Статья на тему: Важность игровой образовательной деятельности дошкольника.
статья

Халикова Руфина Рашидовна

                                               …Жизнь – это часто тяжелое бремя.

                                                            Светлое детство как праздник мелькнет….

                                                    Как бы я рад был с тобой поменяться,

                                             Чтобы, как ты, и резвиться и петь,

                                                Чтобы, как ты, беззаботно смеяться,

                                               Шумно играть и беспечно глядеть!

                                                                                         С.Я. Надсон

      Нет ничего гармоничнее играющего ребенка…. Сила этой гармонии настолько велика, что взрослые, наблюдающие за детской игрой, невольно улыбаются, переживая радость и восторг, поскольку играющий ребенок – это здоровый ребенок. Сбережения и обогащение здоровья ребенка – актуальная и приоритетная задача для взрослых! Ребенок, как целостность физического, социально-эмоционального, психологического и духовного благополучия – это счастливый, активный, добрый и успешный человек.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_igrovaya_obrazovatelnaya_deyatelnost_doshkolnikov.docx18.17 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на тему:

«Важность игровой образовательной деятельности дошкольника».

                                               …Жизнь – это часто тяжелое бремя.

Светлое детство как праздник мелькнет….

                                                    Как бы я рад был с тобой поменяться,

                                             Чтобы, как ты, и резвиться и петь,

                                                Чтобы, как ты, беззаботно смеяться,

                                               Шумно играть и беспечно глядеть!

С.Я. Надсон

      Нет ничего гармоничнее играющего ребенка…. Сила этой гармонии настолько велика, что взрослые, наблюдающие за детской игрой, невольно улыбаются, переживая радость и восторг, поскольку играющий ребенок – это здоровый ребенок. Сбережения и обогащение здоровья ребенка – актуальная и приоритетная задача для взрослых! Ребенок, как целостность физического, социально-эмоционального, психологического и духовного благополучия – это счастливый, активный, добрый и успешный человек.

     Вся жизнь ребенка – дошкольника  пронизана игрой, только так он готов открыть себя миру и мир для себя.  Отечественный философ, психолог и педагог Василий Васильевич Зеньковский, пытаясь разгадать феномен детства, утверждали что «…для того и дано нам детство, чтобы мы играли».  Функция детства, согласно этой формуле, заключается в том, чтобы дать развиться ребенку, не входя в прямое общение с действительностью, но в то же время, не удаляя его вполне от действительности. Игры и являются той формой активности, в которой лучше всего разрешаются задачи детства…

        Игра является незаменимым средством решения обозначенной задачи – сбережение и обогащение здоровья ребенка в дошкольном детстве, и сегодня это уже не требует доказательств. Еще более полувека назад авторитетный отечественный педагог и врач, один из первых теоретиков дошкольного образования, Ефим Аронович Аркин утверждал: « Не может быть злдорового развития без деятельной, интересной жизни. Такую деятельную, увлекательную жизнь ребенок ведет в игре. Игре свободной, им самим создаваемой, или в играх с правилами. Я как врач восхваляю игру не потому только, что в ней ребенок творит, что он проявляет себя в ней с наибольшей полнотой, но и потому, что она благотворно влияет на его здоровье.

           Игра – единственная форма деятельности ребенка, которая во всех случаях отвечает его организации. Никогда не предъявляет она требований ему, которых он не мог бы выполнить, и вместе с тем она требует от него всегда некоторого напряжения сил, что связано с бодрым, жизнерадостным самочувствием, а бодрость и радость – залог здоровья»

           Это утверждение сегодня становится аксиомой для дошкольного образования, находит отражение и в Федеральном государственном образовательном стандарте. Признание самоценности дошкольного детства через ведущую деятельность – игру заслуживает самых положительных оценок и правильной реализациив образовательном процессе детского сада.

Игровая образовательная деятельность дошкольников в режимных моментах.

       Богатейшим подспорьем в организации воспитателем образовательных режимных моментов становится  фольклор и детская литература. С их помощью не сложно придумать игры, которые помогут ребенку научиться умываться, чистить зубы, следить за чистотой рук и лица, внешней опрятностью и аккуратностью и вместе с тем доставят малышу удовольствие и радость. Традиционными для педагогического процесса уже стали малые формы фольклора, используемые в работе с младшими дошкольниками, такие как  «Водичка, водичка, умой мое личико..» или «Мы набрали в рот воды…», авторские стихи, например, «Девочка чумазая» Агния Барто, произведения С.Михалкова, Е. Благининой и многих других замечательных поэтов. А сколько еще существует полезного литературного материала, который охватывает не только младших дошкольников, но и детей от 4 до 7 лет.

      Литературно-игровые приемы для детей дошкольного возраста можно и нужно сделать – тематическими. Например:

Тема  «Радость умывания»;

Тема «Радость – выглядеть опрятным»;

Тема «Радость здороввой пищи»;

Тема «Радость сна и покоя»;

Тема «Радость режима дня»

Начиная с младшего дошкольного возраста, у детей в группе может быть дидактическая развивающая кукла «Мойдодыр» или «Доктор Айболит» или «Девочка Чистюля» и т.п. Эта кукла может сопрможно использоваовождать  на пути к здоровью, в ходе приучения его к здоровьесберегающим правилам. Имея такой персонаж в группе, можно бесконечно придумывать увлекательные и полезные игры.

     Наряду с перечисленными  видами игр воспитатель использует игры с установленными правилами. Ребенка привлекает процесс игры, желание выполнить действие, добиться результата, выиграть, то есть решить поставленную задачу (не просто переложить картинку, а разместить их попарно, подобрать по определенному признаку; не просто бегать, а убегать от кого-либо, «спасаться», быть ловким и смелым). Поведение ребенка подчинено игровым условиям в виде правил. Именно тот факт, что в играх с правилами ребенок учится управлять своим поведением, делает их особо значимыми для формирования основ здорового образа жизни.

        Игры разрабатываются или подбираются по темам. Например, «Организм человека», «Чистота и здоровье человека», «Опасно- безопасно», «Правильное питание», «Болезни и микробы». Их содержание отражается в названии дидактических и подвижных игр: «Правила Чистюли», «Здоровые зубы», «Опасное путешествие», «Режим дня» и т.д.

          В среднем дошкольном возрасте наряду с предложенными играми рекомендуется использовать тематические игры-этюды.

        Игра –этюд – это небольшая драматизация на основе стихотворного текста, которая осуществляется детьми совместно с воспитателем. Методика организации подобных игр учитывает возраст детей и реализуется следующим образом: педагог читает текст, предлагает детям показать отдельные действия героев сюжета, или, если дети подготовлены, они импровизируют фрагменты поведения героев.

            При подборе литературной основы для подобных игр с детьми воспитателю рекомендуют учитывать особенности детей и помнить , что содержание литературного произведения должно:

  • Вызывать у них яркий эмоциональный отклики чувство сопричастности к тому, о чем рассказывает художественное произведение;
  • Поддерживать интерес к культурно- гигиеническим процессам и формировать представления детей о необходимости освоения культурно-гигиенических умений;
  • Побуждать ребенка к активности и самостоятельности в применении культурно-гигиенических умений в ходе игровой деятельности т активизации их использования в повседневной жизни;
  • Подходить для драматизации: обязателен игровой сюжет, роли, диалоги, действия персонажей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по теме : "Важность Режима дня в жизни старших дошкольников" из опыта работы воспитателя

Статья о важности соблюдения режима дня в жизни детей старшего дошкольного возраста....

Статья на тему "Особенности проектирования образовательной деятельности в детском саду в контексте ФГОС ДО"

Педагогическое проектирование – это процесс создания проекта, которое отражает решение той или иной проблемы. Представляет собой деятельность, осуществляемую в условиях образовательного процесса...

Статья на тему: «Игры как ведущая деятельность дошкольников»

Статья на тему: «Игры как ведущая деятельность дошкольников»...

Статья «Элементы ментальной арифметики в образовательной деятельности дошкольников»

В современном мире дети с легкостью справляются с гаджетами, компьютерными программами, но при этом не могут похвастаться хорошей успеваемостью в школе. Психологи отмечают, что у некоторых детей прису...

Статья «Организация вариативных форм музыкальной образовательной деятельности дошкольников в соответствии с ФГОС ДО и программой «Успех»

Вариативные формы музыкальной деятельности в детском саду.5-7 лет  Сложные интегративные виды деятельности:Проблемные и ситуационные задачи, их широкая вариативность.Музыкально-дидактическая игра...

Статья на тему: Особенности развития познавательной деятельности дошкольников.

Под познавательной активностью детей дошкольного возраста следует понимать активность, проявляемую в процессе познания. Она выражается в заинтересованном принятии информации, в желании уточнить, углуб...