Деловая игра «Профессиональная компетентность педагога в сфере общения с родителями воспитанников»
методическая разработка

Наталия Алексеевна Алексашина

Деловая игра состоит из шести частей: разминка, тест «Испытываете ли Вы трудности в общении с родителями», «Копилка мудрых мыслей», решение педагогических ситуаций, упражнения на развитие коммуникативности педагога, подведение итогов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_delovoy_igry.docx31.11 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида «Спутник» города Балашова Саратовской области»

Деловая игра

«Профессиональная компетентность педагога

в сфере общения с родителями воспитанников»

Воспитатель: Алексашина Н.А.

г. Балашов, 2023

Цель: формирование умений дифференцированно подходить к организации работы с родителями.

Задачи:

- актуализировать существующие проблемы во взаимодействии с родителями;

- развивать умение находить оптимальные пути разрешения конфликтов; новые способы поведения в контактах с родителями;

- содействовать повышению уверенности в себе;

- стремиться приобретать опыт совместной работы педагогического коллектива.

Ход игры

Ведущий: Добрый день, уважаемые коллеги! Разрешите представить вам деловую игру «Профессиональная компетентность педагога в сфере общения с родителями воспитанников». Наша деловая игра будет состоять из шести частей: разминка, тест «Испытываете ли Вы трудности в общении с родителями», «Копилка мудрых мыслей», решение педагогических ситуаций, упражнения на развитие коммуникативности педагога, подведение итогов. Для проведения игры нам нужно разбиться на две команды.

 Начнем нашу игру с названия команд. (Команды совещаются и объявляют названия своих команд)

1 часть. Разминка

Предлагаю командам по-очереди отвечать на вопросы: 

  1. Кому принадлежит ведущая роль в воспитании ребенка-дошкольника? (семье)
  2. Назовите законодательные документы, в которых обозначена приоритетная роль семьи в воспитании ребенка (Конституция РФ, Закон «Об образовании», Конвенция о правах ребенка, Семейный кодекс)
  3. В чем заключается роль других социальных институтов в воспитании детей? (помочь, поддержать, направить, дополнить воспитательную деятельность семьи)
  4. В чем заключается компетентность педагога в общении с родителями? (совершенствует свои знания, стремится к активному взаимодействию, внимателен, выдержан, тактичен в общении, владеет знаниями о семье, учитывает социальные запросы родителей, умеет планировать работу с родителями, обладает коммуникативными навыками)
  5. В каких областях знаний должен быть компетентен педагог для полноценного общения с родителями? (медицина, педиатрия, физиология, психология, педагогика, риторика, и т.д.)
  6. Назовите условия, при которых может снизиться компетентность педагога? (ограничения со стороны организма (снижение работоспособности, в силу возрастных причин, заболеваний), недостаточная мотивация для деятельности, недостаточность информированности)
  7. Назовите условия для преодоления утрачивания компетентности? (помощь коллег, наставников, создание мотивации для деятельности, чтение литературы, журналов, обращение за помощью к психологу, курсы повышения квалификации, участие в проблемных семинарах)
  8. Назовите методы изучения семьи? (анкетирование, тестирование, беседа, патронаж, наблюдение за игровой деятельностью малыша, «Родительское сочинение», диагностические рисуночные методы, и т.д.)
  9. Назовите формы работы с семьей? (родительские собрания, анкетирование, письменные и устные консультации, беседы, дни открытых дверей, родительская почта, оформление стендов, приглашение на занятие, проведение общих досугов с приглашением родителей)

2. Часть. Тест «Испытываете ли Вы трудности в общении с родителями»

Предлагаю пройти тест, который поможет вам оценить свои затруднения в общении с родителями. Он будет использоваться не для контроля, а для осознания вами ваших трудностей. Поэтому, отвечайте максимально искренне, ничего не скрывая. Если вы согласны с суждением, подчёркивайте ответ «Да», если не согласны – ответ «Нет». (Воспитатели получают бланк с тестом).

1. В общении с родителями учитываю условия семейного воспитания каждого ребёнка, структуру семьи, уровень развития родителей.   Да. Нет.

 2. Регулярно знакомлю родителей с организацией, содержанием воспитания и обучения детей, вовлекаю их в обмен мнениями об успехах и трудностях в развитии ребёнка.   Да. Нет.

3. В общении с родителями нахожу индивидуальный подход к ним, устанавливаю с ними партнёрские отношения.   Да. Нет.

4. Владею умением эмоционально поддерживать уверенность родителей в собственных педагогических силах.   Да. Нет.

5. Умею посмотреть на ситуацию взаимодействия с родителями их глазами, понимаю их чувство и поведение.   Да. Нет.

6. Владею техникой диалогического (безоценочного) общения. Да. Нет.

7. Проявляю достаточную гибкость в конфликтных и затруднительных ситуациях общения с родителями. Да. Нет.

8. Как правило с пониманием отношусь к педагогическим заблуждениям и ошибкам родителей.   Да. Нет.

9. Владею способами общения с родительской аудиторией, умением вовлечь родителей в активное обсуждение проблемы.   Да. Нет.

10. Удаётся развивать активный интерес родителей к воспитанию своего ребёнка, осознанное отношение к родительству.   Да. Нет.

11. Помогаю родителям овладевать навыками анализа собственных затруднений в общении с ребёнком и причин трудностей в его развитии. Да. Нет.

12. Использую разные способы активизации потребности родителей наблюдать ребёнка в различных жизненных ситуациях (в детском саду и дома) , размышлять над мотивами его поведения.   Да. Нет.

13. Обогащаю родителей умением организовывать эмоционально насыщенное взаимодействие с ребёнком в семье.   Да. Нет.

14. Владею методами изучения опыта семейного воспитания, обладаю достаточными знаниями о семье, которые использую в индивидуальном (и дифференцированном) общении с родителями.   Да. Нет.

15. Развиваю интерес родителей к чтению научно – популярной, художественной и прочей литературы по семейному воспитанию.   Да. Нет.

16. Учитываю мнения и просьбы родителей по вопросам организации жизни детей в группе, опираюсь на их точку зрения при принятии педагогических и организационных решений.   Да. Нет.

17. Удаётся объединять родителей при решении различных вопросов, создавать атмосферу общности интересов( родителей и педагогов) .   Да. Нет. 18. Использую в контактах с родителями наглядно – текстовые средства с оперативной информацией о жизни детей в группе и её перспективах.  Да. Нет.

19. Могу подготовить и провести для коллег открытый показ фрагментов общения с родителями.   Да. Нет.

20. Владею навыками планирования, анализа и обобщения результатов взаимодействия с родителями.   Да. Нет.

Обработка результатов: 

- Я называю номера вопросов. Если вы ответили на них отрицательно, обведите эти номера кружком.   № 1, 10, 11, 13, 16, 17.   Если у вас получилось три и более кружка, значит, вы испытываете трудности в   умении учитывать потребности семьи, мнения и интересы родителей.

- Я называю следующие номера, если в этих вопросах у вас отрицательный ответ, ставьте рядом с номером вопроса точку.   № 3, 4, 5, 6, 7, 8.   Если у вас оказалось три и более точки, значит, вы испытываете трудности   в  гибкости стиля общения, в умении сопереживать родителям.

- Следующие номера. Если у вас отрицательные ответы в вопросах    отметьте их галочкой № 2, 9, 12, 14, 15, 18,  . Если у вас получилось три и более галочки, вы испытываете трудности в умении использовать активные методы и формы общения с родителями.

-   Об искренности ответов говорят вопросы  №19, 20.   Если в этих вопросах у вас одинаковые ответы, значит, вы были искренни с собой.

3 часть «Копилка мудрых мыслей»

Педагогам предлагается определить свое отношение к поведению родителей, по предложенному тексту на карточках и разыграть ситуацию воспитатель – родитель.

-Мама жалуется воспитателю, что её ребёнок приходит покусанный из детского сада. Что Вы можете сказать в ответ?

- Родители приводят явно недолеченного ребёнка в детский сад без медицинской справки и требуют, чтобы вы приняли ребёнка, т.к. им просто некуда деть ребёнка. Вам необходимо вежливо, тактично объяснить родителям, что вы не можете принять такого ребёнка.

 - Мама приходит к воспитателю за советом: у нас в семье появился второй ребёнок. Как помочь старшему ребенку адаптироваться к появлению малыша? Что Вы можете предложить?

- Воспитатель, рассказывая о роли двигательной активности в физическом развитии дошкольников, советует родителям приобрести детям облегченную спортивную форму для физкультурных занятий, а в ответ слышит возмущенный возглас: «Ну, вот еще, мой ребенок будет ходить в теплом костюме! Я лучше знаю, во что его одевать!». Что Вы можете сказать по этому поводу родителям?

4 часть. Решение педагогических ситуаций

Игра-инсценировка «Как поступить?»

– Задание для команд. Каждая команда придумывает конфликтную ситуацию «воспитатель — родитель», объявляет её команде соперников. Каждая из команд должна проиграть данную ситуацию и найти выход из создавшейся ситуации. (мама предъявляет претензию, воспитатель находит выход). По 2 ситуации.

– Вопросы к педагогам после проигрывания ситуации:

  1. Какую роль было легче реализовать, роль «предъявителя претензий» или роль «ответчика»?
  2. Что должен делать воспитатель, если он не в состоянии убедить родителя?
  3. Какие чаще всего претензии предъявляют родители?

5 часть. Упражнения на развитие коммуникативности педагога

Упражнение 1 «Кто эта маска?»

Цель: развивать умение производить впечатление в соответствии с выбранным образом.

Предлагаю командам разыграть образы родителей. «Рубаха — парень», «вечно недовольный», «сомневающийся», «интересующийся». Каждая команда выбирает по два образа, называть в слух не надо, пусть команда соперников угадает тот образ, который вы изобразите. Зрители при затруднении могут задавать вопросы.

Вопросы к упражнению:

  1. Что было проще создать образ или угадать его?
  2. Появились ли у вас какие-то ассоциации, воспоминания в связи с тем или иным образом?
  3. Способны ли вы с первого взгляда определить внутреннюю роль партнера по общению?

Упражнение 2. Рекламное объявление.

Цель: развивать коммуникативные навыки педагогов, умение представить свой детский сад и правильно изложить свои мысли

1 группа - продавцы: представители ДОУ».

Инструкция для продавца: Вы – представитель ОУ. В вашем образовательном учреждении представлены образовательные и воспитательные услуги на любой вкус. Вы предлагаете их потенциальным покупателям – родителям. Вы не можете задавать вопросы «покупателям» услуг, «покупатели» вольны выбирать, предпочесть именно ваше учреждение или….

2 группа – покупатели: родители.

Инструкция для покупателей: Вы потенциальные «покупатели» образовательно-воспитательных услуг ОУ. Вы можете выбрать для себя это ОУ, если вам понравится предложение, а можете не выбрать, если предложение вам не понравится. Пока «продавец» говорит, вы помечаете у себя заинтересовавшее вас предложение.

Задача максимум для «продавца» – привлечь всех «покупателей». У «продавца» – 3 минуты на продажу услуг.

После того, как три минуты прошли, ведущий подводит итоги: сколько покупателей развернулось – выбрало детский сад, кто детский сад не выбрал и почему?

Вопросы к продавцу:

  1. Были ли трудности при продаже и почему?
  2. Как можно было бы быстрее продать услуги?

Вопросы к покупателям: почему выбрали/не выбрали детский сад?

Упражнение 3 «Произнеси фразу».

Цель: развивать умение произносить фразы с разной интонацией.

Педагогам одной группы раздаются карточки:

- Произнесите фразу  «Мне не безразличны успехи вашего ребёнка»  с оттенком  иронии.

- Произнесите фразу  «Мне не безразличны успехи вашего ребёнка»  с оттенком  упрёка.

- Произнесите фразу  «Мне не безразличны успехи вашего ребёнка»  с оттенком  вызова.

- Вы находитесь в методическом кабинете на консультации. В это время кто–то открывает дверь. Вы смотрите на вошедшего радостно и произносите «Наконец- то!».

- Вы находитесь в методическом кабинете на консультации. В это время кто–то открывает дверь. Вы смотрите на вошедшего требовательно и произносите «Быстрей садись!».

 Второй группе раздаются карточки:

- Произнесите фразу  «Мне не безразличны успехи вашего ребёнка»  с оттенком безразличия.

- Произнесите фразу  «Мне не безразличны успехи вашего ребёнка»  с оттенком требовательности.

– Произнесите фразу  «Мне не безразличны успехи вашего ребёнка»  с оттенком доброжелательности.

- Вы находитесь в методическом кабинете на консультации. В это время кто–то открывает дверь. Вы смотрите на вошедшего вопросительно и произносите «Что–нибудь случилось?».

- Вы находитесь в методическом кабинете на консультации. В это время кто–то открывает дверь. Вы смотрите на вошедшего удивлённо и произносите «Не ожидала».

Вопросы после упражнения:

  1. Возникли трудности при произнесении фраз с разной интонацией?
  2. Всем ли удалось справиться с заданием?

Упражнение 4 «Желаю Вам...»

Цель: развивать умение доброжелательно общаться с родителями.

Задача — сделать комплимент сидящему рядом педагогу, выступающему в роли одного из родителей вашей группы. Лучший комплимент — похвала успехов их ребенка.

Вопросы после упражнения:

  1. Что вы чувствовали, высказывая пожелания?
  2. Удалось ли вам высказать комплимент, обращаясь именно к родителю, а не к коллеге по работе?
  3. Какие трудности у вас возникли при выполнении задания?

6. Подведение итогов

Ведущий: педагогу в работе с семьей важно выстроить систему, в которой обе стороны взаимодействия (детский сад и семья) становятся равноправными, равноценными и автономными партнерами в обеспечении всестороннего развития ребенка. Это достаточно сложно, поскольку воспитатель в ситуации взаимодействия должен выступать в двух ролях: как «официальное лицо»- представитель образовательного учреждения и как доверительный собеседник, с которым можно поделиться, не опасаясь осуждения. В этом вам поможет кодекс общения (Приложение 1).

Иногда между родителями воспитанников и педагогами могут возникнуть конфликтные ситуации. Предлагаем вам ознакомиться с рекомендациями для воспитателей «Как вести себя в конфликтной ситуации» (Приложение 2).

Вывод однозначный: над профессиональной компетентностью педагогов в общении с родителями нужно постоянно работать.

- Вспомним японскую мудрость: «Плохой хозяин растит сорняк, хороший выращивает рис. Умный культивирует почву, дальновидный воспитывает работника». Давайте же воспитывать достойное поколение.

Нам, педагогам, в работе с семьей важно выстроить систему, в которой обе стороны взаимодействия (детский сад и семья) становятся равноправными, равноценными и автономными партнерами в обеспечении всестороннего развития ребенка.

Удачи вам!

А теперь хотелось бы получить ваше мнение о проведенной деловой игре. Как вы считаете, все ли сегодня нам удалось? На столе лепестки. Требуется сложить цветы – красный цвет – удалось, желтый – не совсем удалось, зеленый – совсем не удалось.

Приложение 1.

Кодекс общения педагогов с родителями:

1. Всегда стремиться быть в хорошем настроении и быть приятным в общении.

2. Стараться почувствовать эмоциональное состояние родителей.

3. Находить возможность каждый раз говорить родителям что-нибудь положительное о ребенке — это лучший способ расположить родителей к себе.

4. Давать родителям возможность высказаться, не перебивая их.

5. Быть эмоционально уравновешенным при общении с родителями, подавать пример воспитанности и такта.

6. В сложной ситуации стараться подавать пример уступчивости — этим своего достоинства уронить нельзя, но укрепить его можно.

Приложение 2

Рекомендации для воспитателей «Как вести себя в конфликтной ситуации» 

- Если между вами и родителями воспитанников возникают противоречия, не старайтесь избегать их или обвинять во всём родителей, вызовите человека на общение.

- Если вы понимаете, что собеседник будет скандалить, сделайте так, чтобы ваше общение проходило наедине.

- Во время общения жёстко контролируйте свои эмоции, не срывайтесь на крик, не позволяйте себе неэтичных высказываний;   нужно сдержать свои отрицательные эмоции, снять раздражение за счет осознания положительных качеств и черт родителя.

- Подавите в себе отрицательное отношение к собеседнику и попробуйте понять, в чём причина его недовольства;   реагируйте не на сами действия и поступки, которые раздражают, а на мотивы, побуждающие родителя так действовать: осознание мотивов помогает снять раздражение;   на этой основе нужно принять родителя таким, каковым он является.

- Оцените своё поведение, может вы действительно в чём- то не правы.

- В спокойной форме постарайтесь высказать собеседнику ваше мнение по данной ситуации;   попробуйте воздействовать на мотивацию родителя с целью изменения ее.

- Общайтесь с собеседником на равных, не показывайте своего превосходства, одинаково оценивайте свои поступки и поступки собеседника.

- Оцените ситуацию и попробуйте найти решение, которое будет устраивать вас обоих.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основы методической работы в сфере профессиональной компетентности педагогов в общении с родителями

     Современная ситуация в образовании предполагает активное участие родителей в педагогическом процессе. Сегодня они выступают социальными заказчиками содержания воспитательно-...

Семинар-практикум для воспитателей «Профессиональная компетентность педагога в сфере общения с родителями воспитанников ДОУ»

Цель: Повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников....

Основы методической работы в сфере профессиональной компетентности педагогов в общении с родителями

Современная ситуация в образовании предполагает активное участие родителей в педагогическом процессе. Сегодня они выступают социальными заказчиками содержания воспитательно-образовательной деятельност...

Круглый стол «Современные подходы к организации взаимодействия семьи и дошкольного учреждения как условие повышения профессиональной компетентности педагогов в общении с родителями».

Круглый стол «Современные подходы к организации взаимодействия семьи и дошкольного учреждения как условие повышения профессиональной компетентности педагогов в общении с родителями»....

Коммуникативная компетентность педагога в общении с родителями воспитанников (законными представителями)

Презентация опыта работы на фестиваль педагогических идей "Навстречу друг другу"...

Мастер-класс Деловая игра. "Коммуникативная компетентность педагога, как фактор развития личности воспитанника"

Цель: Повышение уровня коммуникативной компетентности педагога.Задачи: -формировать умения эффективного использования вербальных и невербальных средств общения-проверять, обобщать, уточнять свой ...

ДЕЛОВАЯ ИГРА «Профессиональная компетентность педагога в сфере общения с родителями воспитанников»

Тема публикации "Эффективное общение педагога с родителями воспитанников". Материалы предназначены для использования в работе  педагогами разных возрастных групп....