Статья на тему: Особенности развития познавательной деятельности дошкольников.
статья
Под познавательной активностью детей дошкольного возраста следует понимать активность, проявляемую в процессе познания. Она выражается в заинтересованном принятии информации, в желании уточнить, углубить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы, в проявлении элементов творчества, в умении усвоить способ познания и применять его на другом материале.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Особенности развития познавательной деятельности дошкольников. | 17.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности развития познавательной деятельности дошкольников
На протяжении всего дошкольного возраста, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессе социализации имеет познавательная деятельность, которая понимается как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого.
Давно не секрет, что мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал классик отечественной психологической науки Л.С.Выготский.
Познавательная деятельность требует выявления целого ряда особенностей на разных возрастных этапах развития ребенка. Прежде всего это касается раннего и дошкольного возраста, где возникают важные личностные новообразования, особое значение среди которых приобретают такие: изменение субъектной позиции в трехлетнем возрасте («Я сам»), произвольность поведения в различных видах деятельности, упорядоченность мотивов поведения, формирование самосознания (в 5,5-6 лет). Эти новообразования проявляются и положительно влияют на ход познавательной деятельности детей дошкольного возраста, которая имеет некоторые сходства и отличия, по сравнению с детьми более старшего возраста. Для того, чтобы более ярко показать особенности познавательной деятельности дошкольников, рассмотрим некоторые из них:
- познавательная деятельность включает обязательное повышение интереса к обучению; познавательная деятельность проявляется детьми в условиях, когда им интересно, когда взрослый не просто играет с ними (что тоже очень важно), но и общается, организует познание, знакомит детей с новым, неизвестным;
- для проявления детьми познавательной деятельности необходимо создать им комфортные социальные условия, обеспечить положительные отношения между всеми членами детского коллектива;
- на высших уровнях развития познавательной деятельности ребенка-дошкольника наблюдается проявление индивидуального, собственного стиля поведения в ходе познания;
- познавательная деятельность предполагает проявление самостоятельности, но в дошкольном возрасте для нее все же характерно присутствие общения со взрослым и сверстниками в процессе познания.
Согласно свидетельствам О.М. Дьяченко мы отмечаем, что уже в возрасте младенца наблюдается потребность в познании окружающего мира, других людей, самого себя, что проявляется в активных движениях, общении со взрослыми, а позже – с однолетками.
На первом году жизни у ребенка наблюдается потребность в активных действиях с предметами, манипулировании ими, познании их основных свойств и названий через постоянное эмоциональное общение со взрослым (ребенок вокализирует, улыбается, смеется, хлопает в ладоши, пытаясь обратить на себя внимание взрослого).
В двухлетнем возрасте, с овладением походкой, расширяется круг элементарных познавательных действий ребенка: все нужно достать, взять в руки, потрогать, бросить или покатить, дать «собственное» название. В это время констатируется активная ориентировочно-исследовательская деятельность ребенка, которая является интенсивной и такой, что побуждается познавательная мотивом (узнать «что это такое?»). Чем старше ребенок по возрасту, тем больше интенсивность его познавательной активности. В два-три года ребенка начинают интересовать причины и последствия новых явлений. Новые свойства, которые он открывает в предмете, могут способствовать возникновению новых видов деятельности, и, в частности, игры. Ребенок может довольно долгое время заниматься игрушкой, когда находит в ней свойства, которые вызывают эмоционально-положительное отношение. При этом возникает словно цепь ориентировочных реакций, которые поддерживают активность ребенка (аутостимуляция) .
В возрасте 3-4 года можно говорить о познавательном интересе ребёнка, который носит беспорядочный характер, однако при этом ориентирован на приобретение знаний о находящемся вокруг мире с целью приобщения к миру взрослых - он стремится всё пощупать, попробовать на вкус, показывает великий интерес не только к игрушкам, но и к вещам взрослых, по мере развития речи, становится «почемучкой», начинает задавать взрослым много вопросов о предметах и явлениях, с которыми встречается в жизни.
Любопытство, в отличие от познавательного интереса, может быть ориентировано на что угодно, любопытство носит поверхностных характер, оно лишено какого-то существенного значения.
Любознательность – это статичное чувство, свидетельствующее о том, что человек любит узнавать что-то новое. Однако любознательность, опять же, в отличие от познавательного интереса, не имеет под собой смысла и цели.
Итак, ребенок накапливает знания о разнообразии предметов и способах действия с ними. До конца преддошкольного возраста, по определению Л.В. Артемовой, действия ребенка приобретают определенную направленность и осознанность.
Дети старшего дошкольного возраста, можно рассматривать познавательную деятельность детей дошкольного возраста как такую активность, которая формируется и развивается на основе познавательной потребности в различных видах деятельности, обеспечивает формирование целостного представления об окружающем мире, характеризуется имеющейся познавательной ориентацией, инициативностью, самостоятельностью ребенка, интересом и оригинальностью.
К 6-7 годам познавательный интерес ребёнка модифицируется в познавательную активность. Познавательная активность – это динамический, целеустремленный процесс по добыванию не всех знаний, а, в основном, нужных для реализации каких-то жизненных планов.
В конце дошкольного возраста создаются необходимые предпосылки для перехода ребенка на новый уровень развития – к школьному обучению.
Познавательная деятельность, управляемая познавательными интересами, закладывает основы познавательных способностей ребенка, развитие которых является необходимым условием формирования творческого мышления. Следует отметить, что все перечисленные особенности познавательной деятельности в дошкольном возрасте находятся на уровне становления и в дальнейшем становятся основой для развития познавательной деятельности.
Работая с детьми дошкольного возраста, В.С. Голицын также определяет три уровня познавательной активности детей, что придает характеристикам детей большую значимость и глубину:
- высокий – ребенок всегда активен, инициативен в ответах и общении, любознателен, всегда внимателен, следует указаниям, правильно выполняет задания, проявляет готовность преодолевать трудности, ведет активный поиск решения, легко контактирует со взрослыми и сверстниками, умеет решать конфликты;
- средний – ребенок отвечает только по просьбе воспитателя; слушает объяснения взрослого, но сам не обращается за помощью, требует повторения, указаний и контроля за ходом деятельности; отвлекается, подражает другому, задачи выполняет при дополнительном стимулировании; пытается преодолевать трудности, но в случае неудачи отступает; в общении отдает предпочтение знакомым детям, подчиняется инициативе другого, проявляя конформность;
- низкий – ребенок пассивен, может работать только при условии персонального обращения и постоянной помощи взрослого, безразличен, без специальной поддержки не начинает деятельность, не работает без образца, при малейшем затруднении не обращается за помощью, а отказывается от деятельности; включается в совместную деятельность по приглашению, но не умеет поддерживать отношения, часто конфликтует; у ребенка преобладают игры один на один.
Несмотря на определенные уровни познавательной активности, отметим, что в отдельных случаях трудно отнести конкретного ребенка к определенному уровню познавательной активности. Ощущается необходимость введения промежуточного между средним и высоким уровнями развития познавательной активности дошкольников.
Анализ работ ученых, посвященных проблеме детской игры, позволяет констатировать, что познавательная активность ребенка дошкольного возраста связана с ведущей деятельностью в этот период и проявляется в том, что именно в игре, которую ребенок самостоятельно организует, он воспроизводит деятельность взрослых, вступает в контакт с другими детьми, осуществляет самостоятельные действия; и все это направлено на познание окружающего мира и воспроизведение приобретенных знаний в активной деятельности; в обучении, а именно: в процессе подготовки к школьному обучению; на разных занятиях в детском саду, во время слушания художественных текстов, труда и др.; в процессе решения познавательных задач; в процессе экскурсий и изучения сезонных явлений природы; в процессе организации элементарной поисковой деятельности и экспериментирования; в решении нестандартных, проблемных, опережающих, творческих заданий и интеллектуальных игр
Итак, анализ психолого-педагогической литературы по вопросам формирования познавательной деятельности детей дошкольного возраста доказывает, что становление познавательной деятельности ребенка дошкольного возраста происходит, с одной стороны, за счет собственного опыта ребенка в процессе повседневной жизни. Наряду с этим, особенности развития дошкольника предусматривают определяющее место взрослого в организации всей жизни ребенка, в том числе и познания. При этом взрослый организует деятельность детей, используя разнообразные средства.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности развития познавательной деятельности дошкольников.
Статья об особенностях познвательной деятельности дошкольников....
Проект на тему: «Особенности развития познавательной деятельности детей раннего возраста».
Проблема развития познавательной деятельности – одна из самых актуальных в современной педагогике.По мнению Павловой Л.Н., «уровень современных знаний о ребёнке раннего возраста позволяет судить...
Консультация для воспитателей Развитие познавательной сферы дошкольников: возрастные потребности и особенности развития познавательной сферы дошкольников
Развитие познавательной сферы дошкольников: возрастные потребности и особенности развития познавательной сферы дошкольников...
Статья на тему «Особенности развития познавательных функций у детей с нарушениями речи»
Статья на тему:«Особенности развития познавательных функций у детей с нарушениями речи»Учитель-логопед АДАМЁНОК Н.Ю.Речевая деятельность человека теснейшим образом связана со всеми с...
Статья на тему: «Особенности развития общения со взрослыми у младших дошкольников».
quot;Особенности развития общения со взрослыми у младших дошкольников"....
Выступление на педагогическом часе на тему:«Особенности развития познавательной сферы дошкольников, имеющими расстройства аутистического спектра»
У значительной части людей с аутизмом интеллект соответствует норме, нередко у людей с аутизмом есть удивительные способности в области зрительного восприятия, памяти, музыкального слуха, математики и...
Статья на тему: «Особенности развития навыков ориентировки в пространстве у дошкольников с нарушением зрения».
В данной работе под термином «нарушение зрения» мы будем понимать преимущественно функциональные нарушения зрительной системы, такие как: гиперметропия (дальнозоркость); миопия (близорукос...