Доклад к мастер-классу на тему: «В мире профессий»
методическая разработка

Доклад к мастер-классу на тему: «В мире профессий», для выступления на районном методическом объединении воспитателей логопедических групп

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_na_rmo.docx27.68 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №8»

Доклад к мастер-классу на тему: «В мире профессий»

                                                                                             

                                                                                 

                                                                               

                                                                                 Выполнила:

                                                                                    воспитатель старшей группы

                                                                                              комбинированной направленности

                                                                                            для детей с ТНР Бабушкина И.Э.

                                 Коркинский муниципальный округ

2023 г.

Доклад к мастер - классу для педагогов «В мире профессий»

Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогов в области ранней профориентации дошкольников на основе использования метода «Интеллектуальная карта».

Задачи:

1. Познакомить с понятием интеллектуальная карта. Показать возможности применения метода «Интеллектуальная карта» в систематизации и структурировании информации.

2. Способствовать развитию профессионально – творческой активности, раскрытию внутреннего потенциала каждого педагога, путем создания условий для индивидуальной и коллективной работы

     3. Воспитывать интерес к поиску педагогических идей по активизации любознательности и познавательного интереса у детей в процессе ознакомления с профессиями взрослых.

Слайд 1. Добрый день, уважаемые коллеги! Рада приветствовать вас на сегодняшней встрече. Меня зовут Ирина Эдуардовна – я воспитатель старшей группы комбинированной направленности для детей с ТНР, работаю детском саду №8.

В наше время особое внимание уделяется ранней профориентации детей, что особенно важно для подготовки ребенка к успешной самореализации в быстроменяющихся условиях современности и Детский сад является первой важной ступенью знакомства дошкольников с профессиями.

Формирование представлений дошкольников о мире профессий — это актуальный процесс, который необходимо строить с учётом современных образовательных стандартов.

Моя коллега уже говорила о том, какие современные  методы и формы работы можно использовать по ознакомлению детей с профессиями.

Мне бы хотелось поделиться с вами одним из методов работы с детьми, который был взят нами и адаптирован в работе с детьми-дошкольниками по ранней профориентации.  

Слайд 2  Это метод «Интеллектуальные карты»

 Он был предложен и разработан Тони Бьюзеном – британским психологом, автором методики запоминания и творчества. В работе с дошкольниками метод интеллект-карт предложен к. п. н. Акименко Валентиной Михайловной,  логопедом, доцентом кафедры педагогики, которая  предложила использовать данную технологию для развития связной речи у детей.

Слайд 3  (это только на слайде)

Интеллектуальная карта имеет разные названия«интеллект-карта»«карта ума»«карта разума»«карта памяти»«ментальная карта» и др.

Вед.: (Говорю) Интеллектуальная карта – это уникальный и простой метод запоминания информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей и активизируется мышление.

Полезные свойства интеллект-карт это – наглядность, привлекательность и запоминаемость.

К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».

(На слайде только название направления и фото карты.)

В своей педагогической практике мы применяем такие карты следующим образом:

Слайд 4 Первое направление - Сбор материала, информации о предмете или объекте.

Интеллектуальная карта создается после беседы, обсуждения профессии и сбора необходимого материала (иллюстраций, картинок). Например о профессиях: «Учитель», «Швея», «Водитель» или «Модельер» и т.д.

Работа проводится фронтально и по подгруппам, в течении недели, с детьми старшего дошкольного возраста.

Слайд 5 Второе направление - Закрепление и обобщение материала.

Создается обобщенная интеллектуальная карта, которая может являться итоговой работой по изученным темам. Например: По итогу проектов на тему: «Профессии наших мам», «Военные профессии» или взяв «Профессии на стройке», «Инженер конструктор», «Программист», «Дизайнер»  и т.д. Эта работа более объемная и длительная, проводится в течении двух и более недель, с детьми подготовительной группы.

Слайд 6   Третье направление - Развитие связной речи.

 В этом направлении карта используется как дидактическое пособие по развитию речи. Дети составляют предложения и рассказы по интеллектуальной карте, играют в словесные игры «Назови действия», «Кому, что нужно для работы?», «Один-много», «Назови ласково» и т.д.  

Выполняя данные задания, дети учатся самостоятельно и последовательно излагать свои мысли, становятся более активными при разговоре, формируются умения отвечать на вопросы полными предложениями, словарь становится точен и разнообразен. Данная работа выполняется на подгрупповых занятиях по развитию связной речи. Хочу уточнить, что дети составляют рассказ по карте,  по часовой стрелке.

         Следовательно, воспитатель в данном случае выступает в роли организатора такого метода работы и источника информации для детей, консультантом и помощником. А воспитанники при этом занимают позицию ответственного в творческой работе, что направляет на получение познавательного процесса и закрепления материала.

Слайд 7 - Так как же составляется такая интеллект – карта?

  • Лист располагается горизонтально
  • Основная идея, проблема или слово располагается в центре листа.
  •  Для изображения центральной идеи можно использовать рисунки, картинки. (у меня в центре картинка по профессии «Пожарный»)
  • От центрального понятия отходят главные ветви.

•    Над каждой ветвью пишется только одно ключевое слово или словосочетание. (место работы, инструменты, одежда, результат труда, действие которое он совершает.

•    Писать надо разборчиво печатными буквами.

  • Каждая главная ветвь имеет свой цвет (в старшей группе дети, не умеющие читать, ориентируются на цвет, где фиолетовый – место работы,  оранжевый – действие, зеленый – инструменты, синий – одежда, красный – результат)
  • Используются только цветные карандаши, восковые мелки, фломастеры для оформления.
  • От главных ветвей, идут ветви второго порядка. Такой материал считается более объемным и развернутым. Об этом я говорила ранее, рассказывая о втором направлении.
  • Ветви должны быть изогнутыми (как ветви дерева), а не прямыми.
  •  Для лучшего запоминания и усвоения информации с детьми дошкольного возраста нужно использовать   рисунки, картинки.  
  • Разросшиеся ветви можно заключать в контуры, чтобы они не смешивались с соседними ветвями.

Практическая часть

 Вед: Уважаемые коллеги, мы познакомились с правилами составления интеллектуальной карты.

Предлагаю 4-ем желающим опробовать на практике такой метод работы. Приглашаю педагогов в фокус группу.

Будем работать в парах.  Перед вами лежит весь необходимый материал для создания интеллект – карты. Так же, для опоры, представлен образец. (2 образца лежат на столе возле  ноутбука).  Можете использовать ножницы если понадобиться подрезать картинки.

Для выполнения работы у вас есть несколько минут. Пожалуйста приступайте к работе.

А пока наши коллеги готовятся, я хочу вам рассказать,  как мы используем интеллектуальные карты при изучении новой профессии.

В основной общеобразовательной программе, в перспективном планирование по темам недели указаны названия профессий, с которыми знакомим детей в течении учебного года. Ежегодно, мы стараемся пополнить данный список современными востребованными профессиями.

Слайд 9 – фото с детьми и воспитателем.

На начальном этапе проводится большая совместная работа, как с детьми, так и с родителями.

Привлекаем родителей к участию в работе с детьми по ранней профориентации.  Предлагаем провести домашние беседы, подобрать иллюстрации из журналов, газет или принести цветные распечатки для изготовления интеллектуальных карт.

Слайд 10 - Используем форму работы «Гость группы», приглашаем родителей в группу, они рассказывают о своих профессиях, какие обязанности выполняют на работе, какую пользу приносят, за что любят свою работу.

Слайд 11 – В работе с детьми в группе в свободной деятельности вечером, вырезаем необходимые картинки для изготовление карты. Когда собран весь материал, чаще, во ворую половину дня мы составляем с детьми интеллектуальную кару (наклеиваем картинки, дорисовываем, раскрашиваем, если дети, что-то вспомнили, то добавляем).

Слайд 12,13 Обязательно в предварительную работу идут тематические беседы, сюжетно-ролевые игры, разнообразные дидактические игры, чтение худ. литературы, художственно-эстетическое развитие, словесные игры по ассоциациям, в одну из которых мы с вами сейчас поиграем.

Слайд 14 Игра «Самая, самая профессия»

(Говорю условие игры)

Вед.: Назовите профессии, подходящие под определения, которые я назову.

1. Самая зеленая 

Ответы педагогов (садовод, лесник, цветовод-декоратор.)

2. Самая вкусная 

Ответы педагогов (кондитер, продавец в кондитерском отделе, повар, кулинар)

3. Самая быстрая

Ответы педагогов (космонавт, лётчик, гонщик, машинист)

4. Самая детская 

Ответы педагогов (воспитатель, педиатр, гувернер, учитель.)

5. Самая общительная

 Ответы педагогов (журналист, экскурсовод, учитель,

массовик-затейник.)

6. Самая опасная

Ответы педагогов ( пожарный, полицейский, охранник, каскадёр).

     7. Самая стильная 

     Ответы педагогов (парикмахер, модельер, стилист, дизайнер)

     8. Самая смешная или веселая 

          Ответы педагогов (клоун, пародист, юморист, актер.)

   Вед.: спасибо за ответы, все верно.

Слайд 15

Вед.: (Обращаюсь к фокус-группе.) Коллеги, вы уже справились с работой? Все ли у вас получилось?

Вед.: Продемонстрируйте нам свои результаты. Поделитесь своими впечатлениями о такой форме работы.

Вед.: Вопросы педагогам.

- Понравится ли детям создавать такую карту, что  может привлечь их в её изготовлении?

- Как бы вы могли  использовать интеллектуальные карты в своей работе? Можно ли использовать данную интеллектуальную карту как дидактическое пособие по развитию связной речи детей?

(в составлении рассказов о профессиях, в словесных играх «Назови действия?», «Кому что нужно?», «Один много?» , «Назови ласково» и т.д. )

Вед.: Да, благодаря данной работе, дети с  большим интересом расширяют знания о профессиях взрослых, происходит развитие детских ассоциаций, пополнение и активизация словарного запаса, формирование значения слова, развитие фантазии, связной речи. Ребенок, работая с интеллектуальными картами, идет в своем развитии от простых логических операций: сравнение, сопоставление предметов, расположение в пространстве, к умению анализировать, дифференцировать, делать классификацию предметов.

Еще раз повторюсь, что Интеллектуальна  карта уникальна тем, что она является наглядным пособием, инструментом и помощником педагога в работе с детьми.

Безусловно, мы планируем продолжать работу с детками в данном направлении.

Рефлексия

И по итогу  нашей встречи, я хотела бы узнать ваше мнение о проведенном мастер-классе.

Мне бы хотелось получить от вас ответную реакцию.

Слайд 16 - Спортивный СУДЬЯ. Есть такая профессия судейство, и сейчас, я предлагаю вам применить к себе профессию спортивного судьи  У каждого из вас с собой есть блокноты, записные книжки. Оцените мое выступление по пятибалльной шкале от 1-5. Напишите цифру и продемонстрируйте.  А фокус-группе предлагаю воспользоваться числовым веером.

Спасибо большое за ваши оценки. Мне было приятно с вами работать. Надеюсь, что представленный материал заинтересовал вас, будет полезен и пригодится в работе с детьми.  

Слайд 17 Спасибо за внимание!

Творите сами. Как нет детей без воображения, так нет и педагога без творческих порывов. Творческих Вам успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад к мастер-классу на тему "Сибирская народная игрушка"

Доклад к мастер-классу на тему "Сибирская народная игрушка". В быту русских сибиряков тряпичная кукла была наиболее распространенной игрушкой. Трашкова Оксана Александровна - мастер тряпичной куклы. К...

Конспект занятия в подготовительной к школе группе по ознакомлению с окружающим миром по теме «В мире профессий. Знакомство с профессией "шоколатье"» (с проведением мастер – класса)

Цель: Вызвать у детей  интерес к разным видам профессий, способствовать обогащению знаний и навыков при знакомстве с профессией - шоколатье. Задачи:Закрепить  знания детей о профессиях ...

Программа Мастер-класса «Развивающая среда «Навигатум. В мире профессий» как эффективный механизм в современном профориентировании

Представление участкам мастер-класса актуальности, методологических особенностей использования в практике работы с детьми дошкольного возраста «Развивающей игровой среды «Навигатум. В мире...

Мастер-класса «Развивающая среда «Навигатум. В мире профессий» как эффективный механизм в современном профориентировании

Проведения практического занятия с участниками мастер-класса по освоению современных форм работы с использованием «Развивающей игровой среды «Навигатум. В мире профессий»: интерактив...

Мастер–класс для воспитателей по ранней профориентации дошкольников на тему «В мире профессий»

Мастер–класс для воспитателей по ранней профориентации дошкольников на тему «В мире профессий»...

Мастер-класс для педагогов ДОО « В мире профессий»

Содержательный материал представлен в рамках распространения педагогического опыта работы, который в последующем может быть использован коллегами в практике....

Мастер–класс для воспитателей по ранней профориентации дошкольников на тему «В мире профессий»

Цель мастер-класса: систематизировать и обобщить знания педагогов детского сада для работы с детьми по формированию предпосылок ранней профориентации.Задачи мастер-класса:1. Способ...