Мастер-класс для педагогов ДОО « В мире профессий»
методическая разработка

Людмила Васильевна Пышная

Содержательный материал представлен в рамках распространения педагогического опыта работы, который в последующем может быть использован коллегами в практике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_-_klass_pyshnaya_l.v.docx852.33 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов ДОО

« В мире профессий»

Старший воспитатель

МБДОУ Волоконовского детского сада №4 «Теремок»

Л.В. Пышная

Цель мастер-класса – повышение профессиональной компетентности педагогов (участников семинара) в вопросах ранней профориентации детей.

Задачи:

1. Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, через раннюю профориентацию в игре

2. Познакомить педагогов с формами и методами работы с детьми по профориентации.

3. Передача опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий и форм использования через раннюю профориентацию в игре.

Практическая значимость:

содержательный материал представлен в рамках распространения педагогического опыта работы, который в последующем может быть использован коллегами в практике.

(До начала мастер-класса педагогам предлагается выбрать из мешочка картинку, и занять соответственное место за столом, таким образом разделившись на группы)

Оборудование: картинки – человек профессии, таблички с пословицами, ватман 3 шт., фломастеры 3 пачки, клей – карандаш 3шт., цветные карандаши 3 пачки, смайлики для итога.

        

Ход мастер - класса

Добрый день, уважаемые коллеги. Представляю вашему вниманию мастер-класс:  «В мире профессий».  

Свое выступление мне хочется начать со слов Президента России В.В. Путина, который предложил запустить проект ранней профориентации школьников «Билет в будущее» - «Этот проект позволит ребятам попробовать себя в деле, в будущей профессии в ведущих компаниях страны».

Ранняя профориентация дошкольников - это первые шаги для участия в проекте «Билет в будущее». Ведь наши выпускники откроют двери школ города. «Будущее рождается сегодня». В Национальном проекте «Образование» особое внимание уделяется выявлению талантов каждого ребенка и ранней профориентации детей, что особенно важно для подготовки ребенка к успешной самореализации в быстроменяющихся условиях современности.

Выбор профессии на сегодняшний день для многих очень актуален. Детский сад является первой важной ступенью знакомства дошкольников с профессиями.

Дошкольный возраст наиболее благоприятный период для формирования любознательности. Это позволяет формировать у детей активный интерес к различным профессиям.

Как вы считаете, в каком возрасте ребенок может выбрать для себя кем стать?

(Предполагаемые ответы коллег)

Обычно вопрос о будущей профессии начинает возникать только в старших классах в связи с необходимостью выбрать ребенку сферу дальнейшего образования. Однако к этому его можно и нужно готовить уже с детского сада, ведь наша задача помочь определиться с выбором профессии, которая будет привлекать не только материально, но и духовно.

Ранняя профориентация преимущественно носит ознакомительно-информационный характер (общее знакомство с миром профессий).

Главная цель ранней профориентации детей — это развить эмоциональное отношение ребенка к миру профессий, дать возможность проявить свои силы и возможности в различных видах деятельности и профессий.

   Знакомя детей с профессиями  можно провести такую разминку. Помогайте мне:

Профессий всех не сосчитать! А вы, какие можете назвать?

Поезд водит … (машинист).

Пашет поле … (тракторист).

Самолетом правит … (летчик).

Клеит книжки … (переплетчик).

В школе учит нас … (учитель).

Строит здания … (строитель).

Песни нам поет … (певец).

Торговлей занят … (продавец).

От болезней лечит … (врач).

Нарисует нам … (художник).

Сапоги сошьет … (сапожник).

Исправит кран … (водопроводчик).

Часы чинит … (часовщик).

Грузит краном … (крановщик).

Рыбу ловит нам … (рыбак).

Служит на море … (моряк).

Хлеб убирает … (комбайнер).

В шахте трудится …(шахтер).

В жаркой кузнице … (кузнец).

Кто все знает — молодец!

 

          А мы проведем разминку, которая называется «Самая, самая». Я задаю вопрос – а вы дружно отвечаете

Какая профессия самая опасная? (ответы) 

Веселая?...Денежная?...Вкусная?...Красивая?.

Умная?... Сильная?...Необходимая?

Ведущая деятельность в детском саду – это …….? (Игра)

Верно! Игра – это ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Большое количество своего времени дети проводят за игрой. Следовательно, игра является ключевым средством формирования у детей дошкольного возраста представлений о профессиях взрослых.

Я предлагаю вам, тоже немного поиграть!

Игра «Соедини пословицу»

Пословицы разрезаны на 2 части и предложены участникам. Тот стол, кто быстрее соберет, зачитывает.

1 стол

1.     Если нет охоты –               мало толку от работы.

2.     Дело мастера -                        боится.

3.     Кто ловок в труде –             кует счастье себе.

2 стол

4.     Тот человек в почете,          чьи руки в работе.

5.     Труд кормит,                        а лень портит.

6.     Кончил дело —                    гуляй смело.

3 стол

7.     От труда здоровеют,           а от лени болеют.

8.     На работу с радостью,        а с работы с гордостью.

9.     На глаз надейся,                  а отвесом проверяй.

Главное, чтобы ребёнок с раннего возраста проникся уважением к любой профессии, и понял, что любой профессиональный труд должен приносить радость самому человеку и быть полезным окружающим людям.

Практическая часть

  1. Теория.

С  профессиями я предлагаю знакомить  детей с использованием интеллектуальных карт.

Метод «интеллект - карт» («mindmaps») был создан британским психологом, автором методики запоминания, творчества, организации мышления и креативности Тони Бьюзеномв 60-70годах 20 века.

Интеллект – карта (или карта ума, мыслительная карта, ментальная) – это метод представления любого процесса или события, мысли или идеи в комплексной, систематизируемой графической форме. Карты мышления представляют собой визуальный, целостный образ рассматриваемой проблемы.

Первоначально этот метод использовался узкими специалистами, которые занимались вопросами развития памяти и мышления, затем метод стал распространяться. Относительно недавно он пришел в Российскую педагогику.

Интеллектуальная карта – это уникальный и простой метод запоминания и систематизации информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей, активизируется память и мышление.

Метод интеллектуальных карт основывается на наглядно-образном мышлении ребенка, который является основным в дошкольном возрасте.

Применение интеллектуальных карт побуждает ребёнка к изображению и осмыслению окружающего мира.

  1. Последовательность выполнения. 

intellekt-karta-PROFESSII.jpg

(интеллектуальная карта врач)

Преимущество интеллект -  карты  в том, что она:

Позволяет обобщать и проверять полученные  знания.

способствует обучению, концентрации внимания, запоминанию, мышлению, мотивации.

учит выделять главное, обобщать, систематизировать.

развивает речь, память, мышление, воображение.

Интеллект – карты просто нарисовать.

Можно запомнить быстро и качественно много информации.

Свойства интеллект -  карты

-наглядность (в интеллект-карте она представлена в виде предметов, объектов, рисунков и порядка действий с ними)

-привлекательность (имеет свою эстетику, рассматривать не только интересно, но и приятно)

-запоминаемость (благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образа и цвета карта легко запоминается)

-своевременность (карта помогает выявить недостаток информации)

-творческий характер (интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи)

-возможность пересмотра (пересмотр карты через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить лучше информацию, дополнит её новыми идеями)

Общие требования к составлению любой интеллектуальной карты.

Лист располагается горизонтально

Основная идея, проблема или слово располагается в центре листа.

Используются только цветные карандаши, маркеры и т. д.

 Для изображения центральной идеи можно использовать рисунки, картинки.

Каждая главная ветвь имеет свой цвет.

Главные ветви соединяются с центральной идеей, а ветви второго, третьего и т.д. порядка соединяются с главными ветвями.

Ветви должны быть изогнутыми, а не прямыми (как ветви дерева).  

Над каждой линией – ветвью пишется только одно ключевое слово.

 Для лучшего запоминания и усвоения желательно использовать   рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове.  

Разросшиеся ветви можно заключать в контуры, чтобы они не смешивались с соседними ветвями.

  1. Изготовления интеллектуальных карт участниками семинара.

 Уважаемые коллеги, мы ознакомились с правилами составления интеллектуальной карты, а сейчас предлагаю вам создать карту, которая будет использоваться вами как дидактическое пособие, при ознакомлении дошкольников  с профессиям.

- Групповая работа педагогов по составлению интеллект - карты.

-Уважаемые педагог, сегодня на мастер – классе вы получили теоретические знания и  практические навыки по составлению интеллект – карты. Вы закрепили свои теоретические знания на практике и создали дидактическое пособие.

   В подготовительной группе можно знакомить детей с типами профессий. Давайте попробуем составить список профессий в соответствии с этими типами (слайд типы профессий)

Задание «Типы профессий»

- Человек – Человек (профессии, направленные на работу с людьми – врачи, учителя, журналисты, парикмахеры) – назовите профессии.

- Человек – Природа (профессии, связанные с природой – садовники, агрономы, экологи).

- Человек – Техника (профессии, имеющие непосредственное отношение к технике – механики, технологи, сантехники, инженеры).

- Человек – Знак (люди, работающие со знаковыми символами: цифры, коды, буквы – программисты, бухгалтера, экономисты, финансисты).

- Человек – Искусство (творческие профессии – художник, актер, певец, композитор, режиссер).

   На этом наш мастер – класс подходит к концу. 

Рефлексия.

Уважаемые коллеги! Прошу Вас выразить свое отношение к проведенному мастер-классу.

         Если вы считаете, как и я, что данный материал доступен, интересен и имеет для детей профориентационную направленность, то расположите веселого смайлика на доске. 

        Если вы считаете, что продемонстрированный материал сложен для дошкольников, малоэффективен, тогда выбираете серьезный смайлик.

Всем спасибо за участие в моем мастер – классе!

wZll9s1E8A4.jpg

Рис.1.  Объяснение практической части мастер - класса

DAyDdsQ4Mf4.jpg

Рис. 2 Изготовление интеллектуальных карт педагогами

              _Sdea8yitg8.jpg

4hj8iqzqJn4.jpg

                 Рис.3,4. Демонстрация готовых интеллектуальных карт


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс совместно с педагогом-психологом по профилактике эмоционального выгорания педагогов «Страна Волшебных красок»

Цель:Содействие сохранению физического, психологи­ческого, социального здоровья педагогов, формированию позитив­ного мышления.Задачи:1.     Создание благоприятных условий д...

Методическая разработка мастер-класса по ознакомлению детей дошкольного возраста с профессиями

Методическая разработка мастер-классапо ознакомлению детей дошкольного возрастас профессиями «Все работы хороши!»(для педагогов методического объединениявоспитателей старшего дошкольного в...

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "КВЕСТ-ИГРА - В МИРЕ ПРОФЕССИЙ"

«Профессий много есть на свете, Профессии нужны, важны, Но чтобы выбрать, знайте, дети, Мы очень много знать должны! А пока мы подрастаем, Мы в профессии играем!» Детство – это удивительный мир,...

Мастер-класс с родителями «От мечты к будущей профессии» в рамках Областного форума «Большая перемена»

Мастер-класс с родителями «От мечты к будущей профессии» в рамках Областного форума «Большая перемена»...

Мастер-класс класс для педагогов «Дидактическая игра как средство сенсорного развития у детей дошкольного возраста»

Актуальность: Основным средством для сенсорного развития являются дидактические игры. Использование дидактических игр на занятиях и в свободное время расширяет представление детей об окружающем мире, ...

Интерактивные игры в работе педагога по изучению мира профессий. Презентация интерактивной игры «Знакомим дошкольников с профессией дворника»

Дать детям представление о профессии «дворника»,  его труде, инструментах, машинах помощниках (коммунальная техника), показать сезонность работы, развивать коммуникативные навыки, вос...

«О проDедеюш мастер-класса «Использование технологических itapт, алгоріггмов, лепбуков в работе педагога по изучению мира профессігй»

В соответствии с планом работы Управления образованием Ашинского муниципального района и дорожной карты по реализации муниципального проекта «Шаг в будущее» среди дошкольных образовательны...