Музейная педагогика
проект (старшая группа)

Денисова Светлана Юрьевна

«Музей в детском саду как интерактивное образовательное пространство личностного развития дошкольников»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл denisova_s.yu_.docx7.43 КБ

Предварительный просмотр:

Музейная педагогика

 

Наименование программы

 «Музей в детском саду как интерактивное образовательное пространство личностного развития дошкольников»

Участники программы

Педагоги, воспитанники, родители МБДОУ "Детскад  70"

Цели и задачи программы

Цель:

Совершенствование качества образования в МБДОУ средствами музейной педагогики.

Задачи:

С педагогами:

  • Создать условия для повышения профессионализма педагогов в вопросах музейной  педагогики.
  • Разработать пакет методических материалов, систему планирования познавательной деятельности детей в пространстве мини-музея.
  • Разработать  методические рекомендации по  использованию в образовательном процессе музейной педагогики в дошкольной образовательной организации
  • .Обобщать и распространять опыт инновационной деятельности с применением технологий музейной педагогики.
  • Обогатить предметно-развивающую среду МБДОУ.

С детьми:

  • Развивать познавательную активность детей через совместную познавательно-исследовательскую деятельность.
  • Способствовать формированию уважения к своей «малой родине», к истории, культуре и традициям родного края, средствами музейной педагогики.

С родителями:

  • Заинтересовать родителей в создании мини-музеев, привлечь к совместным мероприятиям в проектно- исследовательской деятельности.

Основные направления деятельности

Образование детей и профессиональное совершенствование педагогов.

Социальные партнеры

Тамбовский областной краеведческий музей,

центральная городская библиотека им. Н.К. Крупской, центральная детская библиотека им. С.Я. Маршака, тамбовская универсальная научная Пушкинская библиотека .

Ожидаемые конечные результаты

  •  Созданы условия для повышения профессионализма педагогов в вопросах музейной  педагогики.
  • Увеличено количество образовательных, методических событий в МБДОУ с родителями, педагогических инициатив.
  • Сформирована потребность в профессиональном росте педагогов в условиях реализации ФГОС.
  • Сформированы инициативные группы родителей по реализации музейной педагогики в МБДОУ.
  • Повышена познавательная активность детей, личностное развитие, уважительное отношение к  «малой родине»,к истории, культуре и традициям родного края.

 1.Обоснование инновационности программы.

       К определению музея как учреждения, занимающегося собиранием, изучением, хранением, экспонированием памятников материальной и духовной культуры, а также просветительской и популяризаторской деятельностью, в последнее время прибавилась еще одна очень важная функция – музейно-педагогическая  деятельность.

       В настоящее время происходит переосмысление задач и функций музеев, связанных с их образовательной и воспитательной деятельностью. На этом этапе прослеживаются тенденции к активному поиску новых путей взаимодействия музея с посетителями, возникновению разных форм и методов этих отношений.

       Хотя становление и развитие образовательной деятельности музеев, имеет давнюю историю, можно сказать, что лишь на современном этапе развития общества она стала насущной проблемой, связанной с потребностью в качественно новом образовательном статусе членов социума и более полном использовании потенциальных возможностей музеев. Понимание многими специалистами специфики музейной педагогики как интегрального метода и универсального средства воздействия на личность с целью повысить образовательный уровень и раскрыть творческий потенциал личности делает сотрудничество музеев и образовательных учреждений поистине уникальным и инновационным.

       Программа направлена  на внедрение технологий музейной педагогики в учебно-воспитательный процесс ДОО как  возможности осуществлять нетрадиционный подход к образованию,  объяснять сложный материал на простых и наглядных примерах, организовать интересные занятия, познавательные мероприятия, проводить исследовательскую работу используя музейные экспонаты.

       Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающей условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду. Основной целью музейной педагогики является: приобщение к музеям подрастающего поколения, творческое развитие личности. Поэтому на сегодняшний день музейную педагогику рассматривают как инновационную педагогическую технологию.

2.Основная идея.

       Концептуальная основа музейно – образовательной среды ДОО базируется на системном, культурологическом и этнопедагогическом подходах  к дошкольному образованию. Музейная  технология выступает как способ организации образовательной среды и деятельности педагогов и детей.

       Реализация технологии музейной педагогики в ДОО позволяет создавать условия для гармоничного развития личности ребенка и повышения профессионального мастерства педагогов.

3.Актуальность.

       В рамках модернизации образования становится актуальным поиск новых моделей и форм организаций деятельности детей в условиях ДОУ. Обучение ребёнка дошкольника, в первую очередь, должно опираться на эмоциональную, чувственную сторону его личности, что связано с особенностями детской психологии. Музейная педагогика, возникшая на стыке психологии, педагогики, музееведения, искусства и краеведения, создаёт условия для развития личности ребёнка путём включения её в многообразную и разноплановую деятельность, охватывающую эмоциональную, интеллектуальную, деятельностную сферы.

         Музейная педагогика интегрировано решает задачи эстетического, нравственного, духовного, патриотического воспитания. Формы и методы её работы способствуют развитию и совершенствованию коммуникативно - речевых, познавательных, творческих компетенций дошкольника, его успешной социализации в детском, далее в человеческом обществе. И реализует актуальнейшую на сегодня задачу современного образования – научить ребёнка учиться и познавать.

     Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому мы назвали их мини - музеями. Часть слова «мини» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспонатов, и определенную ограниченность тематики.

       В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в наших мини-музеях не только можно, но и нужно, так как дети лучше усваивают материал через осязание. Мини-музеи можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок лишь пассивный созерцатель, а здесь он – соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей – результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.

        Музейная педагогика дает возможности:

  -осуществлять нетрадиционный подход к образованию, основанный на интересе детей к исследовательской, поисковой деятельности; сочетать эмоциональные и интеллектуальные способы воздействия на детей;

 - попробовать собственные силы и самореализовываться  каждому ребенку в соответствии со своими склонностями и интересами, выявить свою неповторимую индивидуальность;

 -организовать интересные нетрадиционные формы организованных учебной и совместной с педагогами деятельности детей.

       Не случайно, музеи называют информационно – коммуникативной системой. Включение музея в образовательный процесс способствует формированию подрастающего поколения психологической и нравственной готовности быть активным участником перемен и преобразований в окружающем мире.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по музейной педагогике "Мини-музей Архитектуры"

План работы на год по мини-музею Архитектуры...

Использование элементов музейной педагогики в формировании экологической культуры дошкольников через работу мини- музея ДОУ

Прививать  детям любовь к природе  надо с самого раннего возраста. Данная технология раскрывает конкретный пример работы с детьми по формированию экологической культуры у воспитанников ДОУ ч...

Использование музейной педагогики в образовательном процессе ДОУ

Музейная педагогика –одно из направлений работы ДОУ. Приобщать детей к музейной культуре, развивать их эстетическое восприятие и...

Музейная педагогика как основа для создания условий для духовно – ценностного развития ребёнка.

Статья будет интересна для воспитателей, ищущих эффективные формы воспитания детей....

Семинар "Музейная педагогика как инновационная педагогическая технология ДОУ" плюс мастер - класс " Опись музейного экспоната".

С 13 по 17 февраля 2023 г. в МКДОУ детский сад «Солнышко» проходила в соответствии с годовым планом неделя педагогического мастерства. Целью недели педагогического мастерства стало выявлен...

Семинар "Музейная педагогика как инновационная педагогическая технология ДОУ" плюс мастер - класс " Опись музейного экспоната" (2023)

С 13 по 17 февраля 2023 г. в МКДОУ детский сад «Солнышко» проходила в соответствии с годовым планом неделя педагогического мастерства. Целью недели педагогического мастерства стало выявлен...