Конспект занятия по развитию лексико-грамматических категорий "Родина моя- Россия"
план-конспект занятия (старшая группа)

Шарко Татьяна Владимировна

Обобщающее занятие  по важной теме с необычным подходом. Дети говорят о Родине, войне, победе с точки зрения собственных ощущений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkr_zan_may_23.docx18.25 КБ

Предварительный просмотр:

    муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

                       детский сад «Тополек» г. Волгодонска

КОНСПЕКТ

       занятия по развитию лексико-грамматических категорий

 в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи №6

«Родина моя-Россия».

Сенсорная интеграция в развитии связной речи детей.

                                               Учитель-логопед

                                                                                   Первой квалификационной категории

                                                                       Шарко Татьяна Владимировна

г. Волгодонск, май 2023г.

Тема: «Родина моя- Россия». Закрепление лексико-грамматических категорий по теме «Родина. День Победы.» Сенсорная интеграция в развитии связной речи детей.

Цель:
- воспитание речевой активности детей с помощью активизации различных анализаторов…Воспитание патриотизма у детей в коррекционной работе.  

Задачи:
-развивать связную речь и творческое мышление;
- повышать уровень речевой активности;

-развивать звуковую культуру речи (автоматизация звуков, словарь, грамматический строй, связная речь);
- развивать внимание, сознательный анализ языкового материала;
-формировать умение сравнивать и обобщать;
-развивать коммуникативные навыки, психологическую раскованность и уверенность в себе;
- воспитывать сотрудничество и уважительное отношение друг к другу;    - воспитывать патриотизм.

Оборудование: школьная доска с нарисованными субъектами России, таблица для составления схемы рассказа.

Предварительная работа:

Предварительная работа включает использование разных видов деятельности для развития творческого потенциала детей
               -вопросно- ответный метод;
               -сочетание чтения, показа и продуктивной деятельности;
               -сотворчество педагога с детьми;
               -беседа;
               -введение правил .

Подготовка к занятию: Использование логопедом в учебном процессе материалов и упражнений для всех анализаторов.

Демонстрационный материал:

 Картинки-фото военных событий; книга с картинками о России; домики-картинки анализаторов (руки, нос, рот, ухо, глаз, сердце), заготовки в клеточку для составления рассказа.

Ход занятия:

1.Встречаем гостей. Предлагаю вспомнить всем. На прошлой неделе все говорили о Родине. Приветствуем и приглашаем: «Здравствуйте, гости. Мы вам расскажем много интересного.» Идем в кабинет. Вдалеке книжка о Москве. С нее начинаем наше путешествие.

2. Книга с картинкой «МОСКВА».  Почему мы выбираем эту книгу? - Дети отвечают. Предлагаю задание. Определить, как называется главная площадь страны.

СЛОВА-ПРИЗНАКИ.

3. Перемещаемся к доске. На доске схема. Точка-это Я. Вокруг кружок- это моя семья. Вокруг еще больший круг- это мой город. Вокруг форма нашей Ростовской области. Вокруг форма России. – Дети последовательно объясняют. Это -  Я.
                Это- моя семья.
                    Это- моя улица и мой город.
                    Это- моя Ростовская область.
                    Это- моя Россия.
                    Это- моя планета Земля.
                    Это- моя Вселенная.

СЛОВА-ПРИЗНАКИ.

4.Садимся за стол. Вспоминаем праздник 9 мая. Дети по очереди рассматривают картинки-фото о войне. Составляют предложения. Предлагаю об этом поговорить «особенно». Через ощущения. Какие звуки мы можем услышать? Что скажут нам запахи? Что мы почувствуем пальцами, руками? Беседуем о войне и мире.
       СЛОВА-ДЕЙСТВИЯ, СЛОВАРЬ ЗВУКОВ.

5.Вот такая она наша Родина. Давайте составим рассказ о нашей мирной России. Готовим вместе с гостями подсказку (ребенок объясняет- берем бумажную полоску, делим по 4 клеточки.) Составляем рассказ. Я расскажу о своей Родине… Семья, дорожка в сад, небо, солнце, мама, лесок… Одно предложение- одна схематичная картинка. Вывод (последняя клеточка): «Я люблю свою Родину»

6.  Находим карточку- «ДУМАТЬ». Дети размышляют о Родине.

РАССКАЗЫВАЕМ ВМЕСТЕ: Я узнал, что у меня
Есть огромная семья-
И тропинка, и лесок,
В поле каждый колосок,
Речка, небо голубое…
Это все мое, родное.
Все люблю на свете я.
Это Родина моя.

      НО САМОЕ ГЛАВНОЕ-ЭТО СЕРДЦЕ.

7. Обнимаемся. Родина- это МЫ. Собираем слово РОССИЯ из букв.

 Я открыла для себя мысль о преобладании развития зрительного анализатора   много лет назад. Но мы все разного плана развития. У каждого в приоритете разные анализаторы. Пособия этого плана находятся сами или их делаем я, мамы и дети из различного материала. Используем минимум атрибутов. А еще- всегда составляем мнемотаблицу, иногда интеллект-карту. ВСЕ ПОД РУКОЙ ДОЛЖНО ПОМОГАТЬ. Главное – замотивировать, детям знать сюжет и обрести в руках фигурки или даже просто бумажки с самостоятельно нарисованными предметными картинками. Результатами использования этих приемов в развитии связной речи наших детей являются:

    -повышение концентрации внимания, которое, как правило, у детей с нарушениями речи очень неустойчивое ;
    -повышение уровня понимания речи, активизация средства общения, обогащение словарного запаса , формирование правильного лексико- грамматического строя речи;
    -формирование навыков связной речи с прослеживанием логики событий и изображение схематично ;
    -развитие изобретательских способностей и мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса;
    -положительная  динамика в развитии  памяти, где ребенку нужно запомнить и правильно употребить словесно;
    -активизация мыслительной деятельности, где ребенку необходимо разрешить ситуацию и объяснить словесно;
    --снятие с детей комплексов, развитие их эмоциональной  стороны.

Сюжет всегда сопровождается речью. Ребенок не знает, что ОН НЕ УМЕЕТ говорить. Речь проистекает сама. Активно, как получается. Логопед последовательно из занятия в занятие речь корректирует.  Это очень интересная и в речевом плане активная практическая совместная работа. Именно это я с ребятами и применяю много лет. Меняются материалы, жизнь и пособия становятся краше. Появилась возможность видео. Успехами хотелось поделиться.      

Я рассказала лишь о моем видении использования человеком всех анализаторов. Хочется находить интересное воплощение этой темы. Думаю возможно и вам создать свою собственную модель сенсорной интеграции … Дети помогают делать ВСЕ. А если сделали САМИ, то и САМИ могут рассказать! Моим давним девизом и руководством к деятельности с институтских времен служит высказывание Л. С. Выготского: «Прежде чем ты хочешь призвать учащегося к какой-то деятельности, ЗАИНТЕРЕСУЙ его, позаботься о том, чтобы обнаружить, что ОН ГОТОВ к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для нее. Тогда учащийся будет ДЕЙСТВОВАТЬ САМ. Преподавателю же остается только руководить и направлять его деятельность»      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию лексико-грамматической стороны речи "Мой Мишка"

Конспект занятия по активизации, обогащению словаря по теме "Одежда", развитию грамматической стороны речи, развитию артикуляционного аппарата, мелкой моторики, выразительности речи для младших дошкол...

конспект занятия по развитию лексика-грамматических средств языка

Животные жарких стран. Конспект занятия в подготовительной группе....

Конспект занятия по развитию лексика-грамматических средств языка

"Животные жарких стран". Подготовительная группа....

Презентация и конспект занятия по развитию лексико-грамматических категорий у детей с ОНР по теме "Ранняя весна"

Конспект совместной коррекционно-развивающей деятельности логопеда с детьми по теме "Ранняя весна". Цель занятия: обогащать активный словарный запас детей, развивать умение составлять р...

Конспект занятия по развитию лексико-грамматической и связной стороны речи с использованием игровых технологий. На тему: "Дикие животные" (КВН).

Цели и задачи:закреплениеполученных знаний о диких животных;практическое употребление притяжательных прилагательных, существительных в творительном падеже;развитие связной речи;развитие внимания, памя...

Конспект занятия по развитию лексико-грамматических компонентов речи в старшей группе по теме «Новый год».

Цель: Расширять словарный запас по лексической теме. Учить подбирать эпитеты к слову «елка». Упражнять в согласовании прилагательных с существительными в роде, числе и падеже. Закреплять умение состав...

КОНСПЕКТ занятия по развитию лексико-грамматических средств и связной речи в старшей группе Тема занятия: «Дикие животные»

Цель: развитие лексико-грамматических средств речи.Задачи:1.  Расширять и активизировать словарь существительных и прилагательных по данной теме.2.  Закреплять практическое употребление в ре...