Познавательно-исследовательский проект «Огород на подоконнике»
проект
Влияние окружающего мира на развитие ребенка огромно. Чем глубже ребенок познает таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов.
Деятельность экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. В ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевает представлением о том или ином законе или явлении. Основная задача нас, взрослых, поддержать и развивать в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word_wecompress.com_.docx | 847.89 КБ |
dnevnik_nablyudeniya.docx | 339.39 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад «Радуга»
Познавательно-исследовательский проект
«Огород на подоконнике»
Разновозрастная группа «Солнышко»
Исилькуль,2023
Введение
Влияние окружающего мира на развитие ребенка огромно. Чем глубже ребенок познает таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов.
Деятельность экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. В ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевает представлением о том или ином законе или явлении. Основная задача нас, взрослых, поддержать и развивать в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.
Тип проекта
• Исследовательский, творческий
• Групповой, с привлечением родителей
• Краткосрочный
Участники проекта
Дети средней группы, воспитатели группы, родители.
Срок реализации проекта (17.04. – 25.05.2023 г.)
Актуальность проекта
Ребенок является первооткрывателем всего того, что его окружает. Он может усвоить все прочно и надолго, если ему расскажут, покажут и если он попробует сам сделать. Дети младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит.
Цель проекта
Формирование экологической культуры у детей и родителей, создание условий для познавательного развития детей через проектно – исследовательскую деятельность и организацию художественно-продуктивной творческой деятельности.
Задачи проекта
• Формировать у детей знания о росте и потребности растений (тепло, влага, свет).
• Формировать умения наблюдать, ухаживать за огородными культурами. Развивать любознательность, интерес к исследовательской деятельности, экспериментированию.
• Воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям.
•Учить активно взаимодействовать - педагог, дети и родители.
Этапы проекта
Проект реализуется в три этапа – подготовительный, основной, заключительный.
Предполагаемый результат проекта
• Дети научатся сажать и ухаживать за культурными огородными растениями. Познакомятся с условиями их содержания.
• Дети узнают особенности строения растения, узнают много интересного из жизни растений.
• Опытным путем дети исследуют условия необходимые для роста культурных растений.
• Дети научаться вести наблюдения.
• Воспитатель продолжает осваивать метод проектирования, который позволяет эффективно развивать познавательно-исследовательское и творческое мышление дошкольников.
Формы реализации проекта
1.Формы работы с детьми: наблюдения, эксперименты, организованная деятельность, беседы с рассматриванием картинок, чтение художественной литературы, продуктивная деятельность, тематические прогулки.
2.Формы работы с родителями:
Индивидуальные беседы, рекомендации, наглядные информационные материалы, выполнение творческих заданий, конкурсы.
Этапы реализации проекта
1. Подготовительный
• определение темы;
• выявить цели и определить задачи;
• подборка материала (литература, наглядный материал, дидактические игры, картинки репчатого лука, помидор, цветы; семена для посадки);
• беседы с детьми «Что такое «Огород на окне»; «Какие растения можно вырастить на подоконнике»; «Какую пользу приносят растения».
• подготовка семян.
2. Основной
Содержание деятельности воспитателя и детей:
• рассматривание и сравнение семян (помидор, перец, цветы);
•посадка: лук,укроп –коллективно; перец -индивидуально;
•посев: цветочных семян;
•исследовательская и практическая деятельность по изучению особенностей выращивания культурных насаждений:
- подготовка почвы;
- отбор хороших семян от плохих;
- знакомство с моделью трудового процесса;
- посадка;
- установка на светлое место;
- полив;
- рыхление;
- оформление огорода на окне;
- наблюдение за первыми всходами и дальнейшим развитием;
- знакомство с моделью строения растения;
- рассада всходов;
- отражение результата в художественно - творческой деятельности;
- чтение детской литературы про овощи;
- отгадывание загадок про овощи; - пальчиковые игры; - подвижные игры;
- дидактические игры: «Что сначала, а что потом?», «Собери из частей целое», «Дать описание предмету» и др.
Работа с родителями
•беседы с родителями: «О полезных свойствах свежих овощей»;
• подборка литературы про овощи.
Ответственные за выполнение: воспитатели, дети, родители.
3. Заключительный
Содержание деятельности воспитателя и детей:
- анализ полученных результатов;
- презентация проекта «Огород на окне».
Работа с родителями
Предложить родителям продолжать работу по ознакомлению с овощами; привлечение детей к сбору фруктов и овощей с мая по август.
Ответственные за выполнение: воспитатели, родители.
Работа с детьми
1. «Земля – какая она».
Цель: выявить свойства земли (имеет вес, черного цвета, сыпучая); «Семена растений отличаются друг от друга»
2. Посадка овощных культур.
3. Чтение В. Коркина «Что растет у нас на грядке?»
1. «Вода и растения» Цель: Выявить насколько вода необходима для роста растений
2. Отгадывание загадок про овощи и фрукты.
3. Д/И «Что растет на огороде»
Цель: выявить характер представлений детей об овощных культурах, пользе для человека. Изготовление масок овощей для игры.
. 1. Чтение стихотворения С. В. Михалкова «Овощи»
2. П/и «Огуречик»
Цель: формировать умение прыгать на двух ногах в прямом направлении; бегать не наталкиваясь друг на друга; совершать игровые действия в соответствии с текстом.
3. Д/И ««Собери из частей целое»
Цель: развивать внимание, память, мышление, мелкую моторику; закреплять названия овощей.
. 1. Беседа "Овощи, фрукты, полезные продукты"
Цель: научить детей выбирать продукты, полезные для здоровья, вызвать стремление к здоровому питанию.
2. Чтение русской народной сказки «Вершки и корешки»
3. Д/И «Вершки и корешки»
Цель: закреплять знания о том, что в овощах есть съедобные корни - корешки и плоды - вершки, у некоторых овощей съедобны и вершки и корешки. Консультация «О луке – детям»
1.Совместный с детьми уход за рассадой: полив, рыхление. 2. Дидактическая игра «Что сначала, что потом». 3. Лепка «Овощи: огурцы и помидоры»
Цель: учить передавать форму овощей, развивать речь.
1. Д/И «Мой любимый овощ»
Цель: закреплять знания детей об овощах. Развивать связную речь.
3. Сюжетно-ролевая игра «Овощной магазин»
Цель: закрепить знания детей об обобщающем понятии «магазин», а также знания об овощах и фруктах.
1. Д/И «Найди по описанию»
Цель: развивать память, внимание; формировать умение при отгадывании не перебивать товарищей, не выкрикивать, внимательно выслушивать педагога.
2. Подвижная игра «Овощи — фрукты»
Цель: учить различать фрукты и овощи по их внешнему виду, развивать внимание, наблюдательность.
3. Раскрашивание овощей «Овощи и фрукты – полезные продукты».
1. Игра м/п «Огород у нас в порядке»
Цель: развивать внимание, способность координировать свои движения с движениями других детей.
2.Заучивание: А. Прокофьева «Огород»
3. Аппликация «Лук»
1. Д/И «Четвертый лишний»
Цель: развивать умение классифицировать предметы по существенному признаку. 2. Пальчиковая игра «Варим мы компот».
3. Сюжетно-ролевая игра «Приготовим
щи для кукол»
Цель: Воспитывать культуру поведения во время еды, заботливое отношение к кукле. Развивать речь и мышление.
Заучивание стихотворения С. Михалков «ОВОЩИ»
Хозяйка однажды с базара пришла,
Хозяйка с базара домой принесла:
Картошку,
Капусту,
Морковку,
Горох,
Петрушку и свеклу.
Ох.
Вот овощи спор завели на столе -
Кто лучше, вкусней и нужней на земле:
Картошка?
Капуста?
Морковка?
Горох?
Петрушка иль свекла?
Ох.
Хозяйка тем временем ножик взяла
И ножиком этим крошить начала:
Картошку,
Капусту,
Морковку,
Горох,
Петрушку и свеклу.
Ох.
Накрытые крышкою, в душном горшке
Кипели, кипели в крутом кипятке:
Картошка,
Капуста,
Морковка,
Горох,
Петрушка и свекла.
Ох.
И суп овощной оказался не плох!
Загадки
Круглый бок, желтый бок,
Сидит на грядке колобок.
Врос в землю крепко.
Что же это?
(Репка)
Красна девица сидит в темнице,
А коса на улице.
(Морковь)
В земле сидит дед,
Во сто шуб одет.
Кто его раздевает,
Тот слёзы проливает.
(Лук) Запеканки, драники,
Оладьи и пюре,
Зразы и вареники,
Печёнки в кожуре,
И отличную окрошку
Можно сделать из.
(Картошки)
За кудрявый хохолок
Лису из норки поволок.
На ощупь - очень гладкая,
На вкус - как сахар сладкая.
(Морковь)
Как на нашей грядке
Выросли загадки
Сочные да крупные,
Вот такие круглые.
Летом зеленеют,
К осени краснеют.
(Помидоры)
Дидактическая игра
«Что растёт в огороде?»
Цель: выявить характер представлений ребёнка об овощных культурах, правилах их жизнеобеспечения и пользе для человека.
Используется метод беседы.
Материал.
Карточки с изображением овощей, садово-огородного инвентаря,
природных явлений. Игровой персонаж – пугало, от имени которого педагог задаёт вопросы детям.
-Покажи и назови овощи. Какие из них ты любишь?
-Какие не любишь, почему?
-Как ты думаешь, овощи полезны для человека? Почему?
-Хочешь ли ты сам вырастить овощи?
-Как ты думаешь, что тебе для этого потребуется? Выложи карточки.
-Какой водой и как нужно поливать овощи?
-Как ты думаешь, а сами овощи любят витамины (подкормку?
-Что может произойти с овощными растениями, если не ухаживать за ними?
«Что сначала, что потом».
Цель: Учить детей составлять последовательную цепочку взаимосвязанных событий. Развивать мышление, речевую активность.
Материал. Два комплекта схем (косточка, росток, дерево с почками, листьями, бутонами, цветами, плодами, яблоко.
Ход игры
Педагог показывает детям яблоко и задает вопрос: «Как оно появилось?» Затем предлагает детям разделится на две команды и составить цепочку схем, объясняя, как как появилось яблоко. Команды составляют рассказ с опорой на схему
«Закончи предложение».
Цель. Закрепить у детей знания овощей. Расширять и активизировать словарный запас.
Материал. Мяч.
Ход игры
Огурец овальный, а тыква…
Лук горький, а морковь…
Огурец зеленый, а свекла…
Редиска мелкая, а редька…
Кабачок большой, а тыква…
Помидор кислый, а чеснок…
Морковь в земле, а помидор…
Помидор круглый, а морковь…
Пальчиковые игры
Тема "Фрукты"
Самомассаж пальчиков (соединение пальчиков, начиная с мизинцев, между пальчиками мяч-прыгун). Дети соединяют по одной паре пальцев на каждую стихотворную строку, при этом ладони не касаются друг друга
На базар ходили мы,
(мизинцы)
Много груш там и хурмы,
(безымянные пальцы)
Есть лимоны, апельсины,
(средние пальцы)
Дыни, сливы, мандарины,
(указательные пальцы)
Но купили мы арбуз —
(большие пальцы)
Это самый вкусный груз.
(пальцы сжимают в кулак, большой отводят вверх)
П/и «Огуречик… огуречик…»
Цель: формировать умение прыгать на двух ногах в прямом направлении; бегать не наталкиваясь друг на друга; совершать игровые действия в соответствии с текстом.
Ход игры: На одном конце зала – воспитатель, на другом дети. Они приближаются к ловишке прыжками на двух ногах.Воспитатель говорит: «Огуречик, огуречик не ходи на тот конечик,
Там мышка живет, тебе хвостик отгрызет».
После окончания речевки, дети убегают в свой дом. Воспитатель произносит слова в таком ритме, чтобы дети могли на каждое слово подпрыгнуть два раза. После того как игра освоена детьми роль мышки можно поручать
наиболее активным детям.
П/И «ПРИГЛАШАЕМ В ОГОРОД».
Приглашаем народ:
Сделать руками жест «к себе».
– Заходите в огород!
Развести руки в стороны перед собой.
Проходите между гряд -
Указательные и средние пальцы обеих рук,
как ножки, «шагают» по столу.
Там огурчики лежат,
Изобразить огурец: сложить пальцы в форме овала.
Помидоры висят,
Изобразить помидор: сложить пальцы в форме круга.
Прямо в рот хотят.
Рядом зреет репка
Изобразить репу: сложить пальцы в форме сердечка.
Ни густа, ни редка.
Наберем мы овощей
Округлить левую руку как лукошко, а правой рукой «класть» в него воображаемые овощи.
Для себя и для друзей.
П/И «МОРКОВКА»
Красный нос в землю врос,
Изобразить морковку: собрать пальцы правой руки вместе, а большой палец спрятать. Пальцы направлены вниз.
А над ним зеленый хвост.
Изобразить ботву моркови: к правой кисти сверху приставить левую с растопыренными пальцами.
Нам зеленый хвост не нужен,
Убрать левую кисть, изображающую ботву, оставить только саму «морковку».
Нужен только красный нос.
П/И «КАПУСТА»
Что за скрип? Что за хруст? Потереть кулак о кулак.
Это что еще за куст? Изобразить куст капусты: соединить ладони в области запястья вместе, пальцы раздвинуть .
Как же быть без хруста? Потереть ладонь о ладонь.
Если я – капуста!
Изобразить кочан капусты: левую руку сжать в кулак, а правой ладонью его обхватить.
Летом жарко, летом душно -
Обмахивать себя руками, как веером.
Просит дождика капуста.
П/И «КАРТОШКА»
И зелен, и густ (изобразить куст картошки: показать левую кисть с растопыренными пальцами)
На грядке куст.
Покопай немножко (правой ладонью изобразить лопату, которой подкапывают «куст»,
Под кустом – картошка. Изобразить клубни картофеля: сжать кулаки.
П/И «Овощи»
У Лариски — (По очереди разгибают пальчики из
Две редиски. кулачка, начиная с большого, на одной
У Алешки — или обеих руках.)
Две картошки.
У Сережки-сорванца —
Два зеленых огурца.
А у Вовки —
Две морковки.
Да еще у Петьки
Две хвостатых редьки.
Ожидаемые результаты:
По реализации проекта «Огород на окне» будут получены следующие результаты:
1. Дети получат знания о том, что растения живые, их поливали, сажали, выращивали из семян.
2. С помощью исследовательской работы дети выявили многообразие и разнообразие посевного материала.
3. В группе был создан огород на окне.
4. Дети вели наблюдения за растениями на окне.
5. Дети принимали участие в практической деятельности по выращиванию культурно – огородных растений на окне.
6. Дети научились, и стали более уважительно относиться к труду.
7. Все участники проекта (дети, воспитатель, и родители) получили положительные эмоции от полученных результатов.
Выводы:
На основании этих результатов можно сделать вывод, что уровень интереса детей среднего дошкольного возраста к исследовательской деятельности в познании растительного мира значительно вырос. Дети стали различать растения, познакомились с условиями их роста, научились ухаживать за растениями.
Данный проект подтвердил, что и в дальнейшем необходимо способствовать слиянию ребенка с природой, формировать эстетическое отношение к ней, углублять знания, совершенствовать навыки, поддерживать индивидуальность. И тогда ребенок проявит интерес к познавательно-исследовательской деятельности, будут самостоятельно и творчески осваивать новые способы исследований.
Литература и интернет источники:
1. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации Масленникова О. М., Филиппенко А. А. Экологические проекты в детском саду. –Волгоград: Учитель, 2011
2. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников. Учебное пособие. – М.: Издательский центр «Академия», 2001
3. Рыжова Н. А. «Экологическое образование в детском саду». – М.: Изд. Дом «Карапуз», 2001
4. Иванова А. И. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений.», М. 2005г.
5. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего возраста». Санкт – Петербург. Детство – Пресс 2008г.
6. Комарова Н. Г., Грибова Л. Ф. «Мир, в котором я живу», М. 2006г.
7. «Формирование целостной картины мира» под ред. О. Н. Каушкаль, М. В. Карпеевой, М. 2015 г.
8. Т. А. Шорыгина «Овощи. Какие они? Знакомство с окружающим миром». М. 2009 г.
Приложение
Предварительный просмотр:
Наблюдение за ростом лука
1-й день | 5-й день | 10-й день | 15-й день |
20-й день | 25-й день | 30-й день | 35-й день |
Наблюдение за ростом
болгарского перца
1-й день | 5-й день | 10-й день | 15-й день |
20-й день | 25-й день | 30-й день | 35-й день |
Наблюдение за ростом укропа
1-й день | 5-й день | 10-й день | 15-й день |
20-й день | 25-й день | 30-й день | 35-й день |
Наблюдение за ростом
цветов (астры)
1-й день | 5-й день | 10-й день | 15-й день |
20-й день | 25-й день | 30-й день | 35-й день |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательно – исследовательский проект "Зеленый лучок на подоконнике"
Познавательно – исследовательский проект "Зеленый лучок на подоконнике" для детей 1 младшей группы...
Познавательно – исследовательская деятельность Тема: Огород на подоконнике
Детям очень интересно знать о том, как ухаживать за растениями в комнатных условиях. Для этого в нашей группе мы расположили мини-огород на подоконнике.Выращивание растений в помещениях полезно...
Краткосрочный познавательно - исследовательский проект «Чудо – огород на подоконнике»
Краткосрочныйпознавательно - исследовательский проект «Чудо – огород на подоконнике»...
Познавательно исследовательский проект « КТО ЖИВЕТ НА ПОДОКОННИКЕ?»
ГБОУ Школа № 1475 (дошкольное отделение № 1289)Познавательно исследовательский проект« КТО ЖИВЕТ НА ПОДОКОННИКЕ?»В средней группе № 11 [[{"type":"media","view_mode":"media...
Конспект познавательно-исследовательского досуга в рамках проекта «Огород на подоконнике» для детей средней группы с использованием песочной терапии Тема: « Мы ходили в огород»
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитиеИспользуемые технологии: игровая, сказкотерапия...
Экологический проект «Огород - сад на подоконнике» в 1 младшей группе
Направленность: экологическое воспитание через познавательно-исследовательскую деятельность....
Краткосрочный проект «огород «Луковичка» на подоконнике»
В условиях современного общества, когда проще приобрести всё готовое, чем выращивать самим, дети не имеют понятия, откуда берутся овощи и как за ними нужно ухаживать....