существенно. Анализ данных, характеризующих развитие гибкости, показал, что тенденции возрастного увеличения результатов не обнаружено. Степень проявления
данного качества зависит от организации работы по физическому воспитанию.
Умение произвольно координировать свои движения совершенствуется на протяжении всего дошкольного возраста. Особенно большие сдвиги в управлении движениями наблюдаются у детей 6-7-го года жизни. Способность точно и четко выполнять разнообразные движения в старшем дошкольном возрасте повышается, что обусловлено зрелостью нервной системы, увеличением роли кинестетического контроля с возрастом. Изучение структуры двигательных качеств показало, что на первом месте у детей 5-7 лет находятся скоростно-силовые способности, ловкость и выносливость. (Еркомайшвили И. В.; 2005: 45 – 47)
В общей системе воспитания дошкольников развитие двигательных качеств занимает особое место. Именно в дошкольном детстве в результате целенаправленного педагогического воздействия формируются здоровье, общая выносливость и работоспособность, жизнедеятельность и другие качества, необходимые для всестороннего гармонического развития личности.
Итак, мы выяснили, что дошкольный возраст является сенситивным для физического развития ребенка. При этом преимущественное внимание должно быть уделено развитию ловкости, быстроты, глазомера, гибкости, равновесия, также не следует забывать и о соразмерном развитии силы и выносливости. Однако адаптационные (приспособительные) возможности как органов дыхания, так и сердечно-сосудистой системы в дошкольном возрасте намного ниже, чем у взрослых. Поэтому физические упражнения на развитие двигательных качеств для детей должны строго дозироваться в соответствии с их возрастом.
В следующем параграфе мы проанализируем особенности развития физических качеств у детей с интеллектуальной недостаточностью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблема полоролевой социализации детей дошкольного возраста в психолого-педагогической и методической литературе
Консультация для воспитателей...
Проблема интеллектуального развития детей дошкольного возраста в психолого-педагогических исследованиях
Материал для воспитателей детского сада - самообразования....
Проблема интеллектуального развития детей дошкольного возраста в психолого-педагогических исследованиях
Материал для воспитателей детского сада - самообразования....
Проблема интеллектуального развития детей дошкольного возраста в психолого-педагогических исследованиях
Предназначена для педагогов...
Статья в сборнике Психология детства "Создание социальных и психолого-педагогических условий для формирование у ребёнка жизненно важных компетенций."
Создание условий для повышения эффективности взаимодействия со сверстниками способствует укреплению уверенности ребёнка в себе и в своих возможностях в общении с другими людьми....
статья: «Актуальность проблемы физического развития и здоровьесбережения детей дошкольного возраста»
Значение здоровьесберегающих технологий в ДОУ....
Статья:"Содержание понятия «одаренность» в зарубежной и отечественной психолого-педагогической литературе"
Одаренные дети являются уникальным явлением в современном мире. Потребность общества в нестандартно мыслящих людях, умеющих находить выход из любых сложных ситуаций, обуславливает интерес к теме...