Конспект прогулки в подготовительной группе «Весенние праздники русского народа»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Капашова Асия Бахитовна

Конспект прогулки в подготовительной группе

«Весенние праздники русского народа»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект прогулки в подготовительной группе

«Весенние праздники русского народа»

«Прогулка – развлечение»

Возрастная группа - подготовительная группа

Время проведения – первая половина дня

Продолжительность – 50-60 мин.

«Весенние праздники русского народа»

Цель: Создание условий для совершенствования умений детей играть в народные игры.

 Задачи:

- повысить двигательные качества и способности детей через организованную двигательную деятельность на прогулке;

- приобщать детей к истокам народной культуры;
- расширять и углублять знания о традициях русского народного календаря с весенним    циклом праздников;
- закреплять знания детей о народных играх;

- воспитывать интерес и любовь к родной природе.

Трудовая деятельность:

закреплять умение трудиться сообща;

воспитывать чувство ответственности за порученное дело.

Подвижная игра:

закреплять умения действовать в игре соответственно тексту;

развивать быстроту бега и координацию движений;

-  упражнять в прыжках с разбега;

воспитывать привычку играть сообща.

Индивидуальная работа:

развивать быстроту, силу толчка;

воспитывать уверенность в своих силах.

Предварительная работа:

- беседы о праздниках и традициях русского народа;
 - чтение художественных произведений;
 - заучивание пословиц, поговорок, народных примет, закличек;
 - рассматривание иллюстраций;
 - разучивание подвижных игр;
 - прослушивание музыкальных произведений о природе;

- просмотр видео о природе в весенний период.

Словарная работа:
Протальник, водотек, водолей, травень, солнечник, розоцвет, Благовещение, Пасха, Вербное воскресение, закликать, традиции.

Оборудование:

разноцветные шарики, маски (ворон, воробьев, волка), шапка пастуха.

Ход прогулки:

(Перед одеванием воспитатель читает стихотворение)

Солнце светит нам с утра.

Вы, детишки, не ленитесь,

Быстро собирайтесь,

В путь — дорожку отправляйтесь!

Раз, два, три, четыре, пять

Собираемся гулять.

На улице воспитатель загадывает загадку:

Если речка голубая пробудилась ото сна

И бежит в полях, сверкая, -

Значит к нам пришла... весна (говорят дети).

-Правильно наступила весна.

- Весна..., пожалуй, самое любимое время года у большинства людей.   Символ тепла, пробуждения природы, надежд на будущий урожай и хорошую погоду.
Народ на Руси почитал традиции и подмечал все изменения в природе. И до сих пор мы сверяем свою жизнь с народными приметами, которые передавались из поколения в поколение и дошли до нас с вами.
Сегодня мы поговорим о весенних праздниках, обычаях и поиграем в народные игры.
- Какие весенние месяцы вы знаете? (Март, апрель, май)
Первый месяц весны март, его в народе называли протальник, водотек, капельник.

- Ребята, какие вы знаете еще приметы марта? (Дети называют приметы).
Бывало и так, что март наступил, а погода не всегда радовала людей, часто зима не хотела уходить. Вот и приходилось людям весну в гости зазывать. Давайте и мы вспомним закличку весны, позовем ее:
Весна, весна красна, (дети произносят слова вместе с воспитателем)
Тепло солнышко,
Приди скорей,
Согрей детей!
Приди к нам с радостью,
С великой милостью,
Со льном высоким,
С корнем глубоким,
С хлебом богатым!

Зазывая весну не грустили, гуляли по улицам, пели песни, а, чтобы не замерзнуть устраивали разные игры, состязания, разводили костры и прыгали через них, кто выше.

 Чтобы поиграть и нам в эту игру нужно сначала потрудится, собрать сломанные ветром ветки деревьев на участке (дети собирают ветки, складывают в кучку).

-Хорошо потрудились, и на участке стало чисто, и костер сделали, можем поиграть.

Проводится игра «Перепрыгни через костер»

(Индивидуально воспитатель объясняет малоподвижным детям, как правильно перепрыгнуть: разбежаться, оттолкнутся сильнее, чтобы выше прыгнуть).

-Молодцы, согрелись, повеселились, но по правилам, чтобы не было пожаров, всегда люди тушили костры после игр, давайте мы тоже «потушим наш костер», унесем ветки в мусорный бак (дети уносят ветки).

- Молодцы ребята! Назовите второй весенний месяц (Апрель), его называют еще водогон, водолей, цветень, солнечник.
- К концу апреля солнце последний снег растопит, куда ни посмотришь – везде вода.
В апреле отмечали праздник Благовещение. На Благовещенье весна зиму победила.
Птиц, находящихся в неволе, на Благовещенье выпускали.

Люди ждали возвращения перелетных птиц и замечали, рано прилетели птицы –скоро тепло наступит. В народе говорили -   увидал грача- весну встречай.

Каких перелетных птиц вы знаете? (дети перечисляют птиц)

 - Но не забывали и о зимующих, пока снег, да холод на улице подкармливали их. А наблюдая, как воробьи да вороны делят корм придумали игру про птиц.

«Воробьи и Вороны».

Дети (по желанию) делятся на две команды. Одна команда «воробьи», другая — «вороны». Команды размещаются друг напротив друга на расстоянии 2-3 метра.

По команде водящего (воспитателя) «Воробьи!» команда воробьёв бросается догонять команду ворон, а по команде «Вороны!» — наоборот. Игра продолжается, пока догоняющая команда не переловит всех игроков убегающей.

(Можно усложнить игру. Водящий произносит команды по слогам медленно: «Вооо — роооо — ... НЫ!» или «Воооо — рооооо — ... БЬИ!», до самого последнего момента игроки не знают, догониять им или убегать. Хитрый водящий может называть и совсем другие слова: «Вооо — роооо — ... ТА!», «Вооо — роооо — ... ЖБА, что добавляет игре большего веселья. А ещё, для усложнения игры можно выстроить команды спиной друг к другу. Тогда убегать будет легко, а догонять — трудно).

- В апреле отмечают Вербное воскресенье. Существуют приметы, связанные с вербой
•    без вербы - не весна;
•    верба распутицу ведет, гонит с реки лед;
•    если верба хорошо цветет - будет удачная пашня.

Воспитатель предлагает детям подойти к вербе посмотреть распускается ли она, какая будет весна по приметам (дети рассматривают ветки вербы).
- После вербного воскресения отмечают Пасху - великий праздник православного календаря. Обязательной принадлежностью Пасхи были крашенные яйца.
По старой традиции люди на праздник обменивались крашенными яйцами в знак любви и единства. Их дарили знакомым и соседям, поздравляя с праздником. Развлечение деревенской молодежи были игры с яйцами на Пасхальной неделе. Играющие спускали яйца с бугорков или специальных деревянных лоточков, выигрывает тот, у кого яйцо укатится дальше.

Давайте поиграем, и мы в эту игру, вместо крашеных яиц у нас разноцветные шарики. (Дети берут разноцветные шарики и скатывают их по очереди с горки, запоминают, чей укатился дальше, поздравляют победителя)
-Всегда русский народ отличался своей удалью, на праздниках проводили состязания , где мерились силой.

Ребята, а вы хотели бы показать свою удаль?  Тогда выберете себе пару с кем бы вы хотели состязаться.

Игра «Перетягивание за руки»

Дети встают парами, лицом друг к другу к начерченной линии, по сигналу ведущего, каждый ребенок начинает тянуть своего соперника за руки на себя, кто первый заступит за черту, тот и проиграл (проводится игра).

- Молодцы, дети, показали свою силушку!

Назовите последний месяц весны? (Май). В старину его называли травень, розоцвет, цветень.
- Говорил народ про этот месяц:  - май леса наряжает, лето в гости  ожидает.
В мае отмечали праздник «Мавры Молочницы».  На полях появляется свежая, сочная трава и считалось, что коровы, наевшись приносят самое вкусное и густое молоко, говорили: «И хозяйке легко, коль на столе молоко».

Ни только людям весной хорошо, но и животным.

А кто пасет стадо коров? (дети отвечают)

- Слышно где-то рядом пастух коров гонит на луг, а за-за горы за ними волк наблюдает.

Игра «Стадо»

Считалочкой выбирают «волка» и «пастуха». Дом «волка» в середине площадки, а у «коров» два дома на противоположных концах площадки. Коровы зовут пастуха.

Пастушок, пастушок,

Заиграй во рожок!

Трава мягкая, роса сладкая.

Гони стадо в поле,

Погулять на воле.

Пастух выгоняет коров на луг, они ходят, щиплют травку. По сигналу пастуха «волк!» коровы бегут в противоположную сторону площадки. Пастух встаёт на пути волка, защищает коров. Все, кого поймал волк, выходят из игры.

- Молодцы, дети, вы правильно вспомнили приметы весны, праздники.  

-Кому, что понравилось на прогулке? (дети делятся впечатлениями)

-Пора возвращаться в детский сад:

Пошагали все по кругу,
Встали ровно друг за другом,
Вот как весело у нас,
В группу мы идем сейчас!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект прогулки в подготовительной группе(6-7лет) на тему "Люблю берёзку русскую..."

Конспект прогулки в подготовительной группе(6-7лет) на тему: «Люблю березку русскую…»Цель: Продолжать знакомство с березой, выделяя характерные признаки и изменения, связанные со временем года.В...

Конспект прогулки в подготовительной группе на тему "Люблю берёзку русскую..."

Конспект прогулки в подготовительной группе(6-7лет) на тему: «Люблю березку русскую…»Цель: Продолжать знакомство с березой, выделяя характерные признаки и изменения, связанные со временем года.В...

Конспект прогулки в подготовительной группе «Весенние праздники русского народа»

Конспект прогулки в подготовительной группе «Весенние праздники русского народа»Цель: Создание условий для совершенствования умений детей играть в народные игры. Задачи:- повысить дви...

Конспект НОД в подготовительной группе "Троица-праздник русской березки"

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе "Троица-праздник русской березки"...

Знакомство детей подготовительной группы с традициями русского народа

У каждого человека есть свои исторические корни. Люди, жившие в давние времена, веками создавали традиции и обычаи. Обычаи - это способ поведения, который воспроизводится в определённом обществе или с...

Конспект прогулки в подготовительной группе "Весенние находилки"

quot;Весенние находилки" знакомят детей с весенними изменениями в природе, способствуют развитию наблюдательности и внимания. Распечатанные находилки можно использовать несколькр раз - находить ...

Конспект занятия в подготовительной группе "Весенняя музыкальная прогулка"

Дети входят в музыкальный зал, образуя полукругМузыкальный руководитель здоровается с детьми на распевке: “Добрый день ребята, я вас видеть рада”. Дети: “Добрый день, танцевать ...