Статья на тему: Важность игровой образовательной деятельности дошкольника.
статья
…Жизнь – это часто тяжелое бремя.
Светлое детство как праздник мелькнет….
Как бы я рад был с тобой поменяться,
Чтобы, как ты, и резвиться и петь,
Чтобы, как ты, беззаботно смеяться,
Шумно играть и беспечно глядеть!
С.Я. Надсон
Нет ничего гармоничнее играющего ребенка…. Сила этой гармонии настолько велика, что взрослые, наблюдающие за детской игрой, невольно улыбаются, переживая радость и восторг, поскольку играющий ребенок – это здоровый ребенок. Сбережения и обогащение здоровья ребенка – актуальная и приоритетная задача для взрослых! Ребенок, как целостность физического, социально-эмоционального, психологического и духовного благополучия – это счастливый, активный, добрый и успешный человек.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_igrovaya_obrazovatelnaya_deyatelnost_doshkolnikov.docx | 18.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья на тему:
«Важность игровой образовательной деятельности дошкольника».
…Жизнь – это часто тяжелое бремя.
Светлое детство как праздник мелькнет….
Как бы я рад был с тобой поменяться,
Чтобы, как ты, и резвиться и петь,
Чтобы, как ты, беззаботно смеяться,
Шумно играть и беспечно глядеть!
С.Я. Надсон
Нет ничего гармоничнее играющего ребенка…. Сила этой гармонии настолько велика, что взрослые, наблюдающие за детской игрой, невольно улыбаются, переживая радость и восторг, поскольку играющий ребенок – это здоровый ребенок. Сбережения и обогащение здоровья ребенка – актуальная и приоритетная задача для взрослых! Ребенок, как целостность физического, социально-эмоционального, психологического и духовного благополучия – это счастливый, активный, добрый и успешный человек.
Вся жизнь ребенка – дошкольника пронизана игрой, только так он готов открыть себя миру и мир для себя. Отечественный философ, психолог и педагог Василий Васильевич Зеньковский, пытаясь разгадать феномен детства, утверждали что «…для того и дано нам детство, чтобы мы играли». Функция детства, согласно этой формуле, заключается в том, чтобы дать развиться ребенку, не входя в прямое общение с действительностью, но в то же время, не удаляя его вполне от действительности. Игры и являются той формой активности, в которой лучше всего разрешаются задачи детства…
Игра является незаменимым средством решения обозначенной задачи – сбережение и обогащение здоровья ребенка в дошкольном детстве, и сегодня это уже не требует доказательств. Еще более полувека назад авторитетный отечественный педагог и врач, один из первых теоретиков дошкольного образования, Ефим Аронович Аркин утверждал: « Не может быть злдорового развития без деятельной, интересной жизни. Такую деятельную, увлекательную жизнь ребенок ведет в игре. Игре свободной, им самим создаваемой, или в играх с правилами. Я как врач восхваляю игру не потому только, что в ней ребенок творит, что он проявляет себя в ней с наибольшей полнотой, но и потому, что она благотворно влияет на его здоровье.
Игра – единственная форма деятельности ребенка, которая во всех случаях отвечает его организации. Никогда не предъявляет она требований ему, которых он не мог бы выполнить, и вместе с тем она требует от него всегда некоторого напряжения сил, что связано с бодрым, жизнерадостным самочувствием, а бодрость и радость – залог здоровья»
Это утверждение сегодня становится аксиомой для дошкольного образования, находит отражение и в Федеральном государственном образовательном стандарте. Признание самоценности дошкольного детства через ведущую деятельность – игру заслуживает самых положительных оценок и правильной реализациив образовательном процессе детского сада.
Игровая образовательная деятельность дошкольников в режимных моментах.
Богатейшим подспорьем в организации воспитателем образовательных режимных моментов становится фольклор и детская литература. С их помощью не сложно придумать игры, которые помогут ребенку научиться умываться, чистить зубы, следить за чистотой рук и лица, внешней опрятностью и аккуратностью и вместе с тем доставят малышу удовольствие и радость. Традиционными для педагогического процесса уже стали малые формы фольклора, используемые в работе с младшими дошкольниками, такие как «Водичка, водичка, умой мое личико..» или «Мы набрали в рот воды…», авторские стихи, например, «Девочка чумазая» Агния Барто, произведения С.Михалкова, Е. Благининой и многих других замечательных поэтов. А сколько еще существует полезного литературного материала, который охватывает не только младших дошкольников, но и детей от 4 до 7 лет.
Литературно-игровые приемы для детей дошкольного возраста можно и нужно сделать – тематическими. Например:
Тема «Радость умывания»;
Тема «Радость – выглядеть опрятным»;
Тема «Радость здороввой пищи»;
Тема «Радость сна и покоя»;
Тема «Радость режима дня»
Начиная с младшего дошкольного возраста, у детей в группе может быть дидактическая развивающая кукла «Мойдодыр» или «Доктор Айболит» или «Девочка Чистюля» и т.п. Эта кукла может сопрможно использоваовождать на пути к здоровью, в ходе приучения его к здоровьесберегающим правилам. Имея такой персонаж в группе, можно бесконечно придумывать увлекательные и полезные игры.
Наряду с перечисленными видами игр воспитатель использует игры с установленными правилами. Ребенка привлекает процесс игры, желание выполнить действие, добиться результата, выиграть, то есть решить поставленную задачу (не просто переложить картинку, а разместить их попарно, подобрать по определенному признаку; не просто бегать, а убегать от кого-либо, «спасаться», быть ловким и смелым). Поведение ребенка подчинено игровым условиям в виде правил. Именно тот факт, что в играх с правилами ребенок учится управлять своим поведением, делает их особо значимыми для формирования основ здорового образа жизни.
Игры разрабатываются или подбираются по темам. Например, «Организм человека», «Чистота и здоровье человека», «Опасно- безопасно», «Правильное питание», «Болезни и микробы». Их содержание отражается в названии дидактических и подвижных игр: «Правила Чистюли», «Здоровые зубы», «Опасное путешествие», «Режим дня» и т.д.
В среднем дошкольном возрасте наряду с предложенными играми рекомендуется использовать тематические игры-этюды.
Игра –этюд – это небольшая драматизация на основе стихотворного текста, которая осуществляется детьми совместно с воспитателем. Методика организации подобных игр учитывает возраст детей и реализуется следующим образом: педагог читает текст, предлагает детям показать отдельные действия героев сюжета, или, если дети подготовлены, они импровизируют фрагменты поведения героев.
При подборе литературной основы для подобных игр с детьми воспитателю рекомендуют учитывать особенности детей и помнить , что содержание литературного произведения должно:
- Вызывать у них яркий эмоциональный отклики чувство сопричастности к тому, о чем рассказывает художественное произведение;
- Поддерживать интерес к культурно- гигиеническим процессам и формировать представления детей о необходимости освоения культурно-гигиенических умений;
- Побуждать ребенка к активности и самостоятельности в применении культурно-гигиенических умений в ходе игровой деятельности т активизации их использования в повседневной жизни;
- Подходить для драматизации: обязателен игровой сюжет, роли, диалоги, действия персонажей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практико-значимый проект по курсу «Организация игровой деятельности дошкольников» на тему: «Модель игровой образовательной среды во второй младшей группе. Эффективные формы сотрудничества с родителями по созданию домашней игровой среды»
Модель игровой образовательной среды во второй младшей группе,эффективные формы сотрудничества с родителями по созданию домашней игровой среды....
Статья по теме : "Важность Режима дня в жизни старших дошкольников" из опыта работы воспитателя
Статья о важности соблюдения режима дня в жизни детей старшего дошкольного возраста....
Статья на тему "Особенности проектирования образовательной деятельности в детском саду в контексте ФГОС ДО"
Педагогическое проектирование – это процесс создания проекта, которое отражает решение той или иной проблемы. Представляет собой деятельность, осуществляемую в условиях образовательного процесса...
Статья на тему: «Игры как ведущая деятельность дошкольников»
Статья на тему: «Игры как ведущая деятельность дошкольников»...
Статья «Элементы ментальной арифметики в образовательной деятельности дошкольников»
В современном мире дети с легкостью справляются с гаджетами, компьютерными программами, но при этом не могут похвастаться хорошей успеваемостью в школе. Психологи отмечают, что у некоторых детей прису...
Статья «Организация вариативных форм музыкальной образовательной деятельности дошкольников в соответствии с ФГОС ДО и программой «Успех»
Вариативные формы музыкальной деятельности в детском саду.5-7 лет Сложные интегративные виды деятельности:Проблемные и ситуационные задачи, их широкая вариативность.Музыкально-дидактическая игра...
Статья на тему: Особенности развития познавательной деятельности дошкольников.
Под познавательной активностью детей дошкольного возраста следует понимать активность, проявляемую в процессе познания. Она выражается в заинтересованном принятии информации, в желании уточнить, углуб...