Консультация для педагогов
консультация

Кумачева Дарья Александровна

«ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДОУ»

Сегодня эффективную педагогическую систему невозможно представить без высокоэффективных программ и технологий. Современные тенденции и стремительные перемены в социуме приводят к осознанию того факта, что современные дети должны знать и уметь много больше, чем их сверстники 15-20 лет тому назад, поэтому постоянной заботой педагогов является выбор наиболее эффективных средств обучения и воспитания. Одним из таких средств является педагогическое проектирование.

Педагогическое проектирование и его приложения исследовались достаточно плотно, однако, несмотря на интенсивные поиски ученых в целях создания единой теории, пока остаются слабо изученными вопросы терминологии данной проблематики, ее содержательного наполнения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_deyatelnost_v_dou.docx17.35 КБ

Предварительный просмотр:

«ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДОУ»

Сегодня эффективную педагогическую систему невозможно представить без высокоэффективных программ и технологий. Современные тенденции и стремительные перемены в социуме приводят к осознанию того факта, что современные дети должны знать и уметь много больше, чем их сверстники 15-20 лет тому назад, поэтому постоянной заботой педагогов является выбор наиболее эффективных средств обучения и воспитания. Одним из таких средств является педагогическое проектирование.

Педагогическое проектирование и его приложения исследовались достаточно плотно, однако, несмотря на интенсивные поиски ученых в целях создания единой теории, пока остаются слабо изученными вопросы терминологии данной проблематики, ее содержательного наполнения.

Впервые о «Методе проектов» заговорил Джон Дьюи, американский педагог-демократ, автор более тысячи книг и статей по проблемам философии, психологии, этики, политики. Продолжил эту тему профессор педагогики учительского колледжа при Колумбийском университете Уильям Херд Киллпатрик, который разработал «проектную систему обучения» («метод проектов»). Суть ее заключалась в том, что дети, исходя из своих интересов, вместе с педагогом выполняют собственный проект, решая какую-либо практическую, исследовательскую задачу. Включаясь таким образом, в реальную деятельность, они овладевали новыми знаниями.

 «… Дети любят искать, сами находить. В этом их сила», - писал А. Эйнштейн; а «… творчество - разновидность поисковой активности», утверждал В. С. Ротенберг и что «на ребенка надо смотреть не как на ученика, а как на маленького «искателя истины», необходимо поддерживать и питать в нем дух неугомонного искания истины, лелеять проснувшуюся жажду знания», – писал К. Н. Вентцель. Принятый на веру материал обычно легко и быстро забывается, но если ребенок сам выработает мысль, самостоятельно освоив новое знание, то мысль эта сделается его собственностью.

У.Х. Киллпатрик полагал, что весь воспитательный процесс в детском саду должен представлять собой ряд опытов, связанных таким образом, чтобы знания, приобретаемые в результате одного опыта, служили развитию и обогащению ряда последующих опытов. Обучение поэтому должно осуществляться через организацию целевых актов, включающих в себя:

•        постановку проблемы;

•        составление плана ее реализации;

•        оценку ее выполнения.

 Сегодня насчитывается больше сотни образовательных технологий [2. 6]. Одной из наиболее ярких, развивающих, интересных и значимых, как для взрослых, так и для детей, по моему мнению, является проектная деятельность. [журнал педагогическая мастерская. всё для учителя No 5 (5) май 2012 г.].  Технология проектирования относится к современным инновационным технологиям. От образования в наше время требуется уже не частичное включение методов исследовательского и проектного обучения в практику, а целенаправленная работа по развитию изыскательских способностей, специально организованное обучение детей умениям и навыкам поиска.

В связи с ведением в действие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации заметно активизировался интерес педагогов дошкольного образования к проектам педагогическому проектированию и проектной деятельности детей. В ходе реализации проекта можно осуществлять интеграцию образовательных областей комбинировать разные виды детской деятельности и формы работы с детьми решать образовательные задачи в совместной деятельности взрослого и детей, и самостоятельной деятельности дошкольников активно взаимодействовать с семьями воспитанников.

Проектный метод актуален и очень эффективен, т.к. дает ребенку возможность экспериментировать, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым позволяя ему успешно адаптироваться к школе. Опыт самостоятельной деятельности развивает в детях уверенность в своих силах, снижает тревожность при встрече с проблемами, создает привычку искать пути решения самому.

Метод проектной деятельности позволяет развивать познавательный интерес к различным областям знаний формировать коммуникативные навыки и нравственные качества. Участие в проекте помогает ребенку почувствовать свою значимость ощутить себя полноправным участником событий способствует усилению позиций «Я сам» «Я сделаю» «Я умею». У детей появляется возможность внести свою лепту в общее дело проявить индивидуальность завоевать определенное положение в группе. Проектная деятельность позволяет любую группу детей превратить в сплоченную команду, где каждый ребенок чувствует себя нужным. Ведь коллективные переживания, радость от победы над трудной задачей, гордость от поощрения взрослых сближает детей, способствует улучшению микроклимата в группе.

Метод проектов интересен и полезен не только детям, но самим педагогам, т.к. он дает возможность сконцентрировать материал по определённой теме, повысить уровень собственной компетентности по проблеме, вывести на новый уровень взаимоотношения с родителями, ощутить себя действительно партнером детей в решении исследовательских задач, сделать процесс познания не скучным. Данный метод естественно и гармонично вплетается во все процессы детского сада.

Проектная деятельность - это один из лучших способов организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагогов, воспитанников и родителей. Особо большую ценность имеет привлечение родителей в проектную деятельность:

•        родители проявляют участие и вносят вклад в знания и умения ребенка

•        родителю становятся более понятны основы   процесса обучения детей дошкольного возраста.

Проектную деятельность или метод проектов от других методов организации педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении отличает следующее

• практическое применение детьми имеющихся знаний и умений

• нежесткое формулирование задач их вариативность повышающие самостоятельность и творчество детей

• интерес к деятельности, приносящей публичный результат личная заинтересованность в нем.

Проектная деятельность включает в себя

• задание для детей сформулированное в виде проблемы

• целенаправленную детскую деятельность

• формы организации взаимодействия детей с воспитателем и друг с другом

• результат деятельности как найденный детьми способ решения проблемы проекта.

Коллективный характер этапов работы над проектом позволяет ребенку увидеть себя в общем контексте деятельности оценить свое личное участие убедиться в пользе общих усилий людей для достижения единой созидательной цели.

Задачами проектной деятельности являются:

•        обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;

•        развитие познавательных способностей детей;

•        развитие творческого воображения;

•        развитие творческого мышления;

•        развитие коммуникативных навыков;

•        формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

•        развитие умений определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

•        формирование умения применять данные методы с использованием различных вариантов;

•        развитие умения вести конструктивную беседу в процессе совместной исследовательской деятельности.

С целью развития познавательной активности необходимо возбудить интерес создать мотив, а затем открыть возможность нахождения цели. В проекте должна быть проблема, следовательно, тактика и стратегия ее изучения, изложенная детским приемом познания.

При организации проектной деятельности педагог может столкнуться с затруднением выбора темы проекта .Необходимо помнить, что из формулировки темы должно быть понятно: «Что не так? Почему не так? Что будет, если сделать как надо?»

Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Это и есть один из важнейших способов развития детской любознательности…по методу проектной деятельности.

Любая реформа образования должна опираться на личность человека. Если мы будем следовать этому правилу, ребенок, вместо того, чтобы обременять нас, проявит себя, как самое великое и утешительное чудо природы».

Мария Монтессори.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»

Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду«Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов...

Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»

Мы не однократно слышали о эффективной системе развивающих игр для детей созданной известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздо...

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО».

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО»....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ на тему "Коммуникативная компетенция педагога. Речевой этикет в профессиональной деятельности воспитателя. Требования к речи педагога как средству общения, пути её совершенствования."

Воспитатель для дошкольника - первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в социуме. На педагоге лежит огромная от...

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов....