ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ КАК ИННОВАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ
консультация
Учитывая современные тенденции развития образовательных процессов, педагоги дошкольного образования поставлены перед необходимостью осуществления всесторонних и масштабных перемен. В современных условиях образование должно не только видоизменяться в соответствии с общественными переменами, но и придавать импульс инновационным процессам. Педагогами ДОУ ведутся поиски, направленные на превращение образовательного процесса в детском саду в живое, заинтересованное общение ребенка с взрослым и сверстниками в разных видах детской деятельности, среди которых главенствует игра. Наверняка каждый взрослый в детстве любил играть с песком — строил замки или целые города, прокапывал реки и тоннели, увлеченно искал или же наоборот прятал под песком клады. И совершенно не задумывался о том, что таким образом он выражал свои чувства и отношение к внешнему миру, искал выход из сложных ситуаций и, более того, с большой вероятностью находил их. Помимо творческого процесса и прекрасной работы воображения, игры с песком позволяют создать мост от бессознательного к сознательному, от внутреннего мира к внешнему, от духовного к физическому.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pesochnaya_terapiya_kak_innovatsionnaya_tehnologiya_v_rabote_s_doshkolnikami.docx | 31.11 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ КАК ИННОВАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ
Часто руки знают, как распутать то,
Над чем тщетно бьется разум.
К.Г. Юнг
Учитывая современные тенденции развития образовательных процессов, педагоги дошкольного образования поставлены перед необходимостью осуществления всесторонних и масштабных перемен. В современных условиях образование должно не только видоизменяться в соответствии с общественными переменами, но и придавать импульс инновационным процессам. Педагогами ДОУ ведутся поиски, направленные на превращение образовательного процесса в детском саду в живое, заинтересованное общение ребенка с взрослым и сверстниками в разных видах детской деятельности, среди которых главенствует игра. Наверняка каждый взрослый в детстве любил играть с песком — строил замки или целые города, прокапывал реки и тоннели, увлеченно искал или же наоборот прятал под песком клады. И совершенно не задумывался о том, что таким образом он выражал свои чувства и отношение к внешнему миру, искал выход из сложных ситуаций и, более того, с большой вероятностью находил их. Помимо творческого процесса и прекрасной работы воображения, игры с песком позволяют создать мост от бессознательного к сознательному, от внутреннего мира к внешнему, от духовного к физическому.
Для детей игра с песком это естественная и доступная форма взаимодействия, преобразования окружающего их мира.
А главное – в игре с песком ребенок приобретает собственный бесценный опыт символического разрешения жизненных ситуаций. Главное достоинство песочницы в том, что она
позволяет ребенку или целой группе детей реально создавать картину мира в живом трехмерном пространстве, дает возможность строить свой личный мир, модель своего микрокосмоса, ощущая себя его творцом. Игры с песком способны заинтересовать, отвлечь, расслабить ребенка, а значит обеспечить наиболее успешное выполнение задания или же эффективный способ подачи материала.
В своей работе я использую с детьми дошкольного возраста «педагогическую» песочницу. Занятия, проводимые в песочнице, позволяют сделать процесс воспитания и обучения естественным, приносящим радость открытий и удовольствие детям. Взаимодействуя с песком, ребенок проявляет чудеса фантазии. Он включается в игру с песком всем своим существом – эмоционально, психически, физически. При этом создаются благоприятные условия для проявления у детей концентрации внимания, любознательности, увлеченности, а также для релаксации. Активируются мыслительные и эмоциональные резервы. Развивается мелкая моторика рук, что стимулирует развитие центра речи в головном мозге и стимулируется формирование внимания и памяти. Ребёнок прислушивается к своим ощущениям и рассказывает о них. Игры с песком положительно влияют на психику ребёнка. Бывает, что ребёнок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшую его ситуацию с помощью игрушечных фигурок, создавая картины собственного мира из песка, ребёнок освобождается от напряжения, тревог, агрессии. Строя и разрушая, а затем снова строя сказочные замки или просто рисуя картинку, ребёнок гармонизирует своё внутреннее состояние. Это и есть песочная терапия – другими словами – лечение песком..
В настоящее время песочная терапия получила широкую известность, и её применение остаётся привлекательным для многих специалистов. В этом и есть новизна данной методики. Песочная терапия применяется не только для детей, у которых существуют психологические и эмоциональные проблемы. Эта методика помогает детям разных возрастов преодолеть возрастные кризисы, сложные отношения с друзьями и родителями. Замечено на практике, что дети после нескольких занятий песочной терапии, становятся менее агрессивными, легче идут на контакт и свободнее проявляют свои чувства. Песочная терапия успешно применяется в практике логопедов. Занятия и игры с песком улучшают мелкую моторику пальцев и помогают детям преодолеть логопедические проблемы. Занятия песочной терапии помогают детям лучше узнать себя и открыть свой творческий потенциал. Опыт работы показывает, что использование песочной терапии даёт положительные результаты. Возможности данной методики довольно обширны.
Психологи и психотерапевты ещё в начале прошлого века предприняли попытки как-то использовать потенциал игр на песке в лечебных целях. Английский детский психотерапевт Маргарет Лоуэнфелд в 1929 году начинает работать с песком. Разработанная ею «техника построения мира» приобрела известность. Она предложила детям ящичек с песком, воду и миниатюрные игрушки. В 1935 году она опубликовала книгу «Игра в детство». Эту работу не мог оставить без внимания К. Г. Юнг - он утверждал, чтo игра ребенка — символический язык для самовыражения. Манипулируя игрушками, он может показать более адекватно, чем выразить в словах, как относится к себе, значимым взрослым, событиям в своей жизни, окружающим.
Он посоветовал своей ученице Доре Калф обратить особое внимание на психотерапевтические возможности игр на песке, и в 1956 году она начинает изучать метод М. Лоуэнфелд. Д. Калф разработала юнгианский подход к песочной терапии. В 1966 на немецком, а в 1971 году на английском вышла её книга «Песочная терапия». Она является создателем метода Sandplay («Игра с песком). В России авторами песочной терапии являются – психотерапевт, игротерапевт, Ведущий сотрудник Института сказкотерапии Т.М. Грабенко и доктор психологических наук, сказкотерапевт Т.Д.Зинкевич – Евстигнеева. Их совместная книга называется «Чудеса на песке» и др
Для того, чтобы организовать игры с песком у себя в группе, можно воспользоваться деревянным ящиком от стола или ящиком, изготовленным из другого материала. Естественно, технология изготовления ящика не предполагает использования гвоздей, поскольку это может травмировать детей. Изготовив крышку для ящика, вы решаете проблему лишнего места, потому что можете использовать его как столик, подставку, полку. Рекомендую изготовить второе дно. Дно ящика, выкрашенное в голубой, лазоревый, небесный цвет обозначает воду, море; голубые борта-воздух и небо (можно использовать также оттенки зеленого). Второе дно можно покрасить в основные цвета для решения сенсорных задач или выкрасить в любой другой цвет в зависимости от вашего желания или решаемых задач. Ящик для игр с песком называют подносом. Поднос подбирают с учётом количества детей, принимающих участие в игре. Если вы будете организовывать игру с песком в микро-группе детей (2-4 человека), то вам понадобиться поднос размером 50х70 см, с высотой 6-8 см, а если индивидуально, то вам подойдут подносы размером 20х30 см. Для большего количества детей рекомендуется использовать ящик размером 100х140х10 см. То есть размер подноса должен соответствовать количеству детей, принимающих участие в игре и оптимальному полю зрительного восприятия, что позволяет ребёнку визуально охватывать его целиком. Следуя санитарно-гигиеническим требованиям, используемый песок должен быть сертифицирован. В работе используется, как сухой, так и мокрый песок, кинетический песок (песок, который движется) представляет собой смесь кварцевого песка 98% и всего 2 % полимер, который придает песку особые свойства. На первый взгляд он напоминает влажный морской песок, но как только берёшь его в руки — проявляются его необычные свойства. Он течет сквозь пальцы и в тоже время остается сухим. Он рыхлый, но из него можно строить разнообразные фигуры. Он приятен на ощупь, не оставляет следов на руках и может использоваться как расслабляющее и терапевтическое средство. Большой интерес в качестве материала для художественного творчества детей вызывает цветной песок. Это удивительный материал для создания «насыпных» картин, приятный на ощупь, пластичный и красочный, позволяет легко воплотить самые фантастические замыслы. Для того, чтобы ящик с песком стал игровым полем, превратился в педагогическую песочницу, необходим игровой материал. Чем больше разнообразных объектов, тем более богатым и творческим для ребенка может быть процесс сотворения собственного мира. Недостающие фигурки можно слепить из соленого теста или глины. Фигурки из ПВХ, пластмассы нужно регулярно обрабатывать для дезинфекции: еженедельно промывать их в растворе соды и хозяйственного мыла. Недолговечные игрушки и природные материалы следует периодически обновлять. Также важно следить за тем, чтобы в контейнерах не было слишком мелких (менее 4 см), острых и тяжелых предметов. В среднем размер миниатюры - 8-12 см.
В коллекции должны быть представлены следующие категории:
люди (миниатюры, изображающие людей разных полов, рас, культур и возрастов, они должны быть также разных цветов и размеров, важно наличие таких групп, как родитель и ребенок, пары (мужчина и женщина), семьи, влюбленные или свадебные пары, эта категория игрушек может быть дополнена орудиями труда, музыкальными инструментами, спортивным инвентарем, символами профессий, символами власти (корона, держава) и т. п.;
животные (фигуры животных различных размеров, цветов, пола, возраста, пород, группа хищников желательно в агрессивных и мирных позах, группа травоядных, насекомые, домашние животные, мифологические животные), эта группа может быть дополнена гнездами для птиц, клетками или заборами для зоопарков, пещерами и т. д.).
Наборы «Зоопарк» прекрасно решают задачу насыщения этой группы
растения (морские, горные, тропические, пустынные и др., представленные в естественных -пруты, веточки интересных форм, ветки, имеющие шипы, ветки с плодами, высушенные цветы, литья и сорняки, мох, лишайники на камнях и прутах, стручки, зерна и семена, сосновые шишки и каштаны- и искусственных формах -кусты, комнатные растения, кактусы, вечнозеленые и пальмы в различных стадиях их жизни)
полезные ископаемые (металлы и природные камни);
здания (сделанные из различных материалов и имеющие отношение к различным культурам- вигвамы, деревенские избы, замки, крепости, пещеры, космические станции, сараи, магазины, церкви, школы, тюрьмы, больницы, детские площадки, маяки и пирамиды);
транспорт (фигуры всех видов транспорта, а также поврежденных транспортных средств);
разное (предметы, которые трудно отнести к какой-либо категории: лопатки, кисточки, сита, воронки, пластиковые формочки: геометрические формочки; формочки, изображающие животных, транспорт, людей; формочки для теста, палочки, большие пуговицы, одноразовые соломинки для коктейля, массажные мячики, всевозможный фоновый материал, пластиковые или деревянные буквы и цифры, различные геометрические фигуры (круги, треугольники, прямоугольники, пирамиды и др.,) Солнце, Луна, Земля и другие планеты.
Построение работы с педагогической песочницей для каждого возраста ориентировано на удовлетворение ведущей потребности, свойственной конкретному периоду детства и основано на развитии ведущего психического процесса или сферы психики.
Организация работы с педагогической песочницей включает несколько этапов:
Создание развивающей предметной среды;
Реализация содержания образовательной программы с использованием педагогической песочницы.
Для целенаправленной и систематической работы по развитию детей занятия с песком должны продолжаться круглый год:
в песочнице на улице в теплое время года и в группе,
•в специально организованных уголках в холодное время года.
Чтобы реализовать образовательное содержание программы с использованием педагогической песочницы, необходимо начать с планирования. С учетом структурирования образовательного содержания, которое возможно реализовать с использованием педагогической песочницы, образовательных модулей, соответствующих образовательным областям программы возможны различные варианты включения педагогической песочницы в образовательный процесс:
•образовательной ситуации, построенной на работе в педагогической песочнице;
•как части образовательной ситуации, построенной на работе в педагогической песочнице;
•как самостоятельной или совместной со взрослым деятельности в педагогической песочнице.
Педагог должен внимательно наблюдать за играющими и их отношениями, а также должен следить за реакцией детей при манипуляциях с сухим и мокрым песком.
Если какой-то ребенок испытывает неприятные ощущения, нельзя настаивать на продолжении им упражнения в песке.
Игры-занятия желательно проводить с подгруппой детей (5-7 человек) в одной большой или нескольких малых песочницах или индивидуально.
При каждой организации игр с песком необходимо:
проверить прочность песочного планшета, любые мелкие неисправности должны быть немедленно устранены.
обеспечить содержание песка в условиях, исключающих запыление воздушной среды;
проверить на прочность инвентарь, игрушки.
осмотреть руки детей на наличие царапин и порезов, а также различных кожных заболеваний, так как данный факт исключает возможность работы с песком. Категорически запрещается работать с песком детям, имеющим аллергические реакции на песок и другие сыпучие материалы.
•напомнить детям следующие правила поведения в песочнице.
Нельзя!
1.Сдувать песчаную пыль ртом (исключить образование пыли), нюхать песок.
2.Играть с подбрасыванием песка вверх, с бросанием его друг в друга; насыпать песок за ворот рубашки, в штанишки, в волосы, в обувь.
3. Жевать песок, либо имитировать употребление его в пищу.
4. Переносить песок весом до 2-х кг -мальчикам, до 1,5 кг -девочкам.
Можно!
1. Быть аккуратным и внимательным.
2. Дружить и играть с песчинками, а также другими детьми в песочнице.
3. Убирать за собой игрушки, приводить свою песочницу в порядок по завершению деятельности.
4. Мыть руки после игры с песком.
При организации игр с песком педагогу
категорически запрещается:
1.оставлять детей без присмотра;
2.использовать игрушки со сколами, трещинами, острыми краями;
3.использовать булавки, иголки, гвозди, другие колющие, режущие предметы.
Общая структура игры с песком
Психологи рекомендую начинать игру ритуалом «вхождения».
Например, педагог от имени песочной феи просит «нежно», а потом сильно поздороваться с песочком», то есть различными способами дотронуться до песка:
•ребёнок дотрагивается до песка поочередно пальцами одной, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно;
•ребёнок легко / с напряжением сжимает кулачки с песком; затем медленно высыпает его в песочницу;
•ребёнок дотрагивается до песка всей ладошкой –внутренней, затем тыльной стороной;
•ребёнок перетирает песок между пальцами, ладонями;
Песочек в ответ тоже хочет поздороваться –посыпает на пальчики детей «песочный дождь».
В последнем случае можно ввести сюрпризный момент –спрятать в песке маленькую плоскую игрушку «с тобой захотел поздороваться один из обитателей песка -….»
По возможности дети описывают свои ощущения: тепло-холодно, приятно-неприятно, колючее, шершавое, мягкое и т.д.
Игра обычно заканчивается ритуалом прощания.
Например:
В ладошки наши посмотри —
Мудрее стали ведь они!
Спасибо, милый наш песок,
Ты нам смелее стать помог!
Действия детей с песком условно
можно разделить на три типа:
1) совершение определенных манипуляций с песочной поверхностью (дети заполняют песком формочки, рисуют на песчаной поверхности, делают отпечатки, собирают песок в комочки и создают горки);
2) проникновение в толщу песка, рытье ямок и тоннелей, прятанье в песок предметов с их последующим извлечением;
3) организация сюжетов, создание композиции.
При создании песочных композиций песочница позволяет использовать три формы художественного творчества: скульптуру, рисунок и отпечатки на песке, а также работу с предметами.
Добавление в песок воды позволяет создать весьма пластичный природный материал, который может использоваться для моделирования трехмерных форм.
Существует несколько видов работы в песочнице
конструирование из песка;
рисование цветным песком;
составление узоров на песке;
создание картин на песке;
создание песочных композиций;
разыгрывание сказок на песке.
Специфика занятий с песком для детей раннего возраста
Работа с детьми раннего возраста имеет свою специфику.
Это вообще принципиально другая работа, нежели с дошкольниками, школьниками и взрослой аудиторией.
Для малыша песок —это прежде всего материал, который также интересен, как и все вокруг.
Окружающее пространство тянет ребенка к себе как магнит. Взаимодействуя с предметами, малыш пытается ими овладеть, и пока он не изобретет некий способ использования предмета, он не успокоится.
Для самых маленьких важно почувствовать форму предмета руками, извлечь звуки и т. д. Интерес к песку удерживается тем, что он не поддается «овладению».
Малыш его берет, а он утекает. Малыш лепит форму, а она легко разрушается. Детей привлекают тайны, которые хранит песок. Они могут его перебирать до бесконечности, выискивая там более крупные зерна, камушки и т. д.
Для детей 2—3 лет овладение песком уже идет через осмысленные и целенаправленные действия. Малыши с помощью песка «варят кашку», «пекут куличики и пирожки». Именно через подражание взрослым они овладевают материалом. В песочную среду легко перенести любой процесс из жизни, начиная от приготовления еды и заканчивая строительством целого города.
Песок —это богатая сенсорная среда, потому что он бережно стимулирует работу сразу многих видов чувствительности. Привлечь внимание ребенка можно и яркими картинами, и громкой музыкой, но все это ведет к сенсорному перенасыщению и раздражению.
Как выясняется, перенос обучающих занятий в песочницу обладает целым рядом важных преимуществ перед традиционным обучением. Что дает нам песочная терапия в работе с детьми?
Во-первых, само по себе взаимодействие с песком развивает тактильную чувствительность и мелкую моторику, что напрямую взаимосвязано с интеллектом и речью.
Во-вторых, обучение в песочнице происходит с удовольствием и приносит ребенку позитивные эмоции. Ребенку хочется узнавать что-то новое, экспериментировать.
В-третьих, методы и техники песочной терапии для дошкольников способствуют развитию всех познавательных функций ребенка, совершенствованию его игровых навыков. Таким образом, обучающие занятия, основанные на методах песочной терапии для дошкольников, позволяют одновременно работать как с интеллектуальной, так и с эмоциональной сферой ребенка. Психологами доказано, что эмоциональная сфера особенно интенсивно развивается в период дошкольного детства. В этом возрасте активно усваиваются способы выражения и проявления эмоций и чувств, с которыми ребенок сталкивается в процессе общения с другими людьми. Эмоции - это своеобразный калейдоскоп впечатлений и переживаний, с помощью которых ребенок взаимодействует с окружающим миром, одновременно познавая его.
Песочная терапия стимулирует в детях творческое и символическое мышление, оказывает позитивное влияние на эмоциональное состояние детей, тактильной чувствительности; зрительно-моторной координации; ориентировки в пространстве; сенсорно-моторного восприятия. Дети, не чувствуя усталости, могут играть с песком, сооружая различные постройки, делая различные песочные фигуры.
Песочная терапия заключает в себе большой потенциал для творчества воспитателя. Использование песочной терапии дает значительные положительные результаты в работе с детьми. Главное – оказывает положительное влияние на развитие речи, мышления, познавательных процессов и творческих способностей детей.
Перечень рекомендуемых игр:
«Художник». Взрослый начинает какой - либо рисунок, ребенок дорисовывает. Взрослый должен придумать что-нибудь другое и так продолжается до тех пор, пока кто – нибудь из играющих уже сможет изменить рисунок по-своему.
«Одновременно». Предложите ребенку попробовать рисовать одновременно двумя руками. Сначала попросите «намотать» два клубка ниток – один правой, а другой левой рукой». Движения рук должны быть синхронными, с той разницей, что левая рука рисует круги против часовой стрелки, а правая – по часовой стрелке. Затем нарисовать 2 круга, 2 квадрата, 2 треугольника.
«Рельсы, рельсы, шпалы, шпалы». Нарисуйте на песке две параллельные линии. Скажите ребенку, что это рельсы и попросите помочь нарисовать для них шпалы. В другой раз, показав две линии, объясните, что это лесенка на которой не хватает ступенек, пусть ребенок ее отремонтирует.
«Вылечи букву». Напишите часть любой буквы, но так, чтобы буква была узнаваема. Попросите ребенка вылечить «больную» букву, дорисовав недостающий элемент.
«Песочный телеграф». Дети выстраиваются в колонну в затылок друг другу. Воспитатель «рисует» пальцем на спине последнего ребенка геометрическую фигуру, прямую линию, угол. Тот, кто получил «сообщение», должен передать его следующему игроку точно таким образом – нарисовать пальцем на спине соседа, последний получатель рисует форму палочкой на песке. После этого он становится в конец колонны, и игра повторяется.
«Следопыт». Создаются отпечатки на влажном песке от объемных предметов. Необходимо правильно угадать, что за предмет оставил след. Можно использовать не более 5-7 предметов. Можно провести соревнования по командам. Одна команда «оставляет след» от предмета, другая – отгадывает, затем наоборот. Выигрывает та команда, которая правильно назовет большее количество предметов.
Игры с кинетическим песком:
«Норки для мышки» Ребенок вместе с взрослым делает норку для мышки. Затем педагог обыгрывает постройку с помощью игрушки. Например, педагог берет игрушечную мышку в руки, имитируя ее писк. Затем ее «мышка-норушка» пробирается в каждую норку и хвалит ребенка за то, что он сделал для нее замечательные домики. Домики можно делать и для других игрушек — зайчиков, лисят, медвежат и пр.
«Я пеку, пеку, пеку». Ребенок «выпекаете из кинетического песка разнообразные изделия (булочки, пирожки, тортики). Для этого малыш может использовать разнообразные формочки, насыпая в них песок, утрамбовывая их рукой или совочком. Пирожки можно «выпекать» и руками, перекладывая кинетический песок из одной ладошки в другую. Затем ребенок «угощает» пирожками гостей, кукол.
«Волшебные отпечатки на песке». Педагог и малыш оставляют отпечатки своих рук на кинетическом песке, а затем дорисовывают их или дополняют камешками, чтобы получились веселые мордочки, рыбки, птички и т, д.
«Заборчики». Малыш руками лепит заборчики по кругу. За таким забором можно спрятать зайку от злого серого волка.
«Отпечатки». Сделать отпечатки кулачков, костяшек кистей рук, пальцев. Попытаться найти сходство узоров с объектами окружающего мира.
«Хлеб». Муку в тесто замесили, А из теста мы слепили пирожки и плюшки, Сдобные ватрушки! Ребенок сжимает и разжимает песок кулачками («месит») затем произвольно лепит изделия.
«Секретики» игра проводится с усложнением. Детям предлагается «засекретить» геометрические фигуры, буквы, цифры. «Угадай-ка» в песке спрятаны буквы (количество варьируется). Ребенок находит буквы и составляет слова.
«Бусы для мамы». «Что же делать? Где взять бусы для красавицы моей? Ничего, я постараюсь, и сложу их поскорей!» С помощью мелких цветных камушек, ракушек, фасоли ребенок выкладывает последовательно бусинки на песке.
«Необыкновенные следы»
«Идут медвежата» — ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.
«Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.
«Ползут змейки» — ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).
«Бегут жучки-паучки» — ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом — «жучки здороваются»).
«Кроказябра» — дети оставляют на песке самые разнообразные следы, придумывают название для фантастического животного, которое оставило такие следы (впоследствии это животное можно нарисовать и сделать его жителем песочной страны).
«Песочные прятки». Игрушки хотят поиграть с тобой в песочные прятки. Выбери понравившиеся тебе игрушки. Ты закроешь глаза, а они спрячутся в песок, а после того как я скажу: «Открываются глаза, начинается игра», ты должен их найти в песке. Ты можешь раздувать песок, раскапывать пальчиками, использовать палочки, кисточки.
Чтобы разнообразить игру, взрослый показывает ребенку игрушку — «мину», которую нельзя полностью откапывать. Как только при раскопках ее часть появилась на поверхности песка, ребенок должен остановить свои раскопки и продолжить их в другом месте. Если ребенок забывает правило, он отрабатывает игровой штраф, поэтому он будет вынужден раскапывать игрушки очень осторожно.
Что нужно для игры в песок?
А нужно, в сущности, так мало:
Любовь, желанье, доброта,
Чтоб вера в детство не пропала.
Простейший ящик из стола
Покрасим голубою краской,
Горсть золотистого песка,
Туда вольётся дивной сказкой
Игрушек маленький набор
Возьмём в игру…
Подобно Богу,
Мы создадим свой Мир чудес,
Пройдя Познания дорогу.
(Т. Грабенко)
Список литературы
1. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке. Песочная игротерапия». – СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998. – 50 с.
2. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке: Практикум по песочной терапии». СПб.: Речь, 2005 – 340 с.
3. Вебер М., Ремен Р. Работа с песочницей // Психосинтез и другие интегративные техники психотерапии / Под ред. А. А. Бадхена, В. Е. Кагана. - М.: Смысл, 1997.
4. Сакович Н. А. Технология игры в песок. Игры на мосту.- СПб.: Речь, 2006. – 176с.
5. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. «Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры» - Издательство: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004. – 64 c.
6. Эль Г.Н. Человек, играющий в песок. Динамичная песочная терапия. – СПб.: Речь, 2010. – 208с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на методическом объединении "Актуальность использования инновационных технологий в работе с дошкольниками"
Актуальность проблемы определяется тем, что художественно-эстетическое развитие - важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, вл...
Инновационные технологии в работе с дошкольниками
в статье рассказывается о современных инновационных технологиях, с помощью которых образовательный процесс становится наиболее познавательным для детей, описываются формы работы в коррекционных логопе...
Эбру-терапия – здоровьесберегающая инновационная технология в работе с дошкольниками
познакомить педагогов с «Эбру – терапией» (рисование на воде) – здоровьесберегающая технология в работе с дошкольниками....
Песочная терапия как инновационная технология учителя логопеда (из опыта работы) - 17.11.2019 г.
Материал содержит описание значимости использования ррименения песочной терапии в работе логопеда с дошкольники. Описан практический опыт практического применения в кружковой работе. Содержит план кру...
План профессионального самообразования «Песочная терапия как инновационный метод развития творческой личности дошкольника»
План по самообразованию по теме «Песочная терапия как инновационный метод развития творческой личности дошкольника». План рассчитан на год.Песочная терапия - это уникальная возможность исс...
Статья "Песочная терапия как инновационная технология развития эмоциональной сферы и творческих способностей дошкольников"
Находясь в творческом пространстве, ребенок получает возможность самовыражения, в результате чего происходят улучшения в его эмоциональной и творческой сферах. Посредством песочной композиции ребенок ...
Эбру - терапия - здоровьесберегающая инновационная технология в работе с дошкольниками.
Мастер-класс для педагогов:Эбру-терапия – здоровьесберегающаяинновационная технология в работе с дошкольниками. ...