Песочная терапия как инновационная технология учителя логопеда (из опыта работы) - 17.11.2019 г.
методическая разработка по логопедии
Материал содержит описание значимости использования ррименения песочной терапии в работе логопеда с дошкольники. Описан практический опыт практического применения в кружковой работе. Содержит план кружка "Песочные чудеса"
Скачать:
Предварительный просмотр:
МДОУ «Детский сад «Колокольчик» р.п. Духовницкое Саратовской области
Песочная терапия как инновационная технология в работе
учителя – логопеда первой квалификационной категории Колесовой Татьяны Владимировны
(Из опыта работы)
р.п. Духовницкое 2019 год
Многообразные возможности песочной терапии способствуют более качественной коррекции речи и развитию эмоционально-волевой сферы.
Задачи, которые решаю на занятиях:
- Совершенствование умений и навыков практического общения, используя вербальные и невербальные средства.
Игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности.
Песочная терапия способствует:
- совершенствованию умений и навыков практического общения, используя вербальные и невербальные средства;
- обогащению словарного запаса;
- развитию связной речи;
- побуждению детей к активным действиям и концентрации внимания;
- развитию фантазии и образного мышления.
При играх с песком:
— Снижается уровень мышечной зажатости, психоэмоционального напряжения.
— Происходит обогащение игрового опыта и, как следствие, творческой активности и самостоятельности в игре.
— У детей развивается способность к симпатии; формируется умение оказывать поддержку, помощь, проявлять внимание, заботу, участие.
— Развиваются навыки конструктивного выхода из проблемных ситуаций.
В детском саду функционирует кружок «Песочные чудеса».
Занятия проводятся с 01 октября по 31 мая.
Количество детей: 12 человек
Возраст детей: 5-6 лет.
Длительность занятия – 30 минут
Количество занятий в неделю – 1.
Количество занятий в год – 32.
Режим работы кружка: среда 16.30 – 17.00
Цель кружка:
- развитие связной речи, эмоционально - личностной сферы, мелкой моторики рук посредством песочной игротерапии.
Задачи:
Образовательные:
- Учить детей последовательно и точно передавать увиденное, с учетом развития сюжета.
- Обучить умению отвечать на вопросы проблемно - поискового характера.
- Обучить специальным движениям и их выполнение детьми.
- Учить выстраивать композиции на песке по образцу.
- Закрепить представления об окружающем мире.
- Совершенствование навыков и умений практического общения, используя вербальные и невербальные средства.
Развивающие:
- Развивать психические процессы (внимание, память).
- Развивать логическое мышление.
- Развивать тонкие тактильные ощущения, мелкую моторику.
- Развивать умение действовать по инструкции.
- Развитие фонематического слуха, автоматизация звука в слогах, словах, обучение чтению.
- Дифференциация, автоматизация звуков, обучение чтению и письму.
- Стимулировать развитие сенсорно-перцептивной сферы, особенно тактильно-кинестетической чувствительности.
Воспитательные:
- Вызывать эмоционально положительное состояние, удовольствие от игр и совместной деятельности с другими детьми.
- Воспитать внимательное отношение к коллективу при организации групповой деятельности.
- Воспитывать слуховое внимание и память.
- Воспитывать доброту, бережное отношение ко всему живому.
- Совершенствовать навыки позитивной коммуникации.
- «Проигрывание» разнообразных жизненных ситуаций, создание композиций на песке.
Учебно – тематический план кружка «Песочные чудеса»
Недели | № занятия | Тема |
Октябрь | ||
1 неделя | 1 | «Знакомство с песочницей. Геометрические фигуры» |
2 неделя | 2 | «Цифры и буквы» |
3 неделя | 3 | «Осенние листья» |
4 неделя | 4 | «Осеннее дерево» |
Ноябрь | ||
1 неделя | 5 | «Овощи и фрукты» |
2 неделя | 6 | «заготовки на зиму (банка)» |
3 неделя | 7 | «Барашек» |
4 неделя | 8 | «Змея» |
Декабрь | ||
1 неделя | 9 | «Слон» |
2 неделя | 10 | «Человек» |
3 неделя | 11 | «Снежинка» |
4 неделя | 12 | «Елочные игрушки» |
Январь | ||
1 неделя | 13 | «Ветка елочки с игрушкой» |
2 неделя | 14 | «Нарядная елка» |
3 неделя | 15 | «Снеговик» |
4 неделя | 16 | «Следы на снегу» |
Февраль | ||
1 неделя | 17 | «Зимний пейзаж (негатив)» |
2 неделя | 18 | «В лесу родилась елочка (позитив - негатив)» |
3 неделя | 19 | «Сердечко» |
4 неделя | 20 | «Осьминожка» |
Март | ||
1 неделя | 21 | «Волшебный цветок» |
2 неделя | 22 | «Рыбы (морское дно)» |
3 неделя | 23 | «Сказочные предметы» |
4 неделя | 24 | «Белый лебедь / черный лебедь» |
Апрель | ||
1 неделя | 25 | «Ракета (космический корабль)» |
2 неделя | 26 | «Самолет» |
3 неделя | 27 | «Автомобиль» |
4 неделя | 28 | «Кораблик» |
Май | ||
1 неделя | 29 | «Салют (Красная площадь)» |
2 неделя | 30 | «Бабочка» |
3 неделя | 31 | «Одуванчик» |
4 неделя | 32 | «Дерево в цвету» |
Используемая литература:
Сапожникова О.Б., Гарнова Е.В., «Песочная терапия в развитии дошкольников.-М.: ТЦ Сфера, 2018 – 64с.
Сапожникова О.Б., Гарнова Е.В., «Игры с песком для обучения пересказу детей 5 7 лет.
Грабенко Т.М., Зинкевич – Евстигнеева Т.Д.Чудеса на песке. Песочная игротерапия. Методическое пособие для педагогов и родителей / Т.М. Грабенко, Т.Д. Зинкевич - Евстигнеева. – СПб.: Институт специальной педагогики и психологии,1988. – 48с.
Е.В. Шакирова, парциальная образовательная программа для детей 6 – 8 лет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Игровые методы и приемы на этапе автоматизации звука в работе учителя -логопеда. Из опыта работы
laquo;У ребёнка есть страсть к игре, и надо её удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь – это игра»....
«Применение игр театрализованной направленности в здоровьесберегающей деятельности учителя – логопеда» /из опыта работы/
Вопрос о внедрении в практику работы логопеда здоровьесберегающих образовательных технологий актуальный. Сохранение и укрепление здоровья детей в процессе воспитания и обучения одн...
ИКТ-технологии, как ресурс деятельности учителя-логопеда (из опыта работы)
Сегодня общество предъявляет качественно новые требования, к воспитанию и обучению подрастающего поколения – к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования. Главная за...
Выступление на РМО учителей-логопедов из опыта работы на тему: "Развитие познавательной активности на логопедических занятиях с использованием палочек Кюизенера"
Предстаавлен опыт работы по данной теме...
Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя-логопеда (из опыта работы)
Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя-логопеда(из опыта работы)...
Статья "Песочная терапия как инновационная технология развития эмоциональной сферы и творческих способностей дошкольников"
Находясь в творческом пространстве, ребенок получает возможность самовыражения, в результате чего происходят улучшения в его эмоциональной и творческой сферах. Посредством песочной композиции ребенок ...
ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ КАК ИННОВАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ
Учитывая современные тенденции развития образовательных процессов, педагоги дошкольного образования поставлены перед необходимостью осуществления всесторонних и масштабных перемен. В современных...