Деловая игра «Профессиональная компетентность педагога в сфере общения с родителями воспитанников»
методическая разработка
Деловая игра состоит из шести частей: разминка, тест «Испытываете ли Вы трудности в общении с родителями», «Копилка мудрых мыслей», решение педагогических ситуаций, упражнения на развитие коммуникативности педагога, подведение итогов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_delovoy_igry.docx | 31.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида «Спутник» города Балашова Саратовской области»
Деловая игра
«Профессиональная компетентность педагога
в сфере общения с родителями воспитанников»
Воспитатель: Алексашина Н.А.
г. Балашов, 2023
Цель: формирование умений дифференцированно подходить к организации работы с родителями.
Задачи:
- актуализировать существующие проблемы во взаимодействии с родителями;
- развивать умение находить оптимальные пути разрешения конфликтов; новые способы поведения в контактах с родителями;
- содействовать повышению уверенности в себе;
- стремиться приобретать опыт совместной работы педагогического коллектива.
Ход игры
Ведущий: Добрый день, уважаемые коллеги! Разрешите представить вам деловую игру «Профессиональная компетентность педагога в сфере общения с родителями воспитанников». Наша деловая игра будет состоять из шести частей: разминка, тест «Испытываете ли Вы трудности в общении с родителями», «Копилка мудрых мыслей», решение педагогических ситуаций, упражнения на развитие коммуникативности педагога, подведение итогов. Для проведения игры нам нужно разбиться на две команды.
Начнем нашу игру с названия команд. (Команды совещаются и объявляют названия своих команд)
1 часть. Разминка
Предлагаю командам по-очереди отвечать на вопросы:
- Кому принадлежит ведущая роль в воспитании ребенка-дошкольника? (семье)
- Назовите законодательные документы, в которых обозначена приоритетная роль семьи в воспитании ребенка (Конституция РФ, Закон «Об образовании», Конвенция о правах ребенка, Семейный кодекс)
- В чем заключается роль других социальных институтов в воспитании детей? (помочь, поддержать, направить, дополнить воспитательную деятельность семьи)
- В чем заключается компетентность педагога в общении с родителями? (совершенствует свои знания, стремится к активному взаимодействию, внимателен, выдержан, тактичен в общении, владеет знаниями о семье, учитывает социальные запросы родителей, умеет планировать работу с родителями, обладает коммуникативными навыками)
- В каких областях знаний должен быть компетентен педагог для полноценного общения с родителями? (медицина, педиатрия, физиология, психология, педагогика, риторика, и т.д.)
- Назовите условия, при которых может снизиться компетентность педагога? (ограничения со стороны организма (снижение работоспособности, в силу возрастных причин, заболеваний), недостаточная мотивация для деятельности, недостаточность информированности)
- Назовите условия для преодоления утрачивания компетентности? (помощь коллег, наставников, создание мотивации для деятельности, чтение литературы, журналов, обращение за помощью к психологу, курсы повышения квалификации, участие в проблемных семинарах)
- Назовите методы изучения семьи? (анкетирование, тестирование, беседа, патронаж, наблюдение за игровой деятельностью малыша, «Родительское сочинение», диагностические рисуночные методы, и т.д.)
- Назовите формы работы с семьей? (родительские собрания, анкетирование, письменные и устные консультации, беседы, дни открытых дверей, родительская почта, оформление стендов, приглашение на занятие, проведение общих досугов с приглашением родителей)
2. Часть. Тест «Испытываете ли Вы трудности в общении с родителями»
Предлагаю пройти тест, который поможет вам оценить свои затруднения в общении с родителями. Он будет использоваться не для контроля, а для осознания вами ваших трудностей. Поэтому, отвечайте максимально искренне, ничего не скрывая. Если вы согласны с суждением, подчёркивайте ответ «Да», если не согласны – ответ «Нет». (Воспитатели получают бланк с тестом).
1. В общении с родителями учитываю условия семейного воспитания каждого ребёнка, структуру семьи, уровень развития родителей. Да. Нет.
2. Регулярно знакомлю родителей с организацией, содержанием воспитания и обучения детей, вовлекаю их в обмен мнениями об успехах и трудностях в развитии ребёнка. Да. Нет.
3. В общении с родителями нахожу индивидуальный подход к ним, устанавливаю с ними партнёрские отношения. Да. Нет.
4. Владею умением эмоционально поддерживать уверенность родителей в собственных педагогических силах. Да. Нет.
5. Умею посмотреть на ситуацию взаимодействия с родителями их глазами, понимаю их чувство и поведение. Да. Нет.
6. Владею техникой диалогического (безоценочного) общения. Да. Нет.
7. Проявляю достаточную гибкость в конфликтных и затруднительных ситуациях общения с родителями. Да. Нет.
8. Как правило с пониманием отношусь к педагогическим заблуждениям и ошибкам родителей. Да. Нет.
9. Владею способами общения с родительской аудиторией, умением вовлечь родителей в активное обсуждение проблемы. Да. Нет.
10. Удаётся развивать активный интерес родителей к воспитанию своего ребёнка, осознанное отношение к родительству. Да. Нет.
11. Помогаю родителям овладевать навыками анализа собственных затруднений в общении с ребёнком и причин трудностей в его развитии. Да. Нет.
12. Использую разные способы активизации потребности родителей наблюдать ребёнка в различных жизненных ситуациях (в детском саду и дома) , размышлять над мотивами его поведения. Да. Нет.
13. Обогащаю родителей умением организовывать эмоционально насыщенное взаимодействие с ребёнком в семье. Да. Нет.
14. Владею методами изучения опыта семейного воспитания, обладаю достаточными знаниями о семье, которые использую в индивидуальном (и дифференцированном) общении с родителями. Да. Нет.
15. Развиваю интерес родителей к чтению научно – популярной, художественной и прочей литературы по семейному воспитанию. Да. Нет.
16. Учитываю мнения и просьбы родителей по вопросам организации жизни детей в группе, опираюсь на их точку зрения при принятии педагогических и организационных решений. Да. Нет.
17. Удаётся объединять родителей при решении различных вопросов, создавать атмосферу общности интересов( родителей и педагогов) . Да. Нет. 18. Использую в контактах с родителями наглядно – текстовые средства с оперативной информацией о жизни детей в группе и её перспективах. Да. Нет.
19. Могу подготовить и провести для коллег открытый показ фрагментов общения с родителями. Да. Нет.
20. Владею навыками планирования, анализа и обобщения результатов взаимодействия с родителями. Да. Нет.
Обработка результатов:
- Я называю номера вопросов. Если вы ответили на них отрицательно, обведите эти номера кружком. № 1, 10, 11, 13, 16, 17. Если у вас получилось три и более кружка, значит, вы испытываете трудности в умении учитывать потребности семьи, мнения и интересы родителей.
- Я называю следующие номера, если в этих вопросах у вас отрицательный ответ, ставьте рядом с номером вопроса точку. № 3, 4, 5, 6, 7, 8. Если у вас оказалось три и более точки, значит, вы испытываете трудности в гибкости стиля общения, в умении сопереживать родителям.
- Следующие номера. Если у вас отрицательные ответы в вопросах отметьте их галочкой № 2, 9, 12, 14, 15, 18, . Если у вас получилось три и более галочки, вы испытываете трудности в умении использовать активные методы и формы общения с родителями.
- Об искренности ответов говорят вопросы №19, 20. Если в этих вопросах у вас одинаковые ответы, значит, вы были искренни с собой.
3 часть «Копилка мудрых мыслей»
Педагогам предлагается определить свое отношение к поведению родителей, по предложенному тексту на карточках и разыграть ситуацию воспитатель – родитель.
-Мама жалуется воспитателю, что её ребёнок приходит покусанный из детского сада. Что Вы можете сказать в ответ?
- Родители приводят явно недолеченного ребёнка в детский сад без медицинской справки и требуют, чтобы вы приняли ребёнка, т.к. им просто некуда деть ребёнка. Вам необходимо вежливо, тактично объяснить родителям, что вы не можете принять такого ребёнка.
- Мама приходит к воспитателю за советом: у нас в семье появился второй ребёнок. Как помочь старшему ребенку адаптироваться к появлению малыша? Что Вы можете предложить?
- Воспитатель, рассказывая о роли двигательной активности в физическом развитии дошкольников, советует родителям приобрести детям облегченную спортивную форму для физкультурных занятий, а в ответ слышит возмущенный возглас: «Ну, вот еще, мой ребенок будет ходить в теплом костюме! Я лучше знаю, во что его одевать!». Что Вы можете сказать по этому поводу родителям?
4 часть. Решение педагогических ситуаций
Игра-инсценировка «Как поступить?»
– Задание для команд. Каждая команда придумывает конфликтную ситуацию «воспитатель — родитель», объявляет её команде соперников. Каждая из команд должна проиграть данную ситуацию и найти выход из создавшейся ситуации. (мама предъявляет претензию, воспитатель находит выход). По 2 ситуации.
– Вопросы к педагогам после проигрывания ситуации:
- Какую роль было легче реализовать, роль «предъявителя претензий» или роль «ответчика»?
- Что должен делать воспитатель, если он не в состоянии убедить родителя?
- Какие чаще всего претензии предъявляют родители?
5 часть. Упражнения на развитие коммуникативности педагога
Упражнение 1 «Кто эта маска?»
Цель: развивать умение производить впечатление в соответствии с выбранным образом.
Предлагаю командам разыграть образы родителей. «Рубаха — парень», «вечно недовольный», «сомневающийся», «интересующийся». Каждая команда выбирает по два образа, называть в слух не надо, пусть команда соперников угадает тот образ, который вы изобразите. Зрители при затруднении могут задавать вопросы.
Вопросы к упражнению:
- Что было проще создать образ или угадать его?
- Появились ли у вас какие-то ассоциации, воспоминания в связи с тем или иным образом?
- Способны ли вы с первого взгляда определить внутреннюю роль партнера по общению?
Упражнение 2. Рекламное объявление.
Цель: развивать коммуникативные навыки педагогов, умение представить свой детский сад и правильно изложить свои мысли
1 группа - продавцы: представители ДОУ».
Инструкция для продавца: Вы – представитель ОУ. В вашем образовательном учреждении представлены образовательные и воспитательные услуги на любой вкус. Вы предлагаете их потенциальным покупателям – родителям. Вы не можете задавать вопросы «покупателям» услуг, «покупатели» вольны выбирать, предпочесть именно ваше учреждение или….
2 группа – покупатели: родители.
Инструкция для покупателей: Вы потенциальные «покупатели» образовательно-воспитательных услуг ОУ. Вы можете выбрать для себя это ОУ, если вам понравится предложение, а можете не выбрать, если предложение вам не понравится. Пока «продавец» говорит, вы помечаете у себя заинтересовавшее вас предложение.
Задача максимум для «продавца» – привлечь всех «покупателей». У «продавца» – 3 минуты на продажу услуг.
После того, как три минуты прошли, ведущий подводит итоги: сколько покупателей развернулось – выбрало детский сад, кто детский сад не выбрал и почему?
Вопросы к продавцу:
- Были ли трудности при продаже и почему?
- Как можно было бы быстрее продать услуги?
Вопросы к покупателям: почему выбрали/не выбрали детский сад?
Упражнение 3 «Произнеси фразу».
Цель: развивать умение произносить фразы с разной интонацией.
Педагогам одной группы раздаются карточки:
- Произнесите фразу «Мне не безразличны успехи вашего ребёнка» с оттенком иронии.
- Произнесите фразу «Мне не безразличны успехи вашего ребёнка» с оттенком упрёка.
- Произнесите фразу «Мне не безразличны успехи вашего ребёнка» с оттенком вызова.
- Вы находитесь в методическом кабинете на консультации. В это время кто–то открывает дверь. Вы смотрите на вошедшего радостно и произносите «Наконец- то!».
- Вы находитесь в методическом кабинете на консультации. В это время кто–то открывает дверь. Вы смотрите на вошедшего требовательно и произносите «Быстрей садись!».
Второй группе раздаются карточки:
- Произнесите фразу «Мне не безразличны успехи вашего ребёнка» с оттенком безразличия.
- Произнесите фразу «Мне не безразличны успехи вашего ребёнка» с оттенком требовательности.
– Произнесите фразу «Мне не безразличны успехи вашего ребёнка» с оттенком доброжелательности.
- Вы находитесь в методическом кабинете на консультации. В это время кто–то открывает дверь. Вы смотрите на вошедшего вопросительно и произносите «Что–нибудь случилось?».
- Вы находитесь в методическом кабинете на консультации. В это время кто–то открывает дверь. Вы смотрите на вошедшего удивлённо и произносите «Не ожидала».
Вопросы после упражнения:
- Возникли трудности при произнесении фраз с разной интонацией?
- Всем ли удалось справиться с заданием?
Упражнение 4 «Желаю Вам...»
Цель: развивать умение доброжелательно общаться с родителями.
Задача — сделать комплимент сидящему рядом педагогу, выступающему в роли одного из родителей вашей группы. Лучший комплимент — похвала успехов их ребенка.
Вопросы после упражнения:
- Что вы чувствовали, высказывая пожелания?
- Удалось ли вам высказать комплимент, обращаясь именно к родителю, а не к коллеге по работе?
- Какие трудности у вас возникли при выполнении задания?
6. Подведение итогов
Ведущий: педагогу в работе с семьей важно выстроить систему, в которой обе стороны взаимодействия (детский сад и семья) становятся равноправными, равноценными и автономными партнерами в обеспечении всестороннего развития ребенка. Это достаточно сложно, поскольку воспитатель в ситуации взаимодействия должен выступать в двух ролях: как «официальное лицо»- представитель образовательного учреждения и как доверительный собеседник, с которым можно поделиться, не опасаясь осуждения. В этом вам поможет кодекс общения (Приложение 1).
Иногда между родителями воспитанников и педагогами могут возникнуть конфликтные ситуации. Предлагаем вам ознакомиться с рекомендациями для воспитателей «Как вести себя в конфликтной ситуации» (Приложение 2).
Вывод однозначный: над профессиональной компетентностью педагогов в общении с родителями нужно постоянно работать.
- Вспомним японскую мудрость: «Плохой хозяин растит сорняк, хороший выращивает рис. Умный культивирует почву, дальновидный воспитывает работника». Давайте же воспитывать достойное поколение.
Нам, педагогам, в работе с семьей важно выстроить систему, в которой обе стороны взаимодействия (детский сад и семья) становятся равноправными, равноценными и автономными партнерами в обеспечении всестороннего развития ребенка.
Удачи вам!
А теперь хотелось бы получить ваше мнение о проведенной деловой игре. Как вы считаете, все ли сегодня нам удалось? На столе лепестки. Требуется сложить цветы – красный цвет – удалось, желтый – не совсем удалось, зеленый – совсем не удалось.
Приложение 1.
Кодекс общения педагогов с родителями:
1. Всегда стремиться быть в хорошем настроении и быть приятным в общении.
2. Стараться почувствовать эмоциональное состояние родителей.
3. Находить возможность каждый раз говорить родителям что-нибудь положительное о ребенке — это лучший способ расположить родителей к себе.
4. Давать родителям возможность высказаться, не перебивая их.
5. Быть эмоционально уравновешенным при общении с родителями, подавать пример воспитанности и такта.
6. В сложной ситуации стараться подавать пример уступчивости — этим своего достоинства уронить нельзя, но укрепить его можно.
Приложение 2
Рекомендации для воспитателей «Как вести себя в конфликтной ситуации»
- Если между вами и родителями воспитанников возникают противоречия, не старайтесь избегать их или обвинять во всём родителей, вызовите человека на общение.
- Если вы понимаете, что собеседник будет скандалить, сделайте так, чтобы ваше общение проходило наедине.
- Во время общения жёстко контролируйте свои эмоции, не срывайтесь на крик, не позволяйте себе неэтичных высказываний; нужно сдержать свои отрицательные эмоции, снять раздражение за счет осознания положительных качеств и черт родителя.
- Подавите в себе отрицательное отношение к собеседнику и попробуйте понять, в чём причина его недовольства; реагируйте не на сами действия и поступки, которые раздражают, а на мотивы, побуждающие родителя так действовать: осознание мотивов помогает снять раздражение; на этой основе нужно принять родителя таким, каковым он является.
- Оцените своё поведение, может вы действительно в чём- то не правы.
- В спокойной форме постарайтесь высказать собеседнику ваше мнение по данной ситуации; попробуйте воздействовать на мотивацию родителя с целью изменения ее.
- Общайтесь с собеседником на равных, не показывайте своего превосходства, одинаково оценивайте свои поступки и поступки собеседника.
- Оцените ситуацию и попробуйте найти решение, которое будет устраивать вас обоих.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основы методической работы в сфере профессиональной компетентности педагогов в общении с родителями
Современная ситуация в образовании предполагает активное участие родителей в педагогическом процессе. Сегодня они выступают социальными заказчиками содержания воспитательно-...
Основы методической работы в сфере профессиональной компетентности педагогов в общении с родителями
Современная ситуация в образовании предполагает активное участие родителей в педагогическом процессе. Сегодня они выступают социальными заказчиками содержания воспитательно-образовательной деятельност...
Круглый стол «Современные подходы к организации взаимодействия семьи и дошкольного учреждения как условие повышения профессиональной компетентности педагогов в общении с родителями».
Круглый стол «Современные подходы к организации взаимодействия семьи и дошкольного учреждения как условие повышения профессиональной компетентности педагогов в общении с родителями»....
Коммуникативная компетентность педагога в общении с родителями воспитанников (законными представителями)
Презентация опыта работы на фестиваль педагогических идей "Навстречу друг другу"...
Мастер-класс Деловая игра. "Коммуникативная компетентность педагога, как фактор развития личности воспитанника"
Цель: Повышение уровня коммуникативной компетентности педагога.Задачи: -формировать умения эффективного использования вербальных и невербальных средств общения-проверять, обобщать, уточнять свой ...
ДЕЛОВАЯ ИГРА «Профессиональная компетентность педагога в сфере общения с родителями воспитанников»
Тема публикации "Эффективное общение педагога с родителями воспитанников". Материалы предназначены для использования в работе педагогами разных возрастных групп....
Семинар для педагогов.Методический час в форме деловой игры «Профессиональная компетентность педагога»
Методический час в форме деловой игры«Профессиональная компетентность педагога» Цель: Создать условия для повышения профессиональной компетенции педагогов ДОУЗадачи:1.Познакомить педа...