Основы методической работы в сфере профессиональной компетентности педагогов в общении с родителями
статья
Современная ситуация в образовании предполагает активное участие родителей в педагогическом процессе. Сегодня они выступают социальными заказчиками содержания воспитательно-образовательной деятельности дошкольного учреждения. Успешное функционирование любого ДОО предполагает учет мнений и пожеланий родителей воспитанников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kompetentnost.odt | 25.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Основы методической работы в сфере профессиональной компетентности педагогов в общении с родителями
Современная ситуация в образовании предполагает активное участие родителей в педагогическом процессе. Сегодня они выступают социальными заказчиками содержания воспитательно-образовательной деятельности дошкольного учреждения. Успешное функционирование любого ДОУ предполагает учет мнений и пожеланий родителей воспитанников.
К сожалению, часто от педагогов можно услышать такие фразы: «С родителями невозможно работать!», «Я всегда смогу договориться с детьми, но только не с их родителями», «Родители ничего не хотят. Разве можно с ними общаться?». Общение с родителями должно быть сконцентрировано на установлении контактов и педагогическом просвещении родителей. Такая направленность обусловлена противоречием между воспитательным потенциалом семьи и использованием его не в полной мере. Ошибочные подходы к воспитанию, трудности родителей во многом связаны с их недостаточной осведомленностью в вопросах педагогики, психологии, физиологии и других областях знаний. Родители, не владеющие знаниями об особенностях развития ребенка, не внимательные к его внутреннему миру, испытывают трудности в воспитании и способны совершить ошибки, которые могут повлиять на всю дальнейшую жизнь ребенка.
В современных условиях к организации общения педагогов с родителями предъявляются существенные требования. Однако на основе анализа проведенных исследований обнаруживается противоречие: с одной стороны, родителям нужна компетентная помощь педагогов, с другой – педагоги не всегда способны ее оказать. Таким образом, приходится вновь возвращаться к причинам неэффективности общения педагогов с родителями воспитанников.
Нужно заметить, что общение педагогов с родителями - это прежде всего общение профессиональное, целенаправленное и содержательное. А если речь идет о части профессиональной деятельности, то имеет смысл говорить о компетентности педагогов в организации общения с родителями, многие недостатки в которой связаны с профессиональной компетентностью педагогов ДОУ. Недооценка роли семьи, назидательный стиль общения, неумение убедить родителей в том, что педагог способен им помочь в воспитании детей,- все это следствие недостаточной компетентности педагога.
Изучение современных требований к организации общения воспитателя ДОУ с родителями воспитанников свидетельствует о том, что компетентность педагога проявляется в его способности организовать такое общение, которое характеризуется личностным интересом, педагогическим смыслом и значимостью. Профессиональная компетентность предполагает прочность ценностных ориентаций, сформированность профессионально значимых качеств (выдержки, тактичности, наблюдательности, уважения и др.), глубокое овладение знаниями о семье, ее воспитательном потенциале и особенностях, специфике взаимодействия общественного и семейного воспитания, методах изучения семьи, разнообразии практических способов организации общения.
В современных условиях необходимо акцентировать внимание на необходимости учитывать ряд положений, влияющих на характер общения:
-восприятие воспитателями родителей как социальных заказчиков;
-установка на безоценочное общение, диалог;
-выбор актуальных тем общения;
-активация и учет личного опыта родителей;
-вариативность содержания, форм и методов оказания педагогической помощи родителям.
Таким образом, можно утверждать, что компетентный педагог способен спланировать и построить процесс общения, использовать разнообразные формы взаимодействия, методы и приемы активизации родителей, учесть их запросы и пожелания, найти взаимопонимание с каждым родителем, в том числе и с «трудным».
Говоря о компетентном общении, нужно учитывать такие составляющие, как мотивы, знания, практические умения.
Исследования И.Н. Трофимовой доказывают, что компетентность либо насыщается через решение новых задач и специальное обучение, либо при их отсутствии, не просто снижается, а теряется. В настоящее время выделены следующие условия потери компетентности:
-ограничения со стороны организма (снижение работоспособности при чрезмерных нагрузках, в силу возрастных причин, заболеваний и т.д.);
-дефицит квалифицированной среды;
-дефицит задач, актуализирующих необходимость компетентности, в том числе недостаточная мотивированность в соответствующей деятельности;
-закрепление поведенческих комплексов при решении однотипных задач.
Перечисленные условия справедливы и для сферы общения педагогов ДОУ с родителями воспитанников. Ведь если педагог привык выстраивать общение формально на основе традиционных форм, и никто не требует от него организации работы по-новому, не ставит перед ним новых задач, не предлагает «новых высот» в организации общения с родителями, то его профессиональная компетентность в этой сфере начинает стремительно снижаться. То же самое происходит, если подобным образом работают и другие педагоги в ДОУ, не у кого перенять положительный опыт, не с кем обменяться новыми интересными находками.
Признание утрачивания компетентности приводит к выводу о необходимости создания ряда условий для его преодоления. В качестве таких условий специалисты выделяют:
-наличие практики для развития компетентности;
-поддержка со стороны более компетентных коллег, которые выступают в роли помощников, наставников;
-возможность применения полученных знаний и умений в различных областях;
-снятие организационных, психологических и информационных барьеров;
-повышение компетентности через освоение знаний и навыков из смежных для основной деятельности областей;
-создание условий для понимания специалистами непрочности их компетентности, ее зависимости от собственной заботы об ее поддержании.
Выделенные условия могут реализоваться в процессе профессиональной деятельности. И сегодня к ней предъявляются достаточно высокие требования. К сожалению, многие педагоги, даже обладающие профессиональным педагогическим образованием, не всегда способны эффективно применять на практике полученные знания и умения. Следует отметить, что, с одной стороны, постоянно обновляется педагогическая наука и педагоги не всегда знакомы с новейшими достижениями, а с другой - они утрачивают ряд знаний и умений, полученных в процессе обучения. В данных условиях большое значение приобретает повышение квалификации специалиста.
Согласно современным требованиям, каждый педагог должен повышать свою квалификацию вне ДОУ не реже 1 раза в 5 лет. Формы повышения квалификации разнообразны: обучение на курсах, в институтах усовершенствования и повышения квалификации, участие в проблемных семинарах-практикумах, методических объединениях, прохождение переподготовки и др.
Однако профессиональная компетентность требует непрерывной поддержки своего развития, а это возможно только внутри самого ДОУ в процессе методической работы.
На основе исследований Дж. Равена, И.Н. Трофимовой следует отметить, что в процессе методической работы в ДОУ и создаются условия для поддержания достаточного уровня профессиональной компетентности педагога, так как здесь:
- предоставляется возможность осваивать знания и навыки не только из основной области деятельности, но и из смежных областей (из области демографии, педиатрии и гигиены, культурологи и др.), что важно для общения с родителями;
- приобретаемые педагогами знания и умения могут непосредственно и немедленно актуализироваться, поскольку педагог находится в квалифицированной среде;
- возможно создание социальных и психологических условий для осознания педагогами необходимости постоянного развития их компетентности.
Таким образом, методическая работа обладает значительным потенциалом по развитию профессиональной компетентности педагогов в сфере общения с родителями воспитанников.
Целесообразно проведение традиционных форм методической работы-семинаров - практикумов, открытых просмотров, консультаций и других, а также применение активных методов обучения. Например, использование деловых игр. При проигрывании разных вариантов, ситуаций, часто встречающихся в практике общения, воспитатели имеют возможность осознавать свою роль в общении с родителями как равноправного собеседника. Необходимо использование различных упражнений, обучающих педагогов умению активно слушать, помогающих овладеть культурой общения, найти нужные слова для начала беседы с родителями, создавать положительный образ ребенка.
Надо реже использовать традиционные формы методической работы: педагогические советы, консультации, семинары-практикумы, беседы.
Для активного развития профессиональной компетентности воспитателей необходимы: соответствие содержания проводимых мероприятий текущим нуждам и более глубокой мотивации: учет прошлого и настоящего опыта педагогов; активное вовлечение участников в процесс обучения и управления этим процессом; создание атмосферы взаимного уважения; возможность применения полученных знаний на практике. Соблюдение этих условий предполагает грамотный отбор содержания, форм и методов методической работы с педагогами.
Таким образом, видно что необходимы грамотная профессиональная поддержка компетентности воспитателей в сфере общения с родителями воспитанников и качественно новый уровень методической работы в этом направлении.
Анализ психолого-педагогической и методической литературы позволяет утверждать, что профессиональная компетентность как комплексная характеристика личности определяет эффективность любой профессиональной деятельности, в том числе и педагогической.
Основным содержанием деятельности педагога является общение, субъектами которого в дошкольном образовательном учреждении являются педагоги, родители, дети. Профессиональная компетентность педагога в сфере общения с родителями воспитанников характеризует способность педагога эффективно организовать процесс общения с родителями, с учетом актуальных образовательных потребностей и интересов родителей, современных форм и методов организации общения.
Изучение подходов к определению содержания профессиональной компетентности показало наличие в ней трех взаимосвязанных структурных компонентов: личностного, содержательного и профессионально-деятельностного. Конкретизируя содержание каждого из структурных компонентов в области общения педагогов с родителями воспитанников, можно выделить профессиональные установки и личностные качества (установки непрерывного профессионального совершенствования, безоценочного партнерского общения с родителями воспитанников, осознания собственных преимуществ и затруднений в общении с родителями, выдержка тактичность и т.д.), составляющие личностный блок. В содержательный блок входят знания педагогов о семье, ее воспитательном потенциале, знания о диагностике особенностей семейного воспитания и образовательных потребностей родителей, о способах организации общения с родителями воспитанников. Содержанием профессионально-деятельностного компонента являются умения и навыки, необходимые для успешной организации общения с родителями воспитанников диагностические, организационные, коммуникативные и т.д.
Наличием взаимосвязи и взаимозависимости обозначенных структурных компонентов детерминирована необходимость комплексного развития профессиональной компетентности как динамического явления.
Выделенные критерии и разработанные на их основе показатели и уровни профессиональной компетентности педагогов ДОУ в сфере общения с родителями воспитанников позволяют оценить ее развитие.
Ведущим средством развития профессиональной компетентности является методическая работа в дошкольном образовательном учреждении, т.к. она направлена на преодоление редукции и устаревания знаний и навыков педагогов, включает в содержание методических мероприятий новейшие достижения педагогической науки и практики, отслеживает включение в педагогический процесс полученных педагогами новых знаний и умений, позволяет осуществлять личностно-ориентированный подход к педагогам, с учетом их достижений и трудностей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практикум "Профессиональная компетентность педагога в общении с детьми"
Цель: развить навыки, а так же способствовать пониманию и принятию педагогами партнерского стиля общения с детьми. В практикуме затрагиваются заповеди для воспитателей. Проводится ролевая игра. Говор...
Основы методической работы в сфере профессиональной компетентности педагогов в общении с родителями
Современная ситуация в образовании предполагает активное участие родителей в педагогическом процессе. Сегодня они выступают социальными заказчиками содержания воспитательно-...
Система методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогов при организации экологического воспитания дошкольников
Раскрывается система работы по организации экологического воспитания дошкольников....
Интерактивные формы методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогов ДОУ
Повышение профессиональной компетентности педагогов на сегодняшний день приобретает особую значимость и одним из путей совершенствования профессиональной компетентности педагогов являются интерактивны...
Методическое сопровождение по повышению профессиональной компетентности педагогов по вопросу организации и проведения занятий в ДОУ
В статье раскрывается понятие профессиональной компетентности, виды педагогической компетентности, пошаговое методическое сопровождение, которое начинается с диагностики (представлена карта анализа за...
Круглый стол «Современные подходы к организации взаимодействия семьи и дошкольного учреждения как условие повышения профессиональной компетентности педагогов в общении с родителями».
Круглый стол «Современные подходы к организации взаимодействия семьи и дошкольного учреждения как условие повышения профессиональной компетентности педагогов в общении с родителями»....
Система методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогов
Система методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогов...