Консультация "Роль речи в развитии психических процесов ребенка"
консультация

Познавательная функция речи формируется в процессе становления различных видов деятельности, восприятия и мышления.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация: «Роль речи в развитии психических процессов ребенка».

Речь служит орудием интеллектуальной деятельности (восприятия, памяти, мышления, воображения) и выполняет познавательную функцию. Ребенок, общаясь с окружающими, овладевает значениями слов и правилами построения предложений, получает возможность приобщиться к общечеловеческому опыту, чем многократно увеличивает и объем индивидуального опыта. Младший дошкольник в очень ограниченных пределах может усвоить информацию с помощью слова. Ему понятны только те сведения, которые касаются хорошо знакомых, наглядно воспринимаемых предметов, людей в привычных ситуациях. Роль слова значительно возрастает на протяжении дошкольного детства, но возможность усваивать с помощью словесного описания новые знания, выполнять незнакомые действия по словесной инструкции появляется лишь в старшем дошкольном возрасте, да и то при опоре на четкие наглядные представления.

Познавательный опыт ребенок приобретает прежде всего в самой разнообразной деятельности. Первая самостоятельная деятельность дошкольника — предметная — вводит его в мир вещей, созданных руками человека, и помогает понять их основное назначение. При условии использования предметов по их функциональному назначению ребенок полноценно постигает их свойства, отношения, одновременно развивая восприятие, представления, а затем и мышление. Овладение предметными действиями сначала происходит в игре. Постепенно ребенок учится замещать недостающие предметы другими, наделяя их соответствующей функцией, а затем и словами. Так развивается воображение. Позднее на этом фундаменте строится вся познавательная деятельность ребенка.

Познавательная функция речи теснейшим образом связана со смысловой стороной слова, с тем значением, которое в него вкладывается. Для ребенка-дошкольника слово часто имеет совершенно иной смысл, отличный от того, который в него вкладывают взрослые. Говоря одни и те же слова, взрослый и ребенок могут думать совсем о разном, хотя малыш и употребляет к месту услышанные им ранее суждения. Слово в понимании ребенка может быть и недостаточно четко соотнесено с тем, что оно реально обозначает, объединять то, что на самом деле не объединяется, а имеет лишь какие-то общие, несущественно значимые признаки. Часто ребенок понимает многие слова в буквальном смысле слова (часы бьют, идут и т. п.), и поэтому от него бывает скрыт иносказательный смысл многих метафор и образных выражений.

Чтобы к концу дошкольного детства речь стала действительным средством мышления, она должна быть развита до определенного уровня. Познавательная функция речи формируется в процессе становления различных видов деятельности, восприятия и мышления, по мере развития которых чувственный опыт ребенка должен постоянно сопровождаться речью. Чувственное познание является основой всей познавательной деятельности дошкольника, где особая роль принадлежит восприятию и наглядному мышлению. В раннем и дошкольном возрасте совершенно необходимо научить ребенка смотреть и видеть, слушать и слышать, ощупывать и осязать, то есть обогащать чувственный опыт. Взрослым часто кажется, что это происходит само собой: раз есть глаза, значит ребенок увидит, а со временем и поймет все, что происходит вокруг; раз есть уши — услышит. Но, к сожалению, это не соответствует истине.

Стихийный опыт, который ребенок приобретает сам, конечно же, играет огромную роль в его развитии, но далеко не всегда оказывается полноценной основой психического развития. Даже то, что ребенок видит ежедневно, с чем он постоянно имеет дело, вполне может оказаться «неувиденным» — не зафиксированным в сознании, неосознанным, непонятым. Следовательно, полноценное развитие восприятия может осуществиться тогда, когда у дошкольника в процессе его собственной деятельности накапливаются зрительные, слуховые, осязательные, вкусовые образы. Полученные ребенком чувственные впечатления необходимо постоянно соединять со словом, обозначающим воспринятое, — это помогает закреплять в сознании образы предметов, их свойств и отношений, делает эти образы более стойкими, четкими, обобщенными, подвижными. Для того чтобы развитие восприятия и представлений детей шло полноценно, нужно правильно применять различные методы обучения — словесные, наглядные, практические. Соединяя восприятие предметов, свойств, отношений, действий с их названиями, мы создаем прочную основу для того, чтобы само слово оказалось полноценно усвоенным — вызвало нужное представление, достаточно точное и вместе с тем обобщенное.

Развитое восприятие — фундамент мышления. Самой ранней и одновременно исходной формой мышления является наглядно-действенное. Его становление происходит в процессе постоянно возникающих перед ребенком практических, познавательных и игровых задач. Самые первые проявления наглядно-действенного мышления наблюдаются в ситуации, когда ребенок стремится овладеть каким-либо предметом или переместить его в пространстве, но не может воздействовать на него непосредственно — руками, ногами. Задача взрослых состоит не только в использовании проблемных ситуаций, постоянно возникающих в быту, но и в специальном создании их, что позволяет ставить ребенка перед необходимостью их анализа, поиска путей решения проблемы, способов достижения цели. В среднем дошкольном возрасте наглядно-действенное мышление переходит к наглядно-образному. К концу дошкольного детства, при правильном руководстве со стороны взрослых, наглядно-образное мышление может достигать весьма высокого уровня. Его развитие стимулирует использование моделей, схем, опор на словесно зафиксированные образы свойств, связей и отношений между объектами действия. Чтобы развитие наглядно-образного мышления шло быстрее и полноценнее, в процессе решения наглядных задач должна активно включаться речь. С самых первых простых заданий, даваемых малышу, необходимо сразу же закреплять полученный опыт, фиксируя его в речи. Вначале это делает сам взрослый, фиксируя результат действия и средство, которое для этого использовалось, а в дальнейшем и анализируя условия. Когда ребенок сталкивается с уже знакомой, но несколько видоизмененной ситуацией, взрослый начинает побуждать его к словесному отчету о проделанном, включая и анализ условий решения практической задачи. Постепенно надо стремиться к тому, чтобы отчет ребенка стал своеобразным рассказом обо всем, что произошло. Когда вы сформируете у него умение фиксировать в речи цель, условия, средства, этапы и результат действия, он заговорит, и речь его будет четкой, последовательной и логичной. Слово станет опорой действия и мысли.

При правильном руководстве к старшему дошкольному возрасту у ребенка будет сформировано умение словесно планировать и фиксировать свои действия, необходимые для развития образного мышления. Но речь должна быть результатом мысли, а не опережать или подменять ее. Лишь в этом случае слово станет опорой мышлению, сделает его обобщенным и гибким.

Параллельно с наглядно-образным в дошкольном возрасте развивается и логическое мышление, в формировании которого речь приобретает особое значение. Процессы логического мышления опираются на усвоенные понятия и во многом соприкасаются с речевыми процессами. Полноценное развитие всех сторон мыслительной деятельности практически невозможно без участия речи.

Литература: Белобрыкина О.А. Речь и общение. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль.: «Академия развития», «Академия Ко», 1998. – 240 с. (стр.9-14)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры, направленные на развитие психических процессов ребенка.

Игры, направленные на развитие внимания дошкольников,   на развитие различных видов памяти,  на развитие коммуникативных навыков и эмоциональной сферы,  на развитие мыслительных операци...

«Влияние искусства на развитие психических процессов ребенка (восприятия, эмоций, воображения, познавательной активности, речи)»

Знакомство детей с искусством оказывает благотворное влияние:·         Ребёнок учится мыслить творчески.·         Ребёно...

Коррекционная работа по профилактике дискалькулии у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством развития психических процессов.

Коррекционная работа по профилактике дискалькулии у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством развития психических процессов.        В работе...

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по РАЗВИТИЮ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ РЕБЕНКА 5-6 ЛЕТ

Настоящая программа составлена в соответствии с требованиями Министерства образования к обязательной документации педагога-психолога.Программа разработана для развития познавательных процессов  и...

Мотивы поведения человека. Значение мотивации для развития психических функций ребенка.

Любое целенаправленно действие человека происходит лишь при наличии соответствующей мотивации, сформирован ной на основе потребности. ...

Развитие психических процессов ребенка старшего дошкольного возраста (5-6 лет)

К 5-6 годам начинается формирование произвольной памяти, ребенок способен самостоятельно (а не механически) при помощи образно-зрительной памяти (не глядя на предмет) запомнить 5-6 объектов, на слух т...