Мастер-класс для педагогов ДОО « В мире профессий»
методическая разработка
Содержательный материал представлен в рамках распространения педагогического опыта работы, который в последующем может быть использован коллегами в практике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_-_klass_pyshnaya_l.v.docx | 852.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс для педагогов ДОО
« В мире профессий»
Старший воспитатель
МБДОУ Волоконовского детского сада №4 «Теремок»
Л.В. Пышная
Цель мастер-класса – повышение профессиональной компетентности педагогов (участников семинара) в вопросах ранней профориентации детей.
Задачи:
1. Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, через раннюю профориентацию в игре
2. Познакомить педагогов с формами и методами работы с детьми по профориентации.
3. Передача опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий и форм использования через раннюю профориентацию в игре.
Практическая значимость:
содержательный материал представлен в рамках распространения педагогического опыта работы, который в последующем может быть использован коллегами в практике.
(До начала мастер-класса педагогам предлагается выбрать из мешочка картинку, и занять соответственное место за столом, таким образом разделившись на группы)
Оборудование: картинки – человек профессии, таблички с пословицами, ватман 3 шт., фломастеры 3 пачки, клей – карандаш 3шт., цветные карандаши 3 пачки, смайлики для итога.
Ход мастер - класса
Добрый день, уважаемые коллеги. Представляю вашему вниманию мастер-класс: «В мире профессий».
Свое выступление мне хочется начать со слов Президента России В.В. Путина, который предложил запустить проект ранней профориентации школьников «Билет в будущее» - «Этот проект позволит ребятам попробовать себя в деле, в будущей профессии в ведущих компаниях страны».
Ранняя профориентация дошкольников - это первые шаги для участия в проекте «Билет в будущее». Ведь наши выпускники откроют двери школ города. «Будущее рождается сегодня». В Национальном проекте «Образование» особое внимание уделяется выявлению талантов каждого ребенка и ранней профориентации детей, что особенно важно для подготовки ребенка к успешной самореализации в быстроменяющихся условиях современности.
Выбор профессии на сегодняшний день для многих очень актуален. Детский сад является первой важной ступенью знакомства дошкольников с профессиями.
Дошкольный возраст наиболее благоприятный период для формирования любознательности. Это позволяет формировать у детей активный интерес к различным профессиям.
Как вы считаете, в каком возрасте ребенок может выбрать для себя кем стать?
(Предполагаемые ответы коллег)
Обычно вопрос о будущей профессии начинает возникать только в старших классах в связи с необходимостью выбрать ребенку сферу дальнейшего образования. Однако к этому его можно и нужно готовить уже с детского сада, ведь наша задача помочь определиться с выбором профессии, которая будет привлекать не только материально, но и духовно.
Ранняя профориентация преимущественно носит ознакомительно-информационный характер (общее знакомство с миром профессий).
Главная цель ранней профориентации детей — это развить эмоциональное отношение ребенка к миру профессий, дать возможность проявить свои силы и возможности в различных видах деятельности и профессий.
Знакомя детей с профессиями можно провести такую разминку. Помогайте мне:
Профессий всех не сосчитать! А вы, какие можете назвать? | |
Поезд водит … (машинист). Пашет поле … (тракторист). Самолетом правит … (летчик). Клеит книжки … (переплетчик). В школе учит нас … (учитель). Строит здания … (строитель). Песни нам поет … (певец). Торговлей занят … (продавец). От болезней лечит … (врач). Нарисует нам … (художник). | Сапоги сошьет … (сапожник). Исправит кран … (водопроводчик). Часы чинит … (часовщик). Грузит краном … (крановщик). Рыбу ловит нам … (рыбак). Служит на море … (моряк). Хлеб убирает … (комбайнер). В шахте трудится …(шахтер). В жаркой кузнице … (кузнец). Кто все знает — молодец!
|
А мы проведем разминку, которая называется «Самая, самая». Я задаю вопрос – а вы дружно отвечаете
Какая профессия самая опасная? (ответы)
Веселая?...Денежная?...Вкусная?...Красивая?.
Умная?... Сильная?...Необходимая?
Ведущая деятельность в детском саду – это …….? (Игра)
Верно! Игра – это ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Большое количество своего времени дети проводят за игрой. Следовательно, игра является ключевым средством формирования у детей дошкольного возраста представлений о профессиях взрослых.
Я предлагаю вам, тоже немного поиграть!
Игра «Соедини пословицу»
Пословицы разрезаны на 2 части и предложены участникам. Тот стол, кто быстрее соберет, зачитывает.
1 стол
1. Если нет охоты – мало толку от работы.
2. Дело мастера - боится.
3. Кто ловок в труде – кует счастье себе.
2 стол
4. Тот человек в почете, чьи руки в работе.
5. Труд кормит, а лень портит.
6. Кончил дело — гуляй смело.
3 стол
7. От труда здоровеют, а от лени болеют.
8. На работу с радостью, а с работы с гордостью.
9. На глаз надейся, а отвесом проверяй.
Главное, чтобы ребёнок с раннего возраста проникся уважением к любой профессии, и понял, что любой профессиональный труд должен приносить радость самому человеку и быть полезным окружающим людям.
Практическая часть
- Теория.
С профессиями я предлагаю знакомить детей с использованием интеллектуальных карт.
Метод «интеллект - карт» («mindmaps») был создан британским психологом, автором методики запоминания, творчества, организации мышления и креативности Тони Бьюзеномв 60-70годах 20 века.
Интеллект – карта (или карта ума, мыслительная карта, ментальная) – это метод представления любого процесса или события, мысли или идеи в комплексной, систематизируемой графической форме. Карты мышления представляют собой визуальный, целостный образ рассматриваемой проблемы.
Первоначально этот метод использовался узкими специалистами, которые занимались вопросами развития памяти и мышления, затем метод стал распространяться. Относительно недавно он пришел в Российскую педагогику.
Интеллектуальная карта – это уникальный и простой метод запоминания и систематизации информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей, активизируется память и мышление.
Метод интеллектуальных карт основывается на наглядно-образном мышлении ребенка, который является основным в дошкольном возрасте.
Применение интеллектуальных карт побуждает ребёнка к изображению и осмыслению окружающего мира.
- Последовательность выполнения.
(интеллектуальная карта врач)
Преимущество интеллект - карты в том, что она:
Позволяет обобщать и проверять полученные знания.
способствует обучению, концентрации внимания, запоминанию, мышлению, мотивации.
учит выделять главное, обобщать, систематизировать.
развивает речь, память, мышление, воображение.
Интеллект – карты просто нарисовать.
Можно запомнить быстро и качественно много информации.
Свойства интеллект - карты
-наглядность (в интеллект-карте она представлена в виде предметов, объектов, рисунков и порядка действий с ними)
-привлекательность (имеет свою эстетику, рассматривать не только интересно, но и приятно)
-запоминаемость (благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образа и цвета карта легко запоминается)
-своевременность (карта помогает выявить недостаток информации)
-творческий характер (интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи)
-возможность пересмотра (пересмотр карты через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить лучше информацию, дополнит её новыми идеями)
Общие требования к составлению любой интеллектуальной карты.
Лист располагается горизонтально
Основная идея, проблема или слово располагается в центре листа.
Используются только цветные карандаши, маркеры и т. д.
Для изображения центральной идеи можно использовать рисунки, картинки.
Каждая главная ветвь имеет свой цвет.
Главные ветви соединяются с центральной идеей, а ветви второго, третьего и т.д. порядка соединяются с главными ветвями.
Ветви должны быть изогнутыми, а не прямыми (как ветви дерева).
Над каждой линией – ветвью пишется только одно ключевое слово.
Для лучшего запоминания и усвоения желательно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове.
Разросшиеся ветви можно заключать в контуры, чтобы они не смешивались с соседними ветвями.
- Изготовления интеллектуальных карт участниками семинара.
Уважаемые коллеги, мы ознакомились с правилами составления интеллектуальной карты, а сейчас предлагаю вам создать карту, которая будет использоваться вами как дидактическое пособие, при ознакомлении дошкольников с профессиям.
- Групповая работа педагогов по составлению интеллект - карты.
-Уважаемые педагог, сегодня на мастер – классе вы получили теоретические знания и практические навыки по составлению интеллект – карты. Вы закрепили свои теоретические знания на практике и создали дидактическое пособие.
В подготовительной группе можно знакомить детей с типами профессий. Давайте попробуем составить список профессий в соответствии с этими типами (слайд типы профессий)
Задание «Типы профессий»
- Человек – Человек (профессии, направленные на работу с людьми – врачи, учителя, журналисты, парикмахеры) – назовите профессии.
- Человек – Природа (профессии, связанные с природой – садовники, агрономы, экологи).
- Человек – Техника (профессии, имеющие непосредственное отношение к технике – механики, технологи, сантехники, инженеры).
- Человек – Знак (люди, работающие со знаковыми символами: цифры, коды, буквы – программисты, бухгалтера, экономисты, финансисты).
- Человек – Искусство (творческие профессии – художник, актер, певец, композитор, режиссер).
На этом наш мастер – класс подходит к концу.
Рефлексия.
Уважаемые коллеги! Прошу Вас выразить свое отношение к проведенному мастер-классу.
Если вы считаете, как и я, что данный материал доступен, интересен и имеет для детей профориентационную направленность, то расположите веселого смайлика на доске.
Если вы считаете, что продемонстрированный материал сложен для дошкольников, малоэффективен, тогда выбираете серьезный смайлик.
Всем спасибо за участие в моем мастер – классе!
Рис.1. Объяснение практической части мастер - класса
Рис. 2 Изготовление интеллектуальных карт педагогами
Рис.3,4. Демонстрация готовых интеллектуальных карт
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер – класс совместно с педагогом-психологом по профилактике эмоционального выгорания педагогов «Страна Волшебных красок»
Цель:Содействие сохранению физического, психологического, социального здоровья педагогов, формированию позитивного мышления.Задачи:1. Создание благоприятных условий д...
Методическая разработка мастер-класса по ознакомлению детей дошкольного возраста с профессиями
Методическая разработка мастер-классапо ознакомлению детей дошкольного возрастас профессиями «Все работы хороши!»(для педагогов методического объединениявоспитателей старшего дошкольного в...
МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "КВЕСТ-ИГРА - В МИРЕ ПРОФЕССИЙ"
«Профессий много есть на свете, Профессии нужны, важны, Но чтобы выбрать, знайте, дети, Мы очень много знать должны! А пока мы подрастаем, Мы в профессии играем!» Детство – это удивительный мир,...
Мастер-класс с родителями «От мечты к будущей профессии» в рамках Областного форума «Большая перемена»
Мастер-класс с родителями «От мечты к будущей профессии» в рамках Областного форума «Большая перемена»...
Мастер-класс класс для педагогов «Дидактическая игра как средство сенсорного развития у детей дошкольного возраста»
Актуальность: Основным средством для сенсорного развития являются дидактические игры. Использование дидактических игр на занятиях и в свободное время расширяет представление детей об окружающем мире, ...
Интерактивные игры в работе педагога по изучению мира профессий. Презентация интерактивной игры «Знакомим дошкольников с профессией дворника»
Дать детям представление о профессии «дворника», его труде, инструментах, машинах помощниках (коммунальная техника), показать сезонность работы, развивать коммуникативные навыки, вос...
«О проDедеюш мастер-класса «Использование технологических itapт, алгоріггмов, лепбуков в работе педагога по изучению мира профессігй»
В соответствии с планом работы Управления образованием Ашинского муниципального района и дорожной карты по реализации муниципального проекта «Шаг в будущее» среди дошкольных образовательны...