Проект «Моя Родина - Югра»
проект
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ
«МОЯ РОДИНА - ЮГРА»
г. Урай, 2019г.
Краткая аннотация проекта.
В данном проекте показано сотрудничество педагога и родителя в художественно-эстетическом развитии ребенка. Взаимодействие с родителями через изучение индивидуальности семей, планирование организации совместной деятельности. Данный проект содержит перспективное планирование работы с детьми и план работы с родителями. Ежегодный мониторинг реализации проекта позволяет понять эффективность и результативность проекта.
Актуальность.
Югра – это край, который восхищает, удивляет своим величием и красотой. Чем больше мы знаем о своей малой Родине, тем больше мы сможем быть полезны ей, сможем приумножить ее богатства. Будущее нашего края в наших руках. Мы часто сталкиваемся с тем, что в социальном обществе появилась тенденция к утрате общечеловеческих ценностей. Чувство Родины начинается с любви к тому, что ребенок видит, что вызывает восхищение в его душе… Хотя многие впечатления ребенка не осознанны, они прошли через его маленькое сердечко, и оставили огромный след в становлении личности патриота своей Родины. В законе РФ «Об образовании» (ст. 29 ч. 5 и ст. 14 ч. 4) подчеркивается, что содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми и народами, независимо от национальной и этической принадлежности.
Цели и задачи проекта.
Цель проекта:
Формирование у детей среднего и старшего дошкольного возраста знаний о своей малой Родине – Югре.
Задачи проекта:
Для детей:
1. Закрепить знания детей о родном городе и крае; познакомить с жизнью и бытом коренных жителей Югры; расширить представления детей о растительном и животном мире родного края ХМАО-Югры.
2. Закрепить умение вести диалог, активизировать словарь названиями объектов родного края;
3. Развивать интерес детей к подвижным играм коренных народов Югры. 4. Воспитывать любовь к своей малой Родине, гордость за свой край.
Для педагогов:
1. Продолжить освоение метода организации насыщенной детской деятельности, метод проектирования, который расширяет образовательное пространство и дает ему новые формы.
2. Развивать творческое и познавательное мышление старших дошкольников, связную речь.
3. Создать условия для совместной деятельности ребенка и родителя в рамках деятельности проекта. Для родителей:
1. Активизировать родителей к совместной продуктивной деятельности.
2. Привлечь к проблеме развития познавательной сферы ребенка.
Участники проекта: воспитатель, инструктор по ФК, музыкальный руководитель, дети среднего, старшего дошкольного возраста (5-7лет, родители.
Сроки реализации проекта: сентябрь 2019г. – сентябрь 2020 г.
Тип проекта: исследовательско-творческий.
Вид проекта: коллективный, долгосрочный.
Прогнозируемые результаты реализации проекта:
Для детей:
1. Повышение познавательной активности ребенка;
2. Формирование представлений о родном городе и крае, о растительном и животном мире родного края;
3. Овладение коммуникативными умениями и навыками взаимодействия с взрослыми и детьми;
4. Повышение интереса к своей малой Родине - Югре.Для педагогов:
1. Пополнение образовательной среды, согласно теме проекта;
2. Распространение педагогического опыта;
3. Повышение качества работы с детьми по формированию связной речи.
Для родителей:
1. Приобретение знаний и навыков при взаимодействии с ребенком;
2. Совместная деятельность в организации жизни группы и детского сада;
3. Появление интереса к сотрудничеству с ДОУ.
Ресурсное обеспечение проекта: план проведения проекта «Моя Родина - Югра», тематические презентации к проекту, технические средства.
Итоговое мероприятие: НОД с участием родителей «Жизнь и быт народов Крайнего Севера».
Продукт проектной деятельности: создание центра краеведения «Моя Родина – Югра»; мини-музей хантыйских кукол (изготовлен родителями и детьми); создание альбома «Моя семья в истории Югры»; презентации; фотоотчет итогового мероприятия.
Этапы реализации проекта:
1. Организационный (подготовительный):
Цель: организовать деятельность участников проекта для его реализации: 1. Подготовка информационного и наглядного материала для родителей;
2. Подборка консультаций для родителей, для педагогов, для детей (наглядность для занятий);
3. Разработка анкеты для родителей, составление плана работы с родителями;
4. Подбор художественной литературы по теме проекта;
5. Подбор подвижных игр коренных народов Севера;
6. Подбор демонстрационного материала по теме проекта;
7. Составление плана основного этапа проекта; 8. Планирование НОД в соответствии с темой проекта;
9. Разработка итогового мероприятия.
2. Основной (реализация проекта):
Цель: организация работы по реализации проекта. Погружение в проблематику проекта:
1. Знакомство с жизнью и бытом народов крайнего Севера;
2. Проведение цикла бесед с детьми;
3. Проведение НОД;
4. Проведение игр (подвижных, дидактических, сюжетно-ролевых);
5. Чтение художественной литературы, заучивание стихотворений.
3. Заключительный этап
Цель: подведение итогов реализации проекта.
1. Проведение итогового мероприятия «Жизнь и быт народов Крайнего Севера»;
2. Оформление мини-музея кукол;
3. Оформление альбомов «Моя семья в истории Югры;
4. Презентации и фотоотчеты «Моя Родина - Югра», «Жизнь и быт народов Крайнего Севера»;
5. Картотека видеоматериалов и слайдовых презентаций.
Схема реализации проекта:
1 Социальнокоммуникативное развитие Познавательная, продуктивная, коммуникативная, игровая, трудовая Беседы. «Моя Родина - Югра» (просмотр презентации, «Растительный мир Югры», «Профессии Югры», «Хантыйские узоры», «Животный мир ХМАО», «Изделия из бересты», «Национальная одежда Коренных народов Севера», «Народное ремесло»
Цикл рассказов для детей. «Лесные хоромы», «В жаркий день», «Мышка», «Идэ», «Смородинка», «Югорский край»,
«Насекомые», «Жители Тайги», «Лесник»
Рассматривание. «Краеведческий музей» (виртуальное посещение музея, «Одежда народов ханты» (малица, кисы, «Оленеводство», «Чум».
Рассуждения «Дом, в котором мы живем»
Проблемно-игровая ситуация. «Сможем ли мы жить в чуме?», «Мы оказались в Тайге, сможем ли мы найти себе еду?» Конструирование из лего-конструктора. «Хантыйские узоры», «Памятники нашего края»
Разучивание стихотворений Т. Царенко.
Сюжетно-ролевые игры. «Путешествие с каюром», «В гостях у шамана», «Дом».
Дидактические игры.
2 Речевое развитие Коммуникативная, восприятие художественной литературы, игровая 1.Составление рассказов на темы: «Моя малая Родина», «Что мне нравится в городе».
2. Представление своей работы сверстникам.
3. Рассуждения на тему «Югра будущего». 4.Чтение: И. Суриков «Вот моя деревня»,
И. Векшегонова «Мой край», А. Дементьев
«Родина», Я. Аким «Моя Родина»,
Е. Серова «Родные края»,
И. Агеева «Флаг России – триколор», К. Ушинский «Наше Отечество»,
Г. Ладонщиков «Родная земля».
5. Ознакомление с пословицами 6. Чтение рассказов, хантыйских сказок.
Словотворчество, устное народное творчество.
Дидактические игры. «Мой город»,
«Хантыйские узоры», «Где чей дом?»
Познавательное развитие Познавательскоисследовательская, коммуникативная, игровая Беседы. «Почему народ ханты и манси строят для себя чум, а не кирпичный, деревянный дом?», «Лечебные свойства растений Югры», «Что внутри чума?» (просмотр видеофильма)Занятие: «Растения Югры», «Путешествие по Родному Краю», «Экскурсия по городу», «Достопримечательности Родного Края»
Экспериментирование: «Почему чум покрывают оленьей шкурой», «Постройка чума», «Создание макета хантыйской деревни»
Рассматривание иллюстраций по теме проекта.
Проблемные вопросы. «Сможем ли мы жить так, как живут коренные жители нашего края?», «Почему народы ханты строят чумы».
Наблюдение. «Определение направления ветра», «Наблюдение за птицами, ранней ли будет весна?», «Полярная звезда» Дидактические игры.
4 Художественноэстетическое развитие Продуктивная, музыкальная, трудовая Рисование. «Малица для друга», «Следы животных»
Коллаж «Хантыйские узоры», «Богатство
Родного Края»
Аппликация. «Рукавички», «Кисы» Лепка. «Баю-бай, засыпай».
Конструирование из бумаги. «Чум», «Животные Родного Края».
Коллективная работа: конструирование их конструктора LEGO схеме «Хантыйские узоры».
5 Физическое развитие Двигательная, игровая Физминутки.
Подвижные хантыйские игры.
Комплексно-тематическое планирование ОП. Средний дошкольный возраст.
Тема Программное содержание Период Форма организации детской деятельности
«Край в котором мы живем»
.
Цель: Формировать представления о родном крае, развивать познавательный интерес, обогащать словарь детей, воспитывать любовь к родному краю. Сентябрь - Цикл занятий «Моя Родина -
Югра»;
- беседы;
- экскурсии и целевые прогулки с родителями по улицам города;
-рассматривание фотоальбомов, презентаций, видео.
-презентации журналов
«Сибирские истоки»;
- прослушивание народных хантыйских песен;
- чтение и разучивание стихов;
- сюжетно-ролевые игры: «Путешествие по родному
краю», «Экскурсия по городу».
«Изделия из бересты в ХМАО»
Цель:Познакомить с изделиями из бересты ХМАО:
посуда, с названиями изделий, где делают изделия, как украшают изделия, с правилами обращения с изделиями из бересты. Ноябрь Рассматривание югорских народных игрушек иллюстраций к произведению детской литературе народов Севера.
«Символика нашего края»
Цель: Формировать представления о символике города, значимости его в истории страны.
Воспитывать гражданственность и патриотизм.
Февраль - Творческие и развивающие игры: «Придумай герб»,
«Раскрась флаг нашего города», «Все ли верно, докажи», «Узнай по описанию», «Кто подберет больше слов», «Найди отличия», «Югорские загадки», «Назови герб», «Подбери символику», «Выложи флаг», «Угадай загадку и найди отгадку»);
- презентация по символике города.
Подбор материала о символике города.
«Герои земляки»Цель: формирование первичных представлений о празднике Великой Победы, создание праздничного весеннего настроения; воспитание уважения к защитникам Отечества. Май Просмотр слайдов по данной теме.
Презентация «Народы Югры»; знакомство с чумом;
«Стой олень», «Оленьи упряжки»;
Ситуативный разговор об особенностях жанров творчества народов Югры.
Комплексно-тематическое планирование ОП. Старший дошкольный возраст.
Тема Программное содержание Период Варианты
мероприятий
«Путешествие по родному краю»
Цель: Расширить представления о своей малой Родине, обогащать представления о своем крае, воспитывать любовь к родному краю. Сентябрь
Октябрь - изготовление макетов объектов улиц города,
достопримечательностей города, края (по выбору детей);
- выставка детских рисунков «Мой любимый поселок»;
- беседы с детьми «Моя Родина – Югра», «Растительный мир Югры», «Профессии Югры», «Животный мир ХМАО»; - НОД «Экскурсия по городу», «Моя Родина – Югра».
«Изделия из бересты в ХМАО»
Цель:Продолжать знакомить с изделиями из бересты ХМАО:
посуда, с названиями изделий, где делают изделия, как украшают изделия, с правилами обращения с изделиями из бересты. Ноябрь Декабрь -Рассматривание югорских народных игрушек, иллюстраций к произведению детской литературы народов Севера;
- НОД «Потерянные узоры»,
«Путешествие по Родному Краю»
«Символика нашего края»
Цель: Формировать представления о символике города, округа, значимости его в истории страны.
Воспитывать гражданственность и патриотизм.
Февраль
Март - Творческие и развивающие игры: «Придумай герб», «Раскрась флаг нашего города», «Все ли верно, докажи», «Узнай по описанию», «Кто подберет больше слов», «Найди отличия», «Югорские загадки», «Назови герб», «Подбери символику», «Выложи флаг», «Угадай загадку и найди отгадку»);
- презентация по символике города.
Подбор материала о символике города.
«Герои земляки»Цель: Познакомить детей с понятием «война», о горе, которое она принесла, о героической защите наших воинов, о значении Праздника Победы для нашего народа. Развивать умение подбирать слова по заданной характеристике. Развивать фонетический слух, мелкую моторику. Воспитывать уважение к воинамосвободителям
Апрель
Май Просмотр слайдов по данной теме.
Презентация «Народы Югры»; знакомство с чумом.
«Стой олень», «Оленьи упряжки»;
знакомство с мансийскими и хантыйскими сказками и легендами («Птичка, лиса и ворон»)
Ситуативный разговор об особенностях жанров творчества народов Югры.
Подбор материала для изготовления чума.
Комплексно-тематическое планирование ОП. Подготовительный дошкольный возраст.
Тема Программное содержание Период Варианты
мероприятий
«Есть город на
Севере»
Цель: Расширить представление о родном городе, о городе Ханты – Мансийск, развивать любознательность, словарный запас, воспитывать любовь к родному поселку. Сентябрь
Октябрь - изготовление макетов объектов улиц поселка (по выбору детей);
- выставка детских рисунков «Мой любимый город»; -конкурс чтецов «Стихи о
г. Сургут».
«Народное
творчество народов ХМАО»
Цель: Познакомить с народным творчеством ХМАО.
Ноябрь Декабрь Рассматривание Югорских народных игрушек иллюстраций к произведению детской литературе народов Севера.
Рассматривание физической
карты, глобуса
Чтение стихотворения «Родная Югра»
Презентация «Моя Родина - Югра»;
Знакомство с городами Югры.
«Символика нашего края»
Цель: Формировать представления о символике города, значимости его в истории страны.
Развивать эмоциональночувственное восприятия цвета и
предметов,
изображенных на гербе и флаге Югры.
Воспитывать гражданственность и патриотизм Февраль
Март - Творческие и развивающие игры: «Придумай герб»,
«Раскрась флаг нашего города», «Все ли верно, докажи», «Узнай по описанию», «Кто подберет больше слов», «Найди отличия», «Югорские загадки», «Назови герб», «Подбери символику», «Выложи флаг», «Угадай загадку и найди отгадку»);
- презентация по символике города.
- НОД «Жизнь и быт Народов
Крайнего Севера
«Герои земляки»
Цель: Формировать элементарное представление об истории Отечества, о Ф. К. Салманове, закрепить и обобщить знания о видах флагов, об их назначении; дать краткие сведения из истории знамен.
Май Рассматривание иллюстраций с изображением героев.
Презентация «Народы Югры»;
Экскурсия в МРЦ «Быт и традиции народов Севера», знакомство с чумом.
«Стой олень», «Оленьи упряжки»;
Чтение: чтение произведений Романа Ругина, знакомство с мансийскими и хантыйскими сказками и легендами («Птичка, лиса и ворон»)
Ситуативный разговор об особенностях жанров творчества народов Югры.
Перспективное планирование ознакомления дошкольников со спецификой национально-культурных, демографических, климатических условий.
В основу обобщения данного опыта и реализации проекта «Моя Родина
- ЮГРА» положены научно-методические основы нравственно-патриотического воспитания, изложенные в примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы переработанной в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в вариативной части (региональный компонент, занимает не более 40% от общего объема программы. Во второй части образовательной программы отражено приоритетное направление деятельности ДОУ. Разработано перспективное планирование ознакомления дошкольников со спецификой национально-культурных, демографических, климатических условий на учебный год, где подобраны темы недели и темы дней на среднюю, старшую и подготовительную группы. Знакомство с темами начинаем с младшей группы и с каждым годом темы повторяются на более высоком и содержательном уровне.
Социальный эффект:
Работа по проекту направлена на формирование интереса к родному краю, развитие уважительного отношения к коренному населению ХМАО-Югры, их традициям и обычаям. Предложенный педагогический опыт дает ребенку возможность коллективного общения во время разных видов деятельности со сверстниками и взрослыми, приобретения коммуникативных навыков, необходимых для успешной адаптации к школе. Сотрудничество с библиотеками города, организация совместных выставок с другими МБДОУ позволит повысить социальную активность детей и их родителей.
Проект даёт возможность профессиональной самореализации педагогов,участвующих в реализации данного опыта:
• музыкальным руководителям поможет повысить свою компетентность в подборе музыкального материала для совместных мероприятий с родителями и детьми;
• воспитателям – развивать творческую фантазию при оформлении созданного своими руками продукта, повысить свою компетентность в выборе форм организации взаимодействия с родителями и подборе методического материала.
Социальная направленность проекта заключается в тесном взаимодействии детей, родителей, педагогов дошкольного образовательного учреждения.
Мониторинг реализации проекта.
Оценка усвоения проекта проводится с помощью мониторинга. В качестве контрольных диагностических заданий для определения сформированности у детей среднего дошкольного возраста знаний о родном городе Урае и крае –ХМАО-Югре используются следующие методы: анкетирование (для родителей, анализ продуктов детской деятельности, беседа с детьми. Метод анкетирования проводится в начале и конце учебного года среди родителей воспитанников. Метод анализа продуктов детской деятельности направлен на выявление уровней освоения ребенком представлений об окружающем мире. Метод беседы с детьми позволяет выявить знания детей о родном крае, городе. В ходе бесед были использованы наглядные пособия в виде иллюстраций, фотографий, видео - материалов, которые являлись подсказками ответов на вопросы.
Исходя, из анализа результатов ответов на поставленные вопросы в самом начале реализации проектабыли сделаны следующие выводы:
1. Работа по ознакомлению детей с родным краем сведена лишь к формированию у ребят поверхностных знаний
2. У детей не сформированы: интерес к истории и достопримечательностям родного города и края; представления о быте и традициях коренного населения Югры.
3. В группе недостаточная развивающая среда, которая смогла бы способствовать формированию у детей дошкольного возраста интереса к познанию родного края.
4. Необходимо усилить работу, направленную на приобщение родителей и их детей на ознакомление с родным краем.
Результаты внедрения проекта в сентябре-ноябре 2012-2013 учебного года выявили повышение у детей среднего дошкольного возраста знаний о родном городе Сургуте и крае – ХМАО-Югре на 15 %.
Критерии и показатели сформированности знаний о родном городе Сургуте и крае – ХМАО-Югре
Эмоциональночувственный Выражение сопереживания родному дому, культурному наследию, природе родного края. По инициативе взрослого замечает состояние окружающих, но не реагирует на него. По инициативе взрослого замечает состояние окружающих, эмоционально и действенно реагирует на него. Сам видит состояние окружающих, предугадывает их затруднения и адекватно реагирует на них в деятельности, поступке
Перспективы дальнейшего развития проекта
Работа над реализацией проекта длилась с сентября по сентябрь 2019-2020 учебного года. Представленный проект технологичен, так, как в нем прослеживается целенаправленная, систематическая работа с детьми в тесном взаимодействии со всеми участниками образовательного процесса. Данный проект перспективен как для работы с детьми одаренными, так и имеющими слабые технические навыки в продуктивной деятельности.
В перспективе планируем продолжать совершенствовать систему работы по проекту, представить свой опыт педагогическому сообществу, способствовать разработке и внедрению новых технологий и приемов в работе с воспитанниками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Наша Родина - Югра"
В данном проекте представленны примеры НОД и разных видов совместной деятельности воспитателя с детьми по теме приобщения дошкольников к культуре и истории родного края....
Проект "Наша Родина-Югра"
Презентация учебного проекта "Наша Родина-Югра"Формирование у детей старшего дошкольного возраста знаний о родном крае. Воспитание любви к малой родине, интереса к родному краю и искусству народо...
проект "Наша родина - Югра"
Проект создан при взаимодействии с семьями воспитанников. Рассказывает о природе, ресурсах, народах и спортивных достижениях Югры. ...
проект "Моя Родина - Югра"
Проект по воспитанию нравственно-патриотических чувств у дошкольников через ознакомление с искусством, культурой и бытом народов севера....
проект "Моя Родина Югра
Актуальность проекта: Актуальность и значимость регионального компонента в дошкольном образовании несомненна. Любовь к Родине начинается с родного края и играет важную роль в воспитании подраста...
Проект Наша Родина-Югра
Проект Наша Родина-Югра...
Проект "Моя Родина - Югра"
Цель: воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста к своей Родине – Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре.Задачи:Сформировать духовно-нравственное отношение...