Рабочая программа по дополнительному образованию нравственно-патриотического направления "Мой край родной Ямал"
учебно-методический материал (подготовительная группа)

Усова Елена Андреевна

Воспитание патриотических чувств

Региональный компонент

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД «МЕДВЕЖОНОК» Г. НАДЫМА»

(МДОУ «ДЕТСКИЙ САД «МЕДВЕЖОНОК» Г. НАДЫМА»)

Рабочая  программа дополнительного образования детей 6-7 лет

«Мой край родной Ямал»

Разработчик:

Усова Е. А.

г.Надым, 2023 г

Содержание :

1. Пояснительная записка ……………………………………………………...3

2. Цели и задачи реализации Программы …………………………………….4

3. Принципы к формированию Программы …………………………………..4

4. Направленность программы…………………………………………………5

5.Методы и формы работы……………………………………………………..6

6. Планируемые результаты и диагностика освоения Программы …………6

7. Условия реализации Программы ……………………………………………8

7.1. Материально-техническое обеспечение Программы………………8

7.2. Организация предметно - развивающей среды……………………..9

7.3. Примерный  перечень  оборудования,  пособий,  игрушек  развивающей предметно-пространственной среды……………………..9

8. Тематическое планирование……………………………………………….. 10

9. Работа с родителями………………………………………………………….15

9.1. Задачи…………………………………………………………………..15

9.2. Формы работы с родителями…………………………………………15

9.3. Содержание работы…………………………………………………...16

 Литература……………………………………………………………………...18

1. Пояснительная записка

Нравственно-патриотическое воспитание ребёнка – это сложный педагогический процесс. В его основе лежит развитие нравственных чувств, чувство любви к малой Родине. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

В федеральном законе «Об образовании Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ подчеркивается необходимость единства образовательного пространства на территории Российской Федерации, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов в условиях многонационального государства.

В настоящее время национально-региональный компонент стал очень острой и актуальной темой в образовании. В век высоких технологий теряется нить, которая связывает нас с прошлым, настоящим и будущим. Современный человек должен восстановить и сохранить ту хрупкую нить, что и предполагает национально-региональный компонент.

Научить воспитанников чувствовать красоту родной земли, уважать и гордиться людьми, живущими на этой земле, воспитывать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребёнка с детства — одна из приоритетных задач, стоящая перед дошкольным учреждением и семьёй. Культура, природа Ямальского края должна войти в сердце ребёнка и стать неотъемлемой частью его души. Любить Родину — значит знать её, знать, прежде всего, свою малую Родину. Используя в работе с детьми краеведческий материал, мы воспитываем патриотические, нравственные, гуманные чувства, которые сохраняются на всю жизнь и служат духовному развитию личности. Краеведение — социально значимое и необходимое в работе с детьми. Его значение трудно переоценить: воспитывая детей на событиях, тесно связанных с историей, природой родного края, чувство гордости. Знакомство с историей, культурой, природой, бытом людей, живущих рядом, позволяет лучше почувствовать родной город, а значит стать созидателем своей малой Родины. Опора на красоту окружающего мира, культурные ценности и историю родного края — верный путь повышения качества воспитания и обучения.

В основу программы положен принцип «воспитывающего обучения» реализуемый через нравственное, патриотическое и эстетическое воспитание, формирующее личность в целом. Процесс ознакомления детей с родным краем осуществляется в различных видах детской деятельности и стимулирует детскую активность.

Природное, культурно-историческое, социально-экономическое своеобразие местности предопределяет отбор содержания регионального компонента, усвоение которого позволяет выпускникам ДОУ адаптироваться к условиям жизни в ближайшем социуме, проникнуться любовью к родной земле, воспитать у себя потребность в здоровом образе жизни, рациональном использовании природных богатств, в охране окружающей среды.

Содержание регионального компонента программы призвано способствовать формированию у дошкольников духовно-нравственных ориентаций, развитию их творческого потенциала, толерантности в условиях современного мира.

 

2. Цели и задачи реализации Программы

Цели:

Направление воспитательно - образовательной работы на ознакомление детей с историей и культурой родного края, его природными и социальными особенностями. Воспитание целостной личности, сочетающей в себе нравственные, моральные, гражданские черты.

Образовательные задачи:

- расширить представление о семье, родственных связях, вызвать, уважение к семейным традициям;

- ознакомить детей с историей своего города, района, округа, его символикой;

- знакомство с особенностями народно – прикладного искусства коренных народов Севера;

- сформировать представление о флоре и фауне родного края;

- дать представление о быте и труде коренных народов Севера (охоте, оленеводстве, рыбном промысле);

Развивающие задачи:

- развитие познавательного интереса, стремления как можно больше узнать о своем крае;

- развитие способности чувствовать красоту культуры и быта народов Севера;

- развить стремление к познанию национальных традиций;

- формирование нравственных качеств.

Воспитательные задачи:

- воспитание чувства привязанности к родному краю, бережного отношения к природе;

- развитие у дошкольников чувства гордости за свой народ, бережного отношения к культуре народов Севера.

3. Основные принципы

Программа построена на основе следующих принципов:

Принцип культурологический. Позволяет познакомить детей дошкольного возраста с краеведческой культурой и традициями Ямала.

Принцип историзма. Реализовывается путем сохранения хронологического порядка, описываемых явлений и сведения их к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни).

Принцип гуманизации. Ориентация на высшие общечеловеческие понятия — любовь к близким, к родному городу, к Отечеству.

Принцип дифференциации. Создание оптимальных условий для самореализации каждого воспитанника в процессе освоения знаний о родном городе с учётом возрастных особенностей ребёнка, накопленного им опыта, эмоциональной и познавательной сферы.

Принцип преемственности. Сотрудничество с социальными институтами (семьями воспитанников, библиотекой, краеведческим музеем, с Домом природы и др.).

Принцип комплексно-тематического планирования. Позволяет конкретизировать материал каждого блока Программы: 1-й блок «Моя Родина –   мой Ямал», 2-й блок «Я частица твоя, мой Ямал» (быт, традиции и культура коренных жителей), 3-й блок «Звуки Ямала» (природа родного края: флора и фауна, рыбье царство) по темам на каждый месяц.

Принцип создания предметно-развивающей среды (далее Среда). Позволяет функционально моделировать и преобразовывать Среду для обогащения содержания детской деятельности при познании родного края.

Принцип целостности содержания образования. Представление дошкольника о Ямальском крае должно быть единым и целостным.

Принцип смыслового отношения к миру. Образ родного края для ребёнка – это не абстрактное, холодное знание о нем. Это не знание для меня: это мои знания. Это не мир вокруг меня: это мир, частью которого я являюсь и который так или иначе переживаю и осмысляю для себя.

 Принцип систематичности. Предполагает наличие единых линий развития и воспитания.

 Принцип обучения деятельности. Главное – не передача детям готовых знаний, а организация такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают открытия, узнают что-то новое путём решения доступных проблемных задач.

4. Направленность программы

Программа направлена на тесное взаимодействие всех образовательных областей. Все блоки программы взаимосвязаны, дополняют друг друга, хотя каждый имеет свою образовательную ценность и цель. Предусматривается взаимосвязь теоретических и практических знаний, работа с родителями, сотрудничество с краеведческим музеем, центром национальных культур, с Домом природы посещение выставок.

Возраст детей, участвующих в программе «Мой край родной Ямал»  рассчитан на детей 6-7 лет.

Программа по региональному компоненту реализуется в течение 1 года, 1 раз в неделю в виде факультативных занятий вне образовательного процесса.

5. Методы и формы работы:

Методы:

- словесные - рассказ, беседа, сообщения - способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации;

- наглядные: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций, презентаций;

- практические: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы, экспериментирование.

Формы работы:

Наблюдения, экскурсии, выставки, музыкальные и спортивные досуги, литературные встречи, клуб веселых и находчивых, устный журнал, игры-беседы, игры путешествия, экспериментально - исследовательская деятельность, выставки продуктивной деятельности, встречи с партнерами по реализации данной программы. Итоговой формой реализации программы является выставка продуктов детского творчества, участие в различных конкурсах и исследовательской деятельности дошкольников.

  1. Планируемые результаты и диагностика освоения Программы

Планируемые результаты:

Образовательная область «Познание»

Познакомятся ближе со своим городом и краем, с культурой местного населения ханты и ненцы, научатся узнавать и называть памятные места поселка, профессии взрослых (г. Надым), расширятся знания о некоторых представителях животного и растительного мира, смогут отразить свои впечатления в продуктивных видах деятельности, повысится интерес к окружающему миру своего края.

Смогут владеть исследовательскими умениями наблюдать, сравнивать, анализировать, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, делать выводы, навыками поисковой деятельности.

Образовательная область «Речевое развитие»

Расширится и обогатится активный и пассивный словарь детей, повысится уровень навыков диалогической и монологической речи.

Образовательная область «Художественно эстетическое развитие»

Дети научатся отражать полученные впечатления средствами продуктивной деятельности.

Образовательная область «Социализация»

Дети будут испытывать чувство гордости за своих родителей, свой город, край.   Сформируется позитивное восприятие национальных различий, других культур, религий, убеждений, языка. Смогут творчески применять полученные знания, умения, навыки в игровой деятельности.

Образовательная область «Физическое развитие»

Дети познакомятся с подвижными играми народов севера, в результате, повысится двигательная активность, будут сформированы такие качества как выносливость, ловкость, быстрота.

Таким образом, на основе полученных положительных результатов можно утверждать, что гипотеза об успешном воспитании интереса, любви к малой родине и повышении краеведческих знаний у детей старшего дошкольного возраста с помощью интеграции краеведческого материала во все компоненты воспитательно-образовательного процесса, подтверждена.

Диагностика по освоению Программы

Реализация Программы  предполагает оценку индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).

Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности. Инструментарий для педагогической диагностики - карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка

Результаты педагогической диагностики могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:

1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);

2) оптимизации работы с группой детей.

В ходе образовательной деятельности педагог создает диагностические ситуации, чтобы оценить индивидуальную динамику детей и скорректировать свои действия.

Мониторинг проводится два раза в год (в октябре и марте).

                                                                                                                         

  Таблица 1

Примерная диагностическая карточка по отслеживанию индивидуального развития детей (по программе).

Ф.И ребенка

«Моя Родина – мой Ямал»

«Звуки Ямала» (природа родного края: растительный и животный мир, рыбье царство)

«Я - частица твоя, мой Ямал»

Знает и называет Ф.И.О свое и своих родителей., домашний адрес, профессии родителей

Знает

название

и досто-

примеча-

тельности своего города, историю основания города.

Знает и называет название края, столицу края

Знает и различает символику города, округа

Знает геогра-фическое положение округа, может показать на карте

Знает клима-

тические условия и особен-

ности округа

Знает

флору и фауну края. Имеет предста

вление о Красной книге Ямала. Называет животных и растения, занесенные в Красную книгу Ямала

Знает и называет природ

ные ископа

емые Ямала

Называет коренных жителей Ямала

Знает быт, культуру и тради

ции корен

ных жителей Ямала

Называет профессии жителей Ямала. Знает о многонациональности жителей современного Ямала

 Оценка уровня развития:

1 балл – большинство компонентов недостаточно развиты;

2 балла – отдельные компоненты не развиты;

3 балла – соответствует возрасту;

4 балла - высокий

7. Условия реализации Программы

7.1. Материально-техническое обеспечение Программы

В  ДОУ  созданы  необходимые  условия  для  осуществления  образовательного процесса с детьми дошкольного возраста.

Материально-техническое  оснащение  и  оборудование  в  детском  саду соответствует санитарным  нормам,  педагогическим  требованиям,  современному уровню образования.

- компьютер, цифровой фотоаппарат, CD-диски с информацией о г.Надым, аудиозаписи, видеозаписи.

- художественно-изобразительные средства: иллюстрации, фотографии, изделия народов ханты и манси, альбомы, макеты, рисунки.

- фонотека музыкальных произведений;

- уголки краеведения в группах «Наш край – город Надым»;

- изобразительные материалы

- наборы предметных картинок «Животные Севера», «Птицы», «Рыбы», «Деревья», «Ягоды», «Грибы» и др.

- подборка произведений детских писателей, стихи, пословицы, поговорки о сезонных явлениях природы, о животном и растительном мире, родном крае.

7.2. Организация предметно - развивающей среды

В  ДОУ  создано  пространство,  которое  используется  в  воспитательно  –образовательных  и  оздоровительных  целях,  через  различные  виды  детской деятельности, что  позволяет  детям  развиваться,  знакомит с миром  прекрасного, является источником знаний и опыта. Это открытая, живая система, постоянно изменяющаяся в процессе роста детей. При организации  развивающей предметно-пространственной среды в рамках реализации Программы соблюдаются следующие принципы:

- насыщенность;

- вариативность;

- доступность среды;

- безопасность среды.

7.3. Примерный  перечень  оборудования,  пособий,  игрушек  развивающей

предметно-пространственной среды:

― алгоритмы  и  мнемотаблицы  для  составления  рассказов  о  предметах  и объектах;

― альбомы:  «Город  Надым» и др.;

―  символика города, ЯНАО (флаги, значки, герб и др.);

― интерактивные игры;

― картотека и атрибуты подвижных игр «Игры народов Севера»;

― декоративное панно (этнического направления) «Народы Севера» и др.;

― стенды-выставки детского творчества;

― дидактические  игры:  «Народы  мира»,  «Наша  Родина»,  «Собери  фигуру человека, животного» и др.;

― карта мира, глобус, атлас и картотека развивающих игр к ним «Путь от Надыма до Москвы»;

―  картотека и атрибуты к подвижным играм (этнического направления) «Игры народов Севера» и др.;

― картотека предметных и сюжетных картинок по изучаемым темам;

― куклы в одеждах разных национальностей;

― материал для детского ручного труда (бисер, природный материал и др.);

― мозаика с картинками – образцами (узоры этнической направленности);

― муляжи – ягоды и грибы и др.;

― набор открыток «Орнаменты Ямала»;

― народные игрушки;

― пазлы «Карта России», «Карта ЯНАО»;

― символические атрибуты (флаги, значки, герб и др.);

― фотоальбомы  «Природа  родного  края»,  «  Коренные  жители  Ямала»,  «Чем славится Ямал» и др;

― элементы народно-декоративного искусства;

Техническая  поддержка: ИКТ, мультимедийное сопровождение воспитательно-образовательного процесса.

    Таблица 2

8. Тематическое планирование

Месяц

Неделя

Тема

Содержание

Формы работы

Блок «Моя Родина –   мой Ямал»

11

Сентябрь

1

«Вы на карту посмотрите, Надымский район на ней найдите»

Познакомить детей с Надымским районом, с особенностями природных условий, его географическим расположением на карте, историей его образования. Воспитывать интерес к изучению истории своего края

Образовательная ситуация (игра - путешествие.)

22

2

Символика На-дымского района.

Познакомить детей с символикой Надымского района (флаг, герб). Воспитывать интерес к изучению истории своего край, чувство гордости за нее.

Образовательная ситуация. Продуктивная деятельность (пластилинография «Флаг Надымского  района)

33

3

Встреча со старожилами города.

Сформировать представление о том, что в нашем городе живут люди, которые осваивали север. Воспитывать уважение к людям, внесшим свой вклад в развитие города.

Встреча.

44

4

ЯМАЛ – большой Отчизны северный край.

Дать представление о ЯМАЛЕ, как частице большой Родины.  Познакомить с символикой ЯНАО. Дать представление, что этот край многонациональный. Воспитывать чувство гордости и уважение к своему народу, проживающему на территории ЯНАО.

Образовательная ситуация.Продуктивная деятельность на тему

« Хоровод дружбы» (аппликация)

55

Октябрь

1

Салехард - столица ЯНАО.

Формировать знания детей о ЯНАО, истории образования г. Салехард. Воспитывать через интерес к родному краю, городу, чувство патриотизма.

Образовательная ситуация.Продуктивная

деятельность на тему «Что нам запомнилось» (рисование)

66

2

Ямал – маленькая частица России.

Закрепить знания детей о ЯНАО. Развивать речь, память, мышление, умение договариваться, приходить к единому мнению. Воспитывать   чувство гордости за свой северный край.

КВН.

Блок «Я - частица твоя, мой Ямал» (быт и культура коренных жителей)

77

3

Коренные жители севера: лесные, тундровые ненцы (быт, культура, обычаи.)

Познакомить дошкольников с одним из видов северного народа – ненцами. Воспитывать интерес к их традициям, быту, культуре.

Образовательная ситуация.

88

4

Ханты – коренные жители севера.

Познакомить дошкольников с одним из видов северного народа – хантами. Воспитывать интерес к их традициям, быту, культуре.

Экскурсия в центр национальных культур.

09

Ноябрь

1

Знакомство с трудовой деятельностью народов севера.

Расширить знания детей о профессиях коренных жителей Ямала (рыболовство, оленеводство, звероводство, пушной промысел). Уточнить знания о профессиях (рыбак, охотник, оленевод).

 Расширять представление детей о роли коренных жителей Ямала в жизни животного мира. Накапливать знания о традициях народов Ямала

Образовательная ситуация с просмотром мультимедийной презентации.

110

2

Дома бывают разные (жилища коренных жителей)

Продолжать расширять знания детей о жилых постройках коренных народов нашего края; воспитывать интерес к жизни и традициям жителей крайнего севера

Образовательная ситуация.

111

3

Медвежий праздник

Продолжать знакомить детей с обрядовой культурой коренных народов ханты. Познакомить детей с обрядом медвежьего праздника и дать понятие о медведе, как о священном животном ханты и манси, ненцы.

Развлечение.

112

4

Одежда коренных жителей (ягушка, кисы, малица) Национальные узоры, орнаменты.

Познакомить с национальной одеждой и её украшениями Выбор одежды в связи с условиями ее использования (сезон, место и время применения). Расширить представление детей о многообразии орнаментов их применении в жизни у народов севера. Воспитывать интерес к культуре народов севера

Встреча с представителями Дома природы

Продуктивная деятельность (аппликация «Малица»)

113

Декабрь

1

Ознакомление детей с играми народов севера.

Расширять представления о жизни ненецких детей. Познакомить с национальными играми, игрушками; дать понятия, что игры мальчиков и девочек отличаются; формировать знания, что каждая игрушка несет смысл. В доступной и увлекательной форме донести до сознания детей основы единства человека и природы, учить изготавливать ненецкую куклу «НуХУКО». Воспитывать интерес к культуре народов севера

Развлечение. Изготовление ненецкой куклы «НуХУКО».

114

2

Транспорт народов севера.

Познакомить детей с видами транспорта народов ханты и манси, (нарты, буран); формировать знания об использовании средств передвижения. Воспитывать интерес к жизни людей других национальностей.

Образовательная ситуация с просмотром мультимедийной презентации.Продуктивная деятельность (конструи-

рование из природного материала «нарты».

115

3

Экскурсия в чум

Расширить представление детей о жилище народов Ямала – чумом; воспитывать чувство уважения к коренным жителям ЯНАО и их традициям.

Экскурсия в Дом природы (чум)

116

4

Празднование Нового года у хантов

Расширять знания детей о традициях праздничной культуры, обычаях празднования Нового года у северных народов Познакомить с Ямальским Дедом Морозом - Ямал-Ирик.

Мастерская деда Мороза – ЯМАЛА-  ИРИК.

Исследовательская деятельность.

117

Январь

1

Творчество народов Севера.

Расширить представление детей о декоративном искусстве, народных игрушках.

Знакомить с художественными промыслами: вышивка и плетение бисером; резьба по кости, дереву; изделия из металла 

Воспитывать интерес к культуре народов севера.

Образовательная ситуация

118

2

Знакомство с легендами, мифами коренных жителей севера.

Познакомить детей с легендами, мифами коренных жителей, связанных с их основным занятием, воспитывать интерес и уважение к труду и обычаям коренных жителей нашего края

Устный журнал.

Продуктивная деятельность на тему «Составь красивый узор».

219

3

Фольклор народов севера.

Знакомить с фольклором народов Севера.

Дать представление о его собирателях (малые фольклорные жанры: загадки, пословицы, поговорки; сказки, их содержание и художественное своеобразие; заговоры, заклинания, обереги и т.д.); 

Воспитывать интерес к устному народному творчеству.

Литературная гостиная.

220

Февраль

1

Зима на Севере. Северное сияние.

Обогатить представления детей о зимних явлениях. Познакомить детей с природным явлением «Северным сияние». Воспитывать любовь к природе.

Образовательная ситуация.

Продуктивная деятельность (рисование «Я рисую северное сияние»)

221

2

Музыкальное наследие народов севера.

Расширить знания детей музыкальной культуре народов севера на примерах обрядов, песен, музыкальных Воспитывать интерес к культуре северного народа.

Музыкальная гостиная.

222

3

Экскурсия в краеведческий музей (знакомство с творчеством художников ЯНАО).

Познакомить через творчество художников с бытом, природой легендами северного края; Воспитывать любовь к творчеству, проявлять толерантность к коренным жителям, нашего края

Экскурсия (рассказ экскурсовода краеведческого музея о творчестве художников ЯНАО).

223

4

Праздник «День оленевода».

Продолжать знакомить с праздниками и традициями родного города, дать возможность погрузиться в их атмосферу, стать их участником.

Воспитывать интерес к традициям северного народа.

Развлечение (с использованием подвижных игр спортивного характера народов севера).

Блок «Звуки Ямала» (природа родного края: флора и фауна, рыбье царство)

224

Март

1

Реки и озера нашего края.

Формировать у детей понятиями: река, протока, озеро, ручей. 

Углубить представления детей о реке Надым, её пути по территории ЯНАО; о реках, впадающих в неё, куда она впадает. Воспитывать интерес к познанию мира.

Образовательная ситуация.Продуктивная деятельность на тему «Мир в капельке воды» (рисование)

225

2

Рыбы, обитающие в водоемах нашего северного края.

Формировать знания о жителях подводного царства; уточнить названия речных, озерных Надымскогорайона. Воспитывать интерес к разнообразию подводного мира.

Устный журнал.

Продуктивная деятельность «Кто живет в воде» (лепка).

226

3

Рыболовство и его значение для человека.

Уточнить представление детей о многообразии рыб в ЯНАО, о их значении для человека. Воспитывать интерес к познанию, бережное отношение к природе.

Экскурсия на виртуальный  рыбзавод (презентация)

227

4

Ягоды северного края, их польза, применение.

Закреплять обобщающие понятия «ягоды», названия различных ягод, растущих в северном крае. Закреплять знание характерных свойств фруктов и ягод. Познакомить детей с заготовкой фруктов и ягод (варенье, сок, компот). Воспитывать бережное отношение к природе, уважение к труду людей, работающих на земле.

Фольклорно театрализованное представление по произведениям северных писателей.

228

Апрель

1

Грибное царство (съедобные, ядовитые грибы).

Закреплять и углублять знания детей о разнообразии грибов, выделив группы съедобных и несъедобных, о полезных свойствах несъедобных грибов – они опасны для человека, но являются лекарством для некоторых животных, служат домом некоторым насекомым, о строении грибов, объяснить, как правильно собирать грибы. Воспитывать бережное отношение к природе, формировать понятие целесообразности и взаимосвязи всего в природе.

Образовательная ситуация. Продуктивная деятельность «Положи съедобный грибок в кузовок».

329

2

Мир насекомых.

Расширить представление детей о насекомых нашего края. Воспитывать устойчивый интерес к жизнедеятельности насекомых, доброжелательное отношение к природе.

Образовательная ситуация.

Продуктивная деятельность - составление из пазлов насекомых.

330

3

«Вороний праздник» – праздник народов севера.

Пополнить знания о культуре, традициях и обычаях коренного населения народов Севера, связанных с образом птицы, познакомить детей с одним из весенних праздников народов севера, с традициями, обычаями, фольклором.

Воспитание уважительного отношения к национальным традициям народов севера;

Развлечение (встреча с сотрудниками Дома природы).

331

4

Лекарственные растения.

Познакомить с некоторыми видами, свойствами и применением лекарственных растений ЯНАО. Воспитывать бережное отношение к растениям

Устный журнал.

Продуктивная деятельность «Лекарственные растения» - создание буклета из рисунков детей.

332

Май

1

Знакомство с Красной книгой. (Редкие исчезающие животные).

- Продолжить знакомство детей с Красной книгой ЯНАО, с исчезающими животными

Образовательная ситуация «О чём рассказала Красная книга».

Показ мультимедийной презентации.

333

2

Знакомство с Красной книгой ЯНАО. Редкие и исчезающие растения.

 Воспитывать ответственное отношение ко всему живому. Познакомить дошкольников с Красной книгой, дать представление об охране растений нашего края Воспитывать бережное отношение к природе родного края.

Устный журнал. Продуктивная деятельность (раскраски)

334

3

Экскурсия в Дом природы. Посещение зала «Природа нашего края».

Углубить представления детей о растительном мире нашего края.

Воспитывать чувство гордости за свой край, бережное отношение к природе.

Экскурсия

335

4

Викторина «Мой край родной».

Создать условия для речевой активности детей, обеспечить условия для выражения своего мнения. Воспитывать любовь к родному краю.

Викторина.

9. Работа с родителями

9.1. Задачи:

- повышение педагогической культуры родителей;

- изучение, обобщение и распространение положительного опыта семейного воспитания;

- вооружение родителей основами психолого-педагогических знаний через консультации, семинары;

- духовно - нравственное просвещение родителей;

- включение родителей в воспитательно-образовательный процесс.

9.2. Формы работы с родителями:

- проведение родительских собраний, конференций, семинаров–практикумов, консультаций;

- анкетирование родителей, мастер-классов, круглые столы;

- беседы с родителями (индивидуальные и групповые) по проблемам;

9.3. Содержание работы:

Сентябрь

  1. Привлечь родителей к сбору краеведческого и познавательного материала для пополнения экспозиции группового уголка по патриотическому воспитанию.

2. Консультация для родителей: «История возникновения Надыма и Надымского района»

3. Участие родителей в создании альбома: «Символика города Надыма».

4. Выставка рисунков, макетов, поделок на тему» Здравствуй осень».

5. Выставка работ на тему «Горжусь тобой, мой край»  (ко Дню города).

 Октябрь

  1. Провести консультации для родителей: «От любви к природе – до любви к Родине»
  2. Подбор энциклопедической, художественной литературы по теме «Рыбы».
  3. Выставка познавательной, художественной литературы по теме «Наш край».
  4. Создание фотоальбома совместно с родителями «Профессии народов севера»

Ноябрь

1. Провести семинары-практикумы для родителей: «Родной свой край люби и знай!»

2. Консультация для родителей «Ханты и Манси – кто они? »

3. Информация в папку для родителей «Традиции, обычаи и обряды народов Севера».

Декабрь

1. Экологическая акция «Елочка- зеленая иголочка».

2. Привлечь родителей к участию в выставке «Национальный орнамент».

3. Мастер-класс– «Ненецкие узоры».

Январь

1. Совместно с родителями создать фотоальбом «Быт коренных народов».

2. Привлечь родителей к сбору атрибутов по теме «Утварь коренных народов севера» для создания мини-музея.

3. Выставка-конкурс поделок из природного материала.

Февраль

1. Создание фонотеки фольклора народов севера.

2. Подбор литературы творчества местных поэтов

3. Провести поэтический вечер «Мой северный край»

4. Изготовление фотоальбомов: «Писатели Севера»

Март

  1. Предложить родителям найти интересные факты о лечебных свойствах северных ягод.
  2. Создание альбома «Северные ягоды», «Грибы северного края»
  3. Консультация «Осторожно, ядовитые грибы», «Экологическое воспитание в семье».
  4. Создание фотоальбома совместно с родителями о природе родного края, растениях и животных, населяющих наш округ и об основных природных богатствах (из недр добываются нефть и попутный нефтяной газ)

5. Создание фотоальбома совместно с родителями: «Оформление Красной книги ЯНАО»

Апрель

  1. Консультация «Консультация «Праздники коренных народов севера».
  2. Привлечь родителей к сбору атрибутов для ручного труда (мех, кожа, бисер)
  3. Мастер класс «Весенние цветы»
  4. Изготовление макета «Нефтяная вышка»

5. Составление коллажа совместно с родителями: «Как мы отдыхаем в родном городе

Май

1.Составление коллажа совместно с родителями: «Чем знаменит наш ЯНАО».

2.Консультация «Читаем детям о ВОВ».

3. Мастер класс «Георгиевская лента» - подарок ветеранам войны

        Литература:

  1.  Алёшина Н. В. «Патриотическое воспитание дошкольников», - М.: ЦГЛ, 2004;
  2.  Алёшина  Н.  В.  «Знакомим  дошкольников  с  родным  городом:  Конспекты занятий»,  - М.: ТЦ «Сфера», 1999;
  3.   Антонов  Ю.  Е.  «Как  научить  детей  любить  Родину»  Руководство  для воспитателей и учителей,  –М: АРКТИ, 2003;
  4. Земскова – Названова Л. «Люби и знай родной свой край»,  - М.: Чистые пруды, 2006;
  5.           Кондрыкинская  В.  «С  чего  начинается  Родина»  (Опыт  работы  по патриотическому воспитанию в ДОУ),  – М: ТЦ Сфера, 2003;
  6. Няруй В.Н, Сэрпиво В.М. Ненцы: уроки предков/ Научно-методическое пособие для педагогов и родителей. - СПб, филиал издательства «Просвещение», 2008 г;
  7. Пойковский. Подарочный буклет. Западносибирская полиграфическая компания, ИФА, 2005;
  8. Под ред. Н. Л.Западновой.  Сказание о земле Югорской, Тюмень, ИФА, 2000;
  9.      Горбатенко О.Ф. Система экологического воспитания в ДОУ. Волгоград, 2003 г;
  10. Шорыгина Т.А. Беседы о русском севере. М., Сфера, 2007;
  11. Е.Н. Окотэтто «Ненецкие подвижные игры» - СПб: филиал изд-ва «Просвещение», 2002 г.

Альманахи, календари, журналы:

1. Красная книга ЯНАО. Комитет по охране окружающей среды Ямало-Ненецкого автономного  округа.  Институт  экологии  растений  и  животных  УрО  РАН. Екатеринбург Издательство Уральского университета 1997;

2. «Этнокалендарь России. ЯНАО» Издательство «Фрегат» Санкт-Петербург 2013г;

3. Журнал  «Дошкольная  педагогика»  №5/2002г. «С  чего  начинается  патриотизм»;» №6/2006г.  «Взаимодействие  воспитателя –  эколога  по  ознакомлению  старших дошкольников с природой родного края»;

4.  Журнал  «Дошкольное  образование»  №23/2003г.  «Патриотическое  воспитание. Дети рисуют историю»;

5.Журнал  «Управление  ДОУ»  №8/2006г.  «Методическое  сопровождение. Краеведение  в  ДОУ»;  №8/2008г.  «Ознакомление  старших  дошкольников  с культурой и традициями родного края».

             6. Журнал «Воспитатель ДОУ» №1/2011г. «Мой родной край – Ямал»; №8/2014г. «Знатоки родного края».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по дополнительному образованию (кружок по чукотскому языку) "Родное слово" для детей 3-6 лет

Ознакомить детей с несложной лексикой, доступной и соответсвующей их уровню развития. Воспитание и развитие личности постредством приобщения к культуре чукотского народа с помощью детского фольклора....

Конкурс. Рабочая программа по дополнительному образованию Мультстудия "Родничок", старшая группа.

Обеспечение условий для развития интеллектуальных способностей и творческой деятельности у детей старшего дошкольного возраста в процессе создания мультфильмов патриотического содержания ....

Рабочая программа по дополнительному образованию "Люблю тебя, мой край родной" для детей средней группы

Рабочая программа по дополнительному образованию "Люблю тебя, мой край родной" для детей средней группыОтчёт по программе дополнительного образования "Люблю тебя, мой край родной" ...

Рабочая программа по дополнительному образованию "Люблю тебя, мой край родной" для детей средней группы

Рабочая программа по дополнительному образованию "Люблю тебя, мой край родной" для детей средней группы...

Рабочая программа педагога дополнительного образования по реализации программы дополнительного образования МБДОУ "ЦРР - детский сад №54"

Ребёнок - природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний!...

Рабочая программа по дополнительному образованию "Родные просторы"

Программа с учётом регионального компонента...