Конспект НОД в подготовительной группе "Троица-праздник русской березки"
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Никифорова Анна Александровна

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе "Троица-праздник русской березки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskiy_material.docx35.1 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Солнышко»

Конкурс методических материалов по духовно-нравственному воспитанию в православных традициях детей дошкольного возраста «Лествица: ступеньки к красоте души»

Номинация – Лучшая разработка НОД по духовно-нравственному воспитанию

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе «Троица – праздник русской березки»

Тематика: Знакомство с традиционными и обрядовыми праздниками

ФИО автора разработки –

Малова Анна Александровна

педагог-психолог МБДОУ детский сад «Солнышко»

Нижегородская область

Дальнеконстантиновский район

р.п. Дальнее Константиново

2017 г.

Пояснительная записка

Цель: знакомство с традиционными и обрядовыми праздниками.

Задачи:

- формировать представления о празднике Троица, празднике русской березки;

- развивать творческие способности детей средствами русского фольклора;

- способствовать формированию гармонически развитой личности;

- поддержать познавательный интерес к истории родного поселка, к своей малой Родине;

- воспитывать у детей нравственные и эстетические чувства – любовь к природе, родному краю.

Состав группы воспитанников: дети подготовительной к школе группы.

Актуальность. Актуальность выбранной темы занятия заключается в том, что Троица – один из светлых праздников. Со своими обычаями и обрядами он играет значительную роль в православной культуре. В русской народной традиции праздник Троицы был связан с проводами весны и встречей лета. Праздник Троицы можно с полным правом отнести к самым большим и, в то же время, самым загадочным праздником на Руси. С возрождением веры в России возрождаются и традиции празднования православных праздников. В наше время устраиваются народные гуляния с играми, представлениями, песнями. Таким образом, наше занятие поможет детям не только сформировать представления о традициях на Руси, но и воспитать нравственно-духовные качества личности: доброту, радость, вежливость и другие.

Словарная работа:  трапеза, козули, «тонкий стан», кума, червленый олень.

Предварительная работа: разработка сценария, чтение художественной литературы, изучение иллюстраций из серии «Православные праздники», разучивание хороводной песни «Во поле березка стояла», рассматривание фотографий с видами родного поселка, экскурсии по поселку, разучивание гимна поселка Дальнее Константиново «Моя самая близкая Русь», чтение стихов поэтов-дальнеконстантиновцев.

Интеграция: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Место НОД в программе дошкольного образования: проведение непосредственной образовательной деятельности «Троица - праздник русской березки» отражается в реализации авторской программы «Край, в котором мы живем», которая направлена на развитие познавательного интереса к истории малой Родины.

Формы проведения занятия, виды деятельности: тематическое занятие.

Предполагаемый результат:  Умение детей эмоционально выражать чувство любви к природе, ценить её красоту, неповторимость, хрупкость через, доступные детям, творческие проявления. Дать элементарные знания детей об истории, быте русского народа, о празднике Троица. Пробуждение интереса к истории и культуре своего поселка, любви к родному краю.


Ход НОД:

I этап. Организационный

Приветствие, организационный момент

На улице ребят встречает педагог и приглашает их на занятие. Веранда оформлена в виде избы, украшенной ветками и цветами. На видном месте стоит кадка с березкой. Вокруг нее постелена свежескошенная трава.

Психолог: Добрый день, ребята. Я рада видеть вас! А теперь поприветствуем друг друга.

Сегодня я хотела бы поздороваться с вами не совсем обычным способом – с помощью стихотворения.  Я буду произносить слова, а вы повторяете за мной движения.

Здравствуй, солнце золотое!

(Рисуем руками круг.)

Здравствуй, небо голубое!

(Поднимаем руки вверх.)

Здравствуй, вольный ветерок!

(Качаем, вытянутыми руками.)

Здравствуй, маленький дубок!

(Присесть, показать ладонью маленький дубок.)

Мы живем в родном краю –

Всех я Вас приветствую!

II этап. Мотивационный

Психолог:

А на селе с утра идет обедня в храме;
Зеленою травой усыпан весь амвон,
Алтарь, сияющий и убранный цветами,
Янтарным блеском свеч и солнца озарен.

И звонко хор поет, веселый и нестройный,
И в окна ветерок приносит аромат -
Твой нынче день настал, усталый, кроткий брат,
Весенний праздник твой, и светлый, и спокойный!

Иван Бунин «Троица»

Психолог: Давным-давно, в далекую старину, когда на полях заканчивались посевные работы, наступало время веселого и радостного праздника – Троица! Он знаменует прощание с весной и встречу лета, прославляет зеленеющую землю. В праздник Троица особое внимание оказывали березке. В этот праздник дома и улицы украшали срезанными березками, березовыми ветками, цветами. И сегодня к нам в гости пришла красавица – березка. Березка в белом сарафане хочет веселиться с нами.

Дети рассматривают березку.

Психолог:

Берёза моя, берёзонька,
Берёза моя белая,
Берёза кудрявая!
Стоишь ты, берёзонька, 
Посередь долинушки;
На тебе, берёзонька,
Листья зелёные;
Под тобой, берёзонька,
Красны девушки поют;
Под тобой, берёзонька,
Красны девушки
Венки плетут.

III этап. Практический

Психолог: Под березой устраивали трапезу. Среди подававшихся блюд были яичница и козули с яйцами (круглые лепешки в виде венка). Наряжали в этот день березку, словно красну девицу – лентами, бусами, платками, полевыми цветами, травой, переплетали ветки между собой.

Ребята, давайте нарядим и нашу березку цветными ленточками, косички ей заплетем и плясать с нею пойдем.

Дети украшают березку цветными лентами.

Березка, березка,

Завивайся, кудрявая!

Березку завиваем,

Лентой украшаем!

Психолог: Вот у нас какая получилась березка. Ее всегда сравнивали на Руси с нежной, стройной красивой девушкой. 

У березки батюшка – ясный месяц, он ей ночью светит.

Ее матушка – красно солнышко, все лето ее греет.

У березы сестра – ранняя заря, она росой ее питает.

Ее брат – соловей в лесу, он ей песни распевает.

Давайте и мы березку песней порадуем.

Все вместе хоровод мы заведем,

Про березоньку споем.

Дети водят хоровод и поют песню «Во поле березка стояла».

Психолог: А теперь ребята, посмотрим, что вы знаете о русской красавице. Я подготовила для вас очень интересные вопросы:

1. Почему березу называют русской красавицей?

2. Что у березы названо зеленой кофточкой? Белым сарафаном?

3. Признак березы – «тонкий стан». Как вы думаете, что подразумевается под этими словами?

4. Почему в загадках, стихах, песнях березу часто сравнивают со «стройной, нежной девушкой»?

Психолог: Еще девушки связывали вершины двух рядом стоящих березок, делая своеобразную арку. Пройдя под этой аркой, девушки целовались (кумились). Таким образом, выражалось желание быть верными подругами. Девушки приговаривали:

Покумимся, кума, покумимся,

Нам с тобою не браниться –

Вечно дружиться.

Русская народная игра «Венок»

Двое играющих берут в руки венок и поднимают его вверх, образуя ворота. Остальные дети цепочкой проходят в ворота и поют:

Березка девочек кричала, к себе призывала:

- Идите, девочки, на луг гуляти,

Зеленые веночки заплетати.

- Мы тебя, березка, не согнем,

На тебе веночки мы завьем.

- Я к вам, девушки, сама согнусь,

Сама в веночек совьюсь,

Завивайте веночки зеленые,

Будьте весь год веселые.

Играющие, которые образуют ворота, кидают кому-нибудь на голову венок и командуют: «Венок, венок, спрячься в теремок». И тут же участник игры, который получил венок, убегает и прячется. Затем все идут искать венок. Кто первый найдет венок, забирает его себе.

Психолог: Первый понедельник после Троицы – Духов день. Он посвящен прославлению Святого Духа. С Духовым днем связана вера в русалок. Вся неделя после Троицы называлась русальной и считалась временем, когда русалки выходят из воды, играют, качаются на деревьях и заманивают прохожих, чтобы их защекотать. Чтобы русалки не утащили в воду, нужно быстро начертить крест, обвести его кругом и встать внутри круга.

Русская народная игра «В кресты»

Выбираются девочки – «русалки». Они выбегают из-за веранды, остальные играющие стараются от них убежать. Играющие должны, как только завидят «русалок», быстро нарисовать крест и встать в него. Кто не успеет, того «русалки» забирают к себе, и они помогают «русалкам» ловить остальных играющих.

Психолог: В день Троицы дальнеконстантиновцы отмечают праздник – День поселка.

Психолог: Как называется поселок, в котором мы с вами живем?

Ответы детей.

Психолог: Правильно, поселок, в котором мы с вами живем, называется Дальнее Константиново.

Словесная игра с мячом «Наш поселок, какой?»

Педагог бросает ребенку мяч и задает вопрос «Наш поселок, какой?». Ребенок должен поймать мяч и охарактеризовать одним прилагательным свой поселок.

Психолог: А теперь я предлагаю вам окунуться в историю праздника.  В далеком от нас 1930 году было принято решение отмечать в  Троицу день Дальнеконстантиновского района. Ежегодно в этот день в храме совершается торжественное богослужение  и крестный ход по улицам районного центра. Общая молитва во время таких праздников, каким является день Святой Троицы,  помогает объединить людей.

Рассказ сопровождается показом иллюстраций.

Психолог: Ребята, я совсем забыла, когда я спешила к вам в детский сад, по дороге я встретила почтальона, и он вручил мне большой конверт, а в нем лежала красивая картинка. Но налетел ветер, и картинка разлетелась на несколько частей. Вы сможете мне помочь собрать ее?  Ответы детей.

Игра «Собери картинку»

Дети собирают картинку. На ней изображен герб Дальнеконстантиновского района.

Психолог: Интересно, что же у вас такое получилось? Ответы детей.  

Как вы думаете, для чего нужен герб? Ответы детей. Давайте его рассмотрим.

В верхней части расположено изображение идущего в серебряном поле червленого оленя, имеющего рога о шести отростках и черные копыта. Нижняя часть Герба имеет зеленый фон, на котором изображены весы. Чаши весов имеют серебряный цвет, сами весы темно-зеленого цвета. В основании два золотистых колоса. Геральдический щит обрамлен красной лентой с черной обводкой.

Обоснование: 

а) идущий в серебряном поле червленый олень – древний символ земли Нижегородской, отражающий принадлежность района к Нижегородской области; 

б) весы – символ поселка Дальнее Константиново, административного центра района, старинного русского поселения, возникшего в середине XIV века, издавна являвшегося центром местной жизни и известного прежде всего своим базаром – еженедельным торгом; 

в) золотистые колосья – символ земледелия, основной отрасли экономики района; 

г) красная лента – символ основателя Нижегородского великого княжества Константина Васильевича, чье имя и носит Дальнее Константиново, являвшееся дальним от Нижнего Новгорода владением этого князя. Характерной особенностью одежды князей того времени являлась красная накидка".

Психолог: В завершении нашего тематического занятия, предлагаю вам спеть гимн нашего поселка «Мое Дальнее Константиново». 

(Слова: Валентины Агаповой, музыка: Николая Фагина).

Гимн р.п. Дальнее Константиново

Не на юге живу, не на севере -
У нас средняя полоса.
Здесь олени есть, птицы, звери есть
И ковыль степной, и леса.

Рощ берёзовых и осиновых
У нас много... считать не берусь.
Моё Дальнее Константиново-
Моя самая близкая Русь.

Из-за поля встаёт зорька алая,
День приветствуя золотой.
Большой Родины долька малая
Константиново - дом родной.

Мы не то село, что Есенина
До сих пор хранит светлую грусть.
Но и мы его чтим не менее,
И одна у нас общая Русь.

Мне самою судьбою даровано
Это ставшее близким село.
Пусть посёлком зовётся теперь оно,
Лишь бы каждой весною цвело.

И природа, и люди красивые...
Никуда я отсюда не рвусь.
Моё Дальнее Константиново -
Моя самая близкая Русь.

IV этап. Рефлексивный

1. Подведение итогов, рефлексия, ритуал прощания

Упражнение «Заплетем косичку»

Каждому ребенку предлагается выбрать одну из лент на березе, характеризующих их настроение после проведения занятия:

- зеленая – весело, интересно, занимательно;

- красная – трудно, волнительно;

- белая – безразличие, скука, усталость.

Психолог: Ребята, чтобы заплести косичку настроения нужно три ленты. Каких лент больше, такое общее настроение группы после проведенного занятия.

Дети заплетают косички из лент и украшают ими березку.

Психолог: Наше тематическое занятие подошло к концу. Но впереди нас ждут много интересных и увлекательных встреч.

И нам осталось, попрощаться.

Вспомните, в начале мы с вами здоровались необычным способом. И попрощаться я предлагаю тоже необычно:  давайте возьмемся за руки и передадим друг другу знак дружбы. Мы будем по очереди передавать друг другу свое тепло и хорошее настроение. Для этого нужно крепко сжать руку соседа.

Педагог с детьми по кругу сжимают друг другу кулачки.

Дидактическое обеспечение

Технологии и методики:

Наглядные: изучение иллюстраций из серии «Православные праздники», рассматривание фотографий с видами родного поселка.

Информационно-развивающие: словарная работа, разбор понятий, викторина.

Словесные: словесная игра с мячом «Наш поселок, какой?», чтение художественной литературы, разучивание хороводной песни «Во поле березка стояла», гимна р.п. Дальнее Константиново «Моя самая близкая Русь».

Игровые: русские народные игры «Венок», «В кресты», игра «Собери картинку», словесная игра с мячом «Наш поселок, какой?».

Практические: игра «Собери картинку».

Дидактическое оснащение и оборудование: ветки и цветы для украшения, макет березки, ленточки трех цветов – зеленые, красные, белые; венок, мелки, конверт, разрезная картинка – герб Д-Константиновского района, фото окрестностей р.п. Дальнее Константиново, ноутбук, книги о р.п. Дальнее Константиново, сборники стихов поэтов-дальнеконстантиновцев.

Мотивационно-ориентировочная часть

Познавательная мотивация детей на предстоящую деятельность - рассказ педагога-психолога о празднике Троица, народных приметах и об обычаях, с ним связанных.

Организация детской деятельности

Фронтальный способ организации детей.

Методы и приемы педагогической деятельности: рассказ педагога-психолога о праздновании Троицы, об обрядах завивания березки, кумления и проводов русалки, проведение русских народных игр «Венок», «В кресты», хоровода «Во поле березка стояла», викторины, словесной игры с мячом «Наш поселок, какой?», игры «Собери картинку».

Возможные действия педагога в случае, если ему не удаётся достигнуть поставленных целей: чтение дополнительной литературы, просмотр видеофильмов о празднике Троица, посещение дальнеконстантиновского краеведческого музея, ответы на вопросы о празднике.

Методы мотивации (стимулирования) познавательной активности в ходе деятельности: чтение стихотворений и потешек, проведение игр, викторины.

Рефлексивно-оценочная часть

Обсуждение прошедшего занятия, дети делятся впечатлениями от проведенных игр и упражнений. Оценка настроения и эмоционального состояния воспитанников с помощью лент – зеленая (весело, интересно, занимательно); красная (трудно, волнительно); белая (безразличие, скука, усталость).

Список использованной литературы

1. Агапова В.Е. Моя самая близкая Русь / В.Е. Агапова. – Арзамас: Арзамасская типография, 2002. – 82 с.

2. Бабинова Н.В. Тематические фольклорные вечера для дошкольников / Н.В. Бабинова. - СПб.: ООО «Издательство Детство-Пресс», 2013.- 144 с.

3. Бударина Т.А. Знакомство детей с русским народным творчеством/ Т.А. Бударина, А.С. Куприна. – СПб.: ООО «Издательство Детство-Пресс», 2015.- 304 с.

4. Грязнов Н.Ф. Сказы дальнеконстантиновской земли \ Н.Ф. Грязнов. – Арзамас: Арзамасская типография, 2000. – 32 с.

5. Кулакова А. Мои герои / А. Кулакова. – Арзамас: Арзамасская типография, 2003. – 166 с.

6. Куражева Н.Ю. «Цветик-семицветик». Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников / Н.Ю. Куражева. – СПб.: Речь, 2011. – 218 с.

7. Матова В.Н. Краеведение в детском саду / В.Н. Матова. – СПб.: ООО «Издательство Детство-Пресс», 2013. – 176 с.

8. https://www.chitalnya.ru/work/417432/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в подготовительной группе "Люблю березку русскую".

Конспект НОД предназначен для детей подготовительного к школе возраста  ( с использованием презентации )....

Конспект занятия в подготовительной группе на тему: «Люблю березку русскую».

Расширить представления детей об образе березы в поэзии, музыке, искусстве, детском изобразительном творчестве.Формировать эмоциональное восприятие образа русской березки средствами разного вида искус...

Конспект интегрированной образовательной деятельности по ИЗО, коммуникации для детей подготовительной группы. Тема: «Русская березка».

Конспект интегрированной образовательной деятельности по ИЗО, коммуникации для детей подготовительной группы.Тема: «Русская березка». Подготовила воспитатель Васильева Т. В. Цель: Использова...

Конспект интегрированного занятия по изодеятельности и развитию речи в подготовительной группе "Русская березка"

Конспект интегрированного занятия по изодеятельности и развитию речи в подготовительной группе "Русская березка"...

Конспект занятия по нетрадиционным техникам рисования "Русская березка"

Конспект занятия разработан для детей 4-5 лет, развивает творческие способности детей, желание оберегать природу....

Конспект ООД для подготовительной группы: «Традиции русского гостеприимства

Цель:Формировать представлений о традициях русского гостеприимства, знакомство с основными правилами этикета. Рассказать об исторических традициях русского гостеприимства.Познакомить с основными прави...

Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию «Русская березка — символ Родины моей»

Воспитатель проводит с детьми игру на создание положительного эмоционального настроя детей на занятие. (Под музыкальное сопровождение) Здравствуй, солнце золотое. Здравствуй, небо голубое. Здравс...