Семинар-практикум "Духовно-нравственное воспитание дошкольников в образовательной деятельности ДОУ"
материал на тему
Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания дошкольников в образовательной деятельности ДОУ, обусловлена модернизацией системы образования и введением новых нормативно – правовых актов, регламентирующих деятельность современного ДОУ. В условиях стремления человечества к новизне, инновациям не следует забывать о незыблемых человеческих ценностях, базе, на которой держится наш мир – это духовные, нравственные ценности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nravstv._vospit._doshk._v_nod_-_kopiya.pptx | 348.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Детство – каждодневное открытие мира, и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего познанием человека и Отечества, их красоты и величия. В. А. Сухомлинский О проблемах духовно – нравственного воспитания рассуждали уже в античные времена: Пифагор говорил, что главное для человека «наставить душу» ; Аристотель в сочинении «Политика» отмечал, что «законодатель должен отнестись с исключительным вниманием к воспитанию молодежи, так как в тех государствах, где этого нет, и сам государственный строй терпит ущерб».
Выдающийся советский педагог - новатор, писатель В.А. Сухомлинский, разработав воспита -тельную систему о всестороннем развитии личности, вполне обосновано считал, что ее система-образующий признак – нравственное воспитание. Он писал, что: «Сердцевина нравственного воспитания – развитие нравственных чувств личности». С его точки зрения «нравственное воспитание» – это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали»
Проблема духовно-нравственного воспитания дошкольников за последние десятилетия претерпела ряд качественных и количественных изменений. В наше время актуальность данного вопроса обусловлена модернизацией системы образования и введением новых нормативно – правовых актов, регламентирующих деятельность современного ДОУ. В условиях стремления человечества к новизне, инновациям не следует забывать о незыблемых человеческих ценностях, базе, на которой держится наш мир – это духовные, нравственные ценности.
Нормативно-правовые акты, регламентирующие духовно-нравственное воспитание дошкольников: Конвенция о правах ребенка Конституция РФ Закон РФ «Об образовании » Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
«Нравственность», «нравственное воспитание» нравственность - это внутренние духовные качества, этические нормы, правила поведения, которыми руководствуется человек (Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова) нравственное воспитание определяется как целенаправленное формирование морального сознания, развитие нравственных чувств и выработка навыков и привычек нравственного поведения (Педагогическая энциклопедия)
«Духовность» духовность – высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности, на котором основными мотивационно - смысловыми регуляторами ее жизнедеятельности становятся высшие человеческие ценности. (Общая психология. Словарь) духовность – свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными (Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова)
« Д уховно - нравственное воспитание» включает в себя формирование: нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма); нравственного облика (терпения, милосердия, кротости); нравственной позиции (способности различению добра от зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний); нравственного поведения (готовности служения людям и отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли)
Главная функция нравственного воспитания сформировать у подрастающего поколения нравственное сознание, устойчивое нравственное поведение и нравственные чувства, соответствующие современному образу жизни, сформировать активную жизненную позицию каждого человека, привычку руководствоваться в своих поступках, действиях, отношениях чувствам общественного долга
Основные задачи духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста в условиях перехода на ФГОС ДО : формирование начал патриотизма и гражданствен- ности ; формирование гуманного отношения к людям и окружающей природе; формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа; уважение к своей нации;
понимание своих национальных особенностей; формирование чувства собственного достоинства как представителя своего народа; уважение к представителям других национальностей; формирование положительных, доброжелательных, коллективных взаимоотношений; воспитание уважительного отношения к труду.
Практическая часть Какие нравственные качества мы должны форми-ровать в детях (метод «по кругу») Соедините две части пословицы и объясните, так как если бы вы объясняли ребёнку своей группы Разработайте организационную образовательную деятельность по духовно-нравственному воспитанию с учетом возраста, специфики и задач.
Н равственные качества доброжелательность , стремление совершать добрые поступки; терпимость к недостаткам и ошибкам окружающих, способность просить прощение и прощать, стремление примирять ссорящихся, не отвечать злом на зло ; человеколюбие , уважение индивидуальности личности и мнения окружающих, ответственность за свое решение; честность, правдивость , справедливость, способность видеть свои недостатки, признавать ошибки; ответственность, заботливость , чуткость к людям, сострадание, послушание; трудолюбие , бережное отношение к труду другого, желание радовать своим трудом других; совестливость , стыдливость, способность слушать «голос совести».
Пословицы При солнце тепло, а при матери – добро. Хочешь есть калачи – не сиди на печи! Дал слово – крепись, а давши – держись. Человек без родины — что соловей без песни. Нет друга - ищи, нашёл - береги.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основная образовательная программа развития и воспитания дошкольников (в образовательной системе «Школа 2100» («Детский сад 2100»)) на 2013-2014 учебный год Государственного Бюджетного Общеобразовательного Учреждения средней общеобразовательной школы .
СОДЕРЖАНИЕ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА …………...
РАЗВИТИЕ И ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»
РАЗВИТИЕ И ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»...
Гендерное воспитание дошкольников Основные направления деятельности педагога-психолога в ДОУ по дифференцированному гендерному воспитанию детей дошкольного возраста
В современной науке используются два термина: Пол - (от латинского «secare» - разделять, делиться) - первоначально относится ни к чему ин...
«ОРГАНИЗАЦИЯ КОНСТРУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА ДОШКОЛЬНИКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕРЕЗ ЛЕГО-КОНСТРУИРОВАНИЕ И РОБОТОТЕХНИКУ»
Букллет«ОРГАНИЗАЦИЯ КОНСТРУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА ДОШКОЛЬНИКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕРЕЗ ЛЕГО-КОНСТРУИРОВАНИЕ И РОБОТОТЕХНИКУ»...
Презентация "Реализация задачи нравственно-патриотического воспитания дошкольников в образовательной области "Речевое развитие"
Одно из важнейших средств нравственно-патриотического воспитания – это художественное слово, всё разнообразие форм и стилей, накопленных за историю русского народа и созданных талантливыми автор...
Экономическое воспитание старших дошкольников в образовательной деятельности детского сада
Представлены методические рекомендации по экономическому воспитанию старших дошкольников в образовательной деятельности детского сада...
Экологическое воспитание дошкольников. Проектно - исследовательская деятельность с дошкольниками в рамках экологического воспитания.
Работа в этом проекте должна быть организована таким образом, чтобы каждый ребенок хотел участвовать в исследованиях, проявлял инициативу, осознавал, что экологический проект— это интересные зад...