Семинар-практикум «Развитие познавательного интереса дошкольников, через экспериментирование»
опыты и эксперименты по окружающему миру на тему

Цель: представление опыта работы с детьми разного возраста по развитию познавательной активности через поисково-исследовательскую деятельность.

Задачи:

- повысить уровень профессиональной компетенции педагогов по развитию познавательной активности дошкольников через поисково-исследовательскую деятельность;

- представить участникам семинара несколько  форм проведения опытно-экспериментальной деятельности с детьми начиная с младшего  возраста;

- сформировать у педагогов мотивацию на использование в воспитательно- образовательном процессе опытно-экспериментальной деятельности для развития познавательной активности дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл экспериментирование с водой24.06 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум

«Развитие познавательного интереса дошкольников, через экспериментирование»

                                                                                        Подготовила воспитатель: Нацык В.Н.

Цель: представление опыта работы с детьми разного возраста по развитию познавательной активности через поисково-исследовательскую деятельность.

Задачи:

- повысить уровень профессиональной компетенции педагогов по развитию познавательной активности дошкольников через поисково-исследовательскую деятельность;

- представить участникам семинара несколько  форм проведения опытно-экспериментальной деятельности с детьми начиная с младшего  возраста;

- сформировать у педагогов мотивацию на использование в воспитательно- образовательном процессе опытно-экспериментальной деятельности для развития познавательной активности дошкольников.

Ход семинара

1 часть мастер – класса

Ведущий:

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Мы рады приветствовать Вас на семинаре «Развитие познавательного интереса дошкольников, через экспериментирование».

Исследовать, открывать, изучать – значит делать шаги в неизведанное  и непознанное.

А детство, это пора поисков и ответов на самые разные вопросы. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получит ребёнок, тем быстрее и полноценнее идёт его развитие.

Известно, что ознакомление с каким-либо предметом или явлением дает наиболее оптимальный результат, если оно носит действенный характер. Нужно предоставить детям возможность «действовать» с изучаемыми объектами окружающего мира.

Сейчас я предлагаю вам разделиться на 2 группы

Блиц-игра «Вопрос-ответ»

1. Что является объектом познания детей младшего возраста?

Ответ: рукотворный мир, мир неживой природы, мир живой природы.

2. Что первично: причина или следствие?

Ответ: следствие вытекает из причины. Но и следствие может стать началом причины.

3. Перечислите виды экспериментов с детьми 2-3 лет.

Ответ : плавает- не плавает, извлечение звуков, исследование поверхности предметов.

4. Назовите формы работы по развитию познавательно-исследовательской деятельности с детьми 5-7 лет.

Ответ: наблюдение, экспериментирование, исследовательская деятельность, конструирование, развив. игры, беседа, рассказ, создание коллекций, проектная деят-ть, проблемные ситуации.

5. Формы работы с детьми младшего возраста по познавательному развитию.

Ответ: наблюдения, исследовательская деятельность, конструирование экспериментирование, предметно - манипулятивная игра, развив. игры, встречи с природой, ситуативные разговоры.

6. Одинаковы ли понятия: любознательность и любопытство? Ответ обоснуйте.

Ответ: любознательный - склонный к приобретению новых знаний, пытливый. Любопытный - мелочный интерес ко всяким, даже несущественным подробностям.

7. Почему дети 4-5 лет в познавательной деятельности возвращаются опять к предметам ближнего окружения?

Ответ: понимают, что всё взаимосвязано, а причинно-следственные связи лучше познавать на знакомых предметах и явлениях.

8. Главная характерная особенность в познании детей 6-7 лет.

Ответ: самостоятельность в познании, воспитатель создаёт условия и руководит процессом познания.

Ведущий: предлагаю немного расслабиться и поиграть.

Игра «Угадай-ка»

ОБЪЯСНЯЛКИ (от детей)

1. Это такое помещение, где стоит много всяких баночек, в них что-то кипит. Они стеклянные и могут разбиться, поэтому надо быть осторожными. А ещё там по разному пахнет, иногда даже взрывается. Там очень интересно, я бы хотел там работать. Люди там работают в белых халатах. (ЛАБОРАТОРИЯ) .

2. Это такое дело, когда хотят что-то узнать и специально устраивают, а потом смотрят. Если всё получилось, то говорят что он удачный, а если нет, то что-нибудь меняют и снова смотрят, и так пока не получится. Мне нравиться это делать, это интересно, только не всегда разрешают. (ЭКСПЕРИМЕНТ).

3. Это такой прибор, в который если смотришь на что-то очень-очень маленькое, оно становится большим. Он похож на бинокль, у меня дома и в детском саду они игрушечные, а в школе настоящие. (МИКРОСКОП)

4. Это такая стеклянная трубочка, в неё постоянно что-то наливают, добавляют какой-то порошок, в ней всё шипит, булькает и меняется цвет. С ней нужно быть очень осторожным. (ПРОБИРКА)

Китайская пословица гласит «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать - и я пойму». Это отражает всю сущность окружающего мира.

Но на практике порой сталкиваешься с интеллектуальной пассивностью детей, причины которой лежат в ограниченности впечатлений, интересов ребенка. Порой не в состоянии справиться с самым простым заданием, они быстро выполняют его, если оно переводится в практическую деятельность или игру. (Участники проходят в «лабораторию»).

Уважаемые коллеги сегодня я хочу вам продемонстрировать несколько опытов с жидкостями, которые возможно пригодятся вам в вашей совместной деятельности с детьми по экспериментированию.

Итак, наш первый опыт рассчитан на возраст 3 – 4 года.

Опыт «Вода растворитель»

Для него нам понадобится: сахар рафинад, пищевой краситель, емкость, теплая вода.

Ход опыта: в ёмкость башенкой выкладываем кубики сахара, затем наливаем немного подкрашенной, теплой воды, Вода начинает проникать сквозь сахар, растворяя его, что наглядно демонстрирует свойства воды при впитывании.

Для детей старшего возраста этот же эксперимент можно усложнить, разделив кубики сахара фольгой, целлофаном, бумагой. В башенках , разделенных фольгой и целлофаном, окрасится только нижний кубик, а башня разделенная бумагой, окрасится полностью, потому, что бумага это пористый материал в отличие от фольги и целлофана.

Опыт « Радужная бумага»

Для этого опыта нам потребуется бумажное полотенце, на котором мы заранее рисуем полоску, состоящую из цветов радуги. Затем мы погружаем край бумаги в стакан с водой и наблюдаем, как вода, поднимаясь вверх смешивает краски, превращая бумагу в радужную.

Таким образом, делаем вывод, что в природе вода всегда течет вверх.

В старшем возрасте,  аналогичный эксперимент можно провести на листьях пекинской капусты

Опыт «Цветные листья»

 Необходимо взять пищевые красители развести их в воде и погрузить в неё листья пекинской капусты на 24 часа. Именно в таких экспериментах мы можем ставить несколько задач, и одна из них это показать детям как поступают питательные вещества  у растений.

Опыты, связанные с плотностью воды: « Воздушный замок»

Берем стакан, бутылку, или банку наливаем в неё воды до верху, накрываем марлей, плотно завязываем и переворачиваем. Вода не проливается, причина в том, что между молекулами воды и натяжной поверхностью создаётся безвоздушное пространство, но стоит нам немного наклонить ёмкость, вода выльется.

Вывод: при поступлении кислорода молекулы воды двигаются быстрее.

Для детей старшего возраста плотность воды можно продемонстрировать на примере опытов с холодной и тёплой водой, или водой и подсолнечным маслом.

Опыт с подсолнечным маслом:

 нам потребуется два одинаковых стакана, один с водой и другой с подсолнечным маслом, на стакан с маслом мы ставим стакан с водой,  предварительно накрываем его пластиковой картой. Затем аккуратно удаляем карту и смотрим.

Вывод: Плотность воды больше, чем плотность масла, поэтому молекулы воды выталкивают масло  наверх.

Для ребят подготовительной группы будет интересен опыт с сладкой водой.

Опыт «Радужная вода»

Нам потребуется 4 стакана, пищевые красители, сахар, шприц. В первый стакан мы добавляем желтую краску, 2- стакан синий цвет и 0,5 ст.л. сахара, 3- красный и 1 ст.л. сахара, 4- зелёную краску и 2 ст.л сахара. Затем  набираем шприцом жидкость из второго стакана и вводим её в первый, и так последовательно все остальные. У нас получится четыре цвета, четко отделенные слоя  воды.

Вывод: Плотность воды увеличивается от объема сахара.

Но плотность бывает не только у воды, и у других жидкостей. На ваших столах стоят тарелки с молоком, я предлагаю вам поэкспериментировать самостоятельно.

Опыт «Мраморное молоко»

Нам необходимо цельное молоко, моющее средство, красители, ватные палочки.

В тарелку наливаем молоко и капаем туда несколько капель красителя, разных цветов, далее берём ватную палочку, окунаем её в жидкость для посуды и помещаем в центр нашей тарелки, наблюдаем.

Вывод: Моющее средство  вступает в реакцию с молекулами жира в молоке и приводит их в движение.

А сейчас уважаемые коллеги я предлагаю вашему вниманию опыт, который всегда вызывает восторг у детей

Опыт «Лавовая лампа»

Для выполнения опыта понадобится:

  • Соль.
  • Водопроводная вода.
  • Чашка растительного масла.
  • Несколько пищевых красителей.
  • Большой прозрачный стакан.

 Время на выполнение эксперимента:

Около 5-10 минут.

Начинаем эксперимент:

  1. Заполните на 2/3 стакан водой. Позже Вам нужно будет добавить масло, поэтому убедитесь, что для масла есть место.
  2. Вылейте масло в стакан. Масло будет плавать на поверхности воды, не пытайтесь смешать его с водой.
  3. Добавьте несколько капель различных красителей к воде и маслу.
  4. Медленно высыпите 1 чайную ложку соли в стакан с водой и маслом.  Наблюдайте, что происходит с масляной и водной смесью. Отлично!

 Примечание: Добавьте несколько капель пищевого красителя для лучшего эффекта. Это сделает практически настоящий вид лавовой лампа в Вашем стакане!

Вывод: Масло легче воды, поэтому плавает на ее поверхности. С другой стороны соль тяжелее, чем масло. Когда Вы добавляете соль в стакан, она опускается на дно стакана, беря с собой частички масла. Когда соль распадается, она отпускает частицы масла и те поднимаются на поверхность. Опыт «Лавовая лампа» схож с концепцией лавовой лампы и показывает, как она работает.  Шарик в лампе состоит из воска, который танцует вниз и вверх. Он расширяется, становясь менее плотным, чем жидкость вокруг него, вызывая последовательность.

Для более быстрой реакции можно использовать вместо соли, быстрорастворимую таблетку, например, аспирин упса.

Вывод: Познавательная деятельность понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого. Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.

Рефлексия мастер-класса.

Синквейн – это стихотворение, которое состоит из пяти строчек по определенным правилам.

1 строчка – это название темы

2 строчка – это определение темы в двух прилагательных или причастиях

3 строчка – это три глагола, показывающие действие в рамках темы

4 строчка – фраза из четырех слов, показывающая отношение автора к теме

5 строчка – завершение темы, синоним первого слова, выраженный любой частью речи.

Эксперимент

Увлекательный, познавательный

Открывает, подтверждает, доказывает

Жизнь без экспериментов скучна!

Исследование

Эксперимент

Необычный, научный,

Наблюдать, узнавать, проверять

Результаты всегда интересны и невероятны

Открытие


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Развитие познавательного интереса детей через экспериментирование"

В настоящее время, в условиях ФГТ большое внимание уделяется области познания.Тема моей самообразовательной работы связана с областью познания: «Развитие познавательного интереса у детей через экспери...

Исследовательская деятельность как средство развития познавательного интереса дошкольников через ознакомление с природой

Исследовательская деятельность как средство развития познавательного интереса дошкольников через ознакомление с природой...

Развитие познавательных интересов дошкольников через организацию игры-путешествия в старших группах ДОУ

Существуют занятия, которые условно можно назвать занятиями-«путешествиями», они обычно бывают заключительными в освоении какой3-либо темы. В ходе таких занятий мы движемся от задания к заданию к назн...

«Развитие познавательного интереса дошкольников через использование мультимедийных презентаций в работе с детьми».

Использование в работе новых компьютерных технологий имеет преимущества перед традиционным ведением ОД:- возможность обеспечить не только аудиальное, но и визуальное восприятие информации;- иллюстраци...

Консультация для родителей «Роль семьи в развитии познавательных интересов дошкольников средствами экспериментирования».

Сосеты родителям по безопасному проведению экспериментальной деятельности в домашних условиях...