Музейная педагогика
проект (старшая группа)
«Музей в детском саду как интерактивное образовательное пространство личностного развития дошкольников»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
denisova_s.yu_.docx | 7.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Музейная педагогика
Наименование программы | «Музей в детском саду как интерактивное образовательное пространство личностного развития дошкольников» |
Участники программы | Педагоги, воспитанники, родители МБДОУ "Детскад № 70" |
Цели и задачи программы | Цель: Совершенствование качества образования в МБДОУ средствами музейной педагогики. Задачи: С педагогами:
С детьми:
С родителями:
|
Основные направления деятельности | Образование детей и профессиональное совершенствование педагогов. |
Социальные партнеры | Тамбовский областной краеведческий музей, центральная городская библиотека им. Н.К. Крупской, центральная детская библиотека им. С.Я. Маршака, тамбовская универсальная научная Пушкинская библиотека . |
Ожидаемые конечные результаты |
|
1.Обоснование инновационности программы.
К определению музея как учреждения, занимающегося собиранием, изучением, хранением, экспонированием памятников материальной и духовной культуры, а также просветительской и популяризаторской деятельностью, в последнее время прибавилась еще одна очень важная функция – музейно-педагогическая деятельность.
В настоящее время происходит переосмысление задач и функций музеев, связанных с их образовательной и воспитательной деятельностью. На этом этапе прослеживаются тенденции к активному поиску новых путей взаимодействия музея с посетителями, возникновению разных форм и методов этих отношений.
Хотя становление и развитие образовательной деятельности музеев, имеет давнюю историю, можно сказать, что лишь на современном этапе развития общества она стала насущной проблемой, связанной с потребностью в качественно новом образовательном статусе членов социума и более полном использовании потенциальных возможностей музеев. Понимание многими специалистами специфики музейной педагогики как интегрального метода и универсального средства воздействия на личность с целью повысить образовательный уровень и раскрыть творческий потенциал личности делает сотрудничество музеев и образовательных учреждений поистине уникальным и инновационным.
Программа направлена на внедрение технологий музейной педагогики в учебно-воспитательный процесс ДОО как возможности осуществлять нетрадиционный подход к образованию, объяснять сложный материал на простых и наглядных примерах, организовать интересные занятия, познавательные мероприятия, проводить исследовательскую работу используя музейные экспонаты.
Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающей условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду. Основной целью музейной педагогики является: приобщение к музеям подрастающего поколения, творческое развитие личности. Поэтому на сегодняшний день музейную педагогику рассматривают как инновационную педагогическую технологию.
2.Основная идея.
Концептуальная основа музейно – образовательной среды ДОО базируется на системном, культурологическом и этнопедагогическом подходах к дошкольному образованию. Музейная технология выступает как способ организации образовательной среды и деятельности педагогов и детей.
Реализация технологии музейной педагогики в ДОО позволяет создавать условия для гармоничного развития личности ребенка и повышения профессионального мастерства педагогов.
3.Актуальность.
В рамках модернизации образования становится актуальным поиск новых моделей и форм организаций деятельности детей в условиях ДОУ. Обучение ребёнка дошкольника, в первую очередь, должно опираться на эмоциональную, чувственную сторону его личности, что связано с особенностями детской психологии. Музейная педагогика, возникшая на стыке психологии, педагогики, музееведения, искусства и краеведения, создаёт условия для развития личности ребёнка путём включения её в многообразную и разноплановую деятельность, охватывающую эмоциональную, интеллектуальную, деятельностную сферы.
Музейная педагогика интегрировано решает задачи эстетического, нравственного, духовного, патриотического воспитания. Формы и методы её работы способствуют развитию и совершенствованию коммуникативно - речевых, познавательных, творческих компетенций дошкольника, его успешной социализации в детском, далее в человеческом обществе. И реализует актуальнейшую на сегодня задачу современного образования – научить ребёнка учиться и познавать.
Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому мы назвали их мини - музеями. Часть слова «мини» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспонатов, и определенную ограниченность тематики.
В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в наших мини-музеях не только можно, но и нужно, так как дети лучше усваивают материал через осязание. Мини-музеи можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок лишь пассивный созерцатель, а здесь он – соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей – результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
Музейная педагогика дает возможности:
-осуществлять нетрадиционный подход к образованию, основанный на интересе детей к исследовательской, поисковой деятельности; сочетать эмоциональные и интеллектуальные способы воздействия на детей;
- попробовать собственные силы и самореализовываться каждому ребенку в соответствии со своими склонностями и интересами, выявить свою неповторимую индивидуальность;
-организовать интересные нетрадиционные формы организованных учебной и совместной с педагогами деятельности детей.
Не случайно, музеи называют информационно – коммуникативной системой. Включение музея в образовательный процесс способствует формированию подрастающего поколения психологической и нравственной готовности быть активным участником перемен и преобразований в окружающем мире.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы по музейной педагогике "Мини-музей Архитектуры"
План работы на год по мини-музею Архитектуры...
Использование элементов музейной педагогики в формировании экологической культуры дошкольников через работу мини- музея ДОУ
Прививать детям любовь к природе надо с самого раннего возраста. Данная технология раскрывает конкретный пример работы с детьми по формированию экологической культуры у воспитанников ДОУ ч...
Использование музейной педагогики в образовательном процессе ДОУ
Музейная педагогика –одно из направлений работы ДОУ. Приобщать детей к музейной культуре, развивать их эстетическое восприятие и...
Музейная педагогика как основа для создания условий для духовно – ценностного развития ребёнка.
Статья будет интересна для воспитателей, ищущих эффективные формы воспитания детей....
Из опыта работы" Система работы ДОУ по патриотическому воспитанию дошкольников средствами музейной педагогики"
Материал о системе создания мини - музеев в ДОУ....
Семинар "Музейная педагогика как инновационная педагогическая технология ДОУ" плюс мастер - класс " Опись музейного экспоната".
С 13 по 17 февраля 2023 г. в МКДОУ детский сад «Солнышко» проходила в соответствии с годовым планом неделя педагогического мастерства. Целью недели педагогического мастерства стало выявлен...
Семинар "Музейная педагогика как инновационная педагогическая технология ДОУ" плюс мастер - класс " Опись музейного экспоната" (2023)
С 13 по 17 февраля 2023 г. в МКДОУ детский сад «Солнышко» проходила в соответствии с годовым планом неделя педагогического мастерства. Целью недели педагогического мастерства стало выявлен...