План профессионального самообразования «Песочная терапия как инновационный метод развития творческой личности дошкольника»
методическая разработка по рисованию (средняя группа)

Яковлева Эля Александровна

План по самообразованию по теме «Песочная терапия как инновационный метод развития творческой личности дошкольника». План рассчитан на год.

Песочная терапия - это уникальная возможность исследовать свой внутренний мир. Это естественная и доступная каждому ребенку форма деятельности. Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи.  Он проигрывает тревожащие  его ситуации, создает картину собственного мира из песка, освобождается от напряжения. Во время занятий песочной анимацией усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно. Развиваются тактильная чувствительность и способность творчески самовыражаться. В процессе работы с песком происходит создание нового продукта. Занятия с использованием светового планшета и песка приносят детям радость открытий и огромное удовольствие. Повышается мотивация ребенка узнавать новое, экспериментировать и работать самостоятельно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_elya_2021_22.docx30.34 КБ

Предварительный просмотр:

АДМИНИСТРАЦИЯ ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА

 МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОРОД САРАТОВ»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

и ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Детский сад компенсирующего вида № 82» г. Саратова

        

Юридический адрес: 410033, Российская Федерация, Саратовская обл.,

г.о. город Саратов, г. Саратов, ул. им Космодемьянской З.А., зд. 6.

Тел./факс (8452) 63-76-24; Е-mail: mdou82saratow@mail.ru

ОКПО 43717903   ОГРН 1036405304572   ИНН 6453043290   КПП 645301001

План профессионального самообразования

«Песочная терапия как инновационный метод развития творческой                     личности дошкольника»

                                                                                 Составила воспитатель

                                                                                 Яковлева Э.А.

                                              Саратов

                                         2021 – 2022 год.

Самообразование по теме: «Песочная терапия как инновационный метод развития творческой личности дошкольника»

Начало работы над данной темой: сентябрь 2021г.

Предполагаемая дата окончания: май 2022г.

Возрастная группа: средняя группа

Актуальность выбранной темы

    Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Забота о воспитании здорового ребенка является приоритетным направлением в работе любого дошкольного учреждения.  

 Немаловажную роль при этом играет эмоционально- личностное благополучие ребенка. Недостаток тепла, ласки, разлад между членами семьи, непонимания со стороны взрослых и сверстников приводит к формированию у ребенка  чувства тревожности, незащищенности, неуверенности в себе.

    У этих детей часто наблюдается низкий уровень речевого общения, они агрессивны, не умеют и не желают уступать друг другу, не хотят быть терпимее и доброжелательнее. Песочная терапия - это возможность выразить то, для чего трудно подобрать слова, соприкоснуться с тем, к чему трудно обратиться напрямую, увидеть в себе то, что обычно ускользает от сознательного восприятия. Песочная терапия - это уникальная возможность исследовать свой внутренний мир. Это естественная и доступная каждому ребенку форма деятельности.

    Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи.  Он проигрывает тревожащие  его ситуации, создает картину собственного мира из песка, освобождается от напряжения. Во время занятий песочной анимацией усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно. Развиваются тактильная чувствительность и способность творчески самовыражаться. В процессе работы с песком происходит создание нового продукта.

       Занятия с использованием светового планшета и песка приносят детям радость открытий и огромное удовольствие. Повышается мотивация ребенка узнавать новое, экспериментировать и работать самостоятельно.

Цель работы по теме самообразования: объединить усилия педагогов и родителей по созданию условий для формирования интеллектуального и эстетического развития детей в процессе овладения элементарными приемами рисования песком на световом планшете.

Задачи образовательной деятельности:

Образовательные:

1.Знакомить детей и обучать их основным понятиям, техническим приемам и способам рисования песком.

2.Формировать умения следовать устным инструкциям.

3.Обогащать словарь ребенка специальными терминами.

             Развивающие:

1.Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.

2.Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей, креативность.

3.Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать тактильную чувствительность, глазомер.

            Воспитательные:

1.Воспитывать интерес к искусству рисования песком.

2.Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.

3.Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

План работы на год.

Самореализация:

Одна из целей самообразования по данной теме – повышение теоретического, практического уровня, профессионального мастерства и компетентности в работе с детьми дошкольного возраста через использование метода песочной терапии.

  Основные задачи:

  1. Изучить и проанализировать научно - методическую литературу по теме песочная терапия;
  2. Изучить необходимое оборудование для песочной терапии;
  3. Разработать программу бесплатного дополнительного образования по теме песочной анимации «Волшебные кружки»;
  4. Создать необходимую предметно - развивающую среду. Оформить уголок по песочной анимации. Подобрать разнообразный мелкий материал (игрушки, фигурки, камни, ракушки, крышки и т. д.).
  5. Создать тематические консультации для родителей по теме песочная терапия.
  6. Провести серию групповых тематических выставок детских работ, выполненных в технике рисования цветным и обычным песком;
  7. Создать презентации «Мы рисуем. Первые успехи», «Мы рисуем.  Чему мы научились».

Литература по теме «Песочная анимация»:

Белоусова О.А. Обучение дошкольников рисованию песком. Журнал «Старший воспитатель». М., 2012г.,  №5

Войнова А. Песочное рисование. Ростов-на-Дону, 2014г.

Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Спб., 2002г.

Дубровская Н.В. Рисунки, спрятанные в пальчиках. Спб., 2003г.

Зейц Мариэлла. Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница (адаптированный перевод с английского). М., 2010

Никитина О.Н. Метод Sand-art. Ресурсы рисования песком. Песочные истории. Спб., 2012г.

Анализ изученной литературы. Отчёт о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете: май.

Форма отчета о проделанной работе:

- Консультация для воспитателей «Песочная терапия как инновационный метод развития творческой личности дошкольника».

- Презентация по теме самообразования.

Основные направления работы с детьми.

-Знакомство с искусством рисования песком, беседы на тему, просмотр видеороликов. 

- Игры с песком.

- Рисование песком на заданную тему и свободную тему.

Формы работы:

-совместная деятельность воспитателя с детьми

-индивидуальная работа с детьми

-свободная самостоятельная деятельность самих детей.

                         

                           План работы на 2021 – 2022 год.

            Мероприятие

                                                       Задачи

           Сентябрь

Вводное занятие.

Ознакомление детей с  содержанием предстоящей работы. Техника безопасности при работе с песком.

Игра с детьми «Отпечатки»

Чтение стихотворения «Про песок», В.Бредихин.

Анкетирование родителей  «Что вы знаете о песочной анимации?»

Познакомить детей с понятием «песочная анимация» путем рассказа, а также показа слайдов – фотографий готовых песочных рисунков.

Провести инструктаж по технике безопасности при работе с песком.

Формировать представления о песке, его свойствах.

Изучить мнение родителей по данному вопросу,

определить направления самообразования, связанные с взаимодействием с родителями.

          Октябрь

Знакомство детей со световым планшетом и приемами рисования.

Знакомство детей с песочным фоном. Практическая работа по созданию фона.

Привлечение родителей к созданию необходимой среды для работы – создание цветной соли.

Познакомить детей с приемами рисования на световом планшете: кулаком, ладонью, щепотью, подушечками пальцев, песочной струей. Показать приемы коррекции рисунка. Познакомить детей со свойствами песка.

Познакомить детей с приемами создания фона методом «насыпи», «выбирания» песка. Рассказать, что фон может быть как светлым, так и темным.

Создать оборудование для предстоящей работы.

              Ноябрь

Рисование с детьми «Дерево».

Рисование «Волшебство линий».

Консультация для родителей «Песочная анимация как средство всестороннего развития дошкольников».

Учить детей последовательно рисовать части дерева указательным пальцем: ствол, ветви, листья. Учить дополнять рисунок, используя подушечки пальцев обеих рук одновременно.

Развивать умение рисовать песком, используя различные линии: косые, прямые, волнистые, прерывистые, ломаные, зигзагообразные, круговые.

Педагогическое просвещение родителей.

            Декабрь

Просмотр с детьми видеоролика по песочной анимации.

Рисование с детьми на свободную тему. Дети создают фон, рисуют по замыслу, при желании используют вспомогательные инструменты: кисть,  палочки, трафареты и формочки.

Оформление презентации для родителей, педагогов и детей «Мы рисуем. Первые успехи».

Формировать интереса к искусству песочной анимации.

Развивать умение использовать при рисовании песком ранее различные способы и приемы; развивать умение использовать разные вспомогательные материалы; развивать умение рисовать по замыслу.

Создать интерес к первым продуктам по теме «Песочная анимация».

             Январь

Рисование с детьми «Маленькой елочке холодно зимой»

Рисование с детьми на свободную тему.

Консультация для родителей «Учим детей рисованию песком – польза занятия, популярные техники, упражнения».

Развивать навыки рисования песком. Учить передавать в рисунке особенности конкретного дерева. Показать разные способы изображения одного и того же дерева: рисование указательным пальцем по двум разным схемам, рисование песочной струей.

Развивать умение использовать при рисовании песком ранее различные способы и приемы; развивать умение использовать разные вспомогательные материалы; развивать умение рисовать по замыслу.

Педагогическое просвещение родителей.

           Февраль

Просмотр с детьми видеоролика по песочной анимации.

Рисование «Веселые снеговики»

Формировать интереса к искусству песочной анимации.

Учить детей рисовать фигуру из нескольких частей, соблюдая их пропорции.

Воспитывать желание испытывать удовольствие от конечного результата своей деятельности.

                Март

Рисование с детьми «Котенька –коток».

Игра с детьми «Отпечатки»

Консультация для родителей «Как сделать песочницу дома. Игры с песком».

Развивать умение равномерно наносить песок. Учить рисовать фигуру кота, соблюдая пропорции. Развивать умение дополнять рисунок деталями.

Формировать представления о песке, его свойствах.

Педагогическое просвещение родителей.

            Апрель

Рисование с детьми «Ежик».

Рисование с детьми на свободную тему.

Просмотр с детьми видеоролика по песочной анимации.

Учить детей рисовать фигуру ежика, передавая в рисунке его характерные черты, учить задействовать одновременно обе руки. Продолжать учить рисовать подушечками пальцев.

Развивать умение использовать при рисовании песком ранее различные способы и приемы; развивать умение использовать разные вспомогательные материалы; развивать умение рисовать по замыслу.

Формировать интереса к искусству песочной анимации.

               Май

Рисование с детьми на свободную тему.

Оформление презентации «Мы рисуем. Чему мы научились».

Развивать умение использовать при рисовании песком ранее различные способы и приемы; развивать умение использовать разные вспомогательные материалы; развивать умение рисовать по замыслу.

Создать интерес к первым продуктам по теме «Песочная анимация».


Предполагаемый результат:

– дети познакомятся с искусством рисования песком;

– научатся различным приемам работы кистью и пальцами обеих рук;

– узнают основные понятия и базовые приемы рисования песком;

–научатся следовать устным инструкциям; создавать рисунки, пользуясь схемами;

– смогут создавать сюжетные изображения;

–у детей разовьется зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкая моторика рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Песочная терапия как инновационный метод игровой технологии в реализации федеральных государственных образовательных стандартов»

В статье описывается материал по работе с песком, как об одной из эффективной игровой технологии , её задачи и применение к ФГОС....

песочная терапия для развития творческой личности дошкольника

формы работы с песком для гиперактивных детей...

План по самообразованию, конспекты.(2020-2021 г.) Тема: "Развитие творческих способностей дошкольников средствами кукольного театра"

Игра – ведущий вид деятельности дошкольника это известно всем. Но среди многочисленных игр у наших детей наибольший интерес вызывают игры в «театр», дра...

"Песочно-терапия как эффективный метод развития личности ребенка"

Все мы, взрослые и дети, брали в руки песок. На вид мелкие крупинки, ничего особенного, но почему-то с ним хочется что-то делать: строить из мокрого песка замки, с помощью формочек делать ку...

Статья "Песочная терапия как инновационная технология развития эмоциональной сферы и творческих способностей дошкольников"

Находясь в творческом пространстве, ребенок получает возможность самовыражения, в результате чего происходят улучшения в его эмоциональной и творческой сферах. Посредством песочной композиции ребенок ...