проект детско-родительских отношений "Сами делаем - сами играем"
проект (старшая, подготовительная группа)
проект очень важен и педагогам, и родителям, и детям. Используйте игру как возможность обучать.Играйте с детьми! И тогда наши дети будут счастливыми!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_sami_delaem-sami_igraem.docx | 40.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №89 «Крепыш»
Проект детско-родительских отношений
«Сами делаем – сами играем»
Автор проекта: воспитатель
высшей
квалификационной категории
Сысолятина
Ольга
Владимировна
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА
1. Полное название проекта: «Сами делаем – сами играем»
2.Автор проекта: Сысолятина Ольга Владимировна
3. Руководитель проекта: Сысолятина Ольга Владимировна
4. Кадры: воспитатель группы
- Район, город, представивший проект:.г.Сургут
- Адрес организации: г. Сургут, ул.Лермонтова 2/1
- Телефон: 89003866054
- Вид, тип проекта: групповой, краткосрочный, практико- ориентированный
- Цель, направление деятельности проекта: формирование у детей и родителей заинтересованности и умения играть в дидактические, настольно-печатные игры.
- Задачи проекта:
- В процессе игр развивать у детей интерес к окружающему, наблюдательность, речь, обогащать словарный запас;
- Помочь родителям создать условия игр детей и расширять знания по руководству игровой деятельностью.
11. Краткое содержание проекта: в течение всего проекта дети проявляют желание играть в дидактические, настольно-печатные игры, играют в игры изготовленные родителями
12. Место проведения: МБДОУ №89 «Крепыш»(2)
13. Сроки проведения: 1 месяц
14. Количество участников проекта: 25 человек
15. Возраст детей: 5-6 года
16. Форма проведения: игровые упражнения; настольно-печатные, дидактические игры, НОД.
17. Ожидаемые результаты: в конце проекта дети чаще используют в свободной деятельности настольно-печатные, дидактические игры с большим интересом
18. Заключительные мероприятия по итогам для участников проекта: изготовление дидактической игры в домашних условиях совместно с детьми
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проекта: В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом педагог детского сада является сопровождающим семьи в вопросах воспитания, развития и образования ребенка. Основные обязанности по данным направлениям, все же, ложатся на родителей (законных представителей) детей, поэтому столь необходимо повышать педагогическую грамотность родителей в вопросах возрастного развития детей, подвести их к пониманию сущности основного вида деятельности ребенка – игры. Одним из видов игровой деятельности является дидактическая игра. Дидактическая игра - игра познавательная, направленная на расширение, углубление, систематизацию представлений детей об окружающем, воспитание познавательных интересов, развитие познавательных способностей. Она представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление. Она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребёнка. Исследования психологов показали, что в процессе игры интеллектуально пассивный ребенок способен выполнить объем учебной работы, какой ему совершенно недоступен в образовательном процессе.
Классики русской педагогики К.Д.Ушинский, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский в своих теоретических работах и практическом опыте уделяли особое место игре, отмечая ее благотворные воспитательные, обучающие и развивающие возможности и указывали на необходимость игр для дошкольников. Я считаю это высказывание, имеет актуальный смысл и для сегодняшнего дня и поэтому сочла необходимым развивать детей именно через дидактическую игру .
Проблема: Внешний интерес детей и родителей к дидактическим настольным играм.
Обоснование проблемы: Неумение и нежелание детей играть в настольно- дидактические игры. Недостаточность знаний родителей о структуре дидактических игр, способах подачи их детям.
Вид проекта: краткосрочный, практико-ориентированный
Участники проекта: дети старшей группы и их родители.
Цель, направление деятельности проекта: развивать интерес к различным видам игр, самостоятельность в выборе игры, в осуществлении задуманного, формировать у детей и родителей заинтересованность и умение играть в дидактические, настольно-печатные игры с детьми.
Задачи проекта:
- В процессе игр развивать у детей интерес к окружающему, наблюдательность, речь, обогащать словарный запас;
- Помочь родителям создать условия для игр детей и расширять знания по руководству игровой деятельностью.
Ожидаемые результаты: в конце проекта дети будут чаще использовать в свободной деятельности настольно-печатные, дидактические игры с большим интересом и успехом играть в них.
Сотрудничество с родителями и семьями:
Организация с помощью родителей выставки домашних развивающих игр «Домашние игры ребёнка».
Фотовыставка для родителей «Играя – учимся, играя – познаём!» Наглядная информация, беседы, папка-передвижка.
Консультация –«Как научить ребёнка играть в дидактическую игру и её роль в развитии детей!»
Фотообъектив: «Вместе с папой и мамой играем – интерес и знания получаем!».
Изготовление в группу развивающих игр.
Работа с детьми:
Активное использование в совместной деятельности настольных дидактических игр.
Введение дидактических игр и решение обучающих задач при помощи разных форм реализации игрового действия.
Поощрение (за самостоятельную организацию игры, привлечение детей в игру, соблюдение правил, умение проследить за выполнением правил товарищами) - как приём активизации интереса к играм.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
- этап:
- выявление проблемы;
- информирование родителей о предстоящей деятельности; Подбор игр в соответствии с возрастом детей.
- этап:
Работа с детьми и родителями по реализации проекта.
- этап:
Итоговое мероприятие: изготовление дидактической игры в домашних условиях, презентация проекта на родительском собрании.
Реализация проекта:
В наше время детей окружает множество различных игр и игрушек. В детском саду, дома. А как же родителям выбрать те игры, которые могут быть полезны для их развития?
Понятие дидактические игры и игрушки для многих родителей является чем – то далёким, непонятным и сложным.А ведь дидактические игры занимают особое место в жизни и развитии ребёнка, поскольку являются первым обучающим материалом ребёнка. Часто при покупке и выборе игр возникает вопрос, полезна она ребёнку, чему она может научить, как с ней играть, подходит ли она по возрасту ребёнку. Любая дидактическая игра ставит ребёнку обучающую задачу, условия решения которой заложены в самой игре, её содержании . Занятия с дидактическими играми формируют познавательную и речевую активность детей. На каждом возрастном этапе меняются интеллектуальные задачи, стоящие перед ребёнком и соответственно им подбираются и игрушки, необходимые для решения этих задач.Во время игры в настольные игры они могут показаться скучным по сравнению с электронными играми. Но настольные игры дают детям возможность учиться и приобретать на практике навыки, необходимые для успешной учебы в школе. Дети узнают о правилах, соблюдении очереди, честности, испытывают чувство победы и поражения.
Настольные игры дают дошкольникам возможность узнать цвет, слова признания, согласования, учета, развивают память, учат распознавать образы, развивают логику и даже учат предвидеть будущее. Они тренируют мелкую моторику каждый раз, когда дети играют.
В нашей группе я обратила внимание, что настольные дидактические игры часто остаются без внимания детей, они редко берут их с полки, играют ими. Исправив это положение решила создать проект «Сами делаем – сами играем»».
В начале и в конце проекта было проведено диагностическое наблюдение
- использование настольных игр в самостоятельной деятельности детей.
На подготовительном этапе были определены участники проекта. В ходе реализации группового проекта участниками являются воспитатель группы, воспитанники группы, т.к. ребенок – субъект (активный участник) образовательных отношений. (ФГОС ДО), и родители - это Основное условие ФГОС дошкольного образования: Родители должны быть активными участниками всех проектов независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонними наблюдателями.
Так же на подготовительном этапе проекта было важно заинтересовать родителей проблемой (неумение и нежелание детей играть в настольно-дидактические игры, соблюдать правила и ход обучающих игр. Недостаточность знаний родителей о структуре дидактических игр, способах подачи их детям). Для этого использовались беседы индивидуального и подгруппового характера: «Польза настольных игр для развития детей», «На что обратить внимание, покупая настольные игры».
Тема проекта стала интересна и детям и родителям. Был разработан план проекта ,определены его цели и задачи. Поставленные задачи решались во всех видах деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, трудовая, познавательно – исследовательская, восприятие художественной литературы и продуктивная деятельность,
В группе была создана полочка умных игр, которая пополнялась по мере знакомства с играми. Для родителей была организована выставка групповых настольно-дидактических игр с учетом возрастных особенностей.
С помощью родителей была организована выставка «Домашние игры ребенка». Дети с удовольствием стали приносить домашние игры в группу детского сада, рассказывали и показывали, как нужно играть в ту или иную игру.Родителям группы была предложена наглядная информация по темам:«Как научить ребенка играть в дидактическую игру и ее роль в развитии детей»«Учимся, играя», и другие.
Родители имели возможность познакомиться с информацией папки- передвижки «Игры для родителей и детей», где родителям даются рекомендации по выбору игр для детей 5-6 лет, как познакомить детей с правилами игры, предложены варианты словесных игр и многое другое.
Для поддержания интереса к проекту была проведена индивидуальная консультация – «Как научить ребёнка играть в дидактическую игру», где родителям предалагалось заинтересовать своего малыша предложенной игрой. Затем было предложено домашнее задание для родителей. Организована фотовыставка для родителей «Играя – учимся, играя – познаём!», где можно увидеть в какие настольно – дидактические игры играют дети в группе.
Очень часто родители пускают на самотёк развитие ребёнка, во всём доверяя мультикам про суперменов и Микки-Мауса, но ничто не сможет заменить ребёнку родительского внимания, заботы и участия в его жизни.
Фотообъектив « Вместе с папой и мамой играем – интерес и знания получаем!» (фотографии из домашнего альбома, где дети и родители играют в дидактические игры дома).
Дидактическая игра дает возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной для дошкольников. Итоговым мероприятием, посвященным, теме проекта было изготовление дидактической игры дома, вместе с ребёнком.
К концу проекта воспитанники кроме кукол и машин стали приносить в группу настольные игры.
По окончанию проекта дети стали чаще играть в настольно - дидактические игры, и с большим интересом и успехом, как в детском саду, так и дома. Родителей познакомились со структурой дидактической игры, её обучающими задачами, способами подачи детям. Родители были заинтересованы темой и получили новую и полезную информацию, успешно опробованную на своих детях. Родители согласились с мнением, что настольные игры существуют не для того, чтобы усадить ребенка и забыть о нем на некоторое время, а для всестороннего его развития. Главное правильно подобрать игру по возрасту ребенка. Стали более внимательно выбирать игры для своих детей, уже понимая специфику дидактических игр.
Поэтому такие проекты очень важны и педагогам, и родителям, и детям. Используйте игру как возможность обучать.
Играйте с детьми! И тогда наши дети будут счастливыми!
Работа с родителями.
Мероприятия | Обоснование мероприятий |
1.Консультция «Как научить ребёнка играть в дидактическую игру» 2. Выставка « Вместе с папой и мамой играем – интерес и знания получаем!» 3. папка- передвижка «Игры для родителей и детей» | 1. Дать родителям знания, какие игры нужны детям 5-6 лет. 2. Дать знания о значении дидактической игры в развитии ребенка, приобщить к игре ребенка в условиях семьи 3. Выявить наличие дидактических игр в семье. 4.Представить перечень дидактических игр, влияющих на умственное развитие ребенка |
Вывод: дидактическая игра – это увлекательное занятие для детей дошкольного возраста, через нее можно добиться более прочных и осознанных знаний, умений и навыков. По окончании проекта дети стали чаще играть в дидактические и настольно-печатные игры, как в детском саду, так и дома. Родители более внимательно стали выбирать игры для своих детей, уже понимая специфику дидактических игр.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКИ
ИНФОРМАЦИИ
- Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М.: Просвещение, 1991.
- Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы во второй младшей группе детского сада.- М… Мозаика - Синтез,2008.
- Руководство играми в дошкольных учреждениях - под редакцией М.А. Васильевой - Москва «Просвещение 1982.
- Воспитателю о детской игре.: Пособие для воспитателей детского сада/ Под ред. Т.А. Марковой. – М.: Просвещение, 1982.
- Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. Пособие для воспитателей дет. сада. – М.: Просвещение, 1982.
- Учебно методический кабинет «Пед-копилка»- сайт для педагогов, воспитателей, учителей и родителей. ( ped-kopilka.ru)
- MAAM.RU-Международный образовательный портал. Свидетельство СМИ: ЭЛ77-57008 (maam.ru/obrazovanie/detskie-igry)
- Дошколёнок.ру- сайт для воспитателей детских садов.
(dohcolonoc.ru)
Приложение №1
Консультация для родителей
«Как научить ребёнка играть в дидактическую игру
и её роль в развитии детей!»
Дидактические игры способствуют: - развитию познавательных и умственных способностей: получению новых знаний, их обобщению и закреплению, расширению имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных; развитию памяти, внимания, наблюдательности; развитию умению высказывать свои суждения, делать умозаключения. - развитию речи детей: пополнению и активизации словаря. - социально-нравственному развитию ребенка- дошкольника: в такой игре происходит познание взаимоотношений между детьми, взрослыми, объектами живой и неживой природы, в ней ребенок проявляет чуткое отношение к сверстникам, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, учится сочувствовать и т.д.
Проведение дидактических игр включает:
1. Ознакомление детей с содержанием игры, использование в ней дидактического материала (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей).
2. Объяснение хода и правил игры, при этом четкое выполнение этих правил.
3. Показ игровых действий.
4. Определение роли взрослого в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра (педагог направляет действия играющих советом, вопросом, напоминанием).
5. Подведение итогов игры – ответственный момент в руководстве ею.
По результатам игры можно судить об ее эффективности, о том, будет ли она использована детьми в самостоятельной игровой деятельности. Анализ игры позволяет выявить индивидуальные способности в поведении и характере детей. А значит правильно организовать индивидуальную работу с ними.
Виды дидактических игр:
1. Игры с предметами (игрушками).
2. Настольно-печатные игры.
3. Словесные игры. Дидактические игры – различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, роли воспитателя.
Игры с предметами основаны на непосредственном восприятии детей, соответствуют стремлению ребенка действовать с предметами и таким образом знакомиться с ними. В играх с предметами дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различия предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов, величиной, цветом. При ознакомлении детей с природой в подобных играх использую природный материал (семена растений, листья, камушки, разнообразные цветы, шишки, веточки, овощи, фрукты и др. – что вызывает у детей живой интерес и активное желание играть. Примеры таких игр: «Не ошибись», «Опиши данный предмет», «Что это такое?», «Что сначала, что потом» и др. Настольно - печатные игры – это интересное занятие для детей при ознакомлении с окружающим миром, миром животных и растений, явлениями живой и неживой природы. С помощью настольно-печатных игр можно успешно развивать речевые навыки, математические способности, логику, внимание, учиться моделировать жизненные схемы и принимать решения, развивать навыки самоконтроля. Словесные игры – это эффективный метод воспитания самостоятельности мышления и развития речи у детей. Игры построены на словах и действиях играющих, дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект детско-родительского клуба "Радуга"
Семья основной институт социализации ребенка. Это первый институт, формирующий и закладывающий морально-нравственный фундамент ребенка....
Краткосрочный проект детско - родительских отношений в ДОУ "Имею право на права"
Данный проект содержит практический материал по реализации проекта детско - родительских отношений в ДОУ. Проект охватывает работу с детьми, педагогами и родителями....
Паспорт проект детско - родительского клуба по предупреждению и по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма .
Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма - проблема всего общества. Обучение детей правильному поведению на дорогах необходимо начинать с раннего возраста. Задача педагогов и родителей ...
Проект Детско-родительская группа "Здравствуй, Детский Сад"
Проект адаптационной детско-родительской группы "Здравствуй, детский сад". Цель проекта - помощь детям раннего возраста и их родителям в адаптации к услвиям детского сада...
Детско-родительское досуговое мероприятие "Делу время и потехе-час"
Мероприятие нацелено на трудовое воспитание детей, привлечение родителей к жизнидеятельности детского сада. ...
Практикум для родителей «Делаем сами, играем с друзьями!» (практический материал для изготовления игры «Шумелки»)
Предлагаю Вашему вниманию разработку игр, которые помогут вашему малышу стать внимательнее и любопытнее, научат удерживать в голове многоступенчатую инструкцию и следовать ей (что очень важно для успе...
Взаимодействие с родителями МБДОУ «ЦРР – Усть – Баргузинский детский сад «Золотая рыбка» в рамках реализации проекта детско – родительского клуба «МЫ ВМЕСТЕ»
Цель проекта: установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, объединив усилия педагогов и родителей для развития и воспитания детей, достичь грамотного вовлечения семьи в единое образ...