Семинар - практикум для педагогов "Вредные привычки дошкольников"
методическая разработка
Привлечение внимания педагогов к вредным привычкам дошкольников; создание условий, направленных на первичную профилактику вредных привычек.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_-_praktikum_vrednye_privychki_doshkolnikov.docx | 67.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 12 города Красноармейска Саратовской области»
Саратовская область г. Красноармейск, ул. 1 Мая. д. 8 «А»
Семинар – практикум
для педагогов
Воспитатели
С.К. Аржанухина
Ю.В. Горбунова
г. Красноармейск
2023г.
«Вредные привычки у дошкольников»
План семинара.
1. Организационный момент - актуальность, классификация вредных привычек.
2. Основной момент - практическая деятельность.
3. Заключительный момент - релаксация.
Цель: привлечение внимания педагогов к вредным привычкам дошкольников; создание условий, направленных на первичную профилактику вредных привычек.
Ход.
1. Организационный момент - актуальность, классификация вредных привычек.
Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня наш семинар – практикум посвящен серьёзной теме «Вредные привычки у дошкольников». Решение проблемы профилактики вредных привычек становится одной из важнейших социальных задач общества. Начать мы хотим с притчи. Мудреца спросили: «Что является для человека наиболее ценным и важным в жизни: богатство или слава?». А Вы как думаете? (Ответы педагогов). Вот что ответил мудрец: «Ни богатство, ни слава не делают человека счастливым. Здоровый нищий счастливее больного короля».
Здоровье - это бесценный дар. Без него очень трудно сделать жизнь интересной и счастливой. Важнейшей потребностью каждого человека в современном обществе является укрепление и сохранение здоровья, хорошее самочувствие, высокая работоспособность, творческое долголетие. Но одно из наиболее эффективных и доступных средств удовлетворения этой потребности - соблюдение здорового образа жизни и отказ от вредных привычек.
В кругу дошкольников систематически попадаются дети, у которых имеются признаки нетипичного поведения. Такое поведение в современном обществе является неприемлемым. Действия ребенка характеризуются как привычка.
Привычка - сложившееся действие, выполнение которого при обусловленных причинах стало необходимостью для ребенка. Привычки бывают полезными и вредными.
Назовите, пожалуйста, вредные привычки у детей дошкольного возраста. (Приложение №1).
Наиболее распространенные вредные привычки в дошкольном возрасте: грызет ногти;
ковыряет в носу; сосет пальцы; вырывает волосы; часто трет глаза; ритмично покачивается из стороны в сторону; чрезмерно жестикулирует; хватает собеседника за рукав или за пуговицу;
поминутно отплевывается; употребляет слова - паразиты («ну», «вот», «значит», «короче» и т.п.); ест всухомятку; длительное время проводит за компьютером или телевизором; ест много сладкого; поздно ложится спать; ест на ходу; переедает; отказывается от прогулок на свежем воздухе; грызет посторонние предметы; ест грязными руками; берет чужие вещи; ябедничает;
- сквернословит; обманывает сверстников и старших и т.д.).
Вывод: вредные привычки - это навязчивые, ритуализированные действия, отрицательно сказывающиеся на физическом и психическом развитии детей.
Все вредные привычки можно разделить на две группы.
1. Непатологические привычки.
Возникают в результате недостаточного внимания к привитию культурно - гигиенических навыков. Это такие привычки, как ковыряние в носу, теребление волос, мочки уха, сидеть и ходить, сутулясь, ерзать на стуле, шаркать ногами при ходьбе, поминутно отплевываться, употреблять слова паразиты («ну», «вот», «как его» и т.д.), громко говорить и чрезмерно жестикулировать, хватать другого за рукав, перебивать говорящего, крутить пуговицу и т.д., которые ребенок осуществляет по привычке, производят довольно неприятное впечатление. За этим стоят издержки воспитания, в частности в привитии культурных навыков. Некоторые из перечисленных привычек могут возникать по подражанию действиям взрослого (прокашливание, сплевывание). Предупреждение и исправление вредных привычек данной группы - привитие ребенку навыков аккуратности, организованности, воспитание навыков личной гигиены, способности доводить начатое дело до конца.
2. Патологические привычки.
Возникают в результате нарушений детско - родительских отношений, в строгой, чрезмерно - требовательной атмосфере, при дефиците родительского внимания, воспитании по гиперсоциальному типу или по типу неприятия. Ребенка надолго оставляли в одного постели,
не брали на руки, выдерживая характер, не укачивали, когда ему было не уснуть, рано отлучали от груди и (усугубляя) не давали соску. Такие вредные привычки порождены дефицитом материнского внимания. Перечислим некоторые из таких привычек - сосание пальца, языка, щеки, одежды, постельного белья, верчение и выдергивание волос, качание головы из стороны в сторону, биение головой об подушку перед засыпанием и во сне, грызение ногтей, онанизм, и т.д.
Ребенок, предоставленный самому себе, ощущая недостаток впечатлений, ухода, ласки, а в связи с этим испытывающий скуку, страх. Ищет успокоение, отвлечение в доступных ему действиях, например, сосет палец, теребит волосы, ухо, нос, ковыряет пупок, манипулирует наружными половыми органами. Постепенно такие действия закрепляются. Вначале он прибегал к этим действиям, потому что отсутствовала мать, теперь встревоженная мать рядом с ним, но она его уже не интересует, он занят самим собой. Произошла серьезная перестройка ориентации.
Все вредные привычки данной группы опасны еще и тем, что отвлекают ребенка от процесса познания, угрожают задержкой развития. Вредная привычка становится необходимым ритуалом самоуспокоения, отвлечения от страхов, компенсацией за отсутствующее внимание, ласку, общение.
Если привычка сформировалась, в первую очередь, родители должны начать борьбу с вредной привычкой, но не борьбу с ребенком. Здесь недопустимы прямолинейность действий - она провоцирует конфликты. Наказание и запугивание могут привести к исчезновению патологической привычки, но психологические последствия принятых мер могут оказаться сто крат тяжелее устраненной привычки - возникновение неврозов различной тяжести, которые очень трудно лечатся, и в тоже время провоцируют возникновение новых вредных привычек - замкнутый круг. Такие привычки как, грызение ногтей, кожи пальцев вокруг ногтей, - еще и выражение глубокой неуверенности в себе, чувства вины, а также связанный со всем этим акт самонаказания. Нежелательно также связывать ребенка обязательствами, обещаниями, честным словом - волевые качества у ребенка еще не развиты, он не сможет себя проконтролировать, но заработает чувство вины за нарушенное слово.
Наиболее распространенные патологические привычки детей: сосание пальца, волос, губ, щеки, одежды (начало появления - около 6 месяцев). Это происходит от раннего отлучения сосания груди.
Причины появления привычки и пути устранения.
Депривация (потеря) сенсорных ощущений. Недостаточная эмоциональная стимуляция развития, необходимо как можно больше уделять ребенку внимания (ласковые прикосновения, поцелуи, тесный физический контакт), создать теплые эмоциональные отношения, а также предоставить в распоряжение ребенка яркие полезные игрушки, соответствующие возрасту.
Эффект депривации (потери). Органическое поражение центральной нервной системы - ребенку постоянно нужны новые яркие впечатления, не получая их, ребенок испытывает дискомфорт, который внешне проявляется в навязчивых действиях. Данная причина является фактором для медицинского лечения и коррекционных мероприятий.
Эмоционально - личностный инфантилизм (детскость). В состоянии стресса, нуждаясь в успокоении, ребенок начинает сосать пальцы, теребить щеки, одежду и т.д. Здесь необходимо усиливать противострессовый иммунитет ребенка, повышать его самооценку, работать над проблемой неуверенности в себе.
Патологическая привычка может являться симптомом невроза. В процессе лечения и коррекции невроза данная привычка пройдет.
Типичные ошибки при устранении вредных привычек.
Механическое воздействие - намазывание пальцев горчицей, перцем и т.д. приведет к усилению желания удовлетворить данное действие, к неврозоподобному состоянию.
Моральное воздействие - фразы взрослого типа «Ты плохой, отвратительный», «Не буду тебя любить» и т.д. могут привести к формированию комплекса неполноценности, к невротическому растройству.
2. Основной момент - практическая деятельность.
В нашей группе уже проводим такие игры, как «Полезные предметы», «Хорошо, плохо».
2.1. Игра «Хорошее и плохое» - разминка.
Называем привычки, а вы внимательно слушайте. Если привычки хорошие - вы хлопаете, а если
плохие – нет.
Постоянно жевать жвачку. Обманывать. Умываться каждое утро. Чистить зубы. Грызть ногти, карандаш, ручку. Класть вещи на место. Делать зарядку. Опаздывать. Говорить правду. Лениться. Ругаться. Кричать. Мыть руки перед едой. Бросать мусор, где попало
2.2. Пословицы и поговорки «Вредные и полезные привычки». (Приложение №2).
О том, что полезно, а что вредно, люди задумывались ещё в древности. Наши предки были очень мудрыми, они придумали пословицы – краткие изречения нравоучительного характера. Во многих из них говорится и о свойствах привычек.
За худую привычку и умного дураком обзывают.
Ковыряться в носу и грызть ногти - вредные привычки.
Много есть и не заниматься спортом - вредные привычки!
Драться - вредная привычка.
Для хорошей работы мало умения: нужна привычка.
Всегда заправлять кровать - полезная привычка!
Вкусивши сладкого, не захочешь горького.
Здоровое питание - полезная привычка!
Привычка - вторая натура.
Чистить зубы и делать зарядку - полезная привычка!
Дурную славу нажить, что пить попросить.
Как привыкаешь, так и отвыкаешь.
2.3. «Назовите связи и соедините стрелкой». (Приложение №3).
Привычки 1. Чистить зубы 2. Ребёнок не хочет мыться и умываться 3. Слушать громко музыку 4. Ребёнок грызёт ногти 5. Ест много сладкого 6. Давать прозвища 7. Читать лёжа в постели 8. Заниматься спортом 9. Проводить много времени у телевизора 10. Разбрасывать вещи, игрушки | Последствия 1. Иметь красивое тело, быть сильным и ловким 2. Здоровая красивая улыбка 3. С грязным подростком никто не хочет общаться 4. Плохое зрение 5. Врач лечит воспалённые пальцы 6. Остаться без друзей 7. Болезни желудка 8. Плохое зрение 9. Тратить много времени на поиски чего - либо 10. Возникновение проблем со слухом |
2.4.Упражнение «Паутина».
Встанем в круг, и по очереди будем бросать клубок ниток друг другу, предварительно обмотав часть нити вокруг пальца. Каждый, у кого окажется клубок, должен сказать, какие могут быть последствия вредных привычек (нарушение координации движений, снижение работоспособности, приступы агрессии, ухудшение памяти, снижение умственной деятельности, деградация личности, несчастные случаи и т. д.). Условие: нельзя давать клубок рядом стоящим и нельзя одному и тому же человеку передавать клубок дважды. В результате в центре круга образуется «паутина».
А теперь давайте разрушим нашу паутину. Если один человек сможет побороть вредную привычку, бросить ее, паутина порвется. Вывод: вредная привычка - закрепленный в личности способ поведения, агрессивный по отношению к самой личности или к обществу. Качество жизни зависит не только от соблюдения правил здорового образа жизни, но и от тех привычек, которые возникли у человека в том или ином возрасте.
Изготовить плакат на тему «Вредные привычки мне не друзья, здоровый образ жизни выбираю я».
3. Заключительный момент.
Как вы думаете, какой вывод можно сделать из всего сказанного нами? Вывод: Не заводи вредных привычек! Наши привычки формируем мы сами. Нужно избавляться от вредных привычек и приобретать полезные. Какие привычки человек посеял и вырастил в себе, такие плоды и будет пожинать всю жизнь. Неспроста народ придумал такую пословицу «Что посеешь, то и пожнёшь». Ну и в заключение нашего разговора я предлагаю каждому взять карточку, написать полезную привычку и поместить ее на дерево здоровья, а свою вредную привычку, от которой хотите избавиться, написать, смять и выбросить со словами «Вредным привычкам скажем: «Нет!»
Помнить должен стар и млад,
Что здоровье – это клад!
Ты здоровьем дорожи,
С физкультурою дружи,
Кушай то, что нам полезно,
Витамины не забудь!
Слушай мудрых! Внемли гласу предков! Выбери жизнь без вредных привычек!
Надеемся, что все придерживаются всех этих компонентов и ведут здоровый образ жизни. Пусть в нашей большой семье господствует дух здоровья, культ здоровья.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ.
Цель: создание информационного пространства для обмена педагогическим опытом и повышения профессиональной компетентности и мастерства педагогов ДОУ по развитию речи детей....
Семинар – практикум по теме «Здоровье дошкольника»
Семинар – практикум по теме «Здоровье дошкольника»...
Семинар - практикум «Развитие интеллектуальных способностей дошкольников»
Роль игры в развитии умственных способностей дошкольников.Современная психология утверждает, что интеллектуальный потенциал детей генетически обусловлен и что многие люди имеют шансы на достижение лиш...
Семинар – практикум: Занимательная математика для дошкольников.
Семинар практикум:"Занимательная математика" для детей старшего дошкольного возраста...
Семинар-практикум "Духовно-нравственное воспитание дошкольников в образовательной деятельности ДОУ"
Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания дошкольников в образовательной деятельности ДОУ, обусловлена модернизацией системы образования и введением новых нормативно – правовых актов, рег...
Семинар-практикум "Развитие творческого мышления дошкольников посредством ТРИЗ"
Презентация "Развитие творческого мышления дошкольников посредством ТРИЗ". раскрывается теория применения технологии ТРИЗ в практике работы с детьми дошкольного возраста....
Семинар-практикум «Развитие познавательного интереса дошкольников, через экспериментирование»
Цель: представление опыта работы с детьми разного возраста по развитию познавательной активности через поисково-исследовательскую деятельность.Задачи:- повысить уровень профессиональной компетенц...