Центр краеведения во второй младшей группе
статья (младшая группа)

Настенко Юлия Николаевна

В младшем дошкольном возрасте  детей  знакомим с красотой и богатством своего края, города, его природой и достопримечательностями, идёт процесс формирование целостной картины мира , посредством ознакомления с природой края, растительным и животным миром, вызывая определенные чувства и отношения к своей малой родине, желание участвовать во всех делах на благо семьи, детского сада, города, родного края, представителей живой природы, наличие у детей таких качеств, как сострадание, сочувствие, осознание себя частью окружающего мира

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mladshiy_doshkolnyy_vozrast.docx18.29 КБ

Предварительный просмотр:

Центр краеведения во второй младшей группе.

                                                 

                                                  Аннотация

В младшем дошкольном возрасте  детей  знакомим с красотой и богатством своего края, города, его природой и достопримечательностями, идёт процесс формирование целостной картины мира , посредством ознакомления с природой края, растительным и животным миром, вызывая определенные чувства и отношения к своей малой родине, желание участвовать во всех делах на благо семьи, детского сада, города, родного края, представителей живой природы, наличие у детей таких качеств, как сострадание, сочувствие, осознание себя частью окружающего мира.

Ключевые слова: Краеведение, Родина, родной край, семья, младшей возраст, детский сад, центр.

Младший дошкольный возраст — яркая, неповторимая страница в жизни каждого ребенка, это время первоначального становления личности, формирование основ самосознания и индивидуальности  очень важно посеять, и вырастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому, семье, детскому саду, городу, Отечеству. Психолого-педагогические исследования показали, что детям дошкольного возраста могут быть доступны знания о некоторых событиях истории, фактах географии, культуры и искусства, если они преподнесены в доступной форме, затрагивают чувства, вызывают интерес. В этой связи, огромное значение имеет ознакомление детей с историческим, культурным, национальным, природно-экологическим своеобразием родного региона. Любовь к Родине, стремление служить своему народу, своей стране, чувство национальной гордости не возникают у людей сами по себе. С самого раннего возраста, необходимо целенаправленное воздействие на человека. При этом надо помнить, что любовь к Родине начинается с ощущения родного края, земли на которой родился и рос. Краеведение — социально значимое и необходимое направление работы с детьми. Его значение трудно переоценить: воспитывая детей на событиях, тесно связанных с историей, природой республики, мы тем самым формируем глубокую привязанность к нему, чувство гордости. Опора на красоту окружающего мира, культурные ценности и историю родного края — верный путь повышения качества воспитания и обучения. Изучение родного края, его истории необходимо для всех детей независимо от возраста. «Край» — понятие условное и зависит от того, кто и с какой целью его изучает. Это может быть и город, и район, и улица, т. е. то, что нас окружает. Для малыша это, прежде всего, родной дом, детский сад, улица, город. Это природа, люди, дома, окружающие их, которые они видят повседневно. Нам взрослым необходимо помочь ребенку открыть это чудо, приобщая к природе и быту, истории, культуре родного края. Знакомясь с малой Родиной, ребенок начинает любить её и сохраняет чувство. Организация краеведческих центров в возрастных группах, позволит повысить качество работы с детьми в области ознакомления с историей, традициями родного края. Работая в центрах краеведения, дошкольники смогут применить на практике знания, которые они получили при посещении музеев, во время экскурсий по городу. Работа с детьми по ознакомлению с родным краем ведётся и в книжном центре, где выставляются книги познавательного характера (иллюстрации о природе родного края, фотоальбомы современного города и исторические фотографии). Важным условием успеха в эколого-краеведческом образовании детей дошкольного возраста является тесная связь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. Ведь бабушки и дедушки воспитанников — это живые участники истории города. Старые фотографии, рассказы старших членов семьи помогают детям глубже осознать исторические факты и события, почувствовать связь с родной землей. Начиная работу по воспитанию у дошкольников любви к родному краю, педагог, прежде всего, должен сам хорошо знать его историю, он должен продумать, что целесообразно показать и о чём рассказать детям, особо выделив то, что характерно, только для данной местности, что есть только здесь. 

Младшая группа. Основная цель патриотического воспитания — ознакомление с ближайшим окружением. У детей воспитывают чувство любви и заботы по отношению к своей семье, и другим людям, формируются представления детей о детском садике, о труде работников дошкольного учреждения, о своей малой родине (городе), формируется сопричастность к современным событиям, первоначальные представления о национальных культурных традициях, о народных и государственных праздниках; о природе родного края; о предметах декоративно-прикладного искусства. 1.Материал для работы по социально-нравственному воспитанию:  тематические папки с иллюстрациями, дидактические игры по теме «Взрослые люди» (родовые характеристики, профессии, действия, внешний вид);  тематические папки с иллюстрациями по теме «Семья» (члены семьи, совместные действия, семейные фотографии), иллюстрации по теме «Дом, в котором ты живешь» (архитектурные строения, различающиеся по размеру, внешнему виду, строительному материалу, назначению); тематические папки с иллюстрациями по теме «Ребенок и его сверстники» (девочки и мальчики, игры, дети в разных ситуациях, занятия и т. д.); - тематические папки с иллюстрациями, пиктограммами, показывающими различное эмоциональное состояние взрослых и детей; - тематические папки с иллюстрациями, дидактические игры, книги, рассказывающие о правилах поведения в общественных местах, об этикете (по типу «так можно делать, а так — нельзя»).

2. Материал для ознакомления детей с малой родиной: ( тематические папки с фотографиями и иллюстрациями города, открытки, альбомы.

3. Материал по приобщению детей к истокам русской народной культуры: предметы старины, русские игрушки; куклы из деревянных чурбачков, обереги, предметы народного декоративно-прикладного искусства (матрешки, дымковские игрушки, различные виды росписи, вышивка, резьба по дереву и пр.); куклы в национальных костюмах.

4. Художественная литература (песенки, потешки, сказки и т. д.). Примерный материал: • Альбомы: «Моя семья», «Наш детский сад», «Мой родной город»; • Родословные древа детей; • Иллюстрации с изображением животных наших лесов, природы в разное время года, деревья, цветы, характерные для Брянского края; • Куклы (мальчик и девочка) в национальном костюме; • Предметы декоративно-прикладного искусства • Книги, альбомы с русскими народными сказками, потешками, прибаутками; • Иллюстрации, фотографии с изображением народных и государственных праздников. Тематические иллюстрации к Новому году , к 8 марта, к 23 февраля,

                            Список  использованной литературы

1. Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. - М.: ЦГЛ, 2004. - 156 с.

2.Гришина, И. И. Краеведение в детском саду / И. И. Гришина, О. И.

3.Давыденко, Е. В. Свинина. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2017. — № 5 (15). — С. 32-34. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/74/2864/ (дата обращения: 06.12.2022).

4. Комратова Н. Г., Грибова Л. Ф. Моя малая Родина. /Н. Г. Комратова /Управление ДОУ// 2005. №1.

5. Кондрыкинская Л. А. С чего начинается Родина. - М. Т. Ц. Сфера 2005г.

6. Коротовских Н. Методическое сопровождение краеведения в ДОУ. /Н.  Коротковских / Управление ДОУ //2006.- № 8.

7. Рыбаков И. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания /И. Рыбаков /Дошкольное воспитание// 2003. №


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

перспективное планирование во второй младшей группе по краеведению

перспективное планирование во второй младшей группе по краеведению на 2014-2015 уч.год...

Развлечение во второй младшей группе по краеведению «Мой город - путешествие на трамвайчике желаний»

Развлечение для детей второй младшей группы по ознакомлению дошкольников с главыми достопримечательностями города Евпатории в игровой форме....

краеведение во второй младшей группе

краеведение во второй младшей группе...

Познавательное мероприятие в центре ПДД во второй младшей группе на тему: "Знакомство колобка с правилами дорожного движения"

Познавательное мероприятие  в центре ПДД во второй младшей группена тему:"Знакомство колобка с правилами дорожного движения"...

"Центр здоровья во второй младшей группе"

Укрепление здоровья и закаливание организма детей...

Паспорт центра театрализации во второй младшей группе

laquo;Театр – особый художественный мир, в который каждый ребенок входит полноправным творцом, живет в нем, самовыражается, развивается как личность»...