План работы по самообразованию: «Развитие навыков самообслуживания у детей раннего возраста».
рабочая программа
Самообслуживание — это начало трудового воспитания дошкольника. Овладение навыками самообслуживания (умение одеваться и раздеваться, ухаживать за собой, пользоваться туалетом, самостоятельно принимать пищу, умываться и т. п.) напрямую влияет на самооценку ребенка, является важным шагом на пути к его независимости. К сожалению, в последнее время всё больше родителей чересчур опекают своего ребёнка. Некоторые родители зачастую делают всё за детей (одевают, кормят, считая, что их ребёнок еще очень маленький. Это приводит к тому, что у ребёнка не развивается самостоятельность в навыках самообслуживания.
Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста процесс длительный и требующий от окружающих взрослых не только терпения, но и определенных знаний о физиологических и психологических особенностях детей 2-3 лет.
Скачать:
Предварительный просмотр:
План работы по самообразованию: «Развитие навыков самообслуживания у детей раннего возраста».
Самообслуживание — это начало трудового воспитания дошкольника. Овладение навыками самообслуживания (умение одеваться и раздеваться, ухаживать за собой, пользоваться туалетом, самостоятельно принимать пищу, умываться и т. п.) напрямую влияет на самооценку ребенка, является важным шагом на пути к его независимости. К сожалению, в последнее время всё больше родителей чересчур опекают своего ребёнка. Некоторые родители зачастую делают всё за детей (одевают, кормят, считая, что их ребёнок еще очень маленький. Это приводит к тому, что у ребёнка не развивается самостоятельность в навыках самообслуживания.
Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста процесс длительный и требующий от окружающих взрослых не только терпения, но и определенных знаний о физиологических и психологических особенностях детей 2-3 лет.
Цель.
Освоение навыков:
• приема пищи;
• раздевания и одевания;
• гигиены тела;
• опрятности.
Задачи: выявить эффективные методы и условия формирования навыков самообслуживания у детей ясельной группы.
1. Изучить и проанализировать теоретические основы проблемы формирования навыков самообслуживания у детей раннего возраста.
2. Обогатить предметно-развивающую среду группы (дидактическими играми, пособиями) .
3. Подобрать соответствующие мероприятия для формирования у детей навыков самообслуживания.
4 Разработать методические рекомендации по воспитанию навыков самообслуживания у детей.
Актуальность: Ранний возраст является для ребенка очень насыщенным. Именно в этот период появляется стремление к самостоятельности. В процессе повседневной работы с детьми, надо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки постепенно совершенствовались, и это продиктовано не только правилами гигиены, но и нормами человеческих отношений. Надо стараться донести до детей, что в соблюдении этих правил проявляется уважение к окружающим и к самому себе в частности, ведь уход за собой дарит человеку ощущение чистоты, красоты и здоровья. И если на данном этапе не поддержать, не дать и не закрепить определенные навыки самообслуживания, то впоследствии ребенок не приобретет такие качества как трудолюбие и аккуратность, бережное отношение к вещам.
Для достижения эффективности привития детям культурно-гигиенических навыков свою работу я осуществляла в двух формах: индивидуальной и групповой. Обучение проходило на занятиях и в повседневной жизни с использованием различных методов организации: игр упражнений, беседы, чтения художественной литературы, рассматривания иллюстраций, наблюдений, рассказывания, использования сюжетно-ролевых игр. Родители также являются главными нашими помощниками, и чтобы достичь лучших результатов следует обращаться к непосредственной их помощи.
Литература:
«Занятия с детьми 2-3 лет: социальный мир, окружающий мир»
«Учите детей трудиться»
«Помоги мне сделать самому» (развитие навыков самообслуживания)
«Совместная деятельность взрослых и детей»
«Воспитание дошкольников в труде»
Раздел плана | Сроки | Формы работы | Практические выходы |
Самообслуживание (приём пищи) | сентябрь | Цель: продолжать закреплять умение самостоятельно и аккуратно есть; закреплять культурно-гигиенические навыки, называть части тела куклы, предметы ее одежды, | Консультация для родителей «Формирование навыков самообслуживания у детей 2-3 лет» |
активизировать употребление прилагательных, обозначающих цвет. Игровая ситуация «Как мама учила мишку правильно кушать» «Вымой кукле руки», Чтение потешек «Ладушки, ладушки», «Тушки, тутушки» Дид. игра «Покажем Зайке как нужно правильно держать ложку» Чтение стихотворений А. Барто «Девочка чумазая». Дидактическая игра: «Это нужно нам зачем? » (с предметами туалета). Дид. игра «Куклы в гостях у детей» |
| ||
Самообслуживание (умывание и навыки опрятносни) | октябрь | Цель:учить намыливать руки до образования пены, тщательно смывать; умываться, насухо вытирать лицо и руки своим полотенцем, вешать его на место; пользоваться индивидуальной расчёской; носовым платком Рассматривание и беседа по картинкам: «Дети моют руки», «Мама моет дочку» Дид. игра «Кукла заболела» Чтение потешек «Водичка, водичка» «Буль – буль – буль журчит водица» Дид. упр «Сделаем лодочки»«Как мы моем ладошки и отжимаем ручки» | Советы родителям «Развиваем самостоятельность малыша». |
Самообслуживание (одевание и раздевание) | ноябрь | Цель: закреплять знания о предметах одежды и порядке её одевания. Учить правильно надевать обувь. Воспитание навыков самообслуживания, закрепление основных цветов. Дид. игра «Оденем куклу Машу на прогулку», «Разденем куклу после прогулки» Чтение потешеки «Наша Маша маленькая», «В небе солнышко гуляет» Дид. игра «Покажи свое полотенце» Дид. упражнение «Туфельки поссорились - подружились», «Разложи одежду по местам» | Беседы с родителями: Приучаем детей дома одеваться на улицу в правильном порядке. |
Самообслуживание (приём пищи) | декабрь | Цель: Закрепить полученные навыки поведения за столом в игровой ситуации, воспитывать доброжелательное отношение друг к другуЗакреплять представления об использовании предметов посуды; Дид. игра «Накормим куклу Машу», «Кукла Таня обедает» Чтение потешки «У бабушки калачи», «Пошел котик на торжок» Сюжетно-ролевая игра «В гостях у Мишки», Игровая ситуация: «Мы обедаем». Игры детей в кукольном уголке с предметами столовой посуды» | Памятка для родителей «Возрастные особенности детей 2-3 лет» |
Самообслуживание (умывание и навыки опрятносни) | январь | Цель:Учить намыливать руки с внешней и внутренней стороны, последовательно выполнять действия при мытье рук, активизировать и обогащать речь детей, создавать ситуацию успеха каждого ребёнка, Закреплять умение пользоваться индивидуальной расчёской; носовым платком. ОД«Мыльные перчатки» Игровая ситуация «Расскажем | «Средства формирования навыков самообслуживание в младшем дошкольном возрасте» - консультация для воспитателей |
зайке, как пользоваться носовым платком» Рассматривание сюжетных картинок: «Дети купаются». Чтение потешки «Петушок – петушок» Дид. упр-е «Причешем куклу» Сюжетно ролевая игра: «Парикмахерская» | |||
Самообслуживание (одевание и раздевание) | февраль | Цель: продолжать учить одеваться и раздеваться в определённой последовательности, складывать вещи на место, самостоятельно обуваться. Закреплять основные цвета. Развивать мелкую моторику; закрепить умения застегивать и расстегивать пуговицы; учить правильно, шнуровать. Дид. игра «Подберем куклам одежду» «Приведи куклу в порядок» уковский «Мойдодыр» Дид. игра: "Хитрые башмачки" ОД: «Застегни и зашнуруй». Дидактическое упражнение: «Уложим куклу Олю спать». Дид. игра «Научим Мишку складывать вещи в шкафчик» Дид. игра «Каждой вещи свое место» Музыкальное развлечение «Про то как Мишку спать укладывали» | Консультация для родителей на тему: "Как приобщить малыша к гигиене и самообслуживанию" |
Самообслуживание (приём пищи) | март | Цель: продолжать учить формировать интерес к самостоятельным действиям при накрывании стола к обеду. продолжать закреплять умение самостоятельно и аккуратно естьЗакрепить полученные навыки поведения за столом. Дид. игра «Обед у кукол» «Поможем накрыть на стол» Чтение рассказа «Маша обедает» Чтение потешки: «Я состряпаю калач» Дид. упр-е «Покажем Хрюше, как надо правильно кушать» Игры детей в кукольном уголке: «Накроем столик для кукол», «Кукла Катя пьёт чай».Игровые ситуация:«Мишка пригласил в гости зайку и ёжика» | «Использование стишков и дидактических игр в воспитании навыков самообслуживания у детей» |
Самообслуживание (умывание и навыки опрятносни) | апрель | Цель:продолать учить правильноумываться, насухо вытирать лицо и руки своим полотенцем, вешать его на место; пользоваться индивидуальной расчёской; носовым платком перенести полученные навыки и умения в игровые действия, поддерживать положительные чувства к процессу умывания Дид. игра «водичка, водичка» Игра - занятие «Носики - курносикиДидактическое упражнение: «Покажем мишке, как нужно вытираться своим полотенцем». Дид. игра «Умоем куклу» Чтение потешки «Ай лады, лады, лады» Игра | Советы для взрослых, как стать самостоятельным в процессе раздевания и одевания. |
«Фонтанчик» Дид. игра: «Купаем куклу Катю». Рассматривание сюжетных картинок. «Девочка чумазая», «Девочка аккуратная». | |||
Самообслуживание (одевание и раздевание) | май | Цель: соблюдать последовательность при одевании, активизировать активный словарь за счёт названия предметов одежды. Дид. игры «Научим Степу одеваться на прогулку». Дид. игра «Поучим Зайку застегивать пуговицы» Чтение потешек: «Вот они сапожки» Разучиваем стих «Маша варежку одела» Сюжетно-ролевые игры «Дом» и «Семья»: – внесение игровой ситуации «Кукла Катя хочет спать» Дид. игра «Научим Мишку складывать вещи в шкафчик» Рассматривание сюжетных картинок «дети на прогулке» (в разные времена года). Образовательная ситуация «Мы теперь умеем сами на прогулку одеваться» | Папка передвижка. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие навыков самообслуживания у детей раннего возраста
Материал поможет родителям и педагогам в игровой форме подготовить малышей к освоению культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания. В статье описаны методы развития моторики рук ребёнка,...
Перспективное планирование коррекционно-развивающей работы на тему"Пальчиковые игры в развитии навыков самообслуживания у детей раннего возраста"
Перспективное планирование на год по теме:"Пальчиковые игры в развитии навыков самостоятельности у детей раннего возраста."...
Проект "Развитие навыков самообслуживания у детей раннего возраста"
Формирование навыков самообслуживания, подготовка ребенка к жини в современном обществе....
Консультация для родителей на тему:"Развитие навыков самообслуживания у детей раннего возраста"
консультация для родителей детей 2-3 лет...
План работы по самообразованию "Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через дидактические игры"
В раннем возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания. ...
План работы по самообразованию "Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста"
План работы по самообразованию "Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста"...
План по самообразованию на тему: «Развитие навыков самообслуживания у детей раннего возраста»
Актуальность.В дошкольном учреждении важное внимание уделяется воспитанию здорового ребенка. Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Важно с сам...