Песочная терапия как инновационная технология учителя логопеда (из опыта работы) - 17.11.2019 г.
методическая разработка по логопедии

Колесова Татьяна Владимировна

Материал содержит описание значимости использования ррименения песочной терапии в работе логопеда с дошкольники. Описан практический опыт практического применения в кружковой работе. Содержит план кружка "Песочные чудеса"

Скачать:


Предварительный просмотр:

МДОУ «Детский сад «Колокольчик» р.п. Духовницкое Саратовской области

Песочная терапия как инновационная технология в работе

учителя – логопеда первой квалификационной категории Колесовой Татьяны Владимировны

(Из опыта работы)

р.п. Духовницкое 2019 год

Многообразные возможности песочной терапии способствуют более качественной коррекции речи и развитию эмоционально-волевой сферы.

Задачи, которые решаю на занятиях:

  • Совершенствование умений и навыков практического общения, используя вербальные и невербальные средства.

Игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности.

Песочная терапия способствует:

  • совершенствованию умений и навыков практического общения, используя вербальные и невербальные средства;
  • обогащению словарного запаса;
  • развитию связной речи;
  • побуждению детей к активным действиям и концентрации внимания;
  • развитию фантазии и образного мышления.

При играх с песком:

— Снижается уровень мышечной зажатости, психоэмоционального напряжения.

— Происходит обогащение игрового опыта и, как следствие, творческой активности и самостоятельности в игре.

— У детей развивается способность к симпатии; формируется умение оказывать поддержку, помощь, проявлять внимание, заботу, участие.

— Развиваются навыки конструктивного выхода из проблемных ситуаций.

В детском саду функционирует кружок «Песочные чудеса».

Занятия проводятся с 01 октября по 31 мая.

Количество детей: 12 человек

Возраст детей: 5-6 лет.

Длительность занятия – 30 минут

Количество занятий в неделю – 1.

Количество занятий в год – 32.

Режим работы кружка: среда 16.30 – 17.00

Цель кружка:

- развитие связной речи,  эмоционально - личностной сферы, мелкой моторики рук посредством песочной игротерапии.

Задачи:

Образовательные:

-  Учить детей последовательно и точно передавать увиденное, с учетом развития  сюжета.

- Обучить умению отвечать на вопросы проблемно - поискового характера.

- Обучить специальным движениям и их выполнение детьми.

- Учить выстраивать композиции на песке по образцу.

- Закрепить представления об окружающем мире.

- Совершенствование навыков и умений практического общения, используя вербальные и невербальные средства.

Развивающие:

- Развивать психические процессы (внимание, память).

-  Развивать логическое мышление.

-  Развивать тонкие тактильные ощущения, мелкую моторику.

-  Развивать умение действовать по инструкции.

- Развитие фонематического слуха, автоматизация звука в слогах, словах, обучение чтению.

- Дифференциация, автоматизация звуков, обучение чтению и письму.

- Стимулировать развитие сенсорно-перцептивной сферы, особенно тактильно-кинестетической чувствительности.

Воспитательные:

- Вызывать эмоционально положительное состояние, удовольствие от игр и совместной деятельности с другими детьми.

- Воспитать внимательное отношение к коллективу при организации групповой деятельности.

- Воспитывать слуховое внимание и память.

- Воспитывать доброту, бережное отношение ко всему живому.

- Совершенствовать навыки позитивной коммуникации.

- «Проигрывание» разнообразных жизненных ситуаций, создание композиций на песке.

Учебно – тематический план кружка «Песочные чудеса»

Недели

№ занятия

Тема

Октябрь

1 неделя

1

«Знакомство с песочницей. Геометрические фигуры»

2 неделя

2

«Цифры и буквы»

3 неделя

3

«Осенние листья»

4 неделя

4

«Осеннее дерево»

Ноябрь

1 неделя

5

«Овощи и фрукты»

2 неделя

6

«заготовки на зиму (банка)»

3 неделя

7

«Барашек»

4 неделя

8

«Змея»

Декабрь

1 неделя

9

«Слон»

2 неделя

10

«Человек»

3 неделя

11

«Снежинка»

4 неделя

12

«Елочные игрушки»

Январь

1 неделя

13

«Ветка елочки с игрушкой»

2 неделя

14

«Нарядная елка»

3 неделя

15

«Снеговик»

4 неделя

16

«Следы на снегу»

Февраль

1 неделя

17

«Зимний пейзаж (негатив)»

2 неделя

18

«В лесу родилась елочка (позитив - негатив)»

3 неделя

19

«Сердечко»

4 неделя

20

«Осьминожка»

Март

1 неделя

21

«Волшебный цветок»

2 неделя

22

«Рыбы (морское дно)»

3 неделя

23

«Сказочные предметы»

4 неделя

24

«Белый лебедь / черный лебедь»

Апрель

1 неделя

25

«Ракета (космический корабль)»

2 неделя

26

«Самолет»

3 неделя

27

«Автомобиль»

4 неделя

28

«Кораблик»

Май

1 неделя

29

«Салют (Красная площадь)»

2 неделя

30

«Бабочка»

3 неделя

31

«Одуванчик»

4 неделя

32

«Дерево в цвету»

Используемая литература:

Сапожникова О.Б., Гарнова Е.В., «Песочная терапия в развитии дошкольников.-М.: ТЦ Сфера, 2018 – 64с.

Сапожникова О.Б., Гарнова Е.В., «Игры с песком для обучения пересказу детей 5 7 лет.

Грабенко Т.М., Зинкевич – Евстигнеева Т.Д.Чудеса на песке. Песочная игротерапия. Методическое пособие для педагогов и родителей / Т.М. Грабенко, Т.Д. Зинкевич - Евстигнеева. – СПб.: Институт специальной педагогики и психологии,1988. – 48с.

Е.В. Шакирова, парциальная образовательная программа для детей 6 – 8 лет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Игровые методы и приемы на этапе автоматизации звука в работе учителя -логопеда. Из опыта работы

laquo;У ребёнка есть страсть к игре, и надо её удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь – это игра»....

«Применение игр театрализованной направленности в здоровьесберегающей деятельности учителя – логопеда» /из опыта работы/

   Вопрос о внедрении в практику работы логопеда здоровьесберегающих образовательных технологий актуальный. Сохранение и укрепление здоровья детей в процессе воспитания и обучения одн...

ИКТ-технологии, как ресурс деятельности учителя-логопеда (из опыта работы)

Сегодня общество предъявляет качественно новые требования, к воспитанию и обучению подрастающего поколения – к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования.  Главная за...

Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя-логопеда (из опыта работы)

Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя-логопеда(из опыта работы)...

Статья "Песочная терапия как инновационная технология развития эмоциональной сферы и творческих способностей дошкольников"

Находясь в творческом пространстве, ребенок получает возможность самовыражения, в результате чего происходят улучшения в его эмоциональной и творческой сферах. Посредством песочной композиции ребенок ...

ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ КАК ИННОВАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ

Учитывая современные тенденции развития образовательных процессов, педагоги дошкольного образования поставлены перед необходимостью осуществления всесторонних и масштабных перемен. В современных...