Конкурс. Рабочая программа по дополнительному образованию Мультстудия "Родничок", старшая группа.
рабочая программа (старшая группа) на тему
Обеспечение условий для развития интеллектуальных способностей и творческой деятельности у детей старшего дошкольного возраста в процессе создания мультфильмов патриотического содержания .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_dopolnitelnomu_obrazovaniyu.docx | 29.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по дополнительному образованию
Мультстудия «Родничок»
Старшая группа компенсирующей направленности (5-6 лет)
Автор: Елькина Олеся Васильевна, воспитатель
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая рабочая программа разработана на основе образовательной программы МБДОУ детский сад №15 «Снегирёк», в соответствие с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
Срок реализации программы – 7 месяцев.
1-й этап подготовительный – 1 месяц.
Включает в себя ознакомление с основами мультипликации.
2-й этап – основной – 5 месяцев.
Создание мультфильмов нравственно-патриотического содержания.
3-й этап – заключительный -1 месяц.
Подготовка к демонстрации результатов работы на ежегодном творческом отчете по дополнительному образованию. Отчет проходит в форме представления результатов работы мультстудии – мультфильмов.
Актуальность программы
Все дети любят и смотрят мультфильмы. Мультфильмы для детей – это увлекательное погружение в волшебный мир, яркие впечатления.
Мультфильмы непосредственно участвуют в воспитании и развитии ребенка. По мнению многих психологов, герои мультфильмов оказывают большое воздействие на детей. Яркие образы персонажей мультипликационного фильма привлекают внимание, завораживают ребенка, завладевают его сознанием. Таким образом, дети подражают мультипликационным героям, идентифицируются с ними, перенимают формы их поведения.
По данным социологов, время, проведенное у экрана телевизора или компьютера, составляет от 20% до 40% всего свободного времени ребенка и в основном оно посвящено просмотру современных мультфильмов. Именно мультимедийное пространство стало сегодня для ребенка одним из основных носителей и трансляторов представлений о мире, об отношениях между людьми и нормах их поведения.
Дети любят смотреть мультфильмы больше всего на свете - до той поры, пока не узнают, как интересно делать их своими руками.
Совместная работа педагогов и детей по созданию мультфильмов может оказать положительное влияние и внести неоценимый вклад в воспитательную систему подрастающего поколения. Это действенный метод, так как такая деятельность запомнится детям надолго, будет способствовать интеллектуальному развитию, развитию мелкой моторики, предметной деятельности, творческих, эстетических и нравственных сторон личности.
Анимация – как вид экранного искусства – дает детям возможность реализовать творческие способности, которые заложены в каждом ребенке. Работа над фильмом формирует личностные качества: инициативу, настойчивость, трудолюбие, ответственность, коммуникабельность и др. А это те целевые ориентиры, которые определены ФГОС дошкольного образования как возможные достижения ребенка на этапе завершения дошкольного детства.
Мультипликация включает в себя неограниченное число видов деятельности, открыта для детей (универсальность). В процессе создания мультфильма стираются границы между отдельными видами деятельности (целостность). Специфика мультипликации позволяет работать с ребенком, не перенося "в него" элементы человеческой культуры, а естественно помещая его в сферу этой культуры (причастность).
Процесс создания мультфильма – это интересная и увлекательная деятельность для любого ребенка, так как он становится не только главным художником и скульптором этого произведения, но и сам озвучивает его, навсегда сохраняя для себя полученный результат в форме законченного видеопродукта. Создать мультфильм можно как с детьми младшего дошкольного возраста, так и со старшими дошкольниками. Всё зависит от включенности детей в процесс создания мультфильма. Так, дети 3-4 лет могут с помощью взрослого создать декорации, нарисовать или слепить персонажей мультфильма; во время съемки – передвигать фигурки, могут озвучить его. Дети же старшего дошкольного возраста уже могут выступать в роли оператора, сценариста, режиссера-мультипликатор (аниматора), художника, актера и композитора.
Начиная с дошкольного возраста, дети страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций. Равнодушное отношение к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю. Недостаточно сформирована система работы с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье. В связи с этим и возникло желание о создании мультстудии с патриотическим уклоном.
Патриотизм применительно к ребенку дошкольного возраста определяется, как его потребность участвовать во всех делах на благо окружающих людей, представителей живой природы, наличие у него таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства; осознание себя частью окружающего мира. Дети смогут получить и многократно закрепить знания о предметах и явлениях окружающей действительности в процессе создания мультфильма. Каждый мультфильм будет представлен в виде короткой истории: о семье, о малой родине, о стране, о людях, прославившие нашу страну и т.д.
В настоящее время мультфильмам не отводится важное воспитывающее и развивающее значение. Организация кружков и совместных просмотров мультипликационных фильмов может оказать положительное влияние на детей и внести неоценимый вклад в воспитательную систему подрастающего поколения. Это действенный метод, так как такая деятельность запомнится детям надолго, будет способствовать развитию мелкой моторики, предметной деятельности, творческих, эстетических и нравственных сторон личности.
Цель: обеспечение условий для развития интеллектуальных способностей и творческой деятельности у детей старшего дошкольного возраста в процессе создания мультфильмов патриотического содержания.
Задачи:
- Создать условия для обучения детей навыкам работы с различными техническими устройствами: ноутбук, фотоаппарат, звукозаписывающее устройство;
- Создать условия для развития креативности, нестандартного мышления, творческого подхода к поставленной задаче;
- Создать условия для поддержки инициативы, самостоятельности и возможности выбора на всех этапах создания мультфильма;
- Создать условия для эмоционального благополучия детей в группе;
- Обеспечить условия для развития у детей навыков работы в команде, умения принимать ответственные решения, от которых зависит общий творческий процесс;
- Создать условия для речевого развития детей (обогащение словарного запаса через овладение научными терминами, названиями оборудования, названиями процессов в компьютерных программах при создании мультфильма).
Принципы и подходы к реализации программы
Принцип самоценности дошкольного возраста, его полноценное проживание. Каждый период детства рассматривается как настоящая, самобытная, неповторимая жизнь.
Принцип деятельности. Решение образовательных задач опирается на характерный для этого возрастной этап виды детской деятельности и общения с взрослым.
Принцип содействия и сотрудничества детей и взрослых, который реализуется в личностно - ориентированном взаимодействии взрослых с детьми и предполагает создание условий для эмоционального благополучия каждого ребенка, уважения к его интересам и потребностям, предоставление права на реализацию своей индивидуальности.
Принцип поддержки инициативы детей в разных видах деятельности. В программе предусматривается предоставление каждому ребенку возможности выбора занятий, материалов.
Принцип интеграции содержания образования. В данной программе принцип интеграции реализуется в сочетании и взаимопроникновении в педагогический процесс разных видов детской деятельности.
Оборудование:
Кабинет, оборудованный анимационным станком или свободное пространство помещений, стол, стулья по количеству детей:
- Фотоаппарат,
- Штатив,
- Осветительные приборы,
- Фотокамера
- Компьютер с программой для съемки и монтажа.
- Материал для изготовления персонажей и декораций (пластилин, цветная бумага, ткань, бросовый материал, и т.д.)
Техники анимации:
Перекладка (вырезывание предметов из бумаги, передвижение их на плоскости);
Предметная анимация (передвижение предметов);
Пластилиновая анимация (лепятся персонажи из пластилина, они могут быть как плоскими, так и объемными.
Техники могут быть смешанными.
Съемочный процесс включает:
- придумывание и обсуждение сюжета;
- создание персонажей и декораций;
- съемка мультфильма – в среднем 200-300 кадров (фотографий);
- озвучивание;
- монтаж.
Выделены следующие формы работы с детьми, которые используются при реализации программы: беседы, чтение и обсуждение, наблюдение, игры, практическая деятельность (создание мультфильма).
Режим занятий:
Возрастная группа | Продолжительность занятия | Периодичность в неделю | Количество в месяц | Количество в год |
5-6 лет | 25 минут | 1 раз | 4 | 27 |
Занятия проводятся 1 раза в неделю после обеда. С 15.30 до 15.55.
Оптимальная численность в группе кружка – 10- 12 человек.
Занятия начинаются с 1 октября и заканчиваются 30 апреля.
Ожидаемые результаты:
- Дети умеют самостоятельно пользоваться ноутбуком (включать, выключать его), входят в программу для создания мультфильма;
- Могут самостоятельно проводить покадровые съемки, используя фотоаппарат;
- Владеют правилами записи звука в специальной компьютерной программе
- Умеют самостоятельно записывать звука;
- Имеют представление о необходимом оборудовании для создания мультфильма;
- Проявляют патриотические чувства, ощущают гордость за свою страну, её достижения.
Подведение итогов реализации программы.
ФИ ребенка | Умеет самостоятельно пользоваться ноутбуком (включать, выключать его) | Умеет самостоятельно проводить покадровые съемки, используя фотоаппарат | Владеет правилами записи звука в специальной компьютерной программе | Умеет самостоятельно записывать звук | Имеет представление о необходимом оборудовании для создания мультфильма | Проявляет патриотические чувства, ощущает гордость за свою страну, её достижения |
«+» - Да
«-» - Нет
Учебно – тематический план.
№ | Тема | Цели | План занятия | Номер и количество занятий |
1 | Что такое мультфильм? | 1. Формирование у детей адекватного представления о мультфильмах. 2. Формирование представлений о предстоящей деятельности. | -знакомство с мультстудией; -обсуждение известных детских мультфильмов; -обсуждение роли мультфильма в жизни ребенка; | №1 (1) |
2 | Обратная сторона экрана | 1. Формирование у детей представления о процессе создании мультфильма. 2. Формирование мотивации к дальнейшей деятельности. | -знакомство детей с различными анимационными техниками; -знакомство с материалами, из которых можно изготовить мультфильм; -просмотр мультфильмов, созданных другими детьми; | №2 (1) |
3 | Шаг за шагом | 1. Развитие познавательной активности, абстрактно-логического и наглядно-образного мышления. 2. Развитие воображения и креативности. 3. Оценка личности ребенка, уровня его развития, работоспособности и интеграции; исследование сферы его взаимоотношений с окружающим миром. | -знакомство детей с важными этапами создания мультфильма: сюжет, персонажи, декорации, озвучивание; -обсуждение данных составляющих на примере мультфильма "Пластилиновая ворона" | №3 (1) |
4 | Персонаж - кто это? | 1. Развитие воображения. 2.Развитие творческой активности. | -знакомство детей с характеристиками персонажа (характер, мимика, жесты, движения); -создание собственного персонажа (рисунок и рассказ о нем); | №4 (1) |
5 | Сюжет. Сказочная история | 1. Развитие логического мышления. 2.Развитие связной речи. 3. Развитие воображения и креативности. | -знакомство детей с правилами составления сюжета (завязка, развязка, заключение); -упражнение "Составление рассказа по картинке" -создание сюжета совместно со всеми детьми, используя созданных ранее персонажей; -обучение технике раскадровки | №5 (1) |
6 | Декорации. Построим волшебный мир. | 1. Развитие пространственного восприятия. 2. Развитие воображения. 3. Развитие познавательной активности. | -изучение способов изготовления декораций; -знакомство с различными материалами; -изготовлений декораций по придуманному сюжету | №6 (1) |
7 | Камера - мотор! | 1. Формирование у детей представлений о технических средствах, использующихся для создания мультфильма, и правил безопасности работы с ними. 2. Развитие воображения, абстрактно-логического, наглядно-образного мышления. 3.Формирование у детей интереса к деятельности. | -знакомство детей с приборами, необходимыми для съемки мультфильма; -обучение технике безопасности в мультстудии; -съемка мультфильма по заранее написанному сюжету | №7 (1) |
8 | Говорим и показываем | 1. Формирование навыков съемки мультфильма. 2. Развитие речи. 3. Развитие критичного мышления. | -продолжение съемки мультфильма; -озвучивание и монтаж мультфильма; -просмотр мультфильма, обсуждение проделанной работы; | №8 (1) |
9 | Фильм, фильм, фильм! | 1. Повышение самооценки. 2. Формирование мотивации к дальнейшей деятельности путем ее одобрения. 3. Оценка усвоения знаний детей по пройденному материалу. | -презентация готового мультфильма родителям, детям других групп, педагогам; -обсуждение полученных результатов; -викторина для детей "Что мы знаем о мультфильме" | №9 (1) |
10 | Наши эмоции. От улыбки станет всем светлей | 1. Развитие эмоциональной сферы. 2. Формирование адекватного представления об эмоциональных состояниях людей. 3. Повышение эмоционального фона. | -беседа на тему эмоциональных проявлений людей в различных ситуациях; -работа с калейдоскопом эмоций; -работа перед зеркалом - изучение собственных эмоций; -изготовление персонажей со сменными эмоциями; -разработка сюжета и съемка мультфильма "Наши эмоции" | №10-12 (2) |
11 | Наша речь. Ласковое слово. | 1. Развитие речи. 2. Формирование представлений об интонации, тембре, темпе речи у людей. 3. Развитие навыков вербального общения. | -обсуждение с детьми речевых особенностей людей; -упражнения на развитие риторики; -изготовление персонажей со сменными артикуляциями; -разработка сюжета и съемка мультфильма "Ласковое слово" | №13-14 (2) |
12 | Кто я? Я особенный Я среди других. | 1. Развитие положительного отношения к себе, повышение самооценки. 2. Развитие умения выделять в себе индивидуальные качества. 3. Помощь в осознании ребенком себя, как члена общества. | -обсуждение с детьми индивидуальных особенностей каждого человека; -игры на развитие положительного отношение к себе и повышение самооценки; -изготовление персонажей, отражающих особенности детей, создающих их; -разработка сюжета и съемка мультфильма "Я среди других" | №15-16 (2) |
13 | Моё окружение Моя семья. | 1. Формирование уважительного отношения к старшим. 2. Развитие у ребенка чувства защищенности и уверенности. 3. Развитие представлений о гендерных различиях членов семьи. | -беседа с детьми на тему "Мое окружение", определение позиции ребенка в семье и отношений между родственниками; -упражнения на развитие доброжелательного отношения к родственникам; -создание сюжета и съемка мультфильма "Моя семья" | №17-18 (2) |
14 | Наша родина - Россия! | 1. Развитие патриотического чувства. 2. Развитие мотивационной сферы. 3. Развитие познавательной активности. | -обсуждение понятий "Родина, страна, гимн, флаг, герб"; -разработка сюжета и съемка мультфильма "Наша родина - Россия" | №19-21 (3) |
15 | Великие люди планеты! | 1. Развитие мотивационной сферы. 2. Формирование представлений о великих открытиях и подвигах людей нашей планеты. 3. Развитие познавательной сферы. | -беседа о великих людях планеты, обсуждение известных личностей, знакомых детям и их пользы для людей; -методика "Автопортрет" -разработка сюжета и съемка мультфильма "Великие люди планеты!" | №22-23 (2) |
16 | Дружба народов. | 1. Развитие доброжелательного отношения к окружающим. 2. Формирование представлений о различных народах и их обычаях. 3. Обучение взаимопомощи и взаимовыручке. | - беседа на ему "Народы мира", их отличиях и сходстве, обычаях; -изучение нарядов разных народов; -методика "Рисунок семьи" -разработка сюжета и съемка мультфильма "Дружба народов" | №24-25 (2) |
17 | Мы вместе! Подведение итогов проделанной работы. | 1. Формирование критичного мышления. 2. Развитие мотивационной сферы. 3. Повышение самооценки и уверенности в себе, развитие рефлексии. | -просмотр мультфильмов, снятых за время занятий; -обмен впечатлениями, подведение итогов; | №26 (1) |
18 | Подготовка к творческому отчёту по дополнительному образованию | Создание условий для повышения самооценки и уверенности в себе. | Демонстрация патриотических мультфильмов | №27 (1) |
Содержание программы:
№ | Название темы | Количество часов для изучения |
1 | Изучение основ мультипликации | 8 |
2 | Закрепление навыков создания мультфильма | 5 |
3 | Создание мультфильмов на патриотическую тему | 11 |
4 | Презентация мультстудии, демонстрация полученных навыков | 3 |
Методическое обеспечение
- Бабиченко Д.Н. Искусство мультипликации. – М.: Искусство, 1964
- Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живём в России. – М., 2010.
- С чего начинается Родина? Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ./ под ред. Л.А. Кондрыкинской. – М.: ТЦ «Сфера», 2011.
- Матвеева О., Мультипликация в детском саду // Ребёнок в детском саду, 2006. - №5
- Художники советского мультфильма. – М.: Советский художник, 1978
- Обучающие видео по созданию мультфильмов. Видеосервис YouTube.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по дополнительному образованию в старшей группе по ФЭМП "Творческая мастерская "Эврика"
Данная программа дополнительного образования составлена с использованием методических пособий Е. В. Колесниковой «Математические ступеньки. Програ...
Рабочая программа по дополнительному образованию в младшей группе по ФЭМП "Занимательная математика для малышей"
Данная программа дополнительного образования составлена с использованием методических пособий Е. В. Колесниковой «Математика для детей 3-4лет» и В. П. Новиковой «Математика в детском...
Конкурс.Рабочая программа по дополнительному образованию кружок "Творим, играем, мастерим".Старшая группа.
laquo;Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок» В. А. Сухомлинский....
Конкурс. Рабочая программа по дополнительному образованию Кружок: «МОЯ ПЛАНЕТА»
Окружающий нас мир велик и разнообразен. Он включает в себя социальный мир людей, мир природы, мир предметов, созданных человеком. Необходимо помочь ребенку выстроить целостную картину мира, в которой...
Конкурс. Рабочая программа по дополнительному образованию Кружок: «ВОКРУГ СВЕТА»
Актуальность. Актуальность данного вопроса на сегодняшний день, не оспорима, и выражается в общечеловеческих ценностях российского народа. А именно – жизнь и здоровье человека, свободное развити...
рабочая программа для дополнительного образования детей старшей группы кружок "Математика в движении"
Главная идея кружка «Математика в движении», нацелена на формирование личности ребёнка и на развитие таких необходимых в современном мире качеств, как инициативность, креативность, нацелен...
Рабочая программа по дополнительному образованию АБВГДЕЙКА подготовительная группа.
Рабочая программа по дополнительному образованию АБВГДЕЙКА подготовительная группа. ...