План по самообразованию на тему: «Развитие навыков самообслуживания у детей раннего возраста»
материал (младшая группа)
Актуальность.
В дошкольном учреждении важное внимание уделяется воспитанию здорового ребенка. Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Важно с самого раннего возраста воспитывать полезные для здоровья навыки, чтобы они стали привычками.
Воспитание культурно-гигиенических навыков направленно на укрепление здоровья ребенка. Вместе с тем оно включает важную задачу воспитание культуры поведения. Необходимость опрятности, продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений.
С первых дней жизни при формировании культурно гигиенических навыков идет не только усвоение правил и норм поведения, но и процесс вхождения ребенка во взрослую жизнь.
Приучая ребенка к чистоте, мы воспитываем у них общую культуру, организованность, бережное отношение к вещам и труду взрослых.
В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались. При этом детей приучают выполнять не только то, что им приятно, но и то, что необходимо, преодолевая трудности разного характера.
К культурно-гигиеническим навыкам относятся навыки по соблюдению чистоты тела, культурной еды, поддержания порядка в окружающей обстановке и культурных взаимоотношений детей друг с другом и с взрослыми.
Таким образом, проблема воспитания КГН стоит достаточно остро. Именно поэтому я решила углубленно работать над темой «Формирование культурно-гигиенических навыков». В этом же направлении я решаю не менее важные задачи по формированию начальных представлений о здоровом образе жизни и по сохранению и укреплению здоровья детей, физического, так и психического.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_raboty_po_samoobrazovaniyu_maksimenkova_2.docx | 49.76 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА – ДЕТСКИЙ САД «СКАЗКА»
План работы по самообразованию на тему:
«Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования».
Воспитатель: Максименкова В.Р.
г.Рославль 2020г.
План работы по самообразованию.
«… Это правда! Ну чего же тут скрывать?
Дети любят, очень любят рисовать.
На бумаге, на асфальте, на стене.
И в трамвае на окне… » (Э. Успенский)
Тема: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования».
Актуальность
Рисование – очень интересный и в тоже время сложный процесс. Используя различные техники рисования, в том числе и нетрадиционные, воспитатель прививает любовь к изобразительному искусству, вызывает интерес к рисованию.
Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребёнку не будет интересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник, способствует развитию у ребёнка: мелкой моторики рук и тактильного восприятия; пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия; внимания и усидчивости; мышления; изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости. Кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля. Таким образом, задачами моей работы является знакомство детей раннего возраста с техниками нетрадиционного рисования, формирование интереса к рисованию и развитие психических процессов (внимание, речь, восприятие, мышление, воображение).
Пояснительная записка
Рисование естественная потребность ребёнка. У него нет «комплекса неумения». Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребёнку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить своё отношение к ним. Вместе с тем изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего эстетического, нравственного, трудового и умственного развития детей.
Изобразительная деятельность не утратила своего широкого воспитательного значения и в настоящее время. Она является важнейшим средством эстетического воспитания. В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического и эмоционального восприятия искусства, которые способствуют формированию эстетического отношения к действительности.
Все дети любят рисовать, но творчество не может существовать под давлением и насилием. Ведь рисование для ребёнка – радостный, вдохновенный труд, к которому не надо принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать малыша, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности. Я поняла, что нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, тем самым, вызывая стремление заниматься таким интересным делом.
Я выбрала данное направление в работе с детьми, так как считаю его актуальным, важным и необходимым, потому что нетрадиционная техника рисования открывает возможности развития у детей творческих способностей, фантазии и воображения.
Нетрадиционные техники рисования – это способы создания нового, оригинального произведения искусства, по средствам нетрадиционных техник (рисование пальчиками, рисование ладошкой, техника обрывания бумаги, техника печатанья, техника тычка жесткой кисточкой и т. п.), в котором гармонирует всё: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное – самовыражаться.
Цель: повысить свой теоретический уровень, профессиональное мастерство и компетентность.
Задачи:
Образовательные
- закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного творчества;
- формировать у детей изобразительные навыки и умения, эстетический вкус, творчество и фантазию;
- расширять представление о многообразии нетрадиционных техник рисования;
- учить детей использованию в работе интересной и необычной
изобразительной техники, неизвестного материала;
-изучить необходимую справочную и методическую литературу.
Развивающие
-развивать у детей пространственное воображение, мышление, мелкую
моторику пальцев рук и художественно-эстетический вкус;
- развивать интерес детей к изобразительной деятельности;
- формировать координацию движений;
- закреплять и обогащать представления детей о цветах и оттенках
окружающих предметов и объектов природы;
- развивать навык работать с разным изобразительным материалом.
Воспитательные
- воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности;
- воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом;
- воспитывать нравственные и этические чувства, коммуникативность.
Распределение техники по возрастным группам.
1. С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать:
- рисование пальчиками;
- оттиск печатками (штамп);
- рисование трафаретом;
- рисование ватными палочками;
- рисование по-мокрому;
- рисование смятой бумагой;
- монотипия;
- набрызг
- рисование ладошками.
Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.
Форма самообразования: индивидуальная.
Методы работы:
- Индивидуальный.
- Групповой.
- Наглядный.
Формы работы:
⮚ Игры.
- Беседы, работа с наглядным материалом.
- Практические упражнения для отработки необходимых навыков.
- Чтение и заучивание художественной литературы.
- Рассматривание репродукций картин.
Предполагаемый результат:
- формирование у детей младшего дошкольного возраста знаний о нетрадиционных способах рисования;
- владение дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами;
- умение воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования;
- повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе рисования с использованием нетрадиционной техники.
Практический выход: выставка детских поделок в нетрадиционных техниках.
Форма отчета по проделанной работе: сообщение на педсовете, презентация по теме.
Перспектива: продолжить работу по освоению новых нетрадиционных техник рисования.
План работы
Раздел | Сроки | Содержание работы | Практические выходы |
Изучение методичес кой литератур ы. | сентябрь 2020г – май 2021г | Изучение учебной, справочной, научнометодической литературы по плану самообразования: 1.Григорьева Г. Г. «Развитие дошкольника в изобразительной деятельности». – М., 2000; Давыдова Г. Н. 2.«Нетрадиционные техники рисования в детском саду». ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2007г; Казакова Р. Г., Сайганова Т. И., Седова Е. М. и др. 3. «Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты | Анализ изученной литературы |
занятий». – М.: Сфера, 2005; Казакова Р. Г., Сайганова Т. И. 4. И.А. Лыкова - «Цветные ладошки», «Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений»; 5.«Занятия по рисованию с дошкольниками» - Творческий Центр Москва 2008; Колдина Д. Н. 6.Рисование с детьми 3 – 4 лет. Конспекты занятий. - М.: Мозаика – Синтез, 2009. – 48с. : цв. вкл. ; Комарова Т. С. 7.«Изобразительная деятельность в детском саду» – Мозаика-Синтез, Москва 2005 и др.) 8.Изучение интернет – ресурсов по теме самообразования. | ||||
Работа детьми | с | Сентябрь | «Осенний ковёр». познакомить детей с новым видом изобразительной техники – «печать листьями». | Изготовить с детьми чудесную осеннюю полянку с красивыми листочками |
«Укрась платочек». Оттиск пробкой. Рисование пальчиками. Учить украшать платочек простым узором, используя печатание, рисование пальчиками и прием примакивания. Развивать чувство композиции, ритма. | Выставка детских работ. | |||
«Зайчик». Рисование пальчиками. Учить закрашивать пальчиком по контуру. Развивать чувство композиции. | Оформление выставки с работами детей. | |||
Октябрь | «Ягоды на тарелочке». Оттиск печаткой из картофеля (круги разной величины) Техника печатания поролоновым тампоном, печаткой из картофеля. Показать прием получения отпечатка. Учить рисовать ягоды и яблоки, рассыпанные на тарелке, используя контраст размера и цвета. По желанию можно использовать рисование пальчиками. Развивать чувство композиции. | Изготовление общей композиции на большом ватмане. | ||
«Грибы в лукошке». Оттиск печатками (шляпка-картон), рисование пальчиками. Упражнять в рисовании предметов овальной формы, печатание печатками. Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус. | Оформление выставки с работами детей. | |||
«Цыпленок». Рисование с помощью «Риса», ватные палочки. Учить детей наносить клей на отдельный участок, щедро насыпать крупу на отдельный участок, аккуратно окрашивать рис, «оживлять» работу с помощью ватной палочки. | Оформление выставки для родителей. |
Ноябрь | «Плюшевый медвежонок». Помочь детям освоить новый способ изображения - рисования поролоновой губкой, позволяющий наиболее ярко передать изображаемый объект, характерную фактурность его внешнего вида, продолжать рисовать крупно, располагать изображение в соответствии с размером листа. | Изготовление портретов веселых пушистых Медвежат. | ||
| ||||
| ||||
«Первый снег». Оттиск печатками из салфетки. Закреплять умение рисовать деревья большие и маленькие, изображать снежок с помощью техники печатания или рисование пальчиками. | Оформить с детьми большой коллаж. | |||
«Цыпленок». Гуашь, ватные диски, палочки. Учить детей наклеивать ватные диски, учить аккуратно, раскрашивать ватные диски, «оживлять» картинку с помощь ватных палочек. | Нарисовать на ватмане поляну с цыплятами. | |||
«Рябинка». Рисование пальчиками. Учить рисовать на ветке ягодки (пальчиками) и листики (примакиванием). Закрепить данные навыки рисования. | Оформление выставки с работами детей. | |||
Декабрь | «Ёлочка пушистая, нарядная». Тычок жесткой полусухой кистью, рисование пальчиками. Упражнять в технике рисования тычком полусухой жесткой кистью. Закрепить умение украшать рисунок, используя рисование пальчиками. Воспитывать аккуратность. | Рисование ёлочек. | ||
«Украшаем ёлку». Закреплять техники рисования пальцами, ватными палочками, развивать творческое воображение, мелкую моторику. | Оформление выставки с работами детей. Прослушивание песен «Маленькой ёлочке», «Ёлочка- зеленая иголочка». | |||
«Зимний лес». Печать по трафарету, рисование пальчиками. Упражнять в печати по трафарету. Закрепить умение рисовать пальчиками. | Изготовление большой стенгазеты. | |||
Январь | «Морозные узоры». Познакомить с техникой рисования манкой , развивать мелкую моторику. Дидактическая игра «Составь узор». Развивать творческое воображение, мелкую моторику. «Снеговичок». Комкание бумаги (скатывание). Закреплять навыки рисования гуашью, умение сочетать в работе скатывание, комкание бумаги и рисование. Учить дорисовывать картинку со снеговиком (метла, елочка, заборчик и т.д.). | Подбор народных примет о зиме. Оформление выставки с работами детей. |
Февраль | «Звездное небо». Познакомить с техникой печатания печатками, формируем навыки по приему примакивания, развивать чувство цвета. | Выставка работ. При просмотре рисунков выбирается изображение неба, на котором большее количество звезд, самое светлое небо, самое темное, самое разноцветное. | |
Февраль | «Галстук для папы». Продолжать упражнять в технике печатания пробкой, развивать чувство композиции, цвета. | Оформление выставки с работами детей. | |
«Ягоды и фрукты». Рисование пальчиками, карандашом. Учить рисовать простейшие фигурки, состоящие из многих отпечатков пальчиков, пользоваться всей разноцветной гаммой краской. | Рассматривание всех работ. Выставка. | ||
«Солнышко». Рисование ладошками. Закреплять технику печатанья ладошками. Учить наносить быстро краску и делать отпечатки - лучики для солнышка. | Оформление стенда с работами. | ||
Март | «Животные» (петух, птица, слон, олень, медведь). Рисование пальчиками, карандашом или кисть, фломастер. Учить рисовать простейшие фигурки, состоящие из многих отпечатков пальчиков, пользоваться всей разноцветной гаммой краской. | Оформление выставки с работами детей. | |
«Подснежники». Акварель, восковые мелки. Учить рисовать подснежники восковыми мелками, обращать внимание на склоненную головку цветов. Учить с помощью акварели передавать весенний колорит. | Выставка работ. | ||
«Неваляшка». Кисточка, пуговицы различной формы. Учить рисовать печатками (пуговицами) различной формы. Закрепить основные цвета: красный, желтый, синий. | Оформление выставки с работами детей. | ||
Апрель | «Волшебные картинки» (волшебный дождик). Рисование свечой. Закреплять технику рисования свечой (волшебный дождик). Аккуратно закрашивать лист жидкой краской. Учить рисовать тучу с помощью воскового мелка. | Рассматривание всех работ. Определение у кого какая картинка получилась. | |||
«Насекомые» (бабочка, паук, божья коровка, гусеница). Рисование пальчиками, карандашом. Учить рисовать простейшие фигурки, состоящие из многих отпечатков пальчиков, пользоваться всей разноцветной гаммой краской. | Оформление выставки с работами детей. | ||||
Май | «Салют». Акварель или гуашь, восковые мелки. Закрепление навыка рисования акварелью или гуашь, учить рисовать салют с помощью воскового мелка. | Изготовление стенгазеты к празднику. | |||
«Как я люблю одуванчики». Обрывание, восковые мелки, тычкование. Совершенствовать эстетическое восприятие природных явлений и техник их изображения - обрывания и тычкования и других; развивать чувство композиции и колорита в процессе использования разных материалов для создания выразительного образа одуванчика в пейзаже. | Оформление выставки с работами детей. | ||||
«Котенок». Тычок полусухой жесткой кистью, трафарет котенка. Закреплять навык печати кистью по трафарету. | Рассматривание котят, определить то, что все котята разные и не похожи друг на друга. Выставка работ. | ||||
Работа семьёй | с | Сентябрь | Познакомить родителей с ФГОС ДО, папка передвижка «Художественно-эстетическое развитие ФГОС ДО». | Папка передвижка. | |
Октябрь | Консультация для родителей "Значение развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования». | Изготовление папки передвижки. Папка передвижка «Игры с красками». | |||
Ноябрь | Анкетирование родителей на тему: «Использование нетрадиционных техник рисования». | Сбор и анализ информации. | |||
Декабрь | Консультация для родителей: «Зимние художества». Оформление художественной выставки «Зимушка- зима». | Выставка совместных работ «Зимушка-зима». | |||
Январь | Консультации для родителей: «Развитие творчества у детей дома», «Нетрадиционные техники рисования». | Изготовление папок передвижек. | |||
Февраль | Изо выставка: «Зимний лес». | Оформление выставки. | |||
Март | Консультация для родителей: «Нетрадиционные техники рисования в совместной деятельности детей и родителей». | Изготовление папки передвижки. | |||
Апрель | Советы родителям о необходимости приобретения материала для рисования дома и развития творческих способностей. Изо выставка «Всей семьей рисуем дома». | Оформление выставки. | |||
Май | Индивидуальные беседы о нетрадиционных приемах в рисовании. | Беседы родителями. | с | ||
Само-реализация | Сентябрь | Сбор информации для создания картотеки форм нетрадиционного рисования и игр на развитие художественного воображения. | Создание своей картотеки. | ||
Октябрь | «Фруктовые деревья». Проведение мастер класс для родителей по нетрадиционной технике рисования в младшей группе. | Мастер класс для родителей | |||
Март | Мастер-класс для педагогов ДОУ с презентацией «Путешествие в весенний лес». | Изготовление презентации. | |||
Апрель | Оформление результатов работы. | Фото - отчёт – «Наш вернисаж». | |||
Май | Отчёт о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете. | Выступление на педсовете. |
Итог: фото отчет в виде презентации: «Наш вернисаж».
Игры на развитие художественного воображения
«На что это похоже», «Расколдуй картинку», «Продолжи рисунок», «Волшебные картинки», «Дорисуй», «На что похожи наши ладошки», «Волшебные кляксы», «Волшебная ниточка», «Несуществующее животное или растение», «Цветные сказки», «Нарисуй настроение», «Закорючки», «Продолжи рисунок», «Представь себе», «Точка, точка».
Перспектива
В перспективе планирую продолжить работу по самообразованию, а так же продолжить рост собственного профессионального мастерства.
«Рисовать – это как мечтать, только на бумаге».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План по самообразованию на тему: "Развитие навыков исследовательской деятельности детей дошкольного возраста"
Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира: живая и неживая природа, рукотворный мир. Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования...
Консультация для родителей на тему:"Развитие навыков самообслуживания у детей раннего возраста"
консультация для родителей детей 2-3 лет...
Консультация для родителей на тему: «Развитие навыков самообслуживания у детей раннего возраста»
Развитие навыков самообслуживания важный этап развития самостоятельности у детей раннгего возраста....
ПЛАН по самообразованию на тему: «Развитие навыков исследовательской деятельности детей дошкольного возраста»
Опытно-эксперементальная деятельность в старшей группе....
Консультация для родителей на тему: «Развитие навыков самообслуживания у детей раннего возраста» Воспитатель: Койносова Елена Станиславовна
Консультация для родителей на тему: «Развитие навыков самообслуживания у детей раннего возраста» Воспитатель: Койносова Елена Станиславовна...
ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГА Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности». 2 группа раннего возраста
Муниципальное дошкольное образовательное учреждениеДетский сад № 7г. Хвалынска Саратовской области ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГАМавлютова Елена Александровн...
Консультация для родителей на тему: "Развитие навыков самообслуживания у детей раннего возраста"
Консультация для родителей на тему: "Развитие навыков самообслуживания у детей раннего возраста"...